{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Самая жёсткая схема мошенничества в моей жизни с почти голливудским ролевым сценарием

На днях я чуть не потерял большую часть накоплений из-за импульсивности и эмоциональности, но моя недоверчивость ко всему и всем наконец-то пошла на пользу.

Мне не раз звонили мошенники со странными / очевидными схемами, но в этот раз все оказалось сложнее и интереснее: фейковые МВД, Центробанк, Следственный комитет, сгенерированные «официальные» приказы Центробанка, подмена номера на реальный номер следственного комитета, меченые купюры, резервные ячейки Центробанка, повестка в полицию и прочие весёлые штуки социальной инженерии и НЛП.

Unsplash

Надеюсь, мой опыт поможет, если и вам не посчастливится попасть в похожую стрессовую ситуацию, или как минимум заставит лишний раз задуматься о финансовой грамотности и безопасности.

Местами история будет казаться очевидным бредом, но это после моей внутренней работы над ошибками и анализом — будьте уверены, в моменте все совсем по-другому, особенно, когда есть доп. факторы вроде усталости и высокой нагрузки.

Итак, начнём по порядку…

Предыстория

Я не из тех людей, которые могут забыть, куда положили банковскую карту, или оставить паспорт в руках незнакомого человека (даже если он сотрудник чего-то там) без личного пристального наблюдения.

Однако недавно я впервые в жизни потерял свою любимую чёрную карту жёлтого банка (до сих пор точно не могу сказать, каким образом). Пропажу, к слову, заметил не сразу — по ней успело пройти несколько транзакций на покупку топлива BP во Внуково, но среагировал быстро — перевел остаток денежных средств на депозитный счёт, заблокировал карту и уведомил СБ банка о факте утери. Карту перевыпустили, и проблемы закончились, казалось мне…

Сцена 1 — МВД

В четверг, 5 августа в 14:08 мне поступил звонок с номера +7 (495) 212-93-06 со следующим контекстом:

[Представились, назвали ФИО, должность, номер удостоверения 772938]

Здравствуйте. Это Главное управление экономической безопасности МВД России по г. Москве. Вы получили повестку явиться в локальное отделение полиции?

Громова, В роли лейтенанта МВД

А я не получал… Закаленный, как мне казалось, в подобных вопросах на прошлом опыте, я начал допытывать лейтенанта Громову (фамилии реально существующих людей будут изменены), кто она, и что ей от меня нужно.

Вам знаком некий гражданин Анисимов? Вчера он явился в отделение Сбербанка на Тверской с нотариальной доверенностью от вашего имени и данными о лицевом счёте и совершил попытку оформить кредит, представившись вашим племянником и прикрывшись вашим плохим состоянием, связанным с попаданием в больницу.

Сотрудники банка почувствовали подвох и начали задавать вопросы, в процессе которых гражданин Анисимов оперативно скрылся из отделения. Он кстати находится в федеральном розыске, и это рецидив…

Громова, В роли лейтенанта МВД

Перед тем, как продолжать разговор, я сказал, что это какой-то бред, и разговаривать с ней без подтверждающей официальной информации я не намерен.

Мне любезно предложили проследовать на официальный сайт МВД России и вбить в поиске по Одинцовскому району нужные ФИО — естественно, лейтенант Громова существует, что, по всей видимости, должно было меня резко успокоить.

На ряд вопросов вроде:

1. Почему делом, произошедшим на территории Москвы, занимаются сотрудники другого города?

2. Почему со мной не связался банк?

3. Причем здесь лицевой счет?

4. Как можно в Москве с таким количеством камер дать скрыться федеральному преступнику?

Был получен ряд ответов, большинство из которых не были исчерпывающими и точными. Девушка запиналась и говорила неуверенно, превентивно оправдав своё поведение тем, что это её первое дело. А Одинцовский район объяснялся нехваткой кадров в Москве.

После непродолжительного разговора я был поставлен перед фактом, что со мной свяжется Служба безопасности…Ваши ставки? Сбера?

Пфф, берите выше — на кону лицевой счёт и почти одобренный кредит, поэтому тут нельзя обойтись без самого… Центробанка. (И почему это только сейчас звучит так мемно? Ладно, это далеко не самое весёлое)

Мне сказали, что на гражданина Анисимова возбуждено уголовное дело по статье мошенничество, по которому я буду проходить свидетелем. Поэтому отныне я обязан находиться под заботливым наблюдением со стороны органов, в частности — оставаться на линии, по которой меня соединят с сотрудником службы безопасности Центробанка, избегать разрывов связи и предоставлять исключительно достоверные сведения для составления необходимых протоколов, весь разговор к тому же будет записываться.

Сцена 2 — Секретная служба безопасности Центробанка

После непродолжительного ожидания на связь вышел некий Волков Илья Сергеевич — по его словам «выделенный» сотрудник для расследования экономического мошенничества.

Здравствуйте! Лейтенант Громова передала нам материала дела о мошенничестве с вашими персональными данными, которые были скомпрометированы.


Совершали ли вы в последнее время сомнительные банковские операции? Может, заходили на подозрительные сайты, оформляли микрозаймы или взаимодействовали с букмекерскими конторами?

Волков Илья, Центробанкер

Нет (опускаю долгие расспросы и неинтересные детали)

В таком случае мы полагаем, что закон нарушили сотрудники банка, в котором вы обслуживаетесь*

Мы проверим всех вовлеченных лиц за последние полгода, а вы обязаны соблюдать конфиденциальность, и не разглашать информацию о ходе расследования третьим лицам — родственникам, коллегам и сотрудникам банка, если они выйдут с вами на связь.

Волков Илья, Центробанкер

* Я пользуюсь услугами одного банка

Затем Илья Центробанкер в течение получаса последовательно предоставил мне все "подтверждающие документы" (своё удостоверение и приказы банков на почту):

На вопрос, почему у них такая "правдоподобная" почта, мне сказали, что 1991 - год основания Центробанка, а бк изначально выбранный домен - в целом, все логично 😆

Стоит отметить, что господин Волков говорил серьезным и выдержанным тоном, спокойно реагируя на десятки вопросов, не запинаясь и не делая пауз, в отличие от Громовой. Он также поделился со мной личным телефонным номером для экстренной связи (всё-таки с этого момента он отвечает за мои деньги юридически и финансово согласно официальным документам):

Волков Илья Сергеевич: 8 (977) 413-17-41

Он еще раз обозначил высокую секретность расследования, вследствие чего мне предстоит беседа с самим СК, на кого меня и переключили по второй линии...

Сцена 3 — Следственный комитет

Безусловно в моём мозгу пронеслась тень сомнения при словах Следственный комитет - речь ведь идёт о рядовом мошенничестве с потенциальным ущербом даже не на десятки миллионов рублей.

Но эмоциональное воздействие схемы выстроено таким образом, что времени на раздумье попросту нет, особенно когда определитель телефона выдает Следственный комитет РФ:

Журнал звонков в день X

После снятия трубки на линии повисло напряженное молчание с моей стороны, и раздался спокойный уверенный голос с противоположной:

Евгений, добрый день. Майор Соколов Валерий Витальевич, Следственный комитет. Знаю, что вы только после Волкова, который уже частично рассказал вам о процедуре смены ЕЛС для защиты финансовых данных. Я в процедуре не сильно силён, и в мои обязанности это не входит - но я должен задать вам пару вопросов по делу. Уточните сведения, которые до вас донесли коллеги из МВД и Центробанка, пожалуйста.

Соколов Валерий Витальевич, Майор СК

Я уточнил - чётко, качественно, красочно, все как положено 🤦‍♂

Если вдруг дойдете до этого этапа, можете из спортивного интереса дать максимально асинхронную информацию, мол звонили вам не из МВД, а из прокуратуры, фамилия Центробанкера была не Волков, а Централов, на счету у вас почти 2 млн, но они в крипте на бирже, да и вообще вы работаете в Сбербанке юристом второй год - это неплохой способ выбить заурядных обзвонщиков из шаблона.

По той же логике можно изначально на вопрос Ало, это [ФИО]? Сначала спросить, кто это и что нужно, а потом сказать, что вы вообще-то не Геннадий, а Бальтазар.

Зачем? Часто у мошенников уже есть слитая и купленная на просторах даркнета база, в которой уже есть ваши данные. Это могут быть самые разные сведения - от полных паспортных данных до финансовой статистики и других важных сведений. Забивая на диалог, вы оставляете всё как есть, давая ложные данные, вы сбиваете с толку в ответ и ставите под сомнение актуальность базы и сведения о вас в частности.

Это я сейчас такой гениальный план придумал, тогда я просто отвечал на вопросы "следователя" в офисном гардеробе 😂

Главное, не шутите с настоящими органами, предоставление заведомо ложной информации - нарушение законов РФ. Вжух, и мы снова следим за ситуацией.

Майор продолжал заботливо делиться опытом, аккуратно напоминая мне, с какой инстанцией я имею дело:

Евгений, смотрите, по делу всё верно, мне передали аналогичную информацию. С моей стороны главное найти преступника, но по регламенту я не могу приглашать вас в офис без данных на руках о завершенности процедуры. Сейчас участились способы мошенничества - берут вот так информацию на людей, делают фальшивую доверенность и гастролируют по отделениям банков, порой до 5 -7 миллионов размер ущерба доходит.

И здесь все непросто - у заявки на кредит есть 3 стадии: подача заявление, предварительное одобрение, выдача займа банком. Квалифицированные сотрудники обучены распознавать обман, как в вашем случае, но не будем забывать про малоизвестные банки и конторы микрозаймов. Если на вас откроют и одобрят заявки, то в суде будет проблематично отстоять вашу непричастность, и банк будет защищаться - они первыми скажут, что у вас есть подельник, вы и деньги получили, и от ответственности уйти хотите.

По нашей статистике в таких делах банк выигрывает в 80% случаев, так что самое верное решение - не тянуть с перевыпуском ЕЛС, получить на руки документы, и с ними уже явиться ко мне очную встречу - я вам кое-что в жизни из опыта расскажу, советами поделюсь, ну и камеры посмотрим, разумеется - возможно, вы опознаете человека, да и сотрудников Сбербанка мы фоторобот составить обяжем.

Соколов Валерий Витальевич, Майор СК

Когда читаешь хорошую интересную книгу, то сначала ничего не понимаешь, а под конец происходит будто щелчок, после которого все раскладывается по полочкам и встаёт в нужном порядке.

Так вот из этой истории явно не вышло бы хорошей книги, потому что в моменте я запутался ещё больше, так что на крайний случай ждём хотя бы фильм со Стэтхемом.

Какая статистика?

Какие предварительно одобренные заявки без паспорта и доступа в лк?

Какая формальная процедура, блокирующая очную встречу со следователем по делу о несостоявшемся мошенничестве рецидивиста в федеральном розыске?

Майор со своим навязчивым житейским опытом по ощущениям застрял в плохих сериалах двухтысячных - ничего не знаю, не понимаю, но за преступления в офисе поясню.

Соколов ушёл делать другие важные дела, бережно передав меня обратно Волкову, скрупулезно готовящему процедуру по смене ЕЛС.

Достаточная концентрация бреда? А это я ещё до зашифрованных ячеек не дошёл...

Сцена 4 — Кульминация

Справедливости ради отмечу, что частично я поверил - это из тех ситуаций, когда ты вроде чувствуешь, что бред, но есть вот это "ну а вдруг".

И данные из налоговой у них есть, и номера реальные, и поведение персонажей жизнеспособное.

Но легенда про неведомые возможности ЕЛС, сгенерированные приказы с налепленными криво логотипами, странная фейковая почта, динамически меняющиеся номера, с которых звонил Волков, идиотская конфиденциальная процедура, повышенная секретность, отсутствие выбора и привлечение всех инстанций подряд - очевидный бред. Для полного счастья тут не хватает ФНС, ФСБ и судебных приставов.

Мой внутренний спор прервал суетливый Волков со своей процедурой:

Евгений, это Илья Волков. Майор сообщил, что первичное знакомство у вас состоялось, и я могу запускать процедуру. Готовы?

Волков Илья, Центробанкер

Если влезать в это всё, то нужно дойти до этапа, на котором схема очевидно ломается. И я вроде дошёл...

Готов.

Хорошо. Схема подробно описана в документах, которые я высылал. Ознакомились? Еще раз пройдёмся по алгоритму перевыпуска:

1. Для начала нужно оперативно закрыть старый ЕЛС.

2. Если суммарный размер активов превышает 1000 рублей, то счета необходимо предварительно освободить от денег - так счёт закроют быстрее, и выпустят новый в течение 1-2 часов.

3. Поскольку я теперь официальное доверенное лицо, выделенное вам Центробанком, и несу финансовую и юридическую ответственность за ваши деньги, а их с этого момента страхует Центробанк, вы должны строго следовать указаниям.

4. Я пришлю вам координаты ближайшего банкомата, до которого нужно дойти в течение 10-15 минут, и снять все деньги.

5. С этого момента деньги будут считаться мечеными, и их нужно внести уже на специальные архивные яче...

Волков Илья, Центробанкер

- Стоп, стоп, Илья Сергеич, не так быстро - с чего вдруг мне вносить куда-то снятые деньги?

Почему я не могу безопасно хранить их под подушкой?

С чего вдруг я должен торопиться?

И что это за неадекватная процедура - сначала докажите ее документально, а потом что-то от меня требуйте.

Евгений, документально доказать не проблема. Вы должны понимать риски ситуации - в любой момент вы можете лишиться ваших накоплений, и я вам уже помочь не смогу. Ведётся дело, ваши активы заморожены, пользоваться ими вы не можете до завершения всех формальностей, в противном случае вы сами станете соучастником уголовного преступления и будете нести ответственность.

Это УЖЕ НЕ ВАШИ ДЕНЬГИ, ЭТО ДЕНЬГИ ЦЕНТРОБАНКА для спецоперации. Можете рисковать, но я в таком случае сниму с себя всю ответственность.

Волков Илья, Центробанкер

Мы с Волковым болтали не один час, и мне не хотелось вот так резко лишаться всей его ответственности, поэтому мы пошли дальше, и я получил координаты ближайшего банкомата Тинькофф на Багратионовском мосту (ориентир ТЦ "Афимолл", к слову, дался Илье Сергеевичу с трудом и по буквам).

Москва-сити. Мост Багратион Maksim Ozerov, Getty Images

Я прогулялся до терминала номер 2249, на который мне указал безопасник, параллельно болтая с ним о подобных преступлениях - всё-таки не каждый день на тебя тратят время такие эксперты.

Евгений, вы перевели деньги на карту и сейчас стоите у нужного терминала 2249, чтобы снять их и освободить счета, все верно?

Волков Илья, Центробанкер

И да, и нет... Помните, я терял карту за неделю до этого?

Так вот у меня была выпущена запасная около года назад - платить ей можно, а вот деньги снимать нет, потому что пин-код я не ставил. Таким образом я мог лишний раз подстраховать свои сомнения.

Ало, Евгений вы на линии? Опишите, что происходит.

Волков Илья, Центробанкер

- Илья Сергеич, неадекватная процедура происходит. Я допускаю, что могут существовать неочевидные бюрократические регламенты, но это уже слишком. Деньги я снимать не буду, общение с вами продолжать тоже, поэтому прямо сейчас я позвоню сначала в МВД, потом в СК, чтобы проверить исходящие на меня звонки от названных вами сотрудников, а потом в СБ банка, чтобы обезопасить себя от ваших действий.

Евгений, вы видимо фильмов о мошенниках насмотрелись, что видите во всём подвох. Позвоните в СБ банка - попадёте с высокой вероятностью на тех же людей, кто скомпрометировал ваши данные, и усугубите своё положение.
Я предоставил вам свои документы и другие материалы, а сейчас у вас вновь появились необоснованные сомнения.

Волков Илья, Центробанкер

- Илья Сергеевич, документы вроде тех, что вы прислали мне на почту, можно сгенерировать за несколько минут, они вообще ничего не доказывают со всеми печатями, подписями и контактами - это просто какие-то файлы. Я настаиваю на повторном разговоре с майором по поводу всей этой ситуации - обсудим с ним ваши действия.

Евгений, в смысле документы можно сгенерировать? Если вы сможете сделать подобные документы, то станете обладателем уникальной технологии, которой пока что нет. Наше время ограничено, а вы тратите его на уловки из фильмов. Служба безопасности такими вещами заниматься не станет.

Волков Илья, Центробанкер

Ситуация становилась все более скучной и очевидной, мой интерес уже почти охладел, как объявился майор - видимо закончил со своими важными делами.

Евгений, Волков рапортовал задержку процедуры - что произошло, и почему у вас возникли сомнения? Времени у нас не так много согласно алгоритму, и лучше не терять его зря.

Соколов Валерий Витальевич, Майор СК

- Валерий Витальевич, ранее вы сообщали мне, что я смогу снять деньги в одном банкомате, а внести обратно в другому, то есть ситуация предполагала наличие выбора и времени для маневра. Даже если я действительно сниму накопления в связи со всей этой ситуацией, то переводить я их никуда не буду до момента, пока мы не увидимся с вами лично, вы не предоставите мне осязаемые материалы дела и обещанные записи с камер.

Я мерил шагами Багратионовский мост, наблюдая, как майор теряет терпение и сдаёт позиции...

Евгений, вы думаете у меня много времени вот так со всеми встречаться?
Сначала закончите процедуру по регламенту, получите подтверждающие факт мошенничества документы, а потом уже приезжайте ко мне в офис для очного общения. Вам не просто так звонят, вы общаетесь с серьёзными инстанциями.

Соколов Валерий Витальевич, Майор СК

- Сможете доказать, что обязательный регламент действительно существует на законодательном уровне?

Конечно сможем, он существует, и его целесообразность я комментировать не могу. Есть как есть, а значит придётся дейст...

Соколов Валерий Витальевич, Майор СК

Я бросил трубку, потому что становилось уже не смешно. Майор оперативно перезвонил, но вновь отправился в игнор, а я отправился за правдой, собственноручно набрав тот же самый номер Следственного комитета и попросив соединить меня с неким следователем майором Соколовым, расследующим дело о мошенничестве, по которому я прохожу свидетелем.

Мне коротко сказали, что это мошенники, потому что телефон многоканальный, работающий исключительно на приём обращений - позвонить с него невозможно.

Мне порекомендовали безвозвратно оборвать связь с мошенниками и, не вступая в коммуникацию, позвонить по специальному телефону доверия и сообщить о ситуации, а также подать заявление в полицию в ближайшее время.

Я поблагодарил дежурного за разъяснения и советы по дальнейшим шагам и повесил трубку. Данную процедуру я повторил трижды - операторы были разными, а советы одинаковыми, так всё окончательно и прояснилось.

Мошенники, к слову, за 15 минут разговоров с настоящим СК успели позвонить мне больше 10 раз, сменив осторожность и тактичность на наглость и напористость.

Данная ситуация, отнявшая часа 3 моей жизни, вызвала во мне разные эмоции:

Страх - что будет с моими данными и деньгами?

Недоумение - что за дичь творится в процессе разбирательств?

Гнев - как можно быть такими людьми? В начале разговора в ходе "расспросов" я в моменте поделился, что периодически отправляю деньги родителям, и рисковать ими не хочу в первую очередь поэтому.

Мошенникам всё равно, кто вы, и какова ваша жизнь - они готовы на всё ради собственного благополучия. Слышал истории, как деньги уводили у родителей детей-инвалидов, отложенные на операции.

Мне захотелось хоть как-то отыграть потерянное время и вложить его в заботу о других людях, поэтому я решил сообщить о происшествии во всех подробностях в свой любимый жёлтый банк - моей целью было рассказать о схеме и ее слабых местах и предложить сотрудникам проинформировать клиентов максимально оперативно - пушами, сторис в банке и другими каналами директ-коммуникации. Если это поможет хотя бы одному человеку сохранить хотя бы небольшую сумму - это уже будет не зря.

Я думал, что это будет быстро и относительно просто...но видимо был не мой день:

- Сначала меня 15 минут держали на линии, я устал ждать и скинул, перезвонив заново.

- Ситуация повторилась вновь - операторы задали вопросы по стандартному скрипту, так и не разобрались, что делать, но отказались переводить на СБ.

- Спустя минут 20 после первого звонка и 3 попыток трубку наконец-то взял некий Артём - сотрудник 1й линии поддержки, который толком и представиться нормально не смог. На просьбу соединить с СБ напрямую и короткое объяснение ситуации отреагировал стандартно - у нас другой порядок, я обязан зафиксировать обращение, с вами свяжутся по необходимости.

- Потом Артём в течение 20 минут медленно и нудно фиксировал детали моей истории, повторяя себе под нос практически каждую букву.

- Совместными усилиями мы успешно закончили диктант, мне даже дали пару советов, как защититься от мошенников, и обещали в кратчайший срок передать обращение в СБ.

- Никто в итоге не перезвонил.

Даже не знаю, что разозлило меня больше - что банк забивает на угрозу безопасности аккаунта в моменте, когда происходит конкретный кейс, или что он игнорит обращения, направленные на защиту других людей.

В общем, передаю привет Службе безопасности и КЦ Тинькофф - ребята, с вами надёжно (Допускаю, что СБ проверили ситуацию и приняли срочные меры, но это не отменяет факта, что меня продержали на линии и не донесли результат обращения).

Сцена 5 — Полиция

Через пару дней я всё-таки отправился в полицию писать заявление о мошенничестве. Сначала меня не хотели пускать внутрь 3 раза подряд - мол деньги при тебе, вот и живи спокойно себе, все равно при отсутствии ущерба дело вряд ли откроют.

Потом не хотели выдавать бланк, потому что это бесполезно, да и вообще, мне повезло, что я "хитрый", и не попался на удочку мошенников.

Но потом всё-таки выслушали, выдали бланк, приняли заявление с выдачей корешка о регистрации, провели беседу с дежурным опер-сотрудником, задали уточняющие вопросы и посоветовали запросить кредитную историю, чтобы успокоить нервы.

Итоги

Давайте агрегируем все приёмы манипулирования сознанием, которые были задействованы в схеме:

1. Смотрели фильм «Начало»? Здесь вместо вложенных уровней сна вложенные уровни мошенничества. Вас не пытаются убедить, что всё окей — вас выбивают из колеи прямым заявлением об уже совершившимся факте мошенничества, с которым вам «помогут» разобраться.

2. Создание волнительной атмосферы: прямой вопрос о получении повестки, тревожный рассказ о мошеннических операциях с персональными данными, красочные угрозы о небезопасности ситуации.

3. Принуждение к импульсивным действиям: вы должны действовать строго по регламенту, иначе сами якобы станете соучастником преступления - срочно опустошайте счета, срочно закидывайте меченые деньги на защищенные ячейки Центробанка для перевыпуска нового лицевого счёта, иначе в любую секунду вы лишитесь накоплений из-за действий мошенников.

4. Тотальный контроль ситуации: с вами все время на связи, ежеминутно, вам не дают думать, эмоционально сбивая с толку. Если вы подвержены перепадам настроения и неконтролируемому волнению, это будет несложно.

5. Конфиденциальность: вам запрещается разглашать сведения о ходе спецоперации кому бы то ни было, потому что таков официальный регламент. Делиться информацией нельзя даже с представителями настоящей Службы безопасности банка, ибо никому сейчас нельзя доверять, а им в первую очередь (данные ведь якобы были скомпрометированы изнутри).

6. Косвенные угрозы: не соблюдая официальный регламент, вы сами нарушаете УК РФ, не подчиняясь строго описанной процедуре, вы нарушаете закон в режиме реального времени. Вам называют номера и названия статей и ловко оперируют постановлениями и приказами, пытаясь сбить вас с толку.

7. Обещания и доказательства: вам четко ответят на все вопросы, майор впоследствии посмотрит лично видео с камер наблюдения вместе с вами в своём кабинете и по секрету расскажет о статистике подобных преступлений. Центробанкер предоставит удостоверение личности и все необходимые приказы, вам сгенерируют любой документ в течение нескольких минут.

8. Оперирование финансовой и правовой терминологией: вам подробно расскажут про бесконечные возможности лицевого счёта и алгоритме его законного перевыпуска, дружелюбно объяснят, чем вы рискуете в цифрах и годах.

9. Ролевая модель: у каждого своя четкая задача и роль — неопытная девочка-лейтенант, эмпатийный и структурный безопасник и матёрый добродушный майор СК РФ. Вас в любой момент переключат между ними и разыграют нужное действие — разъединение линии, новые материалы дела, новые акты мошенничества и прочее — это вопрос фантазии и желания заморачиваться, а такие люди спокойно готовы на это идти.

Выводы

Любой опыт ценен, особенно если его можно купить бесплатно. Ниже я расскажу, чему меня научила данная ситуация, и составлю для себя список основных правил на будущее:

Google images

1. По возможности не хранить на карте больше необходимого минимума — для меня это 2-3 тысячи рублей. Так я соблюдаю баланс между незначительными потерями в экстренной ситуации и отсутствием необходимости ежечасно переводить деньги с других защищённых счетов.

2. Получая тревожный звонок с официального номера, необходимо скинуть трубку и перезвонить в инстанцию лично по номеру с официального сайта, попросив соединить с нужным сотрудником - многие телефонные линии работают только на приём обращений, и таким образом можно сразу узнать о мошенничестве, если звонок поступил с такого номера, как было в моём случае.

3. Не сообщать конфиденциальные сведения даже сотрудникам "органов" - вся необходимая информация у настоящих органов есть, для выяснения дополнительных данных вас обязаны вызвать официальной повесткой для очного присутствия.

4. Не совершать импульсивных действий на горячую голову - если показалось, что что-то не так, значит этому есть причина. Стоит отойти от ситуации, посоветоваться с несколькими людьми и услышать разные мнения, а потом уже действовать.

Пожалуй, это всё. В лучших традициях vc.ru тут должна быть интеграция тг-канала, но увы. Я надеюсь, что мне не придётся вести тг-канал, где я рассказываю о подобных ситуациях на личном опыте 😄

Берегите себя и свои ресурсы, друзья, если посчитаете информацию ценной - обязательно донесите ее до близких людей.

0
478 комментариев
Написать комментарий...
ilia

Уже после первого же звонка я бы даже диалог не продолжал и связался с поддержкой банка, на всякие "да там рецидивист и вы свидетель. пока" требовал бы официальной повестки и заметил бы что если это мошенники, то пойду писать заявление.

Все. И всех таких "умопомрачительных историй" не было бы. (Кстати, это тренд такой что ли на VC - рассказывать истории как тебя мошенники развели или разводили пока не "дошло"?).

Все должны понять две вещи: 

1) пока вы на линии остаетесь и выполняете пассивную роль слушателя, которого устрашают, вас можно додавить. Это как в активных продажах даже тех же реально банков. 

2) связываться с банком только по официальным каналам - чат в приложении, телефон на карте или на главной странице сайта, группы официальные в соц.сетях. Самим. Тоже самое с "органами" если прям напугались и хочется проверить.

хоспади, у меня даже бабушка старше 75 лет после двух коротких разговоров поняла и на все звонки с втиранием или мошенничеством отвечала "спасибо, не надо. до свиданья. да идите в жопу/нахер!" и клала трубку, а тут взрослые люди ведутся, тратят время на общение с мошенниками и потом статьи писать...

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

А я бы даже не начинал диалог. Незнакомый номер - идите накуй.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Не, ну если тебе написали с centrobank1991 ... bk.ru 

Ответить
Развернуть ветку
475 комментариев
Раскрывать всегда