140 студентов, 33 проекта и эксперты медиарынка: как мы организовали мастерскую ВКонтакте на журфаке МГУ

В октябре Команда ВКонтакте запустила на факультете журналистики МГУ творческую мастерскую. Мы хотели помочь студентам погрузиться в мир медиа, дать им возможность попрактиковаться в профессии и пообщаться с экспертами рынка — то, ради чего многие идут на стажировку и производственную практику.

Удивили деканат

Главной темой мастерской стали цифровые медиа и то, как технологии влияют на создание и потребление контента. Мы собрали курс с учётом последних трендов и широкого понимания цифровых медиа (блогеры, паблики, авторы). Список приглашённых лекторов также составляли таким образом, чтобы охватить всю сферу — это представители СМИ и креативных агентств, редакторы телевизионных программ, блогеры, специалисты из области образования и медиаисследований.

Мастерская задумывалась как факультатив, который студенты журфака могли посещать в свободное от учёбы время. На старте к нам записались 249 человек (что стало приятным шоком для деканата), а на первое занятие пришло 140 студентов.

Учебный план состоял из 10 лекций, которые проводились каждую неделю в течение двух с половиной месяцев. Занятия вели как ребята из Команды ВКонтакте, так и приглашённые эксперты. А иногда это был тандем: например, представитель медиа рассказывал о производстве контента, а коллега из VK о том, как с ним работать в социальных сетях.

Вот кусочек из плана лекций:

  • Виталий Титов, «Вечерний Ургант»: Роль редактора в развлекательном шоу: гости, юмор и фактчекинг.
  • Тарас Сычёв, «Лентач»: Управление цифровой редакцией.
  • DAVA, блогер, и Константин Сидорков, директор по стратегическим партнёрствам ВКонтакте: Хайп и новые форматы работы в цифровых медиа: блогерство, авторство пользователей.
  • Никита Лихачёв, бывший главред TJournal, директор по стратегическим коммуникациям сервиса объявлений «Юла», и Руслан Карболсунов, руководитель пресс-службы ВКонтакте: Новые принципы новостей: создание и отработка инфоповодов.

Подобные курсы лекций с приглашёнными специалистами — лучшее, что может случиться с современным образованием. Безусловно, преподаватели дают необходимую базу теоретических знаний, но они редко могут поделиться практическим опытом. Чего не скажешь о людях, которые находятся в гуще событий, которые сами развивали проекты методом проб и ошибок или работали с ведущими специалистами в сфере. Это как в „Гарри Поттере“: учебник говорит, что нужно разрезать дремоносный боб, чтобы получить сок. Но только Принц-полукровка знает, что боб лучше размять лезвием плашмя — так лучше идёт сок. Так и тут, ты можешь перечитать тонны литературы, но ценный опыт получишь только от тех, кто всё испытал на себе.

Тарас Сычёв,, главный редактор «Лентача»

Время создавать новые медиа

Формат мастерской предполагает не только беседы, но и практические занятия, так что мы предложили ребятам объединиться в команды и поработать над созданием прототипов собственных медиа. Мы не ограничивали студентов ни тематикой, ни выбором приоритетной платформы, поэтому в основном они ориентировались на собственные интересы.

На первом занятии студенты анонсировали 33 идеи медийных проектов. Среди них было несколько подкастов и даже интерактивное видеошоу. Это нас впечатлило, ведь подобные проекты требуют технической подготовки и отлаженной работы всех членов команды. Но большинство студентов всё же пошли по пути тематических молодёжных медиа про музыку, кино, культуру, психологию и взросление.

Каждое занятие участники мастерской получали новое задание: продумать концепцию своего издания, проанализировать конкурентов, провести подбор платформы, распределить роли в команде, подготовить контент-план, изучить новостную повестку, придумать спецпроект с лидером мнений и многое другое. За каждой командой был закреплён куратор из ВКонтакте. Ему можно было задать вопросы по проектной работе и профессии — общение мы организовали в групповом чате в VK.

Работа над проектами, к слову, стала самой сложной частью мастерской. Менторам и студентам не только нужно было найти общий язык и сработаться, также важно было выделить в рабочем и учебном графике время на проект. Для многих большим испытанием стала работа внутри команды: не обошлось без разногласий и творческих конфликтов, поэтому до финала добрались не все.

Во времена моей юности я старался использовать каждую возможность поговорить с людьми, уже работавшими в изданиях. По предложениям собирал и записывал каждую их мудрость. У меня даже был документ с высказываниями знакомых главредов и корреспондентов. И в то время как учебники и знания преподавателей давали мне какие-то вековечные истины, не всегда коррелировавшие с текущей реальностью, люди, напрямую причастные к журналистике, раскрывали для меня реальное положение дел в профессии, делились секретами и лайфхаками — некоторыми из них я пользуюсь до сих пор. Участие в этом проекте — моя скромная попытка вернуть долг и передать свой полевой опыт будущим героям журналистики и микроблогинга.

Игорь Банников, руководитель «Афиши Видео»

Научпоп, музыкальное медиа и подкаст

17 декабря состоялась защита проектов и выпускной. До финального этапа дошли 90 участников из 19 команд. Они презентовали свои проекты экспертному жюри, в состав которого вошли:

  • Катя Якушева, руководитель отдела партнёрств ВКонтакте
  • Игорь Банников, руководитель «Афиши Видео»
  • Ирина Толкие, основатель агентства The Talents
  • Лев Шагинян, телеведущий, блогер
  • Анастасия Бацуева, digital-директор телеканала «Супер»

По итогам защиты, которая длилась несколько часов, эксперты выбрали трёх финалистов. Третье место занял научпоп-паблик «Мифорубка». Второе — музыкальное медиа Backstage.

Победителем стал подкаст «Истории НЕуспеха». Герои программы — профессионалы своего дела, которые столкнулись с трудным периодом в карьере, но нашли в себе силы двигаться дальше. По словам команды, главная цель подкаста — мотивировать слушателей искать себя и никогда не сдаваться. За время мастерской ребята успели записать пять выпусков, и, надеемся, они не собираются на этом останавливаться.

Команда-победитель​

Мы стремимся к балансу теории и практики в образовательном процессе и предоставляем возможность студентам получать актуальную информацию и необходимые для работы навыки и компетенции от лидеров отрасли. Руководят творческими мастерскими приглашённые специалисты — известные медиаменеджеры и журналисты. Наши учащиеся — активные пользователи социальных сетей, многие из них хотят вести свои паблики и группы. По их отзывам, создание собственных медиа под руководством наставников из ВКонтакте и посещение лекций лидеров индустрии было очень значимым для начинающих журналистов. Кроме того, ребята работали над своими проектами в группах, учились командной работе, столь необходимой в современных условиях. Уверены, что участие в мастерской VK стало важным этапом профессионального становления наших студентов.

Ксения Мартемьянова, куратор творческих мастерских на факультете журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова

Все победители получили гранты от ВКонтакте на продвижение своих проектов — на 100, 50 и 25 тысяч рублей соответственно. А всем студентам, которые дошли до финальной защиты, вручили сертификаты об окончании мастерской.

Конечно, после трёх месяцев плотной работы студентов, Команды ВКонтакте и экспертов мы не могли закончить на такой формальной ноте и устроили для студентов вечеринку с фуршетом, фотосессией и подарками — ведь нетворкинг и общение не менее важный рабочий инструмент для будущего сотрудника медиа.

МГУ — классическое и статусное учебное заведение. Студенты одного из лучших журфаков страны проходят практику и видят своё развитие в крупных СМИ, информационных агентствах и на телевидении. Кажется, нам удалось показать ребятам альтернативные возможности, привнести на факультет немного неформальной атмосферы ВКонтакте и актуальных знаний про цифровые медиа. Эмоции спикеров и благодарности студентов — бесценны.

Алсу Гарифуллина, руководитель образовательных проектов ВКонтакте

Вместо выводов

Проект мастерской в формате регулярных офлайновых занятий стал для нашей команды экспериментом. Оказалось, что сделать двухмесячный курс с экспертами-практиками непросто: и в первую очередь потому, что нашим коллегам нужно было освоить новую для себя роль — роль наставников и преподавателей, готовых проверять домашние задания, писать план лекций и консультировать в чате 24/7. А самим студентам приходилось учиться и заниматься практикой по вечерам после основных пар.

Тем не менее, эксперимент признан успешным. Мы увидели, как на платформе ВКонтакте появляются цифровые медиа — пока только MVP, но уже с концепцией и профессиональным подходом к контенту. И нас приятно удивило, что издание или подкаст можно сделать совсем без опыта всего за два месяца. Сейчас мы готовимся взять несколько стажёров в отделы маркетинга и PR, а в будущем планируем масштабировать нашу программу на другие вузы.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда