Какими soft skills должен обладать современный бизнес?

Уже к началу 2000-х стало очевидно: чтобы стать хорошим и востребованным профессионалом, недостаточно быть квалифицированным юристом, программистом или финансистом. Для того, чтобы находить выход из нестандартных ситуаций, которых становится все больше, необходимы некие общие особенности мышления сотрудников, независимо от того, в какой именно области они являются профессионалами. А чтобы эффективно работать в командах и встраиваться во все более востребованные режимы рабочих групп и технологий Agile, точно так же нужны общие для любой предметной области коммуникативные навыки. Так возникла концепция soft skills, в отличие от узкопрофессиональных hard skills.

Но новые времена выдвигают новые требования не только к работникам, но и к бизнесам как игрокам быстро меняющегося рынка. Можно ли, по аналогии с soft skills для сотрудников, выделить такие же обобщенные и неспецифичные компетенции для бизнесов в целом? Несомненно.

«Каждая компания должна стать IT-компанией!» – одной из первых этот принцип провозгласила Додо Пицца, собрав огромный штат айтишников и предложив клиентам большое количество дополнительных мобильных сервисов вокруг основной услуги. С тех пор прошло немало лет, и многие компании могут уже пользоваться готовыми заготовками, не создавая с нуля собственных дистанционных сервисов. Однако, необходимость присутствия в онлайн-пространстве для продвижения, продаж, разработки новых продуктов и получения обратной связи с рынка стала еще более настоятельной. А в условиях пандемии онлайн-присутствие и онлайн-продажи стали жизненно необходимыми. Сегодня почти любой работающий на потребительском рынке бизнес если не обладает чертами IT-компании, то как минимум имеет IT-компетенции для использования возможностей работы с рынком, которые предоставляют ИКТ-технологии. Вместе с тем, джентльменский набор IT-компетенций необходим и для того, чтобы поставить на современный уровень внутренние процессы компании. Внедрить электронный документооборот и BI-систему, автоматизировать часть работы колл-центра или других рутинных звеньев, установить систему киберзащиты или воспользоваться дешевыми облачными сервисами. В этом смысле IT-компетенции бизнеса стали полным аналогом soft skills, поскольку востребованы в любой компании независимо от отрасли и масштаба бизнеса.

Требование освоить еще один «сквозной навык» стало логичным продолжением необходимости присутствовать в онлайн-среде. Около 10 лет назад стала широко распространяться бизнес-функция контент-маркетинга, а с ней пришла в повседневность и новая профессия контент-маркетолога. Дело в том, что после освоения бизнесами онлайн-рекламы интернет настолько переполнился призывами «купи-купи!», что это начало раздражать пользователей, и реклама начала потихоньку превращаться в антирекламу. Тут-то и пришел на помощь контент-маркетинг: бизнес предлагает пользователю полезный и интересный контент, а заодно на сайте прямо или косвенно присутствуют элементы рекламы. Компании начали заводить блоги, а те, что покрупнее – поручать ведение корпоративных блогов специализированным агентствам, профессиональным копирайтерам и журналистам. В результате всякая компания становится медиа-компанией, и это – вторая «мягкая» компетенция, без которой не обходится сегодня ни один сколько-нибудь крупный розничный бизнес.

Но, к сожалению, платежеспособных клиентов все меньше, конкуренция за их кошельки все острее. Чем козырнуть перед посетителем? Как выделиться на общем фоне, если и лайфхаки, и сенсации можно найти почти на любом корпоративном сайте? Логика наращивания сквозных компетенций раскручивается дальше, требуя другого уровня полезного контента. Какой лайфхак самый полезный из всех лайфхаков? Сегодня для большинства пользователей, независимо от их стажа и возраста, самой ценной становится возможность обучиться новым профессиональным навыкам. Сначала бесплатные вебинары и миникурсы предлагали и продолжают предлагать крупные онлайн-университеты и школы в надежде привлечь клиента уже на платный основательный курс. Вслед за ними, видя успешность такой тактики, подтягиваются фрилансеры в сфере образования. У них – своя надежда: точно так же привлечь клиентов через первые бесплатные уроки, затем очаровать высоким качеством платных программ, после чего начать масштабироваться и со временем вырасти в солидную онлайн-школу. Сегодня методы и технические средства в сфере онлайн-образования совершенны настолько, что бесплатный образовательный миникурс может позволить себе даже фрилансер. Что же говорить о бизнесах, пусть даже и небольших? И вот все шире распространяется практика бесплатного обучения. В огромном количестве проходят в сети разовые вебинары, знакомящие с ценной информацией или новыми инструментами. Но в последнее время в ход пошли и целые учебные курсы. Начинается волна бесплатных курсов с крупных компаний – таких как KFC, Яндекс, Сбер, Тинкофф или Альфа Банк. Со временем, однако, практика охватит и средний бизнес. При этом бесплатный образовательный контент работает не только на внимание к бренду и доброе расположение возможных клиентов. Заодно решается задача отбора и привлечения наиболее талантливых молодых сотрудников. Но это уже другая история. В любом случае бизнесам важно успеть оседлать наметившийся тренд. А заодно задуматься: какой «сквозной» навык потребует рынок от компаний уже завтра?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда