X5Tech

Инновации во время Covid-19

Как Х5 ищет и внедряет новые технологические решения даже во время пандемии

Сегодняшние проверки гипотез – завтрашние победы и конкурентные преимущества. Инструменты, которыми мы начали пользоваться из-за введения карантина, останутся актуальными и после его снятия, если они достаточно эффективны. На долгие месяцы, а может и годы безопасность станет нашим основным приоритетом при принятии решений. Лидер розничного продуктового ритейла – Х5 Retail Group – не останавливается в поиске новых технологических решений даже в период коронавируса, а безопасность покупателей и сотрудников становится одним из главных направлений развития инноваций компании.

О работе в период пандемии нам рассказал Денис Левченко, руководитель направления инновационных решений X5 Retail Group.

Пандемия – не помеха развитию бизнеса и инновациям, а может и хороший триггер.

Денис Левченко
руководитель направления инновационных решений X5 Retail Group.

Удаленный поиск

Одним из самых сложных моментов, связанных с наступлением режима самоизоляции, для меня стало обеспечение эффективности работы команды в удаленном режиме. Работа со стартапами – это постоянное «промывание руды», поиск «золотых слитков». В «промывание руды» входит непрерывное общение с командами будущих «единорогов», попытка примерить на себя, понять уровень развития технологии. И это самый важный элемент успеха.

Первое, что я сделал: наладил регулярные онлайн-встречи, на которых мы обсуждали постановку задач и процессы их выполнения. Важно помнить, что любой человек - индивидуальность, и внезапная смена условий работы может повлиять на каждого по-разному. Многое зависит от ответственности членов команды, но руководителю важно знать, что рабочий процесс не остановился и все продолжает функционировать.

С наступлением карантина стерлись временные границы, рабочий график стал ненормированным. Однако эффективность работы не снизилась. Люди стали больше времени уделять рабочим задачам, стало меньше отвлекающих моментов.

Еще одним фактором, который вызвал у нас небольшое беспокойство, стало количество той самой «руды»: будут ли стартапы по-прежнему активно предлагать свои решения корпорациям. Ведь есть масса причин, из-за которых предлагаемые решения не доходят до стадии внедрения: некоторые могут не вписываться в нашу ИТ-архитектуру, какие-то используют технологии (например, облака), которые не можем использовать мы, у кого-то могли появиться и коммерческие проблемы. При внедрении инноваций важно работать с огромным массивом информации, ведь именно от объема отсмотренных решений напрямую зависит количество успешных проектов и ценность, которую мы приносим корпорации.

После перехода на онлайн-режим работы мы провели две deal flow сессии со стартапами в рамках нашего сотрудничества с Plug&Play в Париже, якорными партнерами которых мы стали в конце прошлого года. Deal flow сессия предполагает глубокое погружение и анализ всех аспектов предлагаемого решения, с привлечением, в том числе, бизнес-подразделений от всех компаний. Это помогает оценить технологию со всех сторон, обменяться мнениями, выработать возможные способы применения технологии и выйти с договоренностями о конкретных пилотах.

Сейчас мы готовим еще 2 похожих мероприятия в Германии и в Кремниевой Долине. Также мы провели нашу первую deal flow сессию в рамках нашего альянса RITA (Retail Innovation Tech Alliance). Если раньше мы слабо представляли себе проведение подобных сессий в онлайн формате, то сейчас понимаем, что это удобный и рабочий инструмент. Онлайн-встреча воспринимается так же, как и физическая, в ней может участвовать большее количество людей, а организовать ее зачастую легче, чем «живую».

Стало понятно, что никаких проблем режим онлайн-работы не приносит, а вот эффективность его можно наращивать. На данный момент уже существует множество продуманных инструментов для улучшения качества онлайн-коммуникаций, вопрос только в их интеграции.

Глубина проникновения мыслей в онлайн ничуть не уступает встречам реальным, а некоторые трудности, например – языковой барьер - можно легко преодолеть с помощью современных технологий. Для запуска скаутинг-программ сейчас вообще благоприятный момент, так как наблюдается рост интереса стартапов к работе с корпорациями: конкуренция с точки зрения потребления падает, а предложение остается таким же. Это происходит потому, что сейчас меньше конкурирующих программ скаутинг-активностей и акселераторов. Именно поэтому сейчас можно найти особо ценные экземпляры. Так, например, для нашего первого этапа отбора в рамках Retail Innovation Tech Alliance мы получили почти 400 заявок из 17 стран, хотя изначально рассчитывали на привлечение всего 100 стартапов.

Происходящее сейчас – определенный вызов, как для нас (инновационного подразделения Х5), так и для наших бизнес-заказчиков – представителей сетей и других юнитов компании. Пока что я вижу позитивную тенденцию: производительность и конверсия не падают, а даже растут.

Новый вызов бизнеса

Сейчас в нашем прицеле немного иной фокус задач, ведь у бизнеса в целом появился новый вызов. Прежде всего, он связан с вопросом обеспечения безопасности покупателей и сотрудников. Нам срочно пришлось искать анти-covid решения, которые помогли бы с обеззараживанием воздуха, дезинфекцией продуктовых тележек и корзинок, сокращением коммуникации между людьми в торговых залах. Эти, ранее не столь востребованные направления, вышли сейчас на передний план и оттянули на себя более 30% процентов нашего времени. Стоит заметить, что мобилизовались мы достаточно быстро, «сняв» с рынка практически все, что могло оказаться полезным.

В кризис, как правило, всегда работают простые, но эффективные вещи. Например, дезинфекция рук. Любое простое решение можно усовершенствовать с помощью инноваций, и модернизация диспенсеров для подачи антисептика, поиск более эффективных и недорогих средств – хороший и очевидный пример. Идет исследовательская работа, которая раньше была не актуальна, и мы находим новые и полезные варианты. Бизнес сейчас несет расходы на внедрение таких процессов в масштабе, а результаты наших исследований приведут к оптимизации расходов, снизят нагрузку на операции, повысят уровень безопасности.

Однако, если перебросить слишком много сил на один фланг, другой может ослабнуть. В каких-то направлениях скорость внедрения инноваций снижается. Как правило, это связано с той частью, где сейчас повышена активность или нагрузка. Например, в направлении доставки мы наблюдаем колоссальный рост спроса и здесь важнее безошибочная работа IT-инфраструктуры, чем внедрении и обкатка каких-то новых решений.

Мы всегда фокусировались на сегодняшнем дне. И искали, прежде всего, технологии для возможного масштабирования, которые принесут ценность миллионам покупателям и бизнесу уже сегодня. Сейчас этот фокус стал еще более актуальным, и сама жизнь подтверждает наш подход. Та модель селекции и внедрения, которую мы выстраивали многие месяцы – сейчас демонстрирует свою работоспособность. И речь уже не столько об инновациях, сколько о быстрых изменениях в переменчивой внешней среде и оперативном ответе на вызовы мира.

Рост в изоляции

Пандемия – не помеха развитию бизнеса и инновациям, а может и хороший триггер. Ключевое ускорение происходит за счет нового направления: необходимости помочь персоналу и создать безопасную среду в магазинах для клиентов. Возможно, многие идеи, которые сейчас помогают нам решить эти вопросы, будут использоваться в дальнейшем на постоянной основе и станут своеобразным «гигиеническим минимумом» для индустрии. Потому что в головах людей еще долго будет существовать барьер о собственной безопасности. Мыслить как раньше мы уже не будем.

Создание безопасной среды в оффлайн магазинах стимулирует развитие систем самообслуживания: кассы самообслуживания, сканнеры, работа с мобильными устройствами. Люди по-прежнему хотят ходить в магазины, т. к. это часть их социальной жизни, а в настоящее время это еще и один из немногих легальных предлогов выйти на улицу. И мы помогаем нашим клиентам осуществлять покупки с максимальной безопасностью - минимизируя контакты.

Мы видим, что пандемия становится драйвером роста популярности систем, повышающих безопасность. И верим, что востребованность подобных систем не снизится после окончания временных ограничений и самоизоляции. Например, попробовав несколько раз использовать кассу самообслуживания, иногда вопреки своим страхам «не справиться», покупатель в следующий раз уже не пойдет на обычную кассу. Он уже будет понимать, что КСО это просто, быстро и удобно. И если во время карантина первым триггером использования КСО стал страх общения с людьми в очереди, то в дальнейшем покупатель предпочтет этот способ покупки из-за удобства.

Хорошим показателем является тот факт, что, несмотря на непростую ситуацию, никто в Х5 еще полностью не отказывался от проектов, максимум – переносили сроки реализации. Это доказывает правильность нашего подхода и изначально выбранной тактики. Перед непосредственным запуском каждого проекта мы проверяем его экономическую эффективность, тестируя бизнес-гипотезы в пилотных зонах и запускаем только в том случае, если полностью в ней уверены. Нет смысла отказываться от выгодного проекта, можно его притормозить, но не отменить. И главный фактор успеха – скорость. Мы стараемся делать максимально «быстрые» пилоты, чтобы уже за три месяца – или доказать эффективность, или закрыть проект.

Мы достаточно давно начали смещение фокуса с России на другие страны, однако понимаем, что нужно быть в курсе происходящего и здесь. Для этого мы предложили рынку новую платформу - Retail Innovation Tech Alliance. Сейчас это наш основной инструмент скаутинга в России. Этой программы достаточно для отслеживания российской воронки.

В качестве якорного партнера Plug&Play мы занимаемся европейской воронкой на постоянной основе, а в мае провели американскую серию отбора в рамках 5-дневного онлайн-саммита. На нем было представлено 111 стартапов из 6 вертикалей. Активно смотреть на обе вышеупомянутые воронки мы планируем через инструмент Plug&Play. В наших ближайших планах также запуск скаутинг-программы в Израиле, совместно с израильским агентством. После того, как ситуация с Covid станет более ясной, мы снова вернемся в Китай и запустим там вторую волну скаутинга.

Несмотря на то, что практически вся Европа сейчас сидит в карантине, никакого падения активности в сфере инноваций мы не видим. Интерес стартапов к работе с корпорациями только растет. И мы не теряем темпов в процессе внедрения инноваций – на пользу и компании, и покупателей.

{ "author_name": "X5Tech", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": -1, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "x5tech", "id": 130574, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 29 May 2020 13:31:40 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Зачем PR стартапу?

Какие цели решает PR?

Как удалить отзыв на Yell и улучшить онлайн-репутацию

Yell.ru – крупная интернет-площадка. В прошлом это малопопулярный справочник «Желтые страницы», а ныне – авторитетный сайт-отзовик с сотнями тысяч откликов, которыми руководствуется Яндекс при формировании собственного рейтинга компаний.

Panasonic продала все свои акции Tesla на $3,6 млрд — они подорожали за год в пять раз Статьи редакции

Компания хочет заработать капитал для покупки разработчика программ с искусственным интеллектом.

Как технологии помогают не забывать школьную программу летом

Летом школьники берут передышку от занятий, контрольных работ и диктантов, начинают больше гулять и проводить время на свежем воздухе. Важно набраться сил перед следующим учебным годом, но остро стоит вопрос о том, как не забыть то, что изучили за год. Часто родители замечают, что дети за лето расслабляются настолько, что новые знания и навыки…

Какие клише и штампы есть в анимационных роликах и как их избежать

Знакомьтесь, это Вася. Он сталкивается с удивительно специфической проблемой, о которой вы раньше даже не думали. Слава богу, в руке у него есть смартфон: устройство выпускает линии, которые заканчиваются иконками с другими людьми, рукопожатиями и мешочками со знаком доллара.

Обнаружили продавца на Ozon, который торгует домашними соленьями без документов и этикеток

Тема вполне сезонная. Скоро на дачах пойдут огурчики и помидорки, а значит пора катать банки и заваривать бизнес. И мы, кажется, нашли отличную идею как получить прибавку к пенсии и заработать на страсти к консервации прямиком на Ozon.

«Яндекс» покажет заказы привитым водителям и курьерам раньше, чем исполнителям без вакцины Статьи редакции

Компании обязаны вакцинировать 60% курьеров и сотрудников служб доставки.

Почему Snowpack лучше Webpack, и зачем нужен WebGL? Доклады frontend-митапа
«Самая успешная история — это история денег»: дискуссия автора Sapiens с вице-президентом Amazon

Перевод совместного паблик-тока Юваля Ноа Харари и Нила Линдсея, проходившего на фестивале «Каннские львы»

Нил Линдсей (слева) и Валь Ноа Харари (справа). Кадр из трансляции Cannes Lions
Руководство по запуску войсчатов в Telegram: зачем банк «Открытие» провёл 6-часовой эфир и что от этого получил

В марте 2021 года, уже после того, как Clubhouse начал стремительно терять аудиторию в России, в мессенджере Павла Дурова появилась возможность проводить голосовые чаты в телеграм-каналах. Мы решили провести эксперимент и, спустя 2 месяца после релиза этой фичи, устроили шестичасовой марафон для предпринимателей, в котором поучаствовали около 3…

Комментарии
null