Mentorbot: как «Перекресток» поддерживает сотрудников с помощью коучей и ботов
Сеть супермаркетов «Перекресток» внедряет для своих сотрудников новый HR-Tech инструмент – Mentorbot. Сервис поможет снизить уровень стресса, настроить баланс между работой и семьей, понять, как строить свою карьеру, а новым сотрудникам – как легче адаптироваться.
Как бот устроен изнутри
Сервис представляет собой тандем профессионального коуча и бота, который на основе алгоритмов машинного обучения и анализа данных помогает делать сессию максимально эффективной. Коучи являются сертифицированными, профессиональными специалистами, имеющими за спиной не менее 200 часов практики проведения сессий, а более половины из них – дипломированные психологи-практики.
Технически работа тандема выглядит так. Человек заходит в мессенджер Telegram, находит Mentorbot, выбирает удобные для сессии с коучем дату и время (сама сессия длится час), формулирует свою проблему, решение которой хочет найти. Затем в нужное время вступает в онлайн-переписку с ментором. В ходе переписки профессиональный коуч задаёт вопросы, помогая тем самым клиенту формировать ясность в постановке целей и плана действий. В этом процессе коучу помогает AI (искусственный интеллект). Бот делает лингвистический анализ виртуального разговора, отслеживает реакцию человека на те или иные вопросы коуча, оценивает полноту ответов и т.д.
Испытано на себе
Первое знакомство с ботом у сети произошло в начале этого года. В рамках пилота сервис протестировали сотрудники HR-департамента, руководители региональных представительств и других подразделений. Что такое коучинг, его помощь в постановке целей, разработке планов действий для их достижения, в компании знали и до появления бота. Но все это время речь шла о традиционных встречах: лицом к лицу с коучем. Mentorbot же предлагал новый формат - дистанционная беседа.
Общение ведется в письменном виде, что требует от человека большей собранности, сосредоточенности. Одним словом – это реальная работа по созданию плана «как решить проблему», а не просто возможность выговориться. Привыкшим к традиционному формату такая процедура поначалу была в новинку. Участников подготовили заранее, провели для них вступительную сессию, объяснив все тонкости и специфику. Важный момент в общении с Mentorbot – конфиденциальность переписки. Все, что высказано, остается между коучем и клиентом. Более того, сотрудник может заходить под любым ник-неймом, а коуч видит только ник и ID сессии. Информация, которую может получить работодатель - обезличенная, сводная аналитика. Этого достаточно, чтобы понять, что волнует сотрудников, в каком соотношении доля профессиональных и личных проблем кроется в этом беспокойстве. Компания получает четкую картину эмоционального климата коллектива, а также положительную динамику, связанную с решением конкретных вопросов и проблем своих сотрудников.
Резервисты, вперед!
Сегодня «Перекресток» сформировал две группы из руководителей разных уровней, преимущественно кадровых резервистов компании, которые смогут поработать с Mentorbot. Выбор пал на них неслучайно. Это те самые люди, которые заинтересованы в собственном развитии, и коуч-сессия должна помочь им стать еще эффективнее. Перед запуском проекта его участникам раскрыли смысл и механику взаимодействия, ответили на все острые вопросы. «Мы расскажем о возможностях платформы, с какой целью можно обращаться к сервису, о приоритетных и подходящих запросах, что это конфиденциально, - говорит Максим Игнатьев. – Для нас очень важно, чтобы наши сотрудники понимали, зачем это им».
Две группы будут отличаться по управленческому уровню. «Делается это с единственной целью: посмотреть, какие потребности и запросы актуальны для сотрудников разных категорий, каковы их интересы и отношение к коучингу. Но все это будут обезличенные данные» - подчеркивает Екатерина Мовсумова. Это важная информация для коллектива сети. «Время сейчас непростое. Многие работают удалённо. Нам хотелось бы понять, как все это сказывается на людях, что их сейчас волнует, сохранилось ли желание саморазвития или сейчас на первый план выступают личные, житейские вопросы, - говорит Максим Игнатьев. – Запросы к онлайн-ментору могут быть разные. И, в зависимости от потребности, у каждого сотрудника будет возможность проработать те, которые он посчитает нужным. Мы уверены, онлайн-наставник поможет коллегам улучшить навыки управления временем, командой или проектом».
Сегодня все больше компаний осознают важность внедрения коучинговой культуры. «При том уровне стресса, в котором находится современный человек, многообразии проблем, которые ему приходится решать почти одновременно, оставаться высокоэффективным очень сложно, - говорит Екатерина Мовсумова. Нужна сторонняя помощь в расставлении приоритетов, понимании своих сильных и слабых сторон и т.д. В этом и помогает коучинг. И если раньше он был важным элементом в жизни топ-менеджеров в силу сложности их работы и груза ответственности, то теперь в коучинге нуждаются и руководители среднего звена, и линейные сотрудники. AI-технологии, которые использует Mentorbot, позволяют сделать доступным коучинг большему кругу людей. А значит большее число людей может понять, как им решать проблемы, какие ресурсы у них есть для этого, чего они хотят и т.д. Это очень вдохновляет и мотивирует. Именно такие сотрудники и нужны компаниям для успеха».
А планируются ли эксперименты с линейным персоналом?