{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

5 женщин-художниц эпохи Возрождения — от флорентийской монахини до фламандской портретистки

Искусство эпохи Возрождения ассоциируется с величайшими именами в истории искусства — Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Донателло и др. Однако менее известны женщины-художницы, оказавшие влияние на эту эпоху.

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе святой Екатерины Александрийской. Ок. 1615-17 гг

Эпоха Возрождения — период, охватывающий конец Средневековья (2-я половина XIII века — XIV век) и завершающийся в конце XVI века, характеризуется всеохватывающим стремлением возродить и развить достижения классической древности. Зародившись во Флоренции (Италия), вскоре эти веяния распространились по всей Европе. Искусство эпохи Возрождения ознаменовалось обретением развитой линейной перспективы, возрастанием значения реализма. Среди этих великих деятелей Ренессанса было много женщин-художниц, прославившихся в свое время.

Несмотря на то, что на протяжении многих веков эти женщины-художницы оставались вне зоны видимости истории искусства, современная наука давно начала исследовать их жизни и творчество, и по достоинству оценила их вклад в развитие искусства. Я подготовила краткие рассказы о пяти женщинах-художницах эпохи Возрождения, о которых следует знать.

Плаутилла Нелли (1524-1588)

Плаутилла Нелли. Святая Екатерина с лилией. Ок. 1550 г. Коллекция Галереи Уффици, Флоренция.

Плаутилла Нелли была монахиней доминиканского ордена в монастыре Святой Екатерины Сиенской во Флоренции и, по мнению многих исследователей, является первой известной женщиной-художником Италии эпохи Возрождения. Будучи самоучкой, Нелли руководила женской мастерской при монастыре и была одной из немногих женщин, упомянутых в основополагающем трактате Вазари "Жизнеописания выдающихся живописцев, скульпторов и архитекторов". Поскольку она развивала свою практику без формального обучения и ей было запрещено изучать мужскую обнаженную натуру, Нелли часто копировала работы других художников, а также мотивы из религиозных текстов и скульптуры.

Плаутилла Нелли. Тайная вечеря. Ок. 1568 г. Коллекция базилики Санта-Мария Новелла, Флоренция.

Катарина ван Хемессен (1528- 1565)

Катарина ван Хемессен. Автопортрет. 1548. Коллекция Базельского художественного музея

Художница Северного Возрождения Катарина ван Хемессен была дочерью выдающегося художника-маньериста Яна Сандерса ван Хемессена и является самой ранней фламандской женщиной-живописцем, чьи работы атрибутированы и дошли до наших дней. Родом из Антверпена, ван Хемессен добилась успеха еще при жизни, в том числе получила покровительство Марии Австрийской, регентши Нидерландов. Она была включена как в сборник “Жизнеописаний…” Вазари, так и в "Описание Нидерландов" Лодовико Гвиччардини (1567 г.). Однако наибольшую известность ван Хемессен принесло создание первого известного автопортрета художника за мольбертом — композиционный подход, ставший основой искусствоведческого канона, который использовали в дальнейшем самые разные художники — от Рембрандта до Репина, и дальше...

Катарина ван Хемессен. Женский портрет. 1548. Коллекция Рейксмузея, Амстердам.

Хотя она создавала картины на религиозные сюжеты, наибольшую известность она получила как портретист. Сохранилось восемь портретов и две религиозные композиции, подписанные ван Хемессен, датируемые 1548-1552 гг. Примечательно, что нет ни одной достоверной работы, относящейся к периоду позже 1554 г., что заставляет ученых считать, что она прекратила заниматься живописью после замужества с органистом Кристианом де Мориеном, хотя есть сведения, что она продолжала обучать трех учеников-мужчин.

Софонисба Ангишола (ок. 1532-1625)

Софонисба Ангишола. Автопортрет. ок. 1535-1625 гг. Коллекция Музея замка Ланькут, Польша.

Софонисба Ангишола была одной из самых успешных женщин-художниц эпохи Возрождения, чья репутация еще при жизни достигла международного признания. Родившись в знатной миланской семье, Ангишола смогла реализовать свои художественные устремления при поддержке семьи и начала получать официальное образование еще в подростковом возрасте: сначала она три года обучалась у Бернардино Кампи, а затем стала работать у Бернардино Гатти. Ее должность позволила ей также познакомиться с Микеланджело, с которым она обменивалась рисунками. В начале своей карьеры она выполнила множество автопортретов, а также портреты своих сестер, в том числе "Игру в шахматы" (1555), которые отличаются реалистичностью и живостью.

Софонисба Ангишола. Игра в шахматы. ок. 1555 г. Коллекция Национального музея в Познани, Польша.

Репутация Ангиссолы как живописца быстро крепла и росла, и примерно в 1559 г. она была приглашена ко двору испанского короля Филиппа II в Мадриде. За 14 лет пребывания там она выполнила множество официальных портретов членов королевской семьи и придворных, придерживаясь формального и сложного стиля, хотя, к сожалению, ни одна работа этого периода не сохранилась из-за пожара во дворце в XVIII веке. Завоевав значительное расположение королевской семьи, она до конца своих дней продолжала писать картины, а также преподавать и заниматься с молодыми начинающими художниками. В 1624 г. один из таких молодых художников по имени Энтони ван Дейк посетил Ангишолу, запечатлев свой визит в серии набросков и отметив, что от нее он узнал о принципах живописи больше, чем от кого-либо другого.

Лавиния Фонтана (1552-1614)

Лавиния Фонтана. Автопортрет у спинета со служанкой. 1577. Коллекция Национальной академии Сан-Лука, Рим.

Лавиния Фонтана, получившая образование у своего отца Просперо Фонтана, преподавателя Болонской школы, считается первой профессиональной женщиной-художником, поскольку содержала себя и свою семью исключительно за счет доходов от заказов. Ее муж выступал в качестве ее агента и брал на себя основную роль по уходу за 11 детьми, что было нетривиальным решением для того времени. Коммерческую практику она начала в середине двадцатых годов, создавая небольшие картины на религиозную тематику, но позже преуспела в создании портретов и стала любимицей болонских аристократок, которые охотно покупали ее услуги. Необычно для того времени, она также создавала крупномасштабные мифологические и религиозные картины, на которых иногда изображались обнаженные женщины.

Лавиния Фонтана. Визит царицы Савской к царю Соломону. 1599. Коллекция Национальной галереи Ирландии, Дублин.

В начале XVII в. она была приехала в Рим по приглашению папы Климента VIII и вскоре была назначена официальным портретистом Ватикана, а одним из ее натурщиков стал папа Павел V. Ее карьера продолжала развиваться, о чем свидетельствуют многочисленные награды, полученные ею, и бронзовый медальон-портрет, отлитый по ее образу и подобию скульптором и архитектором Феличе Антонио Казони. Она также была одной из первых женщин, избранных в Академию Сан-Лука в Риме.

Артемизия Джентилески (1593-1653)

Артемизия Джентилески. Автопортрет в образе лютниста. ок. 1615-1618 гг. Коллекция Художественного музея Уодсворта Атенеум, Хартфорд

В отличие от многих своих предшественников, Артемизия Джентилески на протяжении столетий сохраняла небывалую для своего времени известность благодаря своему драматическому и динамичному творчеству. Ее барочные композиции помогли открыть новую эпоху в живописи. Сегодня ее картины привлекают внимание мировой публики. Ее отцом был художник Орацио Джентилески, родившийся в Риме, который с ранних лет обучал Артемизию. Вдохновленная творчеством Караваджо и его высококонтрастными композициями, ее картины привлекали и привлекают внимание своей натуралистичностью и нюансировкой, отрываясь от идеализма прошлых поколений.

Артемизия Джентилески. Юдифь и ее служанка с головой Олоферна. ок. 1623-1625 гг. Коллекция Детройтского института искусств.

В 1612 г. Джентилески переехала во Флоренцию, где впервые добилась значительных успехов в карьере, в том числе получила покровительство дома Медичи и стала первой женщиной, принятой в Академию изящных искусств. Из всего творчества Джентилески наиболее известны ее автопортреты, а также религиозные сцены, в частности, сюжет "Юдифь, обезглавливающая Олоферна", версий которого известно не менее шести вариантов. Склонность Джентилески изображать женщин в качестве главных героинь своих работ — наравне с мужчинами — сделала ее новаторской для своего времени и впоследствии закрепила за ней статус одной из самых влиятельных художниц в истории западного искусства.

Текст: Вероника Никифорова

Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗

Понравился текст? Поддержите нас лайком ❤

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда