{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Форматы кофеен на российском рынке (кофейня, островок, автокофейня, вендинг) — что выбрать

За последние 10 лет россияне стали пить на 97% больше кофе. Высокий спрос на кофе привел к буму открытия кофеен в российских городах. Так в 2019 году количество кофеен впервые превысило количество баров.

Рентабельность классической кофейни доходит до 30%, а срок окупаемости начинается oт 6 мeсяцeв для небольших заведений. Планируя открытие кофейни, предприниматель должен составить грамотный бизнес-план и рассчитать все ресурсы необходимые для запуска дела, а также учитывать незапланированные расходы.

Аренда помещения для классической кофейни — 11-12%, фонд оплаты труда — 15%, foodcost — 35%, административные расходы вместе с маркетингом — 10%, в итоге прибыль — 20-30%, но может доходить и до 60%. Давайте разберемся, какие форматы кофеен приносят наибольшую прибыль.

В 2021 году на российском рынке существует три формата кофеен: lounge, base и point.

<a href='https://ru.freepik.com/photos/food'>Food фото создан(а) freepik - ru.freepik.com</a>

Lounge — классическая кофейня с полноформатной кухней

Кофейни формата lounge близки к привычным нам кафе с меню и официантами. Кофейни занимают помещения на первых этажах зданий площадью 120-250 м². Как правило находятся в центре города с выходом на оживленную улицу. Позиционирование обычно более эмоциональное, по сравнению с другими форматами: фокус на вкусную еду, комфортную обстановку для встреч с друзьями и отдыха.

Кофейни lounge ориентированы на широкую целевую аудиторию. Посетители не только проводят время в заведении, но и заказывают «кофе с собой». Дисконт для таких клиентов варьируется от 15 до 25% в зависимости от локации кофейни.

Base — кофе-бар с небольшим количеством посадочных мест

Кофейни формата base или монокофейни занимают площадь 40-100 м². Располагаются кофейни на фудкортах, в развлекательных и торговых центрах. Base-кофейни сочетают в себе формат «кофе с собой» и небольшую посадочную зону для посетителей. Гостей также обслуживают по меню, но ассортимент в таких кофейнях «базовый», а заказ чаще всего принимают у барной стойки.

Позиционирование base-кофейни — скорость обслуживания и эмоциональная составляющая (возможность отдохнуть и получить удовольствие).

Доля кофе «навынос» достигает до 50% в зависимости от локации кофейни. Base-кофейни конкурируют с фастфудом, прежде всего за счет атмосферы, несмотря на то что проигрывают по цене.

Coffee point — точка «кофе с собой» без посадочных мест

Еще один формат — point или coffee to go. Такие кофейни можно установить практически в любом месте. Минимальное помещение площадью 1-20 м².

Дополнительный ассортимент является минимальным и не требует особых условий хранения (например, шоколад или выпечка), поэтому площади для размещения небольшие. Если предполагается вендинговый аппарат «кофе с собой», то дополнительный ассортимент отсутствует.

Главное условие выживания — это постоянный пешеходный или автомобильный трафик. Около метро, вузов, в гипермаркетах и пр. К категории point или coffee to go можно отнести точки, работающие через окно, киоски, автокофейни и вендинг. Позиционирование кофеен этого формата строится на четырех критериях — скорость, удобство, вкус и цена (стоимость продукции дешевле, чем в других форматах, разница может достигать 30-50%). У формата point молодая целевая аудитория, в среднем 18-35 лет.

Рассмотрим каждый формат кофейни более подробно

Кофейня с посадкой или кафе — традиционный формат в общепите, как правило, располагает своей кухней. Для предпринимателей без опыта работы в общепите, открыть такое заведение сложно.

Плюсы формата:

  • Наличие кухни, полноценное меню и ассортимент
  • Трафик не только из тех, кто берет кофе с собой, но и тех, кто пришел провести время в кафе.

Минусы формата:

  • Затраты на открытие от 1 млн. рублей и выше
  • Сложно подобрать место для кофейни
  • Срок окупаемости от полугода.
  • Риски при неудачном размещении кафе
  • Большое количество разрешительной документации
  • Дорогое оборудование и аренда помещения
  • Текучка персонала
  • Высокая конкуренция
<a href='https://ru.freepik.com/photos/design'>Design фото создан(а) pressfoto - ru.freepik.com</a>

Кофейный островок или киоск — это точка, где продают кофе и другие напитки, а также десерты и выпечку на вынос.

Площадь таких кафе небольшая — 6-10 м². Формат допускает установку до 10 столиков и представляет собой полноценную кофейню, но без кухни. Основной минус по сравнению с полноформатной кофейней — ассортимент — вы не сможете приготовить на точке салаты и закуски (но сможете продавать готовые), вы не сможете подавать горячих блюд (но кофейне это и не нужно). Основным плюсом формата является небольшой размер островка. Киоск просто перемещать. Меньше зависимость от локации.

Плюсы формата:

  • Инвестиции в открытие 300-700 тыс. рублей
  • При неудачно подобранном месте аренды, можно быстро переехать на другую площадку не потеряв вложенных средств
  • Быстрый старт бизнеса
  • Минимум разрешительной документации
  • Островок или киоск можно установить в месте с высокой проходимостью
  • Невысокая арендная ставка за счет небольшой площади
  • Минимум персонала и сложных технологических процессов (кухонных)
  • Легкое открытие сети точек

Минусы формата:

  • Ограниченное меню и ассортимент из-за отсутствия полноценной кухни
  • Трудно организовать уютные для клиентов столики и зоны отдыха
StockSnap с сайта pixabayPixabay

Автокофейня

Нельзя сказать, что «кофе из багажника» быстро развивается в России. Бизнес зависит от сезона, а также небольшого количества согласованных с городом мест торговли. Взять место в аренду у «города» гораздо сложнее, чем у частных организаций.

Стоит также учитывать особенность — кофе впитывает влагу и меняет вкус, что требует настройки оборудования при изменении влажности.

Плюсы формата:

  • Мобильность кофеен — можно торговать там где это не запрещено
  • Быстрый старт бизнеса
  • Наличие укомплектованных автомобилей для старта бизнеса
  • Минимум разрешительной документации

Минусы формата:

  • Ограниченное меню. Продается только кофе и иногда замороженная выпечка
  • Низкая скорость продаж
  • Согласование с городом мест для торговли
  • Сложность контроля качества кофе
  • Затраты на обслуживание автомобиля
Dean Moriarty terimakasih0 с сайта pixabay

Кофейня самообслуживания

Один из самых популярных видов заработка — вендинговые аппараты. Такому бизнесу не нужны рекламные кампании и персонал. В России уже давно используются вендинговые аппараты по продаже снеков, контактных линз, а также средств личной гигиены и даже электронной техники. Но особым спросом у нас пользуются аппараты с горячими напитками. В современных кофейнях самообслуживания можно приготовить кофе как в классической кофейне за 1 минуту, потратив при этом всего 100 рублей.

Для владельцев таких точек «кофе с собой» это вариант инвестиций и создания дополнительного дохода. У кофеен самообслуживания самая высокая рентабельность среди вендинговых автоматов — от 50%. Каждая точка окупается за 7–12 месяцев и приносит владельцу от 30 000 до 120 000 рублей чистой прибыли ежемесячно, в зависимости от города, плотности населения и выбранной локации.

Плюсы формата:

  • Порог входа — от 340 тысяч рублей
  • Относительно автоматическая работа бизнеса
  • Отсутствие персонала. Нет затрат на поиск и обучение сотрудников
  • Легкое открытие сети точек
  • Сеть из 3–5 точек приносит предпринимателю доход от 90 000 до 360 000 рублей ежемесячно
  • Опыт в предпринимательстве необязателен

Минусы формата:

  • Доход напрямую зависит от локации, где стоит кофейня самообслуживания
  • Требуется уход за кофейным аппаратом
  • Возврат инвестиций с одного аппарата от 7 до 12 месяцев (прямая зависимость от локации)

Согласно данным консалтинговой компании Knight Frank, ежегодный прирост кофеен всех форматов в России составляет в среднем 3%, кофеен типа «кофе с собой» — 7%. На показатели влияет развитие культуры потребления кофе и доступный вход на рынок для бизнеса.

А какой формат выбрать, судите сами.

0
4 комментария
Leo Korobitsin

Я бы предпочёл автокофейню, или для автоматизации точку самообслуживания)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Karklin

раскрой почему?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Земцова

У меня забавная история. Не так давно я закрыла обычную кофейню, она уже работала в минус. Продала оборудование, думала попробовать запустить бизнес в другой сфере, но как-то само собой вышло, что стала заниматься кофейнями самообслуживания. Бизнес простой, никаких столиков, кухни, персонала нет, времени не так много тратится на обслуживание аппарата. По первому месяцу работы посмотрела какой получился доход. В июле открыла вторую точку, чуть попозже поставлю третью. Затянуло)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Нагибович

Для to go кофеен есть отличная система лояльности bezkart.ru
Работает в телеграме, стоит в месяц, как 7-8 порций капучино.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда