{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес из гаража: стоит ли делать всё самим

Продолжаем рассказывать об опыте Lifehacker Coffee в кофейном бизнесе. На этот раз поговорим о том, в какой момент стоит отказаться от идеи запустить собственное производство и сосредоточиться на партнерстве. И стоит ли вообще.

Хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам. Довольно расхожее утверждение, которому следуют многие. В том числе и те, кто хочет создать свой бизнес. Тем более, что удачных примеров историй успеха, в которых стартапер начинает работать над проектом в гараже, а спустя несколько лет стоимость его детища измеряется в сотнях миллионов долларов – масса. Хотя, в реальности, конечно, это не совсем так работает. Но если вы делаете дело самостоятельно, то видите картину целиком. У вас под контролем каждая мелочь, вы в курсе всех процессов. И ушлый или ленивый наймит не оставит вас с разбитым корытом. Красота? Красота. А сейчас мы расскажем, как лучше не делать, если помимо красивой истории успеха вы хотите добиться успеха реального. Исчислимого.

Делать самим нельзя, доверить кому-то другому

За производство стоек кофеен самообслуживания будущая Lifehacker Coffee взялась в 2020 году, имея за плечами уже успешный бизнес – полтора десятка полноформатных кофе-баров. Все мы помним и любим этот год, когда пандемия заставила многих предпринимателей менять вектор, к тому же мы в любом случае хотели попробовать что-то новое. Кто-то скажет, что стартовать с уже успешным бизнесом – это не совсем «в гараже», но в нашем случае это было именно так, причем почти буквально: первые стойки собирались силами и умениями близких, друзей, знакомых и знакомых знакомых. Которые, в свою очередь, были связаны с мебельным делом: стойка, если на неё смотреть абстрактно – мебель и есть. Зная, как укутать кофемашину облицовкой, фурнитурой и электронной периферией и обладая станком ЧПУ, сделать готовый продукт красивым и функциональным реально. Но таковым он будет только на первый взгляд, конечно.

Но всё равно дело пошло – стойки под нашим брендом начали разлетаться. В течение нескольких месяцев мы совершенствовали собственное производство. Что говорить, у первых стоек даже чек-листов не было: получили заказ, собрали, отправили, получили новый.

В итоге к осени заказов было столько, что мы попросту перестали успевать за объемами: отгрузить изделие на 20-30 кофеен – хорошо. В октябре у нас было порядка 70 заказов, в ноябре – почти 200

Конечно, это был уже никакой ни гараж, а постепенно отлаживаемое производство. Но при таком объеме, не имея достаточно мощностей и строгого контроля, факапов не избежать. Ты ведь, условно, делаешь всё сам, а у рук и внимания есть неприятная особенность заканчиваться. И это нужно обязательно учитывать тем, кто хочет начать делать нечто подобное «в гараже»: вы обязательно упретесь в потолок. Такое производство невозможно масштабировать, а главное – невозможно гарантировать бесперебойность с высоким качеством. Вы однажды опоздаете с заказом или соберете поделку из спичек и желудей. А то и всё сразу.

Все факапы были дотошно проанализированы, выводы были сделаны, решение было принято: лучше все-таки делать это не самим.

Тогда же, в ноябре, еще раз порадовавшись цифрам, мы начали искать того, кто сможет сделать всё то же самое, только больше – эдаких акул нелегкого мебельного бизнеса. Выловили мы их довольно быстро, дело снова пошло в гору. На очередном покоренном пике мы поняли, что одного такого производства мало. Нашлось второе, третье, четвертое. Всего за эти пару лет мы поработали с девятью компаниями. Частенько деловые отношения приходилось прекращать по объективным причинам: брак, непонимание специфики продукта, чтение ТЗ по диагонали, опоздания.

Очередные факапы. Еще немного аналитики, новые выводы: делать не самим действительно лучше, но большое количество производств не нужно.

А нужно понять, какое количество будет оптимальным под нужды компании, а затем путем перебора, чисто эмпирически найти действительно крутых партнеров. Производства, которые сделают нужный объем качественно и в срок. Сейчас их у нас пять: три основных и два запасных, которые мы подключаем в случае, если заказов оказывается очень много, и первые три не успевают справляться.

Текущая схема показывает отличные и, главное, удобные для нас цифры – 1200 стоек при спокойной работе без подключения запасных производств. С подключением – можем «съесть» 1600. И этого было бы невозможно добиться, продолжая самостоятельно работать с ЧПУ, краской и электроникой – даже если бы мы прокачались в этом деле до уровня гуру. На собственном производстве мы не смогли бы перевалить за цифру в 300 кофеен в месяц – это приблизительный порог масштаба цикла, максимум, которого можно добиться от оптимально работающей площадки с высокоэффективными станками. Этот порог необходимо было преодолеть – либо создавая и оснащая собственные площадки, либо выходя на уже существующие.

Наша продукция – стойки под ключ. Чтобы минимизировать вероятность брака готовой кофейни, сборку стойки мы доверили одному производству. И металлокаркас, и деревянные части, и органайзеры, и диспенсеры, и фурнитура, и фотопечать – всё это собирается воедино в одном месте в одно окно. В итоге ответственность за сборку несет тоже только одно лицо, одно производство. И такая организация процесса кажется нам самой верной. Опять-таки, мы могли бы делать это сами, но снова уперлись бы в порог в 300 единиц продукции в месяц. Так что работать с профильными компаниями-партнерами в нашем случае оказалось самым правильным решением.

Делать самим, нельзя доверить кому-то другому

На этом моменте может показаться, что Lifehacker Coffee – это офис, который просто работает с заказами. Разумеется, это не так. Отказаться от собственного производства и отдать его на аутсорсинг – не равно лежать в гамаке и пересылать сообщения.

Нет, мы – своего рода конструкторское бюро, которое кропотливо работает над секретными чертежами очередной вундервафли и, только убедившись в ее вундервафельности, даём изделию зеленый свет. В переводе на кофейный, за годы экспериментов мы разработали серию единых чертежей, моделей, которые понимает любое интересующее нас производство. Над нашими стойками потрудились отличные специалисты. А конкретно о продукции и ее особенностях мы расскажем в другой раз.

Не меньшее внимание мы уделили контролю качества – это тоже не передоверить. Не секрет, что разные промышленные изделия предполагают разный допуск качества. К примеру, в строительстве допустимы одни цифры, в автомобилестроении – другие, в авиастроении – третьи. В данном случае – от меньшего к большему. Каждый «ВАЗ-2108» был по-своему уникальной машиной, потому что они все получались немножко разные. Наши первые стойки были такими же, нынешние – нет. Мы разработали и задали такие параметры изделий, чтобы даже выпущенные на разных производствах стойки Lifehacker Coffee практически не отличались: под контролем находятся характер и качество материалов – вплоть до саморезов и высоты ножек в миллиметрах.

На данный момент мы реализуем три поколения нашей продукции: 3, 4, 4PRO и обновленную версию 4PRO Milk. Для каждого поколения нами разработан собственный чек-лист и методика фотосъёмки перед отправкой – третье поколение мы фотографируем не так, как четвертое. Каждая стойка получает свой уникальный идентификационный номер, отраженный в чек-листе – в случае брака, мы можем понять, когда, из чего и кем стойка была собрана. И решить проблему.

При передаче заказа мы обязательно задействуем собственный ОТК – наш инженер проверяет изделие вместе с клиентом, в четыре глаза. Так что наша дружба с клиентами начинается с чек-листа – по-другому завязывать отношения мы не собираемся.

Еще один момент, который точно нельзя никому передоверить – менеджмент производства. Кто, сколько и что делает. Здесь, конечно, все зависит от заказов. Поначалу никакого понимания, как логично обрабатывать заказы, у нас не было – мы просто хаотично раскидывали всё по производствам. Это работало, пока цифры не потеряли последнюю скромность. Тогда мы решили распределить производственные мощности по поколениям стоек – здесь делают детали одной, тут – другой, там – третьей. Сборка, напомним, в одном месте. Это показалось нам логичным: привлеченные к процессу сотрудники не сбиваются с технологии.

Но при переходе со второго поколения на третье мы споткнулись: одно из производств, где раньше готовили уже неактуальные теперь изделия, осталось «голодным» и без материала, а другое – перегруженным. Это повлекло за собой каскад накладок: больше лишних телодвижений, больше проверок, больше расходов. Учитывайте наш опыт, если ваша продукция тоже имеет градации и со временем обновляется. Стоять на месте – не наше (и, надеемся, не ваше) решение, но каждый новый шаг должен быть просчитан.

Сейчас, чтобы избежать таких ям, мы распределяем нагрузку на производства равномерно в зависимости от того, сколько и чего нам заказали на текущий период. К тому же, это нивелирует проблемы с возможной нехваткой материалов и ситуациями, когда партию приходится отбраковывать – пиковые нагрузки практически исключаются.

Все эти аспекты и многие другие, о которых мы в том числе рассказывали в статьях «Как формируется вкус кофе» – то, что мы не можем и не должны отдавать под чужой контроль.

Делайте то, что умеете. Остальное доверьте другим

Начали с расхожего утверждения, итоги подведём ещё одним. Чтоб добиться успеха в определенной области деятельности, необходимо потратить 10 тысяч часов на такую деятельность. Мы не измеряли, но вполне согласны.

Скорее всего, если бы мы 10 тысяч часов учились работать с материалами и станками ЧПУ, мы стали бы отличными специалистами по сборке кофейных стоек самообслуживания. Вполне возможно, что в создании этих изделий с нуля до установки на выбранном нашим партнёром месте равных нам в итоге бы не было. Но все эти 10 тысяч часов нам пришлось бы тренироваться на наших партнёрах. Это три с половиной года, если работать по восемь часов без выходных – только к 2024 году спустя сотни и сотни далеко не идеальных кофеен мы пришли бы к успеху. Имея, скорее всего, посредственную репутацию.

За всё это время мы потратили бы неимоверную кучу денег, которую в итоге пришлось бы закладывать в цену изделия. Которое, напомним, до 2024 года даже на вид бы столько не стоило. И в итоге уперлись бы в потолок производительности, потеряв средства, время и интерес потенциальных партнеров.

Но к тому моменту, как мы решили заняться производством стоек под ключ, мы уже потратили 10 тысяч часов на изучение кофейного бизнеса: мы знали, что должна представлять из себя стойка и как оправдать ожидания покупателя. Мы приняли верное решение, и наш бизнес стал универсальным и масштабируемым. Мы постоянно делаем именно то, что умеем лучше всего – совершенствуем свои изделия, контролируем процесс и находим новых партнеров. При этом они могут быть где угодно: нам не нужно переносить собственное производство на новое место, нам нужно найти подходящее уже там. С новым продуктом на старом месте проблемы также исключаются: мы можем молниеносно внедрить новый продукт на готовое к этому производство.

Качество продукта всегда должно быть конкурентным, а значит – должно расти. Характер нашего продукта не позволяет производить его в кустарных условиях в должном качестве и количестве, делать это стабильно попросту не получится. И если у вас примерно такая же ситуация, то оставьте себе только знания и умение вести дела: остальное доверьте другим.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Золотых

Посмотрев профиль "Timur Kuzmin" стало понятно, почему такие негативные отзывы. Конкуренция )

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

Так сложно расписываете элементарные вещи, как будто ведете кружок "умелые руки" в пансионате для слабоумных. В инете полно вариантов технологичных кофемодулей, которые реально обеспечивают высокие продажи кофе и используются лидерами рынка coffee-to-go:

Ответить
Развернуть ветку
Lifehacker Coffee
Автор

И снова здравствуйте! Тимур, конечно, вариантов модулей в интернете масса, но причем тут это? Мы рассказываем свою историю, как решили отказаться от собственного производства и отдать его на аутсорсинг. И выбрали такой стиль изложения, который вам, к сожалению, не понравился. Такое бывает)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
И выбрали такой стиль изложения, который вам, к сожалению, не понравился. Такое бывает)

Ага, бывает. И в вашем случае, бывает постоянно. Вы раз за разом пытаетесь "рассказать о своем опыте", но вас никто не читает. А знаете почему? Потому что вы транслируете устаревшие идеи, да еще с глубоким технологическим отставанием от лидеров рынка. Кофеварки, которые вы продвигаете, не могут сварить вкусный кофе, не могут работать на натуральном молоке и соответственно, не принесут потенциальным франчайзи ожидаемой прибыли. Тумбочки у вас сделаны из прессованных опилок, они боятся влаги, разваливаются от частых перемещений и также являются "идеей позавчерашнего дня".
И да, 76 просмотров за 12 часов после размещения на виси - это полное фиаско для копирайтера.

Ответить
Развернуть ветку
Lifehacker Coffee
Автор

Тимур, вы, вероятно, плохо знакомы с нашим продуктом. Стойки выполнены из качественного ЛДСП и при должном использовании не пропускают внутрь влагу. Вы написали про "устаревшие идеи"...мы постоянно улучаем наши стойки. Как айфоны выпускают 10, 11, 12 версии, так и мы 3 поколение, 4 и так далее. Но спасибо за ваш комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
вы, вероятно, плохо знакомы с нашим продуктом. Стойки выполнены из качественного ЛДСП и при должном использовании не пропускают внутрь влагу.

Продолжаем себя топить...
ЛДСП - это ламинированная ДРЕВЕСНО-СТРУЖЕЧНАЯ плита. Такой материал ВСЕГДА боится влаги. А "должное" использование всегда определяет покупатель кофе, который любит разлить купленный напиток так, чтобы он затек во все мыслимые и немыслимые места. Или уборщицы, которые запросто "поухаживают" за вашей кофетумбочкой из прессованных опилок с помощью мокрой половой тряпки...
До сравнения с яблочной компанией вы пока не дотягиваете, более точный пример - ТАЗ (тольяттинский автозавод), который каждые два года радует россиян очередным "улучшенным" ТАЗиком))

Ответить
Развернуть ветку
Lifehacker Coffee
Автор

Тимур, чтобы мы сейчас не ответили – разговор будет длиться вечно) Хотели проверить, реагируем ли мы на комментарии – да, реагируем. Хотели проверить, трём ли негативные – нет, не трём. Ваше право считать нашу компанию некачественным поставщиком. Наше право – не пытаться Вам доказать обратное. Право наших партнеров – выбирать самим, с кем им работать, потому что это их бизнес. Все просто) Хорошего вам дня!

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
Ваше право считать нашу компанию некачественным поставщиком. Наше право – не пытаться Вам доказать обратное

Разве я назвал Lifehacker Coffee "некачественным поставщиком"?
Для того примитивного оборудования, которое вы продвигаете, вы вполне качественный поставщик.
Я обращал внимание не на "качество", а на техническое несовершенство предлагаемых вами кофейных решений. Это касается как кофемашин, так и корпусов кофейных модулей.
Также я не оспариваю право ваших покупателей приобретать подобную продукцию. Скорее всего, у ваших покупателей нет средств, чтобы купить более продвинутые кофейные решения и поэтому они берут то, что доступно. Да, вкусного кофе качества HoReCa на ваших порошковых кофемашинах не будет, тумбочки из прессованных опилок развалятся после 2-3 перемещений по торговому залу, но зато предприниматели получат реальный опыт эксплуатации таких решений и следующий раз приобретут что-то более технологичное.
Сегодня таких как вы на рынке великое множество, весь яндекс директ забит предложениями кофейных франшиз на оборудовании "из говна и палок" и это совершенно нормально. Различные примитивные решения служат одновременно бизнес-фильтром и питательной средой для следующих уровней предпринимательства, когда уже набившие шики коммерсанты понимают, что "лучше меньше, да лучше" и "дешево хорошо не бывает".
Поэтому спасибо вам за вашу работу по взращиванию рынка и ассенизации лишних игроков.
Хорошего дня!)

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin
стало понятно, почему такие негативные отзывы. Конкуренция )

- конкуренция это всегда хорошо, без конкуренции нет развития.
- "конкуренция" со мной применительно к авторам колонки - незаслуженный комплимент для последних. Между нашими бизнесами слишком большой технологический, маркетинговый и как следствие, экономический разрыв.
Ребята копошатся в неблагодарном поле мелких органических предпринимателей, я же работаю с крупными корпоративными заказчиками, не тратя время на ИП и самозанятых. Да и франшизами я не торгую, предпочитая создавать для корпоративных заказчиков их собственные кофейные бизнесы под ключ.
Наблюдая бесчисленное множество предложений от подобных "кофейных лайфхакеров", хочется раскрыть глаза молодым предпринимателям не переводить кровно заработанные деньги на подобные проекты "из говна и палок".

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соколов

Когда ждать 5 поколение??))

Ответить
Развернуть ветку
Гриша Каталевич

Хороший вопрос подняли. Когда бизнес подразумевает производство чего-либо, то тут начинаешь думать, самому налаживать свое производство или кому уже отдавать в работу. Я наверно из тех, кому было бы боязно отдавать продукт в изготовление кому-то другому))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Васильев

Нуу иногда “всё сделаю сам” не работает..если собственных мощностей хватает и масштаб производства устраивает, то можно и самому фигачить так то) А можно делегировать и жестко контролить качество.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Степанов

Было бы интересно узнать, как вы пришли к последнему дизайну стоек. Как принимали решение, что будете менять, пробовать новое и пр.

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Егорова

Да, расскажите про дизайн. Почему в эту сторону то пошли и почему так часто меняете поколения. 3 вида выпускаете сейчас, интересно что было до)

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда