{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как снять корпоративный научпоп — на примере юбилейного фильма для «Мострансгаза»

Автор статьи: Мария Эстрова, редактор-аналитик компании «Меркатор»

На основе материалов закрытой лекции Андрея Скворцова «Фильм на 60-летие “Мострансгаза”»

По случаю 60-летия мы предложили «Мострансгазу» сделать не просто поздравительный ролик, а научно-популярный фильм о транспортировке газа. Заказчик нашу идею одобрил. Она возникла, поскольку юбилейный фильм, помимо поздравительной, должен решать ещё какую-то задачу компании, — например, продвигать её конкретной аудитории или привлекать молодых специалистов.

Сначала нужно было продумать драматургию. Один из наших сотрудников, опираясь на своё образование географа, подал идею для завязки. С его лёгкой руки фильм начинается так: «Ещё из школьного курса географии мы помним, что мороз в центр России всегда приходит с северо-востока. Удивительно, но тепло в центр России тоже приходит с северо-востока — в виде природного газа».

По классической схеме научпопа мы с помощью слова «как» обозначили цель фильма — показать, как газ доставляется с Ямала в европейскую часть страны. Была у ленты и сверхзадача: впечатлить детей сотрудников нашим рассказом и показать, что их родители — крутые ребята.

Над сценарием мы работали в сотрудничестве с заказчиком. Наши редакторы сделали подготовительную аналитическую работу — изучили информацию о компании и её деятельности, были в исследовательских поездках. Они провели предварительные интервью с сотрудниками.

Искали интересные факты. Из интервью выяснилось, что у «Мострансгаза» есть подземные хранилища, где газ объёмом в миллиарды кубометров находится под давлением в 100 атмосфер.

Ещё мы узнали, что на компрессорных станциях газ качают с помощью авиадвигателей, а при экспорте он проходит таможню. Из таких подробностей рождалась наша история, возникали эпизоды фильма. При этом мы старались соблюдать жанровые рамки и отсеивали то, что не вписывалось в концепцию научпопа, — даже какие-то идеи заказчика.

Съёмки проходили «в полях» — в разных локациях. Компания была огромной — работала в 18 регионах и включала в себя трубопроводы, подземные газохранилища, компрессорные и газораспределительные станции и другие объекты. Благодаря тщательной подготовке съёмочный процесс занял всего 3 дня.

Отдельного рассказа заслуживает то, как строилась работа профессионального ведущего с написанным нами текстом (снова отметим вклад редакторов, собравших сильную фактуру). По просьбе заказчика мы пригласили известного телеведущего Кирилла Набутова. Перед входом в кадр он на 15 минут уединялся и, вернувшись, выдавал на камеру живой, наполненный личным отношением монолог. Он говорил о зацепивших его фактах с восторгом и удивлением — соединял интеллектуальную работу со смыслом и актёрское мастерство.

Кирилл Викторович постоянно подавал идеи, которые украшали фильм. К примеру, нам нужно было рассказать про аварийно-восстановительный поезд — автоколонну, которая выезжает к месту разрыва газопровода. В разговоре за чаем нам объяснили, на что похож разрыв, приведя пример: внутри воздушного шарика давление в 0,03 атмосферы, внутри газопровода — в 2 000 раз больше. Ведущий ухватился за это сравнение и попросил добыть шарик. Так, благодаря его развитому навыку слушания, мы сняли запоминающуюся подводку (16:48).

К эпизоду на газокомпрессорной станции (9:43) наш рассказчик тоже придумал вступление — из трёх мини-«событий». Сначала он надевает каску и комментирует это, потом восхищается цветущими яблонями, дальше озвучивает цифры. Трёхчастная структура и выразительное интонирование ведущего создали ритм, похожий на музыкальный, и эпизод заиграл по-новому.

Сцена у работающего авиадвигателя (10:29) — самая забавная в фильме — также была находкой ведущего. Режиссёр не хотел снимать стендап при громком шуме, но Кирилл Викторович настоял. Из-за сильного гула он дублировал слова жестами, а ещё обжёгся о горячий металл, отдёрнув руку. В следующем фрагменте, у отключённого двигателя (10:45), режиссёр это обыграл — дал крупным планом ладонь, спокойно касающуюся холодной поверхности.

Таких примеров в фильме много. И они, конечно, повысили его качество. Эти же приёмы мы использовали в других наших работах, например в фильмах для крупных энергетических компаний — «РусГидро» и «Интер РАО»

24-минутная лента для «Мострансгаза» была издана на DVD тиражом 11 тысяч экземпляров — да-да, на DVD))))

Копии были подарены работникам «Мострансгаза», губернаторам и сотрудникам их администраций. Фильм крутили на мероприятиях компании и показали по ТВ.

Подведём итоги.

Научпоп — хороший корпоративный формат, подходящий практически для любой компании. Он особенно в тему, если у заказчика есть продукты, которые можно потрогать руками, промышленные или транспортные объекты/техника.

Чтобы научно-популярный фильм получился:

1. Сформулируйте, какую проблему он решает, что зрители узнают к концу. У нас: как газ доставляется с Ямала в Москву и Западную Европу.

2. Найдите эффектный вход в проблему. У нас это идея о том, что и холод, и тепло (газ) приходят из одного и того же места.

3. Обогатите фильм яркими историями и метафорами. У нас: воздушный шарик, авиадвигатели и др.

4. Фундамент хорошего научно-популярного фильма, залог его успеха — предварительная журналистская работа, исследование, интервью не под запись. Задавайте массу уточняющих вопросов — «выкачивайте» интересное. На этой основе пишите сценарий.

5. Сгруппируйте в съёмочном плане эпизоды, где ведущий в кадре, чтобы съёмочных дней у него было меньше. Особенно если это дорогостоящий ведущий.

6. Ищите рассказчика, который самостоятельно работает с текстом и его подачей, нескучно рассказывает о сложном, например — техноблогера, ТВ-корреспондента, ТВ-ведущего, создающего документальные фильмы. Оцените заранее, точно ли ведущий умеет увлечь «чужим» материалом себя и зрителя — независимо от того, будет он работать в кадре или за кадром. Лучше пригласить не актёра, а именно специалиста документального жанра.

Ранее опубликованные материалы:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда