{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

История рождения франчайзинга

Украл ли основатель франшизы McDonald`s концепцию братьев Мака и Дика Макдональдов?

На основе фильма "Создатель".

Считается, что Рэй Крок украл у Мака и Дика Макдональдов их бизнес.

У меня, как человека много работающего с франшизой, другое мнение.

Я считаю, что Рэй придумал и реализовал свой собственный уникальный бизнес. Принципиально иной по своей сути по сравнению с бизнесом братьев Макдональдов.

Что создали Мак и Дик? Модель «скоростной системы обслуживания», сегодня известной как «фаст-фуд», основанную на математическом расчете и строго выверенной технологии.

В основе этой модели лежали несколько революционных для того времени идей:

Новая целевая аудитория для «забегаловок у дороги». Герои фильма рассказывают, как решили отказаться от привычной аудитории подростков, мотоциклистов и хулиганов, в том числе убрав от бистро автоматы с сигаретами и музыкальными дисками. И сделали ставку на семьи.

Анализ и управление расходами. Отказ от официантов, замена посуды на бумажную упаковку и одноразовая посуду. И, самая главная прорывная идея - обслуживание у окошка вместо обычной для того времени подачи блюд к автомобилю.

АВС-анализ. По результатам которого возникло уникальное меню всего из 3 самых востребованных блюд: гамбургер, картошка фри, коктейль.

Уникальная технология, основанная на идее «заказ ожидается 30 секунд, а не минут». В фильме разработка этой технологии показана просто замечательно. Теннисный корт, на котором раз за разом мелом перечерчивается то, что сегодня называется технологией (схема кухни с расположением всего оборудования), а затем команда воспроизводит весь производственный цикл, пытаясь уложиться в тайминг. И результат – отточенный процесс, дающий клиенту заказ за 30 секунд вместо обычного для придорожного кафе того времени получаса.

Плюс строжайший контроль качества и количества ингредиентов, санитарные требования, регламенты работы. И вот она – идеальная модель «скоростной системы обслуживания» братьев Макдональдов.

Украл ли Рэй Крок эту идею?

Нет. Потому что на самом деле он придумал свой бизнес. В основе которого были совсем иные «киты».

Первый – бренд. Та самая известная на весь мир буква M, которая, согласно фильму, началась как «Золотые арки».

А еще название McDonald`s.

"Дело не только в системе. А в имени. В грандиозном названии McDonald`s. Оно может олицетворять все, что захочешь. Оно безгранично и всеохватно. И звучит словно сама Америка".


Фильм "Основатель"

Второй – реклама и продвижение. Будучи коммивояжером, Рэй понимал значение рекламы и пользовался этим вовсю. Продвижение, продвижение и еще раз продвижение. Причем, через самые главные ценности американцев: «возможности», «движение вперед», «шанс сорвать большой куш», «дать шанс своей американской мечте», «успех».

Третий – партнерство. И выбор правильных партнеров (франчайзи). Только тех, кто действительно заинтересован в функционировании бизнеса и в получении дохода. Здесь он двигался методом проб и ошибок. Но именно благодаря этому теперь каждый франчайзер понимает, что не каждый может быть франчайзи.

Четвертый – экономика. Фильм отлично демонстрирует, как много времени, усилий и знаний разных людей вложено в то, чтобы бизнес-модель стала финансово стабильной и выгодной. И именно это — важнейший элемент франчайзинга.

Потому что заявленные братьями Макдональд стандарты приготовления и обслуживания просто не могли стать масштабируемой моделью: всем их отточенным требованиям невозможно было соответствовать, сохраняя окупаемость. Крок, взяв их идею, совершает в их глазах немыслимые преступления. Помещает в меню рекламу «Coca Cola», заменяет натуральное молоко в коктейлях на сухую смесь. Но именно этим он повышает доходность, снижает фуд-кост, и делает модель бистро коммерчески состоятельной.

Наконец, основной «кит» – управление земельными участками, на которых располагаются закусочные McDonald`ы, и получение дохода от аренды. Именно на этом, а не на гамбургерах и коктейлях, делает деньги корпорация Макдональдс, имея самую крутую недвижимость во всем мире.

Станьте владельцем земли, на котором готовят гамбургеры. Зачем Вам ресторанный бизнес? Работайте с недвижимостью.

Фильм "Основатель"

Итак, франчайзинг – это меню, технология и стандарты обслуживания, но еще и бренд, продвижение сети и определение ключевого элемента, на котором можно заработать деньги.

Так что, на мой взгляд, нет никаких причин говорить о том, что Рэй Крок украл у братьев Макдональдов их бизнес. По моему мнению, он создал свой. При этом, масштабируя действительно гениальный проект бистро, который придумали Мак и Дик Макдональды.

Как юрист, не могу пройти мимо еще несколько интересных моментов.

ДОГОВОР.

Браться Макдональды и Рэй были связаны договором, который четко определял принципы их взаимодействия при продаже франшизы закусочной. И стороны соблюдали их. И именно этот договор, который грозил Рэю финансовым крахом, заставил его искать новые пути решения, и создать собственный бизнес – франшизу Макдональдс.

Что в договоре было не так? Думаю, ничего. В нем были и понятные финансовые условия, и право вносить изменения в технологию и меню только по согласованию с создателями модели.

И, вероятно, проблема была именно в последнем. Высокая ответственность за качество услуг в какой момент сыграла злую шутку: браться отказывались менять что-то в технологии и меню, а это делало бизнес убыточным. При этом, они отказывалась менять не только то, что было связано непосредственно с приготовлением блюд, но и финансовые условия взаимодействия.

В фильме это емко отражено короткой фразой: "По контракту любое внесение изменений проходит длительный процесс переговоров, и не факт, что их одобрят. Пока что ни разу не одобрили».

Подобная негибкость и неумение слышать мнению франчайзи, его предложения, изменять что-то, применять новаторские методы, встречается и сегодня. И зачастую приводит к разрыву отношений. При этом франчайзи потом уходит далеко вперед, а создатель концепции остается не с чем.

Что еще?

РЕГИСТРАЦИЯ БРЕНДА.

Новаторский ход, который стоил Рэю дорого, но который и создал империю McDonald`s. Прославил фамилию братьев, и одновременно отнял у них право её использования.

И, конечно, ФИКСАЦИЯ ИЗМЕНЕННЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ .

Я имею в виду тот самый 1% прибыли, который был согласован устно, но который не был зафиксирован документально. Говорят, браться Макдональды так его никогда и не получили. Что закономерно. Ведь бизнес – это доверие, закрепленное документами.

Контракты как чувства. Их вечно топчут ногами.

Фильм «Основатель»

Тем, кто еще не видел фильм, - от души рекомендую к просмотру.

0
4 комментария
shantou FA

Спасибо, автор! и статья хорошая и фильм познавательный, несколько раз отложил просмотр этого фильма, по Вашей рекомендации все таки решил пару часов посидеть у монитора, и не пожалел.
Однако, моё мнение, если в бизнесе является главным фактором настойчивость, то без везения она превращается в настырность.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Елена Шильникова
Автор

Спасибо за обратную связь 8)

Кто ж против везения?

Да, Рэю везло: встретить братьев Макдональдов, увидеть потенциал; заключить договор, финансовые условия которого буквально заставили его искать пути выхода; встретить финансиста, который расширил его представления о бизнесе до управления недвижимостью; встретить такую же неугомонную женщину, которая тоже видела потенциал в замене живых коктейлей на приготовленные из смеси или в строительстве McDonald`s на стадионах.

Но именно настойчивость сделала из возможностей успех.

Ответить
Развернуть ветку
shantou FA

настойчивость - он продавал всякий хлам и раз за разом настойчиво предлагал свой товар всем встречным, - " где то вас видел раньше "...
настойчивость должно иметь свой лимит для каждого индивидуально (финансового,физически, морально...), иначе может возникнут депрессия,
у всех компаний есть какие то тайные стороны о которых мы не знаем и откровенно об этом не рассказывают и скорее всего, сет макдональдс был создан црушниками как курятник...

Ответить
Развернуть ветку
shantou FA

настойчивость - он продавал всякий хлам и раз за разом настойчиво предлагал свой товар всем встречным, - " где то вас видел раньше "...
настойчивость должно иметь свой лимит для каждого индивидуально (финансового,физически, морально...), иначе может возникнут депрессия,
у всех компаний есть какие то тайные стороны о которых мы не знаем и откровенно об этом не рассказывают и скорее всего, сет макдональдс был создан црушниками как курятник...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда