{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дизайн в образовательном продукте: как визуал помогает учить детей чтению

Усиливаем методику с помощью сюжета, игровых механик и иллюстраций.

Дизайн помогает нашим пользователям достичь главной цели — научиться, получить новый навык. В этой статье мы расскажем о нашем подходе к дизайну цифровых продуктов на примере курса, который учит детей читать, и покажем, как внешний вид усиливает его образовательный эффект.

В интервью с пользователями мы часто слышали, что было бы здорово найти тренажер, игру или онлайн-курс, который помог бы научить детей читать. При этом не просто познакомил бы с алфавитом — это относительно просто сделать и самим, а показал, как складывать буквы в слоги, читать целые предложения, и, план-максимум, привил бы любовь к чтению.

Осознав потребность, мы решили сделать курс для детей пяти-восьми лет, а также для тех, у кого русский — не родной язык.

Персонажи знакомили бы детей с буквами и учили читать в игровой форме, а озвучка заданий освободила бы взрослых от постоянного присутствия. Цель — развить у учеников навыки визуального, слухового, а главное — смыслового восприятия текста.

Нельзя собрать такой продукт без исследований, экспертных методических наработок, механик game-based learning, а также сценарной, дизайнерской и иллюстраторской проработки целой вселенной курса. Начали с исследований.

Исследования: изучаем запросы родителей и учителей

Перед созданием курса мы изучали, как дети учатся читать. Поговорили с родителями дошкольников и учеников 1–2 классов и выделили несколько проблем, с которыми они сталкиваются.

Проблемы родителей

Проблема № 1

Учат детей читать обычно именно родители или ближайшие родственники еще до школы, несмотря на то что это необязательный навык для будущего первоклассника.

В процессе обучения детей родители сталкиваются со множеством сложностей. Это эмоционально затратно, особенно если сад или подготовительные занятия не помогают. Проблемой может стать переходная часть — когда ребенок уже знает буквы и читает слова по слогам, но никак не может переключиться на полноценное ‎чтение‎. Много сил и времени отнимают выявление пробелов и постоянное закрепление одного и того же материала.

Екатерина Суржикова, Менеджер по продукту

Решение

Сделать курс, который помогает ребенку учиться читать самостоятельно, с нескучными разноплановыми упражнениями на повторение и закрепление.

Проблема № 2

Сложно вдохновить ребенка на занятия. Из интервью с родителями мы выделили два основных подхода к обучению:

  • Одни родители применяют метод ‎кнута и пряника в том или ином виде‎.
  • Другие дают ребенку заинтересоваться чтением самому: подкладывают букварь или яркие интересные книжки к любимым игрушкам и ждут.

Решение

Мы основывались на третьем подходе, который давно используем при создании курсов для школьников. Предлагаем сыграть в игру с интересным сюжетом и интуитивно понятными озвученными заданиями, которые учат буквам и чтению в интерактивной форме. Дети самостоятельно идут по курсу, осваивая новый навык.

Проблема № 3

Родители не знают, нужно ли учить дополнительным навыкам. Так, например, некоторые говорили, что не считают важным научить ребенка читать быстро. При этом во многих школах все еще продолжают замерять скорость чтения.

В школе навык чтения часто формируют параллельно с письмом. Чистописание помогает в изучении букв, их запоминании.

Решение

Сосредоточились на знакомстве с буквами и обучении вдумчивому чтению.

Инсайты от экспертов

Перед тем как начать разработку курса, мы поговорили с экспертами по детскому чтению и пригласили консультанта — педагога Анну Рапопорт. Вместе выделили такие инсайты:

Инсайт № 1

Учителям часто приходится переучивать детей из-за того, что дома они освоили технику неправильно. Это мешает дальнейшему обучению и может сильно замедлять освоение навыка. Нам было критически важно следовать методике и основывать курс на педагогических рекомендациях.

Анна Рапопорт

Инсайт № 2

У разных детей могут быть разные проблемы с алфавитом: одни плохо различают звуки и буквы, другие визуально не отличают некоторые буквы, путаются в написании и т. д.

Первый раздел курса знакомит детей не только с буквами, но и со звуками. Кроме того, он помогает увидеть в каждой букве персонажа и «подружиться» с ней. Разнообразные упражнения тренируют отличать буквы и звуки, узнавать их среди похожих, привыкать к различным начертаниям и звучаниям.

Инсайт № 3

Выучить буквы — это самый простой шаг. Самое сложное — научиться читать по слогам. Этот процесс может растянуться до двух, а то и нескольких месяцев.

Чтобы помочь пользователям преодолеть его менее болезненно, мы построили раздел курса, который учит детей читать, так, чтобы ребенок шел от простого к сложному: сначала складывать буквы в слоги, затем — в слова и короткие предложения.

Ирина Данилина, Методист

Методическая основа продукта

В основе курса лежит методический материал из трех этапов.

  • Знакомство с буквами и звуками по отдельности и в сочетании друг с другом.
  • Отработка чтения по слогам. Те, кто уже знаком с буквами, могут приступать к этому этапу, минуя первый.
  • Анализ текста, поиск смыслов, составление выводов.

Как окружение помогает решать методические задачи

Каждый из этих этапов мы могли бы построить в виде привычных теории‎ и практики — объясняющих и закрепляющих материалов. Однако этот способ совершенно не гарантирует, что дети заинтересуются и будут проходить курс самостоятельно. Еще сложнее будет тем, кто не знает букв. Поэтому мы пошли другим путем.

Мы поместили методическую основу внутрь продукта и усилили ее с помощью единого сюжета, игровых механик, дизайнерских решений и иллюстраций.

1. Сюжет

Нам нужен был такой сценарий, сюжетная линия которого проходила бы через все три раздела. При этом каждый из них должен был оставаться самостоятельной единицей, чтобы ребенок, который уже знает буквы, начал обучение со второго раздела и все понял.

Екатерина Царева, Дизайнер

Три раздела курса объединены единым сюжетом, хоть и отличаются друг от друга как с точки зрения методических целей, так и визуально.

С первых секунд курса ученик попадает в увлекательную историю и становится ее частью. Он знакомится с героями и помогает им преодолевать препятствия. Чтобы продвигаться по сюжету, ребенку нужно выполнять задания: изучать буквы, складывать их в слоги и читать целые предложения.

Ирина Красильникова, Дизайнер

Общий сюжет

В королевстве, которое окружает сказочный лес, есть Замок слов. В нем происходят настоящие чудеса, но добраться до него непросто.

Для начала — пройти по лесу, расколдовать зверей и найти четыре ключа, чтобы попасть в королевство. Затем — найти в королевстве четыре амулета, которые откроют замок, зачарованный колдуньей. А в самом замке — расколдовать волшебников, спрятанных злым магом.

Единый сюжет помогает детям воспринимать задания как части целого курса. Главная цель — сохранить мотивацию и пройти обучение до конца, а не бросить его после первых упражнений.

При разработке разделов мы учитывали возраст учеников. В первом, предназначенном для детей до восьми лет, сюжет довольно легкий: милые существа выполняют забавные задания. Во втором разделе напряжение нарастает: главные герои вступают в противостояние с окружающим миром, подвергая себя опасности. С помощью знаний они преодолевают пропасти, избегают уколов ядовитыми шипами, пробираются сквозь пещеры. В третьем разделе драма построена вокруг освобождения заколдованных пленников замка: чем больше ты проходишь заданий, тем больше персонажей оживает.

2. Игровые механики

На примере других наших образовательных курсов мы знаем, что игровые механики помогают вовлечь детей в обучение.

Мы сделали так, чтобы ученик получал удовлетворение не только в конце, когда научится читать, — это очень отдаленная цель. Радость от небольших побед на протяжении всего курса дает ребятам дополнительную мотивацию продолжать. Помимо регулярных микропоощрений предусмотрены и более крупные вознаграждения за прохождение нескольких блоков — ключи и амулеты.

3. Понимание цели

Если ребенок видит цель и понимает, как до нее добраться, у него больше шансов завершить курс и научиться читать. Поэтому нам было важно разработать понятную навигацию, показать ученику, какой путь он уже прошел, на каком этапе находится и какие задания еще предстоит сделать.

Ирина Красильникова, Дизайнер

Ориентироваться помогает дневник — книга, в которой ребенок видит свой прогресс. В первом разделе он показан в виде шкалы, понятной даже самым маленьким, тем, кто еще не разобрался в цифрах. Во втором разделе уроки пронумерованы. В третьем ученик видит комнаты и количество нерасколдованных предметов в них. С помощью превью пройденных упражнений можно вспомнить, что было в этом уроке, и сделать любое задание снова.

4. Иллюстрация

Создавая вселенную курса, мы придерживались единого стиля. У каждого раздела своя цветовая палитра и элементы окружения — так мы помогаем ученикам ориентироваться в содержании и понимать свой прогресс.

Смена локаций вносит визуальное разнообразие, разделяет блоки упражнений и помогает ребенку погрузиться в приключение.

Чтобы создать глубину пространства, мы использовали плановость. Например, в первом разделе передний план в темных тонах обрамляет иллюстрации, устремляет внимание на персонажей и интерактивные элементы, создает эффект присутствия. Неконтрастный задний план дополняет общую картину.

Марина Железнова, Иллюстратор

Во втором разделе мы намеренно уменьшили количество планов и деталей, чтобы обратить внимание ученика к крупным элементами заданий, буквам, из которых необходимо составить слова.

Диляра Голубятникова, Иллюстратор

Иллюстрация должна помогать восприятию информации, но не перетягивать внимание на себя и не отвлекать ребенка от основной задачи.

Интерактивные элементы визуально заметны и выделены цветом. Раскраска персонажа подбирается таким образом, чтобы он выглядел контрастно к окружающей среде, но в то же время смотрелся гармонично.

Размер фона продумывался «с запасом», чтобы хорошо отображаться на любых девайсах и нестандартных мониторах.

5. Персонажи

При разработке иллюстраций мы учитывали когнитивные особенности детей разного возраста. В каждом разделе живут свои персонажи.

Известно, что детям проще ассоциировать себя с персонажами, похожими на них. Поэтому пропорции буквариков — персонажей первого раздела — детские: большие глаза и головы, маленькие туловища.

Динара Галиева, Иллюстратор

Во втором разделе действуют животные: Пёс, Черепаха, Петух и Кот, которые выглядят старше буквариков и уже не походят на детей по пропорциям. Ученикам, перешедшим к чтению и пониманию целых текстов, уже не так важно ассоциировать себя с главными героями, как дошкольникам, поэтому в третьем разделе появляются волшебники, которые могут выглядеть как угодно в зависимости от тематики комнаты и легенды.

Александра Альбицкая, Иллюстратор и аниматор

Раздел «Буквенный лес»

Образовательная задача

В этом разделе мы знакомим детей с буквами и звуками, помогаем почувствовать эмоциональную связь с ними, чтобы лучше запомнить. Для этого разработали персонажей, каждая деталь образов которых помогает в запоминании буквы.

На основе описания героя-буквы, созданного методистом из пула характеристик, начинающихся с этой буквы или имеющих ее в составе.

Методика обучения

На каждом уроке ученик изучает два звука, их сочетания друг с другом и с ранее пройденными звуками.

Помимо этого упражнения помогают закрепить образы букв, распознавать их на слух и при чтении.

Как помогает дизайн

Характер каждого букварика, его внешний вид и окружение указывают на одну конкретную букву, чтобы ученику было проще ее запомнить

Все задания и действия озвучены, печатных текстов нет. Гид-сова и дневник прогресса направляют ребенка.

Иллюстрация и персонажи

Букварики — это буквы в образах лесных жителей, со своими характерами и увлечениями. Они умеют ходить, прыгать, бегать и передвигаться по пространству курса самыми разными способами: на роликах, самокатах и более необычных механизмах — в зависимости от буквы.

Есть маломобильные персонажи на суперкреслах. Мы решили показать, что такие букварики ничем не отличаются от остальных: они так же здорово справляются со всеми заданиями, такие же симпатичные, модные и крутые.

Динара Галиева, Иллюстратор

Раздел «Королевство»

Образовательная задача

В этом разделе дети тренируются читать по слогам, быстро воспринимать слова визуально и на слух, а также отличать похожие слова друг от друга.

Методика обучения

Начинаем читать односложные слова и постепенно переходим к более длинным, вплоть до коротких предложений. Усложняются и сочетания букв — до шипящих согласных.

Как помогает дизайн

Решение, которое мы нашли для первого уровня, не подходит к методической задаче второго. Подбирать слова так, чтобы привязать к каждому осмысленный сюжет, — невыполнимая задача. Нужно было задать формат, в котором окружение не будет зависеть от слов, сохранив при этом единый сюжет.

Выбрали жанр платформера: четыре героя проходят препятствия с помощью навыка чтения, все ближе и ближе подходя к замку. Выполнив все задания, ребенок попадает в замок.

Все задания и действия озвучены, печатных текстов нет. Гид-сова и дневник прогресса направляют ученика.

Иллюстрация и персонажи

Визуально разбили раздел на четыре блока, у каждого своя цветовая палитра, стихия и персонаж: Пес, Черепаха, Петух и Кот. Например, Петух живет в воздушной стихии, и его путь пролегает по крышам и кронам деревьев.

Такой подход помогает разнообразить обучение и поддерживать мотивацию ученика. К тому же четыре стихии отлично вписались в сюжет — с ними связаны амулеты силы, которые открывают третий раздел.

Раздел «Замок»

Образовательная задача

В этом разделе дети учатся анализировать прочитанный текст.

Методика обучения

Урок состоит из текста и заданий на понимание смысла прочитанного. Ученик читает отрывок или целое произведение, а затем отвечает на вопросы по его содержанию.

Задания расположены не линейно, как в двух предыдущих разделах. Ребенок может выбирать, какие тексты он хочет пройти сейчас, а какие — позже.

Как помогает дизайн

Чтобы объединить сюжетом разноплановые тексты, мы разместили их в разных комнатах замка: произведения о природе скрыты в комнате, полной цветов, а об искусстве — в мастерской с мольбертами и красками. Чтобы их открыть, нужно кликнуть по заколдованным предметам.

Задания подаются в форме печатного текста, не озвучиваются. Нет гида-совы.

Иллюстрация и персонажи

Тексты не связаны с сюжетной линией, поэтому мы оформили их в виде книг. Они выглядят как настоящие: в переплете, со светлыми страницами и картинками. Такое решение позволяет не отвлекать ребенка во время чтения и помогает ему сосредоточиться.

Планы по развитию проекта

В первую очередь мы планируем продолжать продуктовые исследования, а также дополнить курс саунд-дизайном: озвучкой персонажей и заданий, аудиореакциями на правильный и неправильный ответы, фоновой музыкой.

Еще одна идея — добавить раздел с библиотекой современных детских книг. Будет здорово, если получится открыть детям мир литературы, не ограниченный школьной программой, и научить их не просто читать, но и по-настоящему любить это.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Всвиторе

Детям нужны осязаемые предметы, которые можно пощупать, погрызть, услышать. Приложения для детей это ересь и до 5 лет они противопоказаны, т.к. это может привести к дефектам моторики. Родители, которые хотят чтобы у детей испортились глаза с самого рождения это за гранью.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Susanin

Вроде в начале статьи написано, что приложение как раз для детей ОТ пяти лет

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе
Ответить
Развернуть ветку
Олег Ващуков

Очень красиво 👏

Ответить
Развернуть ветку
Александра Савостьянова

Супер идея! Но у меня как у матери прежде всего есть вопрос - зачем учить звуки? Зачем так методически в школе давят что вот буква а вот ее звук? На что это влияет и почему это так важно что вот даже в статье есть цитата Анны о том что учителям приходится переучивать детей читать, чтобы отличать букву и звук. Нужно ли понимание о звуке для обучения именно чтению? Или приходится переучивать потому что звук важен учителям для обучения русскому языку? Привет фонетический разбор слов!

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Данилина

Чтобы быстро научить ребенка читать, в первую очередь нужно выучить звуки, а не буквы. Ведь именно из звуков состоят слоги и слова. Если ребенок осваивает технику неправильно, например, учит сначала буквы, а затем звуки, то слово М А М А может произносить как [эм а эм а]. 

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

По факту чтобы обучить детей чему-то никакие приложения не помогут.
Мелкий хорошо оперирует с числами - ставил разные приложения для обучения сложению - фигня, толку ноль, он именно играет и не запоминает и не ищет логики в действиях.
Аналогично с буквами и чтением - только помогло запомнить буквы и то не понятно насколько приложение, насколько игры с буквами, а вот к читать даже не приблизило.

В итоге совместные и очень не простые занятия чтением с букварем - дали эффект - начал читать.
С сложением, вычитанием все было намного проще, но опять же пришлось сидеть и просить решит примеры.

Приложения в части обучения детей - бесполезны

Ответить
Развернуть ветку
Учи.ру team
Автор

Мы рады, что у вашего ребенка получилось начать читать с букварём и жаль что интерактивные варианты ему не подошли. Сейчас эта сфера развивается и появляется множество инструментов для достижения образовательной цели. Мы считаем, что наиболее эффективен комплексный подход, когда ученик познает буквы и в игровой среде, и в процессе обучения со взрослым в школе и дома.

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

к сожалению дети идут по наименьшему пути решения задачи. В итоге любая цифровая задача решается методом тыка)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Красильникова

Если у ребёнка начинает работать перебор, значит методически что-то сделано не так. Задача методиста и дизайнера - сделать задачи, над которыми нужно подумать, приложить усилия, а не решить их методом тыка.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Say

"Подсовывание" цифровых продуктов маленьким детям - это перекладывание ответственности родителей за обучение их детей. С ребенком нужно заниматься самому в первую очередь, это интересный и одновременно сложный труд, так как дети не усидчивые. Вот поэтому после нескольких попыток научить ребенка читать или считать, многие не выдерживают и думают, что за них это решит приложение на планшете. 
Торопиться не надо, медленно и поступательно нужно идти и все получится. Кубиков и книжек будет достаточно) 

Ответить
Развернуть ветку
Azamat Lee

Вот везде есть люди для который мир черный или белый. "С ребенком нужно заниматься" - отлично, что Вы это понимаете, я это понимаю, кто-то еще это понимает. Но есть катастрофически огромное количество семей где родители еще сами дети или не осознают такую необходимость. А какое количество неблагополучных, тех кто намерено этого не хочет. Никто про перекладывание ответственности тут не писал и не подразумевал. Если взрослые не хотят или ленятся, то такие вещи хотя бы как-то могут помочь ребенку. Не говорю, что это панацея.

Цифровизация мира неизбежна, так и новое поколение должно быть готово к этому. Понятное дело, что с детьми нужно заниматься. Уверен, что автор говорит о вспомогательных инструментах, а не об основных. Тут же всё вырывают из контекста и переворачивают через узкую призму стереотипов. В современном технологичном мире при воспитании и обучении все средства хороши, а главное это правильное дозирование.

Касаемо самого приложения, то думаю, что одной локации будет точно недостаточно. "Королевство" - не всем детям нравится это. Должны быть разные для удовлетворения большого сегмента. Материал один и тот же, но в разных формах подачи.

Это моё личное мнение. Никого не хотел обидеть или задеть. 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда