{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

ЦУМ по ошибке продал одежду на 2 млн рублей за копейки. Верховный суд встал на сторону Потребителя

Всем привет! Это Василий Черепанов.

В этот раз предлагаю вашему вниманию разбор дела, в котором потребитель с сентября 2021 года через суд пытается получить с ОАО "ТОРГОВЫЙ ДОМ ЦУМ" набор одежды за которую заплатил 2787 рублей. В свою очередь ЦУМ утверждает, что такой наборчик стоит в 846 раз дороже и не спешит с ним расставаться. Дело интересно тем, что оно прошло через Верховный суд РФ, который неожиданно встал на сторону потребителя, а также тем, что при новом рассмотрении дела потребителю снова отказали, но при этом теперь шансы у потребителя получить шмот велики как никогда!

Статья доступна также в видео формате на ютубе.

Завязка.

Дело не мое поэтому всю информацию для статьи я взял из опубликованных к настоящему моменту судебных актов. Они достаточно подробные поэтому не составит труда составить точную картину произошедшего. Ссылки на все судебные акты будут даны в процессе повествования.

21.07.2021 через мобильное приложение ЦУМа потребитель оформил заказ, в который входило 19 наименований временно недорогих (от 16 до 129 рублей) вещей. В судебных актах приводится полный список артикулов этих предметов одежды. Для понимания Пиджак, который сейчас на сайте ЦУМа продается за 297 000 рублей потребителю посчастливилось урвать в тот день за 129 рублей, а вот футболку с актуальной стоимостью 45 300 рублей всего за 16 рублей.

Общая стоимость заказа составила 2787 рублей и была оплачена Потребителем. С момента оплаты договор между сторонами был заключен и у ЦУМа возникла обязанность передать товар Потребителю.

В тот же день ЦУМ передумал исполнять свои обязательства и вернул уплаченную за заказ денежную сумму.

На следующий день Потребитель направил в ЦУМ претензию с просьбой передать оплаченный товар. 10.08.2021 ЦУМ отказал потребителю в исполнении договора, указав, что столь низкие цены были указаны на сайте из-за технического сбоя и являлись ошибочными.

Спорное исковое требование

06.09.2021 года потребитель обращается в Дзержинский районный суд г. Волгограда с требованием обязать ЦУМ заключить с потребителем договор купли-продажи на условиях заказа от 21.07.2021.

Требование заключить договор вызывает некоторое недоумение. Да, такое исковое требование существует, но заявляется оно в том случае, когда лицо, которое в силу закона обязано заключить договор, уклоняется от заключения. Например, вы пришли в магазин за кроссовками, а вам их не продают, не берут деньги, хотя для других покупателей такой проблемы нет. С ЦУМом же ситуация совсем иная, в момент, когда потребитель заплатил за вещи договор был заключен, просить суд обязать стороны заключить его еще раз это значит просить суд вынести неисполнимое и бессмысленное решение. Суд этим заниматься не будет и откажет в иске.

В данной ситуации необходимо было просить суд не обязать заключить договор, а обязать ЦУМ его исполнить (передать вещи) либо, если исполнение уже потеряло интерес для потребителя, просить возместить убытки.

К слову сказать, свои размышления о том каковы перспективы судебного разбирательства по такой категории дел я высказал в своем ТГ-канале еще в июне 2022 года. Там я рассмотрел возможную линию поведения для потребителя, который хочет получить товар, а также линию защиты для Продавца. К моему удовольствию, все мои теоретические идеи подтвердились на практике при рассмотрении судебного спора с ЦУМом.

Кроме того, я предложил идеальную, на то время, схему по получению товара купленного по ошибочной цене.

СУД

14.10.2021 на первом судебном заседании юристы ЦУМа действуют максимально профессионально и заявляют встречный иск о признании договора купли-продажи товара от 21 июля 2021 года недействительным на основании ст.178 ГК РФ как сделку, совершенную под влиянием существенного заблуждения. На мой взгляд это единственно правильный способ защиты и выход из ситуации, в которую попал ЦУМ.

На заседании 26.11.2021 судья выносит решение по делу. Удовлетворяет встречный иск о признании сделки недействительной и естественно отказывает в первоначальном иске. Договора больше не существует, а значит ЦУМ потребителю больше ничего не должен передавать.

Потребитель обжалует это решение в апелляционной и кассационной инстанции, но все безрезультатно. Шансы получить модный шмот тают на глазах.

Верховный суд РФ.

Потребитель подает жалобу в Верховный суд. Это его последний шанс, шанс один из ста. По статистике Верховный суд находит заслуживающими внимание только 1% от поступивших жалоб.

И Потребителю везет, его жалобу заметили и передали на рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2023 г. N 16-КГ23-6-К4

06.06.2023 года состоялось судебное заседание, по результатам которого Верховный суд решил судебные акты всех нижестоящих судов отменить, а дело передать на новое рассмотрение в суд первой инстанции (Дзержинский районный суд г. Волгограда).

Верховный суд пришел к следующим важным выводам:

1. Потребитель оформил заказ товаров и, оплатив их стоимость, осуществил акцепт оферты на заключение договора купли-продажи, то есть договор между сторонами был заключён, в связи с чем у продавца ОАО «Торговый дом ЦУМ» возникла обязанность по передаче товара покупателю.

2. В силу действующего законодательства покупатель имеет право на получение товара по цене, заявленной в интернет-заказе.

3. Условия договора, позволяющие продавцу в одностороннем порядке расторгать договор являются недействительными.

4. Для признания договора недействительным по причине технического сбоя имеет значение причины и характер технического сбоя. Верховный суд в качестве примера, позволяющего признать договор недействительным приводит ситуацию, когда технический сбой имел место и произошёл в результате злонамеренных действий третьих лиц, в связи с чем цены в интернет-магазине не отображались корректно

5. С учётом периодически проводимых магазином акций Покупка товара по крайне низкой цене не может считаться злоупотреблением правом со стороны потребителя.

Второй круг суда.

05.07.2023 дело с указаниями Верховного суда вернулось в Дзержинский районный суд города Волгограда.

А 31.08.2023 было вынесено решение, в котором потребителю снова отказали! Многие тогда удивлялись, Верховный суд же сказал пересмотреть, неужели у юристов ЦУМа был козырь в рукаве?

Но все встало на свои места, когда решение было опубликовано.

В этот раз отказали и потребителю, и ЦУМу.

Потребителю отказали потому что он требовал заключить договор, а суд пришел к выводу, что договор и так заключен и подтверждать это вынесением решения суда нет необходимости, что конечно логично.

ЦУМу отказали потому что суд не нашел оснований для признания договора недействительным. К сожалению, Суд этот вывод никак не мотивировал, причина и характер технического сбоя опять остались без внимания суда.

Решение пока не обжаловано, но до 07.10.2023 у ЦУМа время есть. Думаю, ЦУМ правом апелляционного обжалования воспользуется, но на мой взгляд шансы у ЦУМа что-то поменять стремятся к нулю.

Что дальше?

Дальше необходимо дождаться вступления решения суда в законную силу, оно вступит либо 08.10.2023, либо после апелляционного обжалования. Затем потребителю придется снова обращаться в суд уже с нормальным требованием: о возложении обязанности передать предварительно оплаченный товар по договору купли-продажи.

Хотя я на месте потребителя рискнул и подумал бы еще о варианте взыскания абстрактных убытков.

Те вещи, которые потребитель заказывал за 2 года потеряли свою актуальность, кому нужна коллекция 2021 года в 2023? Кроме того, многих вещей у ЦУМа в продаже уже просто нет.

Основания следующие: ЦУМ существенно просрочил поставку товара, что дает потребителю в соответствии со ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» право отказаться от товара и потребовать возмещения убытков.

Убытки можно требовать по п.2 ст. 393.1 ГК РФ как разницу между ценой, установленной в прекращенном договоре, и текущей (рыночной) ценой.

Полученные деньги Потребитель сможет использовать для того, чтобы купить заказанные им 2 года назад предметы одежды у более обязательного Продавца чем ЦУМ. А может конечно и купить что-нибудь другое. Ограничений нет.

Что в итоге?

1. Это не первое дело, которое было рассмотрено Верховным судом в этом году касающееся ошибочной цены, было еще дело № 49-КГ22-28-К6 от 04.04.2023, но если честно там Связной просто его слил, заключили договор, но не стали его исполнять, попытки признать его недействительным не было.

Здесь же ЦУМ использовал все возможные средства защиты и все равно проиграл, а это значит, если продавец не сможет доказать в суде, что технический сбой произошел по причине злонамеренных действий третьих лиц, то скорее всего ему придется передать товар, купленный по ошибочной цене.

С двумя определениями Верховного суда РФ позиция потребителей представляется очень сильной.

2. Здесь есть также моральная сторона вопроса. А стоит ли потребителям вообще покупать товары по ошибочным ценам и требовать их передачи. Одно дело ЦУМ у которого выручка 27 млрд рублей, для него это не смертельно, а если продавцом будет небольшой ИП с маркетплейса?

Спасибо за внимание, на сегодня все! В следующий раз расскажу, как проходят суды, когда продавцы отменяют заказы по надуманным причинам (товар закончился) без усложняющего элемента в виде ошибочной цены. Отменяют, а на следующий день товар появляется, но уже по цене на несколько тысяч дороже, от чего у потребителей очень подгорает и хочется справедливости.

Дело с моим участием, но легкой прогулки за справедливостью не получилось.

А чтобы ничего не пропустить подписывайтесь на мой канал в ТГ

0
151 комментарий
Написать комментарий...
under construction

С одной стороны, если произошел реальный сбой, невнимательность и т.д. То заставлять выполнять заведомо невыгодные условия договора это не справедливо к продавцу. Особенность интернет-торговли, что крайне сложно контролировать все изменения в прайсе, а наступают они мгновенно.
С другой, такие драконовские законы результат постоянного набутыливания покупателей на их невнимательности.

надо искать золотую середину.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Черепанов
Автор

есть инсайдерская информация что продавцов суды жалеть не будут, ошибка не ошибка обязаны продать товар по цене на сайте

Ответить
Развернуть ветку
under construction

я 20 лет занимался интернет торговлей. несколько раз проходил через такие разборки. удавалось отбиваться.
Самый трешь был когда в году 2008 переводил внутренний прайс с рублей на евро, накосячил и все это вылезло в розничный прайс. Цены в евро, а валюта в рублях.и народ миллиона на 1,5 рублей успел откупиться. Благо в основном были лично знакомые и просто подстраховали, что бы на деньги не попал.
если девочка по невнимательности в эксельке перепутала точки с запятыми то грузить за это проблемами перебор.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Плюс автоматизированных систем в том, что можно делать проверки при загрузке цен. Например, если закуп > новой цены, то не производить автоматическую смену цены по "эксельке", а ронять такую позицию в лист ожидания ручной проверки. И право выставить на продажу такую позицию из этого списка могут только узкий круг лиц, а не обычная девочка, путающая точки с запятыми.

Не на картонке же цену пишут)

Ответить
Развернуть ветку
under construction

"Не на картонке же цену пишут)"

так в этом и дело. на кортонке цена в 3 копейки не пройдет проверку на адекватность. сотрудник сообразит, что фигня какая-то.
а в цифровом виде этот момент может потеряться.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

в цифровом виде в той же адекватно настроенной 1С нельзя выставить счет с ценой товара ниже закупочной цены. 1С будет ругаться и счет не запишет. Это же можно реализовать в автоматической выгрузке цен из файла.
АС как раз имеют функции цены закупа и РРЦ, что позволяет не нарушать прибыль и договор.

Ответить
Развернуть ветку
under construction

"адекватно настроенной" хорошее слово.
так про то и речь, что у чуваков согласно их заявлений сбой произошел.

Опять же там от 1с до той цены которую видит на страничке покупатель может быть 3-4 встроенных микросервиса быть.

Ответить
Развернуть ветку
148 комментариев
Раскрывать всегда