Постсанкционный банковский апокалипсис: как сегодня выглядят IT-решения в финтехе

Вести бизнес в сфере финансовых технологий сегодня турбулентно. Каждый день приносит за собой что-то новое: западные программы перестают работать из-за санкций, отечественные ― еще не доведены до оптимального состояния. И все же, отрасль выжила после событий прошлого года. Меня зовут Мария Болдырева, я ― руководитель проектов компании Outlines Tech, и в этой статье хочу рассказать, что сегодня актуально в банковской сфере в разрезе IT-решений.

Три камня преткновения для банков

Проблемы в отрасли финансовых технологий, как и в любой другой отрасли IT, есть всегда. Но сегодня рынок столкнулся не с проблемами, а вызовами, которые нужно решать как можно скорее. Среди них я выделю три основных.

1. Сбои мобильных приложений. Они или не работают, или работают периодами, особенно на iOS, потому что попадают под западные санкции. Это рушит устоявшиеся клиентские пути и заставляет крупные корпорации откатываться назад, к старым каналам связи с пользователями ― звонкам, SMS и e-mail.

2. Переход на новые решения. Из-за проблем с лицензиями рынок лишился многих удобных решений, и все организации массово стали переходить на «старые-новые», то есть ― отечественные. Например, МойОфис вместо Microsoft, 1C вместо Axapta, SAP ERP или Oracle. Но с некоторыми продуктами импортозамещения трудно работать, потому что сложно предугадать стабильность их работы.

3. Поставки оборудования. Из-за политической ситуации и нарушения привычных путей логистики поставки идут дольше. Процедуры закупок сильно изменились, а цены на оборудование выросли. И если раньше в большинстве случаев можно было обойтись без тендеров, то сегодня они стали нормой.

Пока что картина IT-мира в банках такова: специалисты продолжают работать на том программном обеспечении, которое еще функционирует, но все понимают, что нужны новые подходы к IT-решениям.

На какое ПО «переезжает» финтех

B2B- и B2C-сферы сейчас сосредоточились вокруг наращивания нового функционала, потому что главная цель отрасли финансовых технологий остается неизменной ― повышение LTV, в том числе, пробуждение «спящих» клиентов. Хотя с точки зрения программного обеспечения банков изменилось не так много.

В феврале-марте прошлого года российские компании стали активно выпускать собственные разработки, потому что на них появился закономерный спрос. Среди них таск-трекеры вроде Яндекс.Трекер или «Пачка», облачные решения Adlook Cloud или СберДиск, сервисы отправки писем и SMS Sendsay, Mailganer, MindBox, а также программы для звонков, такие как VideoMost, IVA, VK Teams. Правда, пока это не принесло пользовательского бума в сфере финансовых технологий или непосредственно в IT.

В проектном управлении специалисты продолжают использовать хорошо зарекомендовавшие себя Jira и Confluence. В концепции data-driven по аналитике данных в топах Power BI, а для узкоспециализированных решений, вроде скоринговых программ, банки ищут российских подрядчиков с их системами.

С пользовательской точки зрения все продолжают работать на Microsoft, пока это возможно. А вот из корпоративного мессенджера Slack переехали в TenChat или Cisco Jabber, из почты Mail.ru в Sendsay, хоть с ней и не все гладко. Проблемы есть и с Zoom, но альтернатив ему практически нет. Некоторые банки пытаются перейти на Яндекс.Телемост, но он падает при нагрузках, если к конференции подключаются, например, 20 человек.

А если говорить о целях, которые сегодня помогают достигать IT-решения в области финансовых технологий, то это кредитование с высоким процентом надежности и возвратности, а также допродажа банковской продукции через прямые или смежные ниши рынка. Например, банк может сотрудничать с мобильным оператором, в приложении которого клиенты получают возможность заказать карту финансовой организации.

Новые тренды в сфере финтеха

После того, как из России ушел Apple Pay, заработала и активно развивается новая система оплаты по QR-кодам, которую сегодня используют 90% бизнеса, и банки в том числе внедряют ее в свои проекты.

Также финансовые организации стали активно продвигать собственные кассы, в том числе, за рубежом, основанные на системе МИР. Больше всего таких проектов в Турции, правда, и там ситуация с ними нестабильная: кассы работают с переменным успехом.

А вот где случился настоящий фурор, так это в истории с картами других стран. Россияне все чаще становятся клиентами банков Казахстана, Армении и Грузии. История переросла в то, что теперь не обязательно даже ехать за картами в эти страны, их можно заказать на дом. Но цена за услугу составит от 25 тысяч рублей. Но российские банки вовремя заметили этот тренд, и теперь некоторые из них нашли ИП-партнеров, через которых предлагают клиентам покупку таких карт, правда, с улучшенными условиями, вплоть до бесплатной поддержки и обслуживания в течение года.

IT-специалисты для банков: нюансы и сложности

В прошлой статье HRD нашей компании Валентина Циммер уже упоминала о главной нестыковке интересов между организациями и специалистами, но я тоже хочу об этом сказать.

С одной стороны, банки пытаются вернуть сотрудников в офис, некоторые даже практикуют удаленку и офисную работу посменно, 2/2 например. С другой ― сами специалисты, которые возвращаться в офлайн не горят желанием, потому что им удобно не быть привязанными к одному месту.

Поэтому сегодня бывает труднее выполнить главный запрос финтеха на IT-специалистов ― дать организации целую команду разработчиков и программистов, ведь брать разработку под ключ им не выгодно. Для онлайн-работы ― не проблема, а вот с офлайном сложнее.

От кандидатов банковские корпорации сегодня ждут:

  • готовности работать в офисе или по гибридному графику;
  • проживания на территории России или дружественных ей стран;
  • налогового резидентства России, чтобы работодатель мог платить НДФЛ в размере 13% , а не 30, как положено в случае с сотрудниками-нерезидентами.

Специалистам сегодня тоже приходится нелегко, и основной риск для них заключается в том, что банк может попасть под санкции, а это легко может означать уменьшение штата, сокращение зарплат, не говоря уже о непонимании что делать с IT-решениями.

Соискателям уровня Senior стало сложнее искать работу по своему ценнику в районе 300 тысяч, потому что банки стали чаще растить специалистов внутри компаний и ограничивать свободу их перемещений, что очень важно для профи этого уровня.

Вместо резюме

Российский финансовый сектор попал под европейские и американские санкции в прошлом году, и сегодня практически все банки РФ в той или иной мере ограничены мировыми запретами, самый ощутимый из которых ― отключение от SWIFT. Каждый представитель отрасли финансовых технологий страны сегодня одинаково рискует, но старается обеспечить своим клиентам, сотрудникам и активам максимальную безопасность. По данным финансового сервиса «Банкирос», лучше всего это получается у Сбера, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-банка, Россельхозбанка. Информацию для составления рейтинга порталу предоставил Центральный Банк России.

Идти или нет в сферу финансовых технологий ― это вопрос из категории личных целей специалиста. Если ему интересно и важно получить опыт в крупной организации, а также закрепиться на стабильной зарплате, то ответ на него однозначно будет положительным. К тому же, банки всегда запускают интересные проекты, например, по базам данных или конкретному стеку. При этом темпы работы в крупных финансовых организациях спокойные, а рабочие процессы, с большей долей вероятности, налаженные, в отличие от стартапов.

При этом нужно быть готовыми к тому, что банк ― это огромная корпоративная машина, в которой все решения требуют больше времени и сил, в отличие от тех же стартапов. И эта машина работает в своем операционном ритме, который не сбить. Например, когда я пришла работать в банк, то была не готова к тому, что придется ждать, пока мой ноутбук смогут подключить к корпоративной Wi-Fi-сети, но для банка это норма.

Сейчас сложно давать прогнозы о будущем отрасли финансовых IT-технологий, потому что они не кажутся радужными. И все же, у нас ― людей, причастных к сфере финтеха ― есть только один выход: искать альтернативы ПО и IT-решений среди отечественных разработок, потому что зарубежные все больше и больше от нас отдаляются.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Юлия Богачева

А мы сможем повторить Китайские ПО или их уже не догнать?

Ответить
Развернуть ветку
Роденькова Мария

Какой Китай, нам до Китая как до Китая)))

Ответить
Развернуть ветку
Outlines Tech
Автор

Ощущаем, что уже не догнать. Время покажет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Angelica

Повторить не сможем, а взять их ПО и выдать за свое вполне)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andy Avramenko
По данным финансового сервиса «Банкирос», лучше всего это получается у Сбера, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-банка, Россельхозбанка.

Прекрасная дорожка к тому, чтобы потом ни работу за рубежом никогда не получить в приличной стране, ни накопления от зарплаты не вывести. Ну и этическая сторона вопроса вызывает сомнения.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Митина

Нууу не знаю, у Российских ПО по-моему сомнительное будущее....

Ответить
Развернуть ветку
Роденькова Мария

Согласна. Наши спецы едут в другие страны, потому что там условия для них лучше. А мы в постоянно зависимости от Запада по разработкам.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Outlines Tech
Автор

Сложный вопрос. Время покажет
Интересно будет через 5 лет открыть аналитические статьи и прогнозы за 2022-2023 года и сверить ожидания с реальностью

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Anton Hovard

Вы же разработчики?
Сделайте уже нормальное ПО на айос, чтобы NFC платить, ну скока можно?🙈

Ответить
Развернуть ветку
BlackTech

Ты не можешь написать ПО на то, к чему нет доступа. Если android в своем SDK предлагает доступ к NFC модулю в полном размере, то swift дает крайне скудный функционал (если вообще дает) по типу метки какой-нибудь. Так было, есть и будет всегда

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Viktor Kvyat

А будет ли в России создан аналог SWIFT?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Шмаков

СПФС уже лет 8 создан, только он тоже теперь под санкциями и поэтому бессмыслен для зарубежных агентов

Ответить
Развернуть ветку
Outlines Tech
Автор

Виктор, добрый день!
SWIFT — это просто способ передачи данных между странами. Сложно обмениваться платежами без принимающей стороны. Поэтому сейчас развивают внутренную систему МИР.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Алена Дорникова

Ну и мы не про систему МИР говорим, а про то, что будет работать вне нашей страны

Ответить
Развернуть ветку
Валя Власова

Какие сотрудники сейчас востребованы в банках?

Ответить
Развернуть ветку
BlackTech

Все, что связано с разработкой. Фронтенд, бекенд, автоматизированное тестирование и тд

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Levkov Sashka

Да, вот тоже интересно! Будут ли банки сейчас "пылесосить" всех крутых спецов для новых разработок, чтобы выстроить сильную команду?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Outlines Tech
Автор

Больше всего шансов трудоустроиться у специалистов, которые готовы ходить в офис. Грейд: мидл и выше. А еще востребованы специалисты, которые работают с 1C, Битрикс24 или другим российским ПО.

Если говорить о мобильной разработке, в целом команды укомплектованы. Бешеного спроса на них нет, особенно это касается IOS-разработчиков. Это связано с блокировкой российских приложений.

Ответить
Развернуть ветку
Outlines Tech
Автор

Дополнение: в банках востребованы специалисты с опытом работы в других банках.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Ганов

Интересный обзор, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Outlines Tech
Автор

Василий, спасибо! Рады, что текст полезен :)

Ответить
Развернуть ветку
Марк Антропов

Банки с этим кризисом сильно шатнуло? Действительно ли там все так спокойно?

Ответить
Развернуть ветку
Outlines Tech
Автор

Изменились подходы к работе. Например, возвращаемся к звонкам, SMS и e-mail. Всегда есть риски, что новое мобильное приложение будет сбоить или вообще удалится (особенно на iOS). Возникают сложности с подбором команды.

В сфере не так спокойно, как хотелось бы. При этом держимся на плаву и продолжаем развивать банковские проекты.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Ольга Иванова

Как вы считаете, вернутся ли банки к удаленному формату работы или у них очень сильное желание закрыть всех it-шников в офисах? Не проще ли им привлечь команду на аутсорс?

Ответить
Развернуть ветку
Outlines Tech
Автор

Как раз ответили на ваш вопрос в ветке комментариев.

По поводу команды на аутсорс: финансовые компании давно пользуются такой услугой. Только аутсорс-сотрудники ходят или не ходят в офис наравне с трудоустроенными в банках коллегами.

Ответить
Развернуть ветку
Vit McFly

Часть решений из начала статьи появилась уже 6-12 лет назад (Videomost, Sendsay и прочие). Но в целом тренд прилично уловлен

Ответить
Развернуть ветку
Outlines Tech
Автор

6 лет назад... Как быстро время летит!
Спасибо, что подметили. В следующий раз внимательнее будем перепроверять текст.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс К

Почему банки перестают поддерживать относительно старые телефоны? По сути, в приложениях по функционалу - посмотреть сколько денег на своём счёте и перевести их куда-то. Но за каким-то лешим пихают в них не пойми что. Для примера, мой iphone 5s прекрасно открывал сберовское приложение. Прошло 8 лет и он его с каждым годом стал открывать всё медленнее и медленнее, появились выезжающие велосипедисты, смены фона в зависимости от времени и прочая белиберда. А теперь телефон вообще в списке неподдерживаемых. В альфе всё ещё можно заходить в приложение, но интерфейс постоянно едет не пойми куда. В тот же кэшбек порой войти просто невозможно - пустая страница и кнопка назад, либо масштаб элементов не соблюдается и кнопка на половину экрана без возможности прокрутки и прочее, прочее. И сами приложения стали весить по 400 мегов. Только вдумайтесь, 400Мб для просмотра своего счёта и перевода. Поголовно добавляются тупые чаты, которые не помогают от слова совсем, пока не напишешь матом перевести на оператора.
С веб версиями всё ещё хуже - страницы просто не влезают в память браузера, либо опять проблемы с масштабом, либо просто всё глючит.
Видимо разработчики ради одной функции "не изобретают велосипед", а тащат мегабайты зависимостей? Может как-то по рукам давать за такое, тем более за те деньги, что платятся в этой сфере? Или у них соглашение с разработчиками телефонов, что нужно писать всё максимально всрато, а начнёт со временем тормозить - пойдут покупать другой, с 32 процессорами и терабайтом оперативы?

Ответить
Развернуть ветку
Лара Бёрд
Почему банки перестают поддерживать относительно старые телефоны?

Тоже задавалась вопросом. Обычно пишут, что из-за безопасности и сертификатов. У меня был восьмой айфон, который с альфой нормально работал без каких-либо проблем. И до недавних пор, с переходом на новый, пользовалась веб-версией. Тоже не заметила там каких-то проблем, даже по лицу вход есть.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда