Что такое "мусорное искусство"?
На прошлой неделе вышел новый выпуск «(Не)критично» об экоактивизме, послушать его можно тут. А здесь предлагаю почитать о трэш-арте, и вспомнить (и послушать, если еще не слушали) наш предыдущий выпуск, где мы уже говорили о похожем явлении, но применительно к современной моде.
Трэш-арт (от англ. trash – «мусор») – это направление в искусстве, связанное с использованием мусора в качестве материала для произведения. Впервые этот термин был использован в 1961 году английским критиком Лоуренсом Аллоуэем для описания городского искусства, использующего найденные объекты или механический мусор, из которых впоследствии создавались картины, скульптуры, коллажи и проч.
Думаю, что после словосочетания «найденные объекты» мы все подумали об одном и том же художнике – о Марселе Дюшане с его реди-мейдами. Дюшан также создавал произведения искусства, используя готовые вещи (писсуар, например), изолируя их от обычного контекста и переводя их тем самым из сферы быта в сферу искусства. Но в случае с треш-артом речь идет именно о мусоре, ненужных вещах.
Ярким примером треш-арта можно назвать, например, марсельского художника Сезара Бальдаччини, создающего скульптуры из деталей автомобилей.
Кстати, треш-арт есть также и в России. Например, в 1980-е годы Илья Кабаков представил работу «Веревки», представляющие собой нанизанный на 16 веревках мелкий мусор с несвязными надписями на нем – некий «языковой мусор».