Над Figma работают 110 человек, а основной конкурент — не Sketch, а Adobe
Интервью с сооснователем сервиса Figma Диланом Филдом.
Целями визита Дилана Филда в Россию в 2019 году было увидеть, как команды пользуются сервисом, понять чего им не хватает.
Он провел несколько встреч с ключевыми пользователями, в том числе заехал в московский офис «Учи.ру». Там ответил на несколько вопросов дизайн-директора Марины Степановой и рассказал, в каком направлении компания будет двигаться в ближайшие пять лет.
Дилан Филд отметил, что команда «Учи.ру» использует подход, отличный от тех, которыми пользуются остальные компании.
Что мы узнали о создателях Figma
Я вырос в Северной Калифорнии, в полутора часах к северу от Сан-Франциско. Ребёнком немного занимался актёрским мастерством, потом увлёкся компьютерами, математикой, стал программировать. Меня заинтересовал дизайн, и я пытался изучить его как можно лучше.
В конечном счёте, я основал Figma. Мы с Эваном хотели создать современный инструмент, который позволял бы работать командой в режиме онлайн. И вот, что получилось семь лет спустя.
Почему Figma? Что означает это слово? По-русски оно звучит странновато.
На немецком, говорят, тоже. Figma — производное от figment of your imagination — «плод воображения». Мы попробовали ответить на вопрос, как перенести плод из воображения в Canvas.
Что помогло вам воплотить в реальность этот проект? Он очень масштабный, и сильно отличается от всего, что есть на рынке.
В одиночку софт не сделаешь, и мы со временем собрали блестящую команду. В Сан-Франциско у нас работает около 110 человек. Мы быстро растём и пытаемся создать условия, которые привлекли бы к работе в Figma талантливейших людей в мире. Я глубоко обязан всем, кто работает над продуктом. Без них он бы не был тем, чем является.
Появившись на рынке, Figma быстро обогнала конкурентов. В чём ваш секрет?
Дело скорее не в Figma, а в том, как должно работать программное обеспечение. Для меня очевидно, что будущее работы в программах — сетевое, командное и многопользовательское.
Зачем нужны оффлайн-инструменты, которые не общаются друг с другом? Нужен один сценарий, один процесс, одно место работы, и один источник данных, в котором в процессе все могут редактировать. Проектируя Figma, мы мыслили именно так, и нам это помогло. Но на самом деле, это только начало, и у нас остаётся видение того, к чему мы ещё хотим прийти.
Вспомните, четыре-пять лет назад над какими файлами вы работали? Как они назывались? Названия файлов никогда никто не знает, так? Но, если я спрошу, над каким проектом вы работали, с кем, какие у вас были от этого впечатления, — каждый расскажет много интересных подробностей. Так устроен наш мозг.
Думаю, нам предстоит поработать над тем, чтобы в Figma проводилась индексация не столько файлов, сколько людей. Поставить людей на первый план — вот наша задача.
Многопользовательский режим — это только начало. Он собирает людей в одном месте. Когда они собрались – что дальше? Представляя себе будущее Figma, мы думаем, например, о том, как создать международное дизайнерское сообщество.
Из конкурирующих продуктов вы говорите в основном об Adobe. В России большинство дизайнеров пользуются Sketch. Не считаете ли вы его вашим главным конкурентом?
Посмотрим. В долгосрочной перспективе Adobe показал миру, что способен выжить. Десятки лет назад был Adobe, а не Sketch. В Adobe работают очень умные люди, у них много ресурсов, и я думаю, что через несколько лет вопрос о том, кто выиграет гонку, сведётся к Figma и Adobe.
Думаете, они совершат прорыв?
Не знаю. Посмотрим. Думаю, без боя они не сдадутся. Они будут очень активно работать над тем, чтобы вернуть утраченную территорию.
К слову о команде. Что вы можете рассказать нам о тех, кто стоит за Figma?
Сооснователь Figma Эван абсолютно гениален, но при этом очень скромен и добр, а эти качества редко найдёшь в одном человеке. Размышляя о том, с кем я хотел бы начать дело, я сразу подумал о нём. Он по-прежнему один из умнейших людей, которого я знаю.
Команда у нас блестящая, от техподдержки и маркетинга до финансового отдела и рекрутёров. Мы работаем с великолепными дизайнерами, для которых будущее нашей совместной работы находится на первом плане.
Наша команда растёт, и это вдохновляет — смотреть, как они взаимодействуют и вместе придумывают идеи. Сейчас в дизайнерской команде у нас шесть или семь человек. Что касается продуктов, недавно из Uber к нам пришёл Юки, и он повысил уровень продуктового мышления в компании.
Он тоже дизайнер, создавший недавние версии водительского и пассажирского интерфейсов в Uber. У нас первоклассные технические специалисты.
Если по-честному: вы использовали Figma при разработке Figma?
Да, конечно. Мы начали пользоваться Figma примерно через год после начала работы. До этого мы работали в Photoshop. Вероятно, мы бы использовали Fireworks, но Adobe его убил, что, на мой взгляд, было смертельной ошибкой.
Сначала работать в Figma было тяжело. Бывали дни, когда наша дизайнер говорила: «Ребята, вы опять билд сломали! Что мне делать?». Иногда мы отвечали: «Вернись через час, сходи пообедай». А иногда: «Вообще-то, иди домой. До завтра починим».
В результате образовалась прочная обратная связь между программистами и дизайнерами. Программисты поняли, что их клиенты в буквальном смысле сидят рядом с ними, и если что-то в продукте сломаешь, придётся чинить. И эта связь остаётся по сей день. Мы неделю тестируем всё, что делаем, прежде чем показать клиенту. Мы также следим за каналами поддержки, за отзывами в социальных сетях и стараемся быстро реагировать.
Можно ли сказать, что ваш процесс разработки влияет на продукт?
Безусловно. Но и продукт влияет на процесс. Некоторые функции совместной работы меняют наш процесс, а затем и чужие процессы. При этом и мы можем перенимать лучшие методы других компаний. Я был в «Лаборатории Касперского», и они создали систему разработки, которая функционирует как веб-сайт. Я раньше не видел, чтобы у кого-то такое получалось. Я хочу, чтобы мы сделали что-то похожее — это такой крутой вариант работы, что им хочется делиться со всеми.
Но вы и исследованиями занимаетесь, так?
С нами работает Крис Сантори, который до этого руководил всеми исследованиями в Dropbox. Для Figma он проводит как количественные, так и качественные исследования. У нас, кстати, есть исследование, позволяющее лучше понять, как Figma пользуются в России.
Какие инструменты вы используете помимо Figma?
Различные инструменты документирования: Paper для краткосрочных заметок, Coda для проверки продуктов, Notion для поддержания внутренней Википедии. Мы тестируем различные инструменты поддержки, что очень важно, пользуемся Amplitude. Также много кодируем. У нас есть инструменты анимации, о которых я пока говорить не буду. Мы используем их для прототипирования разных видов работы, которые, кроме нас, никто не видел — с нетерпением жду их выхода в мир.
Были ли в Figma функции, которые оказались неудачными?
Были неудачные итерации функций, потому что тесты проводились среди новичков, либо среди небольшого числа пользователей. Многие итерации нашего редизайна потерпели крах, и сам он был скандальным. Одним он очень понравился, другие молчали, третьи считали, что ничего хуже никогда не видели. Так происходит с большинством редизайнов.
Мы исходим из принципа, что контент для дизайнера — это главное, а интерфейс должен уйти на задний план. Мы решили, что можем убрать некоторые из функций, чтобы контент был в самом центре, а интерфейс не отвлекал. Мы провели эксперименты, нашли приемлемые решения и с помощью количественных и качественных исследований доказали, что они работают.
Но затем, когда мы представили результат рынку, люди были немного в шоке: «Погодите секунду. У вас всегда были такие функции. Где ваши функции?». Тогда нам пришлось собраться и решить, делаем ли мы шаг назад и возвращаем что-то в интерфейс или продолжаем рваться вперёд. Мы решили рваться вперёд.
Как вы думаете, работать в Figma должны только дизайнеры?
Вовсе нет. Во-первых, я считаю, что меняется само представление о том, кто такой дизайнер. Многие, кто сегодня не считает себя дизайнерами, скоро будут себя ими называть. И я думаю, что визуальная коммуникация иногда важнее письменной, и умение ей пользоваться крайне полезно.
Кроме того, если взглянуть глобально, то сейчас весь мир меняется благодаря софту. Каждый день я смотрю, что создают с помощью Figma наши новые подписчики, и там представлены самые разные отрасли — от недвижимости до производства водорода в крупных корпорациях.
Сейчас буквально все пытаются больше разрабатывать — полагаю, потому что от софта начинает зависеть вся мировая экономика. Добавить сюда увеличивающуюся мощь инструментов, и вопрос уже не в том, можно ли что-то создать, а в том, как это сработает.
И когда люди привносят отличные разработки в каждую отрасль — например, в образование, — конкурентам приходится их догонять. Так появляется всё больше дизайнеров, и всё больше сотрудников компаний начинают обращать внимание на дизайн. Я полагаю, что компании, которые не в включают новых людей в дизайн-процесс, в конечном итоге проиграют.
Каким вы видите будущее дизайна?
Более открытым и коллективным. Таким, в котором больше людей имеют доступ к дизайнерскому процессу и способны взаимодействовать с системой. Если система достаточно хорошая, то с её помощью можно будет создавать всё больше разработок для компании.
Какие функции будут главными в Figma через пять лет? В какую сторону вы движетесь с точки зрения инноваций?
Вопрос в том, какие новые инструменты будут созданы за пять лет. Не могу много говорить о том, над какими функциями мы работаем, но скажу, что уже скоро будут иметь место не только небольшие изменения, но и огромные перемены, которые позволят работать в Figma совершенно по-новому.
Через пять лет изменится не только разработка интерфейса, которую мы сейчас стараемся максимально улучшить и облегчить, но и другие области творчества.
И главный вопрос. Скажите, пожалуйста, что у вас на логотипе?
Буква F.
Она что-то означает? Когда создают логотип, в него вкладывают некий смысл.
Конечно. Через различие форм и цветов мы пытаемся передать ощущение игры. Также разные формы «работают» в команде, и через это выражается дух сотрудничества. Вдобавок здесь классно то, что мы можем разбивать логотип на части и использовать их в других материалах бренда.
Спасибо за статью. Фигма рулит :) Хотелось бы услышать больше технических инсайтов. Фигма помимо всего прочего сама является очень крутым софтом!
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Adobe XD растёт с каждым обновлением которое появляется каждый месяц
Adobe уже успели слить:
- Macromedia и ее продукты (кроме Flash они делали и неплохой графический редактор Macromedia Freehand, который опередил время по-сути был неплохим примером использования "объектного" подхода)
- Свой Fireworks, который появился раньше Sketch и тем более Фигма и тоже в своё время был классным вариантом для веб-дизайнера
- UX/UI Фотошопа и Иллюстратора стоит на месте и после современных тулзов вроде Фигмы это просто кровь из глаз
Зачем ты сравниваешь Ps и il с фигмой?
Дело в их убогом UI-UX, а не в области применения. Условно, мне - человеку который юзал эти проги недоднократно, нужно поправить шрифт и текст заголовка и чуть поменять цвет лого в чужом макете , имеем:
- фотошоп: пизец
- иллюстратор: абсолютно полный пизец и боль
- фигма - сделал всё в три клика, не являясь большим профессионалом
по этой причине (гораздо проще поддерживать и мне и дизайнеру-профессионалу), в текущей компании перегнали всякие небольшие пдфки для рассылки клиентам из люстры в фигму - небо и земля.. жопа и палец.. и прочие сравнения :)
не говоря уже про одновременную работу нескольких юзеров в клауде, удобную систему ревизий из коробки, удобный маркетплэйс и тд и тп
имея данный пользовательский опыт, мне не особо хочется идти и пробовать Adobe XD
Подписываюсь под каждым словом
Тааак, подожди ты используешь Ai для смены цвета в логотипе и все? При этом говоришь что им неудобно пользоваться? Изучи 10% возможностей Ps или Ai тогда поймешь что все в этих редакторах на своем месте. Я конечно не защищаю иллюстратор так как им пользуюсь только когда просят сохранить файл в формате .ai или .esp, но если тебе надо поменять цвет логотипе быстрее будет файл открыть в текстовом редакторе и изменить hex. Также я себе сложно представляю работу команды(онлайн) над иллюстрациями, если ты говорил про AdobeXD эта фича там реализована прекрасно. Вообщем я бы не давал фидбек про инструменты которыми не пользуюсь, либо не умею пользоваться. Про фигму ничего сказать не могу лучше или хуже AdobeXd так как пользовался ей максимум пару часов
Так везде, куда ни плюнь - работа с кривыми - в фигме суперудобна и интуитивно понятна обычному человеку, с самого начала есть всякие прикольные штуки типа "vector networks", а в люстре - ад и мрак, который требует конкретно набитой руки.
Eсли бы у адоба было все на своём месте люди не валили бы массово в фигму и скетч, в вебе адоб уже нафиг никому не нужен :)
в качестве доказательства см. требования в вакансиях, adobe xd там нет.
Адоб нужен только художникам и полиграфистам по одной причине - современные инструменты туда еще не добрались, если доберутся, будет такой же полный швах, как раз по причине того, что не нужно себя уверять, что "у нас всё идеально, наши инструменты офигенны и если вы их не освоили, то вы тупое криворукое быдло"
в догонку еще скажу, что Adobe плюет на баги и недоработки, которым по несколько лет. До сих пор их софт не работает на регистрозависимых файловых системах, к примеру.
AdobeXD рулит!
Дорулился
xd в 100 раз лучше. фигма уже проиграла.
Возможно. Но я долго следил за XD, учил паралельно со скетч возможности. Сейчас даже неинтересно. Даже сайт Адобе - это жесть из прошлого десятилетия.
Sketch <3
Комментарий недоступен
я попробовал фигму, скетч, xd, и другими инструментами. Но в конце концов пользуюсь Adobe Xd и думаю, что чувак прав, учитывая ресурсы, адоб выиграет в итоге.
А результаты как передавать, обмениваться с командой, если больше никто не пользуется? Разве что на фрилансе, и то...
Офигенное интервью, и через каждый абзац "а мы в учи.ру"
meh