ВКонтакте

140 студентов, 33 проекта и эксперты медиарынка: как мы организовали мастерскую ВКонтакте на журфаке МГУ

В октябре Команда ВКонтакте запустила на факультете журналистики МГУ творческую мастерскую. Мы хотели помочь студентам погрузиться в мир медиа, дать им возможность попрактиковаться в профессии и пообщаться с экспертами рынка — то, ради чего многие идут на стажировку и производственную практику.

Удивили деканат

Главной темой мастерской стали цифровые медиа и то, как технологии влияют на создание и потребление контента. Мы собрали курс с учётом последних трендов и широкого понимания цифровых медиа (блогеры, паблики, авторы). Список приглашённых лекторов также составляли таким образом, чтобы охватить всю сферу — это представители СМИ и креативных агентств, редакторы телевизионных программ, блогеры, специалисты из области образования и медиаисследований.

Мастерская задумывалась как факультатив, который студенты журфака могли посещать в свободное от учёбы время. На старте к нам записались 249 человек (что стало приятным шоком для деканата), а на первое занятие пришло 140 студентов.

Учебный план состоял из 10 лекций, которые проводились каждую неделю в течение двух с половиной месяцев. Занятия вели как ребята из Команды ВКонтакте, так и приглашённые эксперты. А иногда это был тандем: например, представитель медиа рассказывал о производстве контента, а коллега из VK о том, как с ним работать в социальных сетях.

Вот кусочек из плана лекций:

  • Виталий Титов, «Вечерний Ургант»: Роль редактора в развлекательном шоу: гости, юмор и фактчекинг.
  • Тарас Сычёв, «Лентач»: Управление цифровой редакцией.
  • DAVA, блогер, и Константин Сидорков, директор по стратегическим партнёрствам ВКонтакте: Хайп и новые форматы работы в цифровых медиа: блогерство, авторство пользователей.
  • Никита Лихачёв, бывший главред TJournal, директор по стратегическим коммуникациям сервиса объявлений «Юла», и Руслан Карболсунов, руководитель пресс-службы ВКонтакте: Новые принципы новостей: создание и отработка инфоповодов.

Подобные курсы лекций с приглашёнными специалистами — лучшее, что может случиться с современным образованием. Безусловно, преподаватели дают необходимую базу теоретических знаний, но они редко могут поделиться практическим опытом. Чего не скажешь о людях, которые находятся в гуще событий, которые сами развивали проекты методом проб и ошибок или работали с ведущими специалистами в сфере. Это как в „Гарри Поттере“: учебник говорит, что нужно разрезать дремоносный боб, чтобы получить сок. Но только Принц-полукровка знает, что боб лучше размять лезвием плашмя — так лучше идёт сок. Так и тут, ты можешь перечитать тонны литературы, но ценный опыт получишь только от тех, кто всё испытал на себе.

Тарас Сычёв,

Время создавать новые медиа

Формат мастерской предполагает не только беседы, но и практические занятия, так что мы предложили ребятам объединиться в команды и поработать над созданием прототипов собственных медиа. Мы не ограничивали студентов ни тематикой, ни выбором приоритетной платформы, поэтому в основном они ориентировались на собственные интересы.

На первом занятии студенты анонсировали 33 идеи медийных проектов. Среди них было несколько подкастов и даже интерактивное видеошоу. Это нас впечатлило, ведь подобные проекты требуют технической подготовки и отлаженной работы всех членов команды. Но большинство студентов всё же пошли по пути тематических молодёжных медиа про музыку, кино, культуру, психологию и взросление.

Каждое занятие участники мастерской получали новое задание: продумать концепцию своего издания, проанализировать конкурентов, провести подбор платформы, распределить роли в команде, подготовить контент-план, изучить новостную повестку, придумать спецпроект с лидером мнений и многое другое. За каждой командой был закреплён куратор из ВКонтакте. Ему можно было задать вопросы по проектной работе и профессии — общение мы организовали в групповом чате в VK.

Работа над проектами, к слову, стала самой сложной частью мастерской. Менторам и студентам не только нужно было найти общий язык и сработаться, также важно было выделить в рабочем и учебном графике время на проект. Для многих большим испытанием стала работа внутри команды: не обошлось без разногласий и творческих конфликтов, поэтому до финала добрались не все.

Во времена моей юности я старался использовать каждую возможность поговорить с людьми, уже работавшими в изданиях. По предложениям собирал и записывал каждую их мудрость. У меня даже был документ с высказываниями знакомых главредов и корреспондентов. И в то время как учебники и знания преподавателей давали мне какие-то вековечные истины, не всегда коррелировавшие с текущей реальностью, люди, напрямую причастные к журналистике, раскрывали для меня реальное положение дел в профессии, делились секретами и лайфхаками — некоторыми из них я пользуюсь до сих пор. Участие в этом проекте — моя скромная попытка вернуть долг и передать свой полевой опыт будущим героям журналистики и микроблогинга.

Игорь Банников

Научпоп, музыкальное медиа и подкаст

17 декабря состоялась защита проектов и выпускной. До финального этапа дошли 90 участников из 19 команд. Они презентовали свои проекты экспертному жюри, в состав которого вошли:

  • Катя Якушева, руководитель отдела партнёрств ВКонтакте
  • Игорь Банников, руководитель «Афиши Видео»
  • Ирина Толкие, основатель агентства The Talents
  • Лев Шагинян, телеведущий, блогер
  • Анастасия Бацуева, digital-директор телеканала «Супер»

По итогам защиты, которая длилась несколько часов, эксперты выбрали трёх финалистов. Третье место занял научпоп-паблик «Мифорубка». Второе — музыкальное медиа Backstage.

Победителем стал подкаст «Истории НЕуспеха». Герои программы — профессионалы своего дела, которые столкнулись с трудным периодом в карьере, но нашли в себе силы двигаться дальше. По словам команды, главная цель подкаста — мотивировать слушателей искать себя и никогда не сдаваться. За время мастерской ребята успели записать пять выпусков, и, надеемся, они не собираются на этом останавливаться.

Команда-победитель​

Мы стремимся к балансу теории и практики в образовательном процессе и предоставляем возможность студентам получать актуальную информацию и необходимые для работы навыки и компетенции от лидеров отрасли. Руководят творческими мастерскими приглашённые специалисты — известные медиаменеджеры и журналисты. Наши учащиеся — активные пользователи социальных сетей, многие из них хотят вести свои паблики и группы. По их отзывам, создание собственных медиа под руководством наставников из ВКонтакте и посещение лекций лидеров индустрии было очень значимым для начинающих журналистов. Кроме того, ребята работали над своими проектами в группах, учились командной работе, столь необходимой в современных условиях. Уверены, что участие в мастерской VK стало важным этапом профессионального становления наших студентов.

Ксения Мартемьянова

Все победители получили гранты от ВКонтакте на продвижение своих проектов — на 100, 50 и 25 тысяч рублей соответственно. А всем студентам, которые дошли до финальной защиты, вручили сертификаты об окончании мастерской.

Конечно, после трёх месяцев плотной работы студентов, Команды ВКонтакте и экспертов мы не могли закончить на такой формальной ноте и устроили для студентов вечеринку с фуршетом, фотосессией и подарками — ведь нетворкинг и общение не менее важный рабочий инструмент для будущего сотрудника медиа.

МГУ — классическое и статусное учебное заведение. Студенты одного из лучших журфаков страны проходят практику и видят своё развитие в крупных СМИ, информационных агентствах и на телевидении. Кажется, нам удалось показать ребятам альтернативные возможности, привнести на факультет немного неформальной атмосферы ВКонтакте и актуальных знаний про цифровые медиа. Эмоции спикеров и благодарности студентов — бесценны.

Алсу Гарифуллина

Вместо выводов

Проект мастерской в формате регулярных офлайновых занятий стал для нашей команды экспериментом. Оказалось, что сделать двухмесячный курс с экспертами-практиками непросто: и в первую очередь потому, что нашим коллегам нужно было освоить новую для себя роль — роль наставников и преподавателей, готовых проверять домашние задания, писать план лекций и консультировать в чате 24/7. А самим студентам приходилось учиться и заниматься практикой по вечерам после основных пар.

Тем не менее, эксперимент признан успешным. Мы увидели, как на платформе ВКонтакте появляются цифровые медиа — пока только MVP, но уже с концепцией и профессиональным подходом к контенту. И нас приятно удивило, что издание или подкаст можно сделать совсем без опыта всего за два месяца. Сейчас мы готовимся взять несколько стажёров в отделы маркетинга и PR, а в будущем планируем масштабировать нашу программу на другие вузы.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null