{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ИИ-стартап продал продукт, который еще не работал: история TASS из Узбекистана

TASS – это проект, представляющий собой интеллектуальную систему видеонаблюдения, которая увеличивает продажи оффлайн-магазинов до 15%.

Стартап предоставляет два сервиса: Visitor analytics – сбор данных о клиентах (подсчёт количества посетителей и определение пола и возраста), и CJM, помогающий отследить передвижение покупателей внутри магазина, а также какие витрины и зоны в магазине наиболее посещаемые. Стартап находится на стадии Seed и функционирует с 2019 года. Но начало пути стартаперов было далеко не типичным.

Мы пообщались с фаундером проекта Шахзодом Умирзаковым, чтобы узнать, как получилось, что компания купила у них ИИ-продукт, который функционировал только на треть.

«Несколько лет назад я подрабатывал у отца кондуктором в автобусе, – рассказывает Шахзод. Была недостача – кондукторы не отдавали выручку полностью. И тогда я предложил отцу установить видеокамеры, которые отслеживали бы, сколько человек заходит в автобус.

Так мы с друзьями создали MVP – сами паяли, тестировали, и устанавливали систему в 80 автобусах, за что ежемесячно брали $25 долларов. Но оказалось, что наш рынок очень мал: частных автобусов не так много, государственный парк отказался, а в других странах уже были свои решения.

Стало очевидно, что работать только в пассажир-перевозке нерентабельно, и мы стали думать о масштабировании. На тот момент мы стали испытывать трудности – сотрудники уже несколько месяцев не получали зарплату.

Наконец, нашелся первый крупный клиент. Но он согласился установить нашу систему у себя в сети магазинов, если она будет не только подсчитывать количество человек, но и выдавать анализ покупателей – их пол, возраст, сколько времени они провели в магазине. Так мы увидели новый вектор развития технологии и стали искать разработчиков искусственного интеллекта.

Пока мы отлаживали процессы и искали новых программистов, команда по-прежнему работала исключительно на энтузиазме. А задач было много: искусственный интеллект обучается на основе большого количества данных, и нужно было обработать многочасовые видеозаписи с камер видеонаблюдения.

«За день до презентации мы проводим финальное тестирование. Увы, результат на тот момент был плохой – система показывала всего 32% точности. Конечно, можно было взять отсрочку, чтобы доработать технологию. Но мы решили не упускать возможность получить первые деньги и стали анализировать видео вручную. Всю ночь мы просматривали видеозаписи, считали количество людей, определяли их пол, возраст. А утром – пошли на встречу с учредителями».

Удивительно, но презентация прошла успешно. Мы получили первый заказ, благодаря которому отдали долги и выплатили команде зарплату. Но искусственный интеллект по-прежнему нуждался в доработке, поэтому еще около 2,5 месяцев мы продолжали вручную считать посетителей магазинов уже в 30 филиалах, пока наши программисты обучали систему. Наконец, мы достигли приемлемой точности 80%.

Сейчас наша система гораздо более продвинутая, точность 98%. Мы всегда в профите: у нас более 500 подключенных локации, и уже начинаем экспансию в Казахстан, Азербайджан и Турцию. Как потом выяснилось, наши заказчики и не догадывались о нашей схеме. Видимо, тогда стоило пойти против правил, чтобы скорее доработать продукт и сохранить команду».

Как рассказывает фаундер, теперь главная миссия TASS – трансформировать ритейл-индустрию в Узбекистане, чтобы в магазине можно было совершить оплату автоматически, без кассы и продавца. Такая технология уже существует в США. А в 2023 году они планируют запустить пилот у себя в стране.

Больше материалов о стартап-экосистеме Центральной Евразии на сайте платформы Startup Central Eurasia и в Telegram.

0
2 комментария
Диёрбек Хамидов

Трансформировать ритейл-индустрию не только в Узбекистане, но и во всем мире ;)

Ответить
Развернуть ветку
Startup Central Eurasia
Автор

больших успехов команде!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда