{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

5 знаковых головных уборов из мира живописи

Пока погода за окном рекомендует надеть шапку, я решила написать небольшой полушутливый текст на эту тему. Хотя популярность шляп сошла на нет в середине XX века, я очень грущу по этому поводу, учитывая способность головных уборов стать визитной карточкой их обладателя. Поэтому было решено обратиться к истории искусства, чтобы найти культовые шляпы, ставшие символами своей эпохи или визитной карточкой художника.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 г.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ. 1830 г.

Есть ли что-то более знаковое, чем свобода? Героиня Делакруа Марианна — популярное олицетворение Франции конца XVIII века — носит фригийский колпак: мягкую коническую шапочку, откидывающуюся на козырек. Фригийские колпаки носили с античных времен, и они были характерны для революционеров как в Америке, так и во Франции. Однако на самом деле похожий мягкий колпак под названием Pileus носили свободные люди, освобожденные из рабства в республиканском Риме, что и привело к ассоциации с освобождением, когда фригийский колпак в какой-то момент истории стали путать с ним.

Рене Магритт. Общее место. 1964 г.

Рене Магритт. Общее место. 1964 г.

Шляпы-бабочки стали фирменным знаком бельгийского художника Рене Магритта, который в течение 40 лет более 50 раз изображал их в своих сюрреалистических работах. Впервые шляпы-котелки были придуманы в 1849 г. для британского аристократа Эдварда Кока, но они стали настолько популярны среди растущей буржуазии, что вскоре были повсеместно распространены в Великобритании. Для Магритта они символизировали небытие, и художнику нравилось, как шляпы-котелки могли сделать фигуру абсолютно анонимной, вписав ее в неоднозначную толпу среднего класса.

Джузеппе Арчимбольдо. Библиотекарь. 1566 г.

Джузеппе Арчимбольдо. Библиотекарь. 1566 г.

Эта литературная шляпа, написанная в 1566 г., является творческим отступлением Джузеппе Арчимбольдо, более известного своими портретами людей, сделанных из овощей. Предполагается, что на "Библиотекаре" изображен историк Вольфганг Лациус, служивший при дворе габсбургских императоров вместе с Арчимбольдо, когда тот был официальным придворным портретистом Фердинанда I, Максимиллана II и Рудольфа II. Трудно поверить, что это произведение сюрреализма было создано почти 600 лет назад.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г

Одна из самых узнаваемых пар в истории искусства, "Портрет четы Арнольфини", часто привлекает внимание из-за отражения ван Эйка на заднем плане, споров о том, беременна ли женщина на портрете, и того факта, что пара не выглядит безумно счастливыми молодоженами. Несмотря на то, что шляпа Джованни Арнольфини выглядит тяжелой и непомерно большой, на самом деле она сделана из легкой плетеной соломы, окрашенной в темный цвет, которая была популярным вариантом летнего головного убора в 1430-х годах.

Элизабет Виже Лебрен. Автопортрет в соломенной шляпке. 1782 г.

Элизабет Виже Лебрен. Автопортрет в соломенной шляпке. 1782 г.

Виже Лебрен была одной из четырех женщин-художниц, принятых в XVIII веке в Королевскую академию живописи и скульптуры, а также близкой подругой и персональным художником Марии-Антуанетты. На этом портрете Виже Лебрен распустилась — в буквальном смысле слова. Для такого официального портрета ей полагалось бы надеть напудренный парик, а соломенная шляпка с живыми цветами роднит эту картину с портретами пастушек, которые встречаются в истории искусства как романтический символ женской независимости. Интересно, что ее подруга Мария-Антуанетта построила в Версальском парке целый деревенский дом с молочным хозяйством, фермой и мельницей — таковы были первые феминистские фантазии о ферме.

Текст: Вероника Никифорова

Понравился текст? Поддержите нас лайком ❤

Больше интересных материалов - в нашем телеграме

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда