У Лавки появился логотип. Как вам?
Почему первая иконка компании появилась только сейчас, и почему она похожа на открывающийся йогурт? На эти вопросы отвечают генеральный директор Яндекс.Лавки Илья Красильщик и арт-директор Пётр Сутупов.
Новость номер один: Лавке исполнился год. Первая точка в Хамовниках открылась 10 июня 2019 года. В первые дни мы радовались сотне заказов в день. Сейчас у нас почти 150 лавок и более миллиона заказов в месяц — честно говоря, мы сами до конца не понимаем, как мы доросли до такого всего за год.
Впрочем, как понятно из заголовка, этот текст не про бизнес-показатели, а про дизайн, но в нашем случае история лавочного дизайна напрямую завязана на то, как развивался наш бизнес. Мы запустились очень быстро, за полтора месяца. Без своего приложения, внутри Яндекс.Еды. Потому что так было быстрее и потому что там уже была огромная лояльная аудитория, заказывающая еду. Мы запустились как реактивный эксперимент и слишком быстро превратились в большой бизнес, не успев ответить на много важных вопросов и принять важные системные решения.
Например: как должна выглядеть Лавка? С чем она должна ассоциироваться у пользователя, когда он ее видит? Когда у тебя нет своего приложения, собственной платформы, казалось бы, тебе не так важно отвечать на эти вопросы сразу, но результат не заставит себя ждать. Вы точно получите визуальный хаос. Как выглядела Лавка? Непонятно.
Может так?
Или так?
А может, так?
А что у нас там на главной Яндекса происходит?
А на рекламных носителях? Вообще другое.
В общем, какой-то раскардаш. Работать с этим очень сложно — каждый раз, когда нужно куда-нибудь поставить Лавку, на все вопросы приходится отвечать с нуля. Как следствие — пользователь тоже ничего не понимает.
Должна ли Лавка “прорастать” на форме курьеров? У нас был подход, но эта форма существует в единственном экземпляре. А на транспорте, которым мы доставляем заказы? Мы давно отказались от скутеров, но ими до сих пор иллюстрируют любой материал про Лавку, потому что больше показать нечего.
Отсутствие фундамента мешает двигаться дальше.
А фундамент — это иконка.
Подходы к снаряду начались давно. Мы посмотрели, что происходит в России и в мире с ритейл-приложениями.
Самый яркий логотип — у Пятерочки.
Стали сравнивать с другими сервисами Яндекса, работающими с городом. Такси, Еда, Драйв.
Очевидно, что мы должны смотреться гармонично в это семействе, но при этом отстроиться.
Также становится понятно, что идти от идей сервиса напрямую — заведомо провальный вариант. Показать, что доставляем продукты? Это не уникально, ведь их доставляют и другие. Показать, что делаем это быстро? Рано или поздно это будут делать все. Любая попытка использовать очевидные бизнес-ассоциации первого уровня приведёт в тупик, так как замкнёт бренд в этих рамках. А нужно решение, которое будет работать на другом уровне и сможет масштабироваться и передавать скорее эмоцию, а не смысл.
Ищем метафору. Сравниваем с едой, где центром всего являются логичным образом фотографии еды.
В Лавке главное, с чем взаимодействует пользователь — это упаковка. При покупке, при получении товара, при использовании товара. Вы получаете не просто несколько блюд, заботливо разложенных по коробочкам из ресторана, а набор товаров совершенно разного вида и формы — коробки, пакеты, стаканы, бутылки, банки. Каждый из них выглядит по-своему, каждый вызывает разные эмоции при открытии. А мы любим анбоксинг, это же так классно.
Начинаем думать в эту сторону. На самом деле, думали про это уже не раз, и среди команды дизайнеров долго витал в воздухе концепт такого «йогурта», придуманный Тарасом Шаровым:
Но с пластикой и узнаваемостью ещё были сложности, так что поиски продолжались — как в развитии этой же идеи, так и в экспериментах с некоторыми другими. Крутим-вертим:
Некоторые идеи хочется развивать, некоторые отбрасываются сразу. Может, холодильник? Или наш пакет? Скорее всего, эти идеи никуда не приведут и не смогут расти.
Может, поиграть на тему нашего интерфейса? Любопытно, но идеи в этом недостаточно. Продолжаем искать.
О! На стыке искомой метафоры и интерфейса, в устаканивании формы, кажется, что-то нашлось! Но пока ещё грубовато:
Сделаем форму поизящнее:
Пробуем в цвете (бирюза уже давно с нами, надо было её лишь оживить немного), меняем угол и смещаем визуальный акцент пятна:
А ещё добавляем немного хулиганства и, чтобы быть круче вообще всех, делаем небольшой наклон:
Норм!
Нам ужасно нравится — это не слишком в лоб, при этом и смотреть приятно, и ярко, и графично, и хорошо смотрится внутри семейства наших старших родственников:
Как только у тебя есть иконка, сразу хочется начать ее встраивать везде. Мы уже начали! Для соцсетей провернули небольшой трюк и сделали круглую версию — одна из главных фич нашего образа в том, что он может трансформироваться и оставаться собой за счёт ключевого элемента и цвета:
Очень комфортно себя чувствуем на главной странице страны и, разумеется, в своём собственном интерфейсе:
Хочется думать про неё ещё и ещё. Сделаем кофты и значки, обязательно. Как только время коронавируса закончится. А может и ещё кое-что.
Гигантское спасибо за помощь в работе над логотипом Тарасу Шарову и Данилу Ковчему.
Гордиться тоннами пластиковой упаковки, тут же летящей в 1000-летние кучи никогда неразлагаемого пластика, да еще приделать на логотип, это надо реально ненавидеть природу. "Пятерочка" хоть зеленый листик приделала.
"А фундамент — это иконка."
Фундамент - это бабосики (в данном случае малоогранмченные) для тестирования бизнес-гипотез.
А зачем вы выкидываете пластик в неразлагаемые кучи, а не в контейнер для переработки?
Эти кучи появляются, когда ваши сладенькие контейнеры смешиваются в одних больших свалках :)
Пластик — глобальная проблема человечества, и решить её можно только сортировкой мусора, а не язвительными комментариями, что всё бессмысленно.
Нельзя решить проблему пластика, если он уже создан. Как нельзя решить проблему уже загрязнённой химией воды.
Можно сделать лучше. Только нужно не лениться: ополаскивать пластик и нести его в отдельный синий бак у вашего дома. Будущее планеты — это личная ответственность каждого, а скидывать её на компании типа Яндекса, Кока-Колы, Данона и т.д. — трусливое отсиживание в тени.
Комментарий недоступен
Ну не знаю, я в Москве уже давно не видел обычные баки. Везде для раздельного сбора. И приезжают разные машины за вторсырьём и общими отходами.
Комментарий недоступен
В спальных районах СПб время от времени появляются баки для сбора макулатуры или пластика. Спустя некоторое время исчезают, к сожалению.
Комментарий недоступен
Вкусвилл принимает. И в некоторых пиццериях можно курьерам сбагрить, чекните)
Комментарий недоступен
О таком, что это постепенный процесс, и кто-то должен начать. Нет переключателя для всей страны «эко вкл/ эко выкл» :)
Комментарий недоступен
В Москве такой проблемы нет, да и во многих других городах есть пункты приёма мусора на переработку. Было бы желание, Александр, всё это уже обсуждалось 300 раз.
Комментарий недоступен
Я уже сбилось со счёта, сколько у вас было оправданий, чтобы не отдавать мусор на переработку.
Комментарий недоступен
Круто, т.е. чтобы выбросить мусор, нужно спуститься с 20 этажа, пройти метров 50 и выбросить в контейнер?? Логика тут походу застрелилась. Я лучше в окно выброшу, это ж норм. Ну и буду ругать власти за то, что ничего не делают для чистоты планеты.
Комментарий недоступен
Вот Питер, 10 секунд в поисковике: https://rcycle.net/plastmassy/priem-plastika-v-spb-adresa-punktov-sbora-i-tseny-na-vtorsyre
Но вы даже про Москву сказали, что тут нет
Комментарий недоступен
1) Tetra Pak - это компания, занимающаяся производством упаковки упаковочных автоматов и оборудования для переработки жидких пищевых продуктов, а также оборудования для групповой упаковки.
2) Почти всё, что требует хранения в России, так же пихают в тетрапаки (пусть будет так называться их упаковка, как ксерокс или джип). Ну и так же используют стекло и металл. Обычный пластик для длительного хранения продуктов не пригоден, а упаковки тетрапака для маленького срока службы дороги. Соки, кефир, молоко - многое что в тетрапаке и только часть в пластике. При чём пастеризованное молоко почти всё в пластике, а вот ультрапастеризованное видел только в тетрапаке. И дело именно в сроке годности, а не в экологичности и бла бла бла.
Ну и конкурентов особо у Tetra Pak нет, а отсюда он очень распространён и в России.
Ну и вишенка на торте. Упаковка тетрапак перерабатывается так же, а иногда и хуже, чем множество видовпищевого и перерабатываемого пластика, стекло, металл. Так что без разницы, в чём покупать продукты, главное, чтобы это было перерабатываемым.
А ещё вопрос на засыпку.
Представим, что вся продукция будет в тетрапаках. Кто её будет перерабатывать?
Ответ: те же заводы по переработке отходов, которые будут перерабатывать и пластик.
Так разве тетрапаки решат проблему, а не обычные граждане, которые постепенно научатся сортировать мусор (а для этого нужно потратить не один год)?
Тетрапак перерабатывать намного сложнее, чем пластик.
Комментарий недоступен
А вы в курсе, что там не чистый картон, а картон с пластиковым слоем как у стаканчиков для кофе? И что их нельзя из-за этого сдать в переработку?
И где здесь экологичность?
Комментарий недоступен
Покупайте воду в стекле или жести. Переработка тетрапака и им подобных сложнее и дороже простого пластика. Также пластик пластику рознь, есть типы пластиков, которые разрушаются на 99%, чаще всего используют их в йогуртах, они не могут быть прозрачным.
Не умаляю своей ответственности, но всё никак не могу понять: могут ли быть сопоставимы объемы мусора меня и моей семьи с выбросами хотя бы одного завода? С последствиями разливов нефти?
Да, каждый человек в ответе за планету. Но по правилу Парето или эффекту длинного хвоста - мы не с того начинаем. Когда из каждого утюга меня пытаются убедить, что я гроблю планету, а потом я читаю новости про тот же Норильск - возникает много вопросов.
Если все семьи будут думать, что их вклад ничего не изменит, ничего и не изменится.
Смотрела в каком-то ролике — уже, к сожалению, не вспомню, в каком, — где эксперт сказал, что неидеальная забота многих людей об экологии — это существеннее, чем идеальное соблюдение всех эко-требований единицами.
Начинать нужно с себя, и мысли типа «если завод не начал, то и я не буду» только приближают эко-апокалипсис.
Понятно, что начинать нужно с себя. Но когда смотришь вокруг, очень тяжело избавиться от мысли, что твои действия - капля в море, пустой пшик. И руки нет-нет опускаются :/
Это не так) Сначала вы, потом на вас посмотрят друзья и тоже начнут по чуть-чуть сортировать мусор, на них посмотрят их друзья — и так далее. Вы одни только на старте, а после вокруг сами собой вырастут сообщники.)
Ну ла, кому какое дело до танкера, везущего Nike, интереснее докопаться, почему баба Маша в райцентр не ездит стеклотару сдавать. Ату её, штраф 15 тыщ!!!...
А сами-то в найках сидите наверняка
Если запариваться и вдобавок ко всему игнорить продукцию "безответственных" корпораций, то вообще сразу в петлю можно. Я в лаптях не готова, не-а. А петелька она чего - джутовая, натуральная.
🤦
Никто не просит игнорировать. Речь о перекладывании ответственности, чтобы самим ничего не делать.
Ответственность - это когда покупаешь не Колу, а попил водички из крана или компотика, например.