Постсанкционный банковский апокалипсис: как сегодня выглядят IT-решения в финтехе
Вести бизнес в сфере финансовых технологий сегодня турбулентно. Каждый день приносит за собой что-то новое: западные программы перестают работать из-за санкций, отечественные ― еще не доведены до оптимального состояния. И все же, отрасль выжила после событий прошлого года. Меня зовут Мария Болдырева, я ― руководитель проектов компании Outlines Tech, и в этой статье хочу рассказать, что сегодня актуально в банковской сфере в разрезе IT-решений.
Три камня преткновения для банков
Проблемы в отрасли финансовых технологий, как и в любой другой отрасли IT, есть всегда. Но сегодня рынок столкнулся не с проблемами, а вызовами, которые нужно решать как можно скорее. Среди них я выделю три основных.
Пока что картина IT-мира в банках такова: специалисты продолжают работать на том программном обеспечении, которое еще функционирует, но все понимают, что нужны новые подходы к IT-решениям.
На какое ПО «переезжает» финтех
B2B- и B2C-сферы сейчас сосредоточились вокруг наращивания нового функционала, потому что главная цель отрасли финансовых технологий остается неизменной ― повышение LTV, в том числе, пробуждение «спящих» клиентов. Хотя с точки зрения программного обеспечения банков изменилось не так много.
В феврале-марте прошлого года российские компании стали активно выпускать собственные разработки, потому что на них появился закономерный спрос. Среди них таск-трекеры вроде Яндекс.Трекер или «Пачка», облачные решения Adlook Cloud или СберДиск, сервисы отправки писем и SMS Sendsay, Mailganer, MindBox, а также программы для звонков, такие как VideoMost, IVA, VK Teams. Правда, пока это не принесло пользовательского бума в сфере финансовых технологий или непосредственно в IT.
С пользовательской точки зрения все продолжают работать на Microsoft, пока это возможно. А вот из корпоративного мессенджера Slack переехали в TenChat или Cisco Jabber, из почты Mail.ru в Sendsay, хоть с ней и не все гладко. Проблемы есть и с Zoom, но альтернатив ему практически нет. Некоторые банки пытаются перейти на Яндекс.Телемост, но он падает при нагрузках, если к конференции подключаются, например, 20 человек.
А если говорить о целях, которые сегодня помогают достигать IT-решения в области финансовых технологий, то это кредитование с высоким процентом надежности и возвратности, а также допродажа банковской продукции через прямые или смежные ниши рынка. Например, банк может сотрудничать с мобильным оператором, в приложении которого клиенты получают возможность заказать карту финансовой организации.
Новые тренды в сфере финтеха
После того, как из России ушел Apple Pay, заработала и активно развивается новая система оплаты по QR-кодам, которую сегодня используют 90% бизнеса, и банки в том числе внедряют ее в свои проекты.
Также финансовые организации стали активно продвигать собственные кассы, в том числе, за рубежом, основанные на системе МИР. Больше всего таких проектов в Турции, правда, и там ситуация с ними нестабильная: кассы работают с переменным успехом.
А вот где случился настоящий фурор, так это в истории с картами других стран. Россияне все чаще становятся клиентами банков Казахстана, Армении и Грузии. История переросла в то, что теперь не обязательно даже ехать за картами в эти страны, их можно заказать на дом. Но цена за услугу составит от 25 тысяч рублей. Но российские банки вовремя заметили этот тренд, и теперь некоторые из них нашли ИП-партнеров, через которых предлагают клиентам покупку таких карт, правда, с улучшенными условиями, вплоть до бесплатной поддержки и обслуживания в течение года.
IT-специалисты для банков: нюансы и сложности
В прошлой статье HRD нашей компании Валентина Циммер уже упоминала о главной нестыковке интересов между организациями и специалистами, но я тоже хочу об этом сказать.
Поэтому сегодня бывает труднее выполнить главный запрос финтеха на IT-специалистов ― дать организации целую команду разработчиков и программистов, ведь брать разработку под ключ им не выгодно. Для онлайн-работы ― не проблема, а вот с офлайном сложнее.
От кандидатов банковские корпорации сегодня ждут:
- готовности работать в офисе или по гибридному графику;
- проживания на территории России или дружественных ей стран;
- налогового резидентства России, чтобы работодатель мог платить НДФЛ в размере 13% , а не 30, как положено в случае с сотрудниками-нерезидентами.
Специалистам сегодня тоже приходится нелегко, и основной риск для них заключается в том, что банк может попасть под санкции, а это легко может означать уменьшение штата, сокращение зарплат, не говоря уже о непонимании что делать с IT-решениями.
Соискателям уровня Senior стало сложнее искать работу по своему ценнику в районе 300 тысяч, потому что банки стали чаще растить специалистов внутри компаний и ограничивать свободу их перемещений, что очень важно для профи этого уровня.
Вместо резюме
Российский финансовый сектор попал под европейские и американские санкции в прошлом году, и сегодня практически все банки РФ в той или иной мере ограничены мировыми запретами, самый ощутимый из которых ― отключение от SWIFT. Каждый представитель отрасли финансовых технологий страны сегодня одинаково рискует, но старается обеспечить своим клиентам, сотрудникам и активам максимальную безопасность. По данным финансового сервиса «Банкирос», лучше всего это получается у Сбера, ВТБ, Газпромбанка, Альфа-банка, Россельхозбанка. Информацию для составления рейтинга порталу предоставил Центральный Банк России.
При этом нужно быть готовыми к тому, что банк ― это огромная корпоративная машина, в которой все решения требуют больше времени и сил, в отличие от тех же стартапов. И эта машина работает в своем операционном ритме, который не сбить. Например, когда я пришла работать в банк, то была не готова к тому, что придется ждать, пока мой ноутбук смогут подключить к корпоративной Wi-Fi-сети, но для банка это норма.
Сейчас сложно давать прогнозы о будущем отрасли финансовых IT-технологий, потому что они не кажутся радужными. И все же, у нас ― людей, причастных к сфере финтеха ― есть только один выход: искать альтернативы ПО и IT-решений среди отечественных разработок, потому что зарубежные все больше и больше от нас отдаляются.
А мы сможем повторить Китайские ПО или их уже не догнать?
Какой Китай, нам до Китая как до Китая)))
Ощущаем, что уже не догнать. Время покажет.
Повторить не сможем, а взять их ПО и выдать за свое вполне)
Прекрасная дорожка к тому, чтобы потом ни работу за рубежом никогда не получить в приличной стране, ни накопления от зарплаты не вывести. Ну и этическая сторона вопроса вызывает сомнения.
Нууу не знаю, у Российских ПО по-моему сомнительное будущее....
Согласна. Наши спецы едут в другие страны, потому что там условия для них лучше. А мы в постоянно зависимости от Запада по разработкам.
Сложный вопрос. Время покажет
Интересно будет через 5 лет открыть аналитические статьи и прогнозы за 2022-2023 года и сверить ожидания с реальностью
Вы же разработчики?
Сделайте уже нормальное ПО на айос, чтобы NFC платить, ну скока можно?🙈
Ты не можешь написать ПО на то, к чему нет доступа. Если android в своем SDK предлагает доступ к NFC модулю в полном размере, то swift дает крайне скудный функционал (если вообще дает) по типу метки какой-нибудь. Так было, есть и будет всегда
А будет ли в России создан аналог SWIFT?
СПФС уже лет 8 создан, только он тоже теперь под санкциями и поэтому бессмыслен для зарубежных агентов
Виктор, добрый день!
SWIFT — это просто способ передачи данных между странами. Сложно обмениваться платежами без принимающей стороны. Поэтому сейчас развивают внутренную систему МИР.
Ну и мы не про систему МИР говорим, а про то, что будет работать вне нашей страны
Какие сотрудники сейчас востребованы в банках?
Все, что связано с разработкой. Фронтенд, бекенд, автоматизированное тестирование и тд
Да, вот тоже интересно! Будут ли банки сейчас "пылесосить" всех крутых спецов для новых разработок, чтобы выстроить сильную команду?
Больше всего шансов трудоустроиться у специалистов, которые готовы ходить в офис. Грейд: мидл и выше. А еще востребованы специалисты, которые работают с 1C, Битрикс24 или другим российским ПО.
Если говорить о мобильной разработке, в целом команды укомплектованы. Бешеного спроса на них нет, особенно это касается IOS-разработчиков. Это связано с блокировкой российских приложений.
Дополнение: в банках востребованы специалисты с опытом работы в других банках.
Интересный обзор, спасибо
Василий, спасибо! Рады, что текст полезен :)
Банки с этим кризисом сильно шатнуло? Действительно ли там все так спокойно?
Изменились подходы к работе. Например, возвращаемся к звонкам, SMS и e-mail. Всегда есть риски, что новое мобильное приложение будет сбоить или вообще удалится (особенно на iOS). Возникают сложности с подбором команды.
В сфере не так спокойно, как хотелось бы. При этом держимся на плаву и продолжаем развивать банковские проекты.
Как вы считаете, вернутся ли банки к удаленному формату работы или у них очень сильное желание закрыть всех it-шников в офисах? Не проще ли им привлечь команду на аутсорс?
Как раз ответили на ваш вопрос в ветке комментариев.
По поводу команды на аутсорс: финансовые компании давно пользуются такой услугой. Только аутсорс-сотрудники ходят или не ходят в офис наравне с трудоустроенными в банках коллегами.
Часть решений из начала статьи появилась уже 6-12 лет назад (Videomost, Sendsay и прочие). Но в целом тренд прилично уловлен
6 лет назад... Как быстро время летит!
Спасибо, что подметили. В следующий раз внимательнее будем перепроверять текст.
Почему банки перестают поддерживать относительно старые телефоны? По сути, в приложениях по функционалу - посмотреть сколько денег на своём счёте и перевести их куда-то. Но за каким-то лешим пихают в них не пойми что. Для примера, мой iphone 5s прекрасно открывал сберовское приложение. Прошло 8 лет и он его с каждым годом стал открывать всё медленнее и медленнее, появились выезжающие велосипедисты, смены фона в зависимости от времени и прочая белиберда. А теперь телефон вообще в списке неподдерживаемых. В альфе всё ещё можно заходить в приложение, но интерфейс постоянно едет не пойми куда. В тот же кэшбек порой войти просто невозможно - пустая страница и кнопка назад, либо масштаб элементов не соблюдается и кнопка на половину экрана без возможности прокрутки и прочее, прочее. И сами приложения стали весить по 400 мегов. Только вдумайтесь, 400Мб для просмотра своего счёта и перевода. Поголовно добавляются тупые чаты, которые не помогают от слова совсем, пока не напишешь матом перевести на оператора.
С веб версиями всё ещё хуже - страницы просто не влезают в память браузера, либо опять проблемы с масштабом, либо просто всё глючит.
Видимо разработчики ради одной функции "не изобретают велосипед", а тащат мегабайты зависимостей? Может как-то по рукам давать за такое, тем более за те деньги, что платятся в этой сфере? Или у них соглашение с разработчиками телефонов, что нужно писать всё максимально всрато, а начнёт со временем тормозить - пойдут покупать другой, с 32 процессорами и терабайтом оперативы?
Тоже задавалась вопросом. Обычно пишут, что из-за безопасности и сертификатов. У меня был восьмой айфон, который с альфой нормально работал без каких-либо проблем. И до недавних пор, с переходом на новый, пользовалась веб-версией. Тоже не заметила там каких-то проблем, даже по лицу вход есть.