{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Что носят художники?

Гардероб художников может рассказать нам об их методах, личной жизни, политике и даже о нас самих.

За последнее время это одна из самых волнительных из прочитанных ради удовольствия (а не научной составляющей) книг. Что вы сейчас носите? Почему вы выбрали эту одежду? Что она говорит о вас? Эти простые вопросы лежат в основе новой книги писателя и критика моды Чарли Портера "Что носят художники" (”What Artists Wear”): увлекательное исследование одежды, которую носят бунтари, нарушители правил и аутсайдеры из мира искусства.

В книге британский модный журналист и арт-куратор Чарли Портер рассматривает своих героев как нечто большее, чем просто «иконы стиля». По его словам, процесс создания искусства может поглощать и изолировать художника от внешнего мира. То, что человек носит при этом, будь то халат, синие джинсы или одежда от кутюр, является «свидетельством этого бесстрашия, этой сосредоточенности».

Это также свидетельство их человечности: ответ на канон обожествленных белых людей, напоминание о том, что все художники — простые смертные, чьи тела, как и наши, нуждаются в прикрытии.

По мнению Портера, непроизносимый язык одежды — интуитивный, часто обыденный, повседневный выбор, который делают художники, — может передавать послания, освещающие наш культурный и социальный ландшафт. "В последние несколько десятилетий художники ставят себя в центр своей работы, используя видео, фотографию и перформансы, как никогда раньше", - говорит он. "Поэтому одежда, которую они носят, также находится в центре работы. В помощью нее они посылают сигналы зрителю".

Бэкон в своей студии, 1974 г.

Так что же это за сигналы? И как их расшифровать? Возьмем, к примеру, снимок Фрэнсиса Бэкона. Сфотографированный в 1974 г. в своей студии в Южном Кенсингтоне, он сидит среди печально известного хаоса своего рабочего пространства, на тряпках перед ним лежат следы забрызганных краской брюк. И все же его одежда "свежая, сексуальная, модная, чистая". Почему? "Бэкон был художником неослабевающего контроля и хотел представить себя главным", - пишет Портер. "Когда он заканчивал работу, то переодевался и отправлялся в Сохо, готовый быть общительным и гламурным".

Жан-Мишель Баския на показе Comme des Garçons

А как насчет Жана-Мишеля Баския, еще одного художника, почитаемого за свой личный имидж? Он совмещал пошив одежды с покупками в комиссионных магазинах, работал моделью для Comme des Garçons и был одним из очень немногих художников, которые могли позволить себе дорогую дизайнерскую одежду, но при этом носили ее, чтобы рисовать, курить, веселиться, принимая брызги краски и ожоги от сигарет как часть художественного процесса. «Язык того, что он носил – огромный, беспорядочный, хаос под контролем – сформировался задолго до его внезапной славы», – говорит Портер.

Синди Шерман и Metro Pictures, Нью-Йорк, и Sprüth Magers

"Атакую одежду", - нацарапала Синди Шерман в своем блокноте в 1983 г.: "Уродливый человек (лицом/телом) против модной одежды". В том же году она опубликовала в журнале Interview серию автопортретов, которые, как пишет Портер, "ставят под сомнение модные образы", в том числе и эту фотографию, на которой она одета в сшитый на заказ, несовершенно подогнанный пиджак-платье французского кутюрье Жана-Поля Готье. Вместо того чтобы фетишизировать одежду, которую она носит, как произведение искусства, она рассматривает ее лишь как "средство достижения цели".

Йозеф Бойс. Фото сделано Каролиной Тисдалл в 1974 году у скалы Великана в Северной Ирландии

Немецкий художник Флюксуса Йозеф Бойс был сфотографирован Кэролайн Тисдалл на Дороге гигантов в Северной Ирландии в 1974 году. Он был одет в свою униформу более поздней жизни — белую рубашку и джинсы, рыбацкую куртку, фетровую шляпу — под пальто на меховой подкладке. По словам Портера, эта форма «сделала его одним из самых узнаваемых художников 20 века». Но для него одежда была не просто «торговой маркой»: каждый из этих компонентов был одновременно функцией и личной мифологией. Например, шапка, которую он носил, чтобы защитить голову от холода после авиакатастрофы (в 1944 году, когда он служил в ВВС Германии), оставила ему металлическую пластину в черепе. Согласно своим шаманским убеждениям, он сказал, что шляпа «представляет собой другой тип головы и функционирует как другая личность».

Любопытство Портера к этой теме заразительно. Он красноречиво рассуждает об уместности поразительного изображения яркого молодого человека из группы Блумсбери Дункана Гранта в спортивном костюме, бросающего вызов "представлениям о том, что на самом деле носят некоторые мужчины", о свежести и современности Ричарда Гамильтона в джинсовом комбинезоне с белыми носками и о "противостоянии классификации" Ричарда Таттла в его удлиненных брюках на молнии. Образы, безусловно, заставляют задуматься. "Эта книга не является попыткой обожествить то, что носят художники", - говорит он. "И это также не книга о моде. Меня интересует грязная, нечистая, обычная одежда, которая так много говорит нам о том, кто ее носит".

Автор текста: Вероника Никифорова

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Понравился текст? Поддержите нас лайком ❤

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда