Директор не может подчинить сотрудников, а те — быстро реагировать на перемены: как робость Пичаи «тормозит» Google Статьи редакции
И стоит ли в таком случае списывать компанию со счетов, например, в ИИ-гонке — в кратком конспекте материала The Information.
Нежелание формировать культ лидера
В прошлом инженер-разработчик и бизнес-консультант, Сундар Пичаи пришёл в Google в 2004 году на «скромную» позицию менеджера по продуктам. Гендиректором компании он стал уже в 2015-м — в результате реорганизации и запуска головной структуры Alphabet.
С тех пор выручка Google неуклонно росла — во многом за счёт рекламных сервисов в поисковике, а также комиссий с покупок в магазине приложений Google Play. В 2015 году, когда Пичаи только вступил в должность, показатель составил около $75 млрд, а уже к 2022-му увеличился до $280 млрд.
Скептики убеждены, что выручка выросла бы и при любом другом директоре — личной заслуги Пичаи здесь нет. По словам одного старшего менеджера Google Рика Остерло, Сундар не пытается приписать все успехи себе и не позиционирует себя как единоличного лидера. Но его скромность — вероятная причина, по которой он до сих пор находится в тени сооснователя и бывшего руководителя Google Ларри Пейджа, предполагает The Information.
Возглавив ещё и всю Alphabet, Пичаи на протяжении нескольких лет делился с узким кругом консультантов и коллег переживаниями о том, что корпорация разрастается и управлять ею становится всё труднее: из-за внимания регуляторов, недовольства сотрудников, внутренней борьбы за власть.
Он сетовал, что у него порой не получается контролировать даже некоторых своих подчинённых. Например, он так и не смог заставить гендиректора ИИ-подразделения DeepMind Демиса Хассабиса повысить приоритет нужных ему проектов и поделиться программным кодом с другим ИИ-отделом компании — Brain, которое в конце апреля 2023 года объединили с DeepMind.
Желание сохранить независимость DeepMind, купленной Google в 2014 году, Хассабис также годами обсуждал не с Пичаи, а сразу напрямую с Пейджем — несмотря на то, что тот старался не вмешиваться во внутренние процессы компании.
Давние менеджеры Google говорят, что в компании сформировалась такая корпоративная культура: сотрудники могут не подчиняться приказам сверху, если не хотят. Вероятно, Пичаи мог бы противостоять бунтарству, но он, по словам сотрудников, самый сдержанный и наименее конфликтный руководитель в корпорации: не выносит ругань и не повышает голос, даже если считает, что его не слышат.
Некоторые акционеры считают, что его кандидатура не самая подходящая на роль гендиректора. Он и сам в личных беседах говорил коллегам, что скучает по прикладным продуктовым задачам. Но к смене руководства пока никто всерьёз не призывает, да и Пичаи заявлял, что намерен провести компанию через текущие финансовые и рыночные трудности.
К тому же в 2023-м перед ним стоит важная цель — возможно, значимее, чем первенство на рынке ИИ: это продлить соглашение с Apple, согласно которому Google остаётся поиском по умолчанию в браузере Safari. Такое партнёрство, по данным источников, приносит компании десятки миллиардов долларов выручки в год.
Медлительность в ИИ-гонке
Неконфликтность Пичаи, вероятно, хороша для эмоционального климата в Google, но вот его сдержанность — то, что тормозит ИИ-разработки, а также разочаровывает сотрудников, пишет The Information.
Разработчики системы разговорных моделей LaMDA, например, вынужденно уволились в 2021 году, так как компания запретила им запускать на их основе чат-бота в голосовом помощнике Google Assistant. Они перестали верить, что релиз вообще когда-нибудь произойдёт.
Выпуск собственного бота — Bard — всё же случился, но только в 2023 году и в ограниченном виде: по функциям он не превосходил конкурентов, работал на менее мощной ИИ-модели, чтобы не тратить много денег на вычислительные мощности, а также был доступен лишь части пользователей.
Ирония крылась также в том, что часть исследователей и инженеров Google ушла в OpenAI — та убедила их, что «писать в стол» больше не придётся. Не без их помощи появился и чат-бот ChatGPT, который, по мнению участников рынка, однажды мог бы заменить поиск Google и подорвать её рекламный бизнес.
Похожая история случилась и с Imagen — сервисом Google для генерации изображений по текстовым запросам. Свободного доступа к нему не было даже у сотрудников: они должны были подавать заявку на разрешение и подписывать документ, который освобождает Google от ответственности за контент, который они генерируют.
В итоге популярность получили Dall-E 2 от OpenAI и Stable Diffusion от Stability AI, а Imagen опубликовали лишь в ноябре 2022 года — в приложении для тестов ИИ-моделей AI Test Kitchen, с ограниченной функциональностью и не для всех.
Сама Google при этом не считает свою неторопливость недостатком. В 2015 году, например, её нейросети для распознавания изображений показывали фотографии темнокожих людей по запросу «горилла». А LamDA в 2020-м без ограничений выдавала список способов для ухода из жизни (в текущих чат-ботах, скорее всего, сработают фильтры безопасности — vc.ru). Компания считает, что лучше устранять такие ошибки до масштабных релизов.
Нерешительность в конкуренции с TikTok
В 2022 году аналитики заметили, что молодые пользователи всё чаще ищут товары и досуговые заведения не через поисковики, а через видеосервис TikTok. То же подтверждал и старший вице-президент Google Прабхакар Рагхаван.
По словам собеседников The Information, Сундар Пичаи несколько лет твердил сотрудникам, что поисковику компании нужны кардинальные перемены, так как за два десятилетия он почти не изменился. И угроза поисковому и вместе с этим ещё и рекламному бизнесу Google в лице TikTok, казалось, заставила его принять меры.
Сотни сотрудников взялись за проект Great Search Shift — дословно «Великий поисковый сдвиг». Его задача, по словам знакомых с планом человек, заключалась в том, чтобы сделать результаты поисковой системы более персонализированными, а также увеличить количество изображений и видео в выдаче.
Правда, решительным Пичаи оказался только на бумаге, так что итоговые изменения вновь были незначительными, пишет издание. Фотографии и ролики в выдаче стали показывать со скруглёнными углами и в большем размере, а в некоторых поисковых разделах — например, «Покупках» — появилось больше фильтров.
Несмотря на отставание в отраслях вроде ИИ бывшие и нынешние сотрудники Google всё равно считают, что у компании по-прежнему есть преимущество, — это изобретательные специалисты, а также оборудование, необходимое для обучения сложных нейросетей.
Да и опыт Пичаи в должности продуктового менеджера, говорят они, — именно то, что нужно компании: он умеет превращать гипотезы в конечные продукты, причём успешно. Пример тому — браузер Chrome, который в своё время «сверг с трона» Internet Explorer.
Глава Google и сам знает, что на фоне конкуренции с OpenAI его критикуют за медлительность, но Google, по его словам, никогда не была первопроходцем. В разработках поисковых систем и карт, например, «пионерами» считаются Yahoo, Altavista и MapQuest.
Корпорация «ставит» не на скорость, а на своё умение «улучшать то, что уже существует». И она уже доказала это как минимум однажды — на рынке поисковиков.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах.
Робкий Сундар не желает быть лидером.
Комментарий недоступен
Зато знаю пачку ИП с таким ЧСВ и самомнением, что куда там Наполеону и прочим императорам.
В палате мер и весов ещё есть меры и весы, а также места.
На самом деле, не худший вариант руководителя. Я как-то раз написал о том, как быть эффективным руководителем, будучи мягким человеком, это вполне реально https://bychko.ru/soft-control/
Однако основной продукт гугла, а именно поисковик, индексирует российские сайты намного хуже Яндекса, это тоже медицинский факт. Наверное, пора на минуту отвлечься от генерации горилл и заняться скучной задачей отладки индексации.
красивая нативочка (:
Яндекс вступил в игру
Пупок развяжется
я бы за гугл не переживал, у них есть мощные тузы в рукаве
Каждый раз смеюсь с картинки "чатгпт: существует - гугл: я в опасности"!
Классная статья!
Meekness isn't a weakness:)) и "жесткие волевые" навыки, пожалуй, вообще нужны только в ситуации реальной ЧС или для отпора неадекватам.
А уж в общении с креативной командой и вовсе пережиток...
Другое дело, не выветрился ли из Гугла предпринимательский дух в пользу почивания на лаврах и эксплуатации запаса прочности - вот это критично, так как никакой запас не вечен, а в технологиях - может исчезнуть в момент.
Современные "вишневые сады" пустить под дачи под силу даже какому-нибудь случайному гению:)
Рецепты поддержания "боевого духа" не новы, и роль СЕО в них столь же важна, как и отцов-основателей.
То есть? Люди теперь задают вопрос прям в Reddit и получают ответы от живых неравнодушных мимокрокодилов?
А раньше в интернетах отвечали: «тебя что, в поиске забанили?» и присылали ссылку на элегантный LMGTFY.
Хотя, если учесть, что старейший lmgtfy всё же помер, возможно они и правда не знают как это теперь делать и работают поиском друг для друга…
Удивительно.
Про TikTok не раскрыто, там что, поисковый движок, или что?
У меня нет тиктока
"У меня нет тиктока"
Есть айфон, но нет тиктока. Слабак.
Скажи еще что у тебя есть тикток, я неделю угорать буду 😁
У меня даже айфона нет, а ты про тикток. гг
Одно из другого не следует.
Говори прямо.
Нет. У меня даже инстаграма не было никогда :(
Греф тоже Сбер развалил. Каждый занимается чем хочет. Ни экосистемы, ни ecommerce - все оказалось фейком на бумаге
Я ненастоящий сварщик и могу судить только с точки зрения потребителя, но в не таком уж далёком 2006 году единственным способом оплатить что-либо в Сбербанке (я тогда оплачивал общагу), было стоять в маленьком отделении в живой очереди из злых старушек.
Сейчас это делается моментально в приложении, можно даже не вводить реквизиты, а считать куаркод. Даже комп не нужен. Если нужно прийти в отделение, там электронная очередь и последние восемь раз, когда я там был, ждать не приходилось вообще. Да, сотрудники теперь по списку предлагают дополнительные услуги, но мне несложно сказать: «Нет, не интересует».
Я бы не сказал, что это характеризуется словом «развалил».
Вы бы еще вспомнили, как было в 1990х... то что у Сбер появилось приложение вовсе не означает, что они разиваются. Когда-то и стиральных машинок не было. Это развитие всего рынка. А то что Сбер заявлял экосистему и ecommerce, но нихрена не сделал - вот показатель.
Ну Сберу есть у кого поучиться метлой махать.
Хотя я всё равно не совсем понимаю - экосистему они свою выстраивают. Что именно в вашем понимании они не сделали в этом плане? Это же не моментальный процесс.
"Корпорация «ставит» не на скорость, а на своё умение «улучшать то, что уже существует».-это на самом деле хорошая позиция ,главное качество
Сдохла Altavista, сдохнет и ваш Гугол. Индус его и похоронит.
Ночью наши ученые чуть-чуть изменят гравитационное поле Земли.
Гуглу бы глянуть на поисктвую выдачу основных соцсетей и их же ютуба, и подправить результаты поисковой выдачи.
Если робость Пичаи «тормозит» Google, почему его просто не заменить другим человеком
Ну Сатья Наделла из Майков на фоне Пичаи вообще бог. Реально вытащил Майкрософт из говна и сейчас они на на коне
<<Покупать и закрывать то, что уже существует>>