{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему у вас большая текучка в отделе продаж и как ее остановить?

Отдел продаж — основа бизнеса. Чтобы он работал и приносил доход в компанию, важно его обучать. Но, как показывает наша практика, руководители считают, что менеджер отдела продаж может освоить все внутренние процессы компании и изучить продут компании самостоятельно и в два счёта приносить желаемую выручку.

А в чем проблема?

Отсутствие должных знаний о компании, о её сфере деятельности, о работе с программами ведет к возникновению следующих проблем:

  • к спорам или недопониманию с покупателем;
  • к низким заработкам самих менеджеров (хотя обещали им от 60 000 рублей и выше!) и, как следствие, растущим недовольством в коллективе;
  • к постоянным ошибкам в ведении сделки, к некорректному внесению необходимых данных в программы, что вносит хаос в работу всего отдела;
  • И, в конце концов, к отсутствию продаж как таковых.

Частая картина: текучка в компании, менеджеры по продажам разочаровываются в компании, в продукте, в онбординге и обучении, в руководстве. А после ухода сотрудника, другой менеджер тратит не мало времени на то, чтобы разобраться со сделкой, привести её в порядок и вернуть покупателя. И потом опять по новой...

Не удивительно, что в настоящее время ответ на вопрос «Имеется ли обучение при устройстве в вашу компанию?», является одним из критериев выбора работодателя.

Многие, в лучшем случае, дают новому сотруднику какие-то материалы, написанные «на коленке», которые он изучает самостоятельно, и потом ждут результатов. А на самом деле, даже сотрудники с 20-ти летним опытом в продажах нуждаются в обучении, ведь при трудоустройстве меняется не только название компании и коллектив, в котором работает сотрудник. Зачастую меняется сфера деятельности, регламенты работы, используемые в работе программы.

Чек-лист обучения менеджера по продажам

Обучение нового сотрудника порой занимает не один день, поэтому важно максимально автоматизировать этот процесс. Как это сделать? Мы подготовили общий чек-лист подготовки обучающих материалов, который используем сами:

  • Презентация или видео о компании, рассказ про её историю, цели и устройство.
  • Описанная технология продаж в компании: инструкция, в которой подробно описано, как отдел продаж должен взаимодействовать со смежными подразделениями, а также регламенты работы, алгоритм работы с входящими и исходящими звонками и заявками, правила составления и оформления коммерческих предложений.
  • Обучающие материалы по работе в ваших системах (1С, CRM и т.д. ) В материалах должны быть инструкции по работе с карточками сделок, небольших компаниях с простыми бизнес-процессами можно обойтись записью нескольких видеороликов, где отражены основные процессы работы в программе от поступления обращения до успешного закрытия сделки. В крупных компаниях видеоролики можно дополнить «Базой знаний», кейсами и тестами.
  • Прописанные организационные моменты, касающиеся расчёта заработной платы и премий, алгоритм предоставления отпуска, больничных, и т. Д. Данный пункт всё же больше ответственность HR, поэтому не будем расписывать его подробно.

Используя готовые обучающие материалы, уменьшить срок обучения до одного-двух дней возможно, ведь вы автоматизируете большую часть этапов.

Если руководитель отдела продаж, HR или наставник будут всё делать самостоятельно, без видео и текстовых инструкций, придётся отложить все дела и заниматься только новым сотрудником. Не исключено, что какая-то часть нового материала будет пропущена при обучении, а самое неудобное – если новый сотрудник что-то упустил или не понял, то будет допускать ошибки и отвлекать коллег или руководителя во время работы, вместо того чтобы просто перечитать инструкцию или пересмотреть нужный ролик обучения.

Обучающие материалы готовы. Что дальше?

А дальше проверяем знания нового сотрудника после обучения.

Один из самых лучших вариантов - кейс. Разыграв вместе с новичком кейс, мы оценим сам процесс продажи, а также узнаем, как менеджер видит нашу компанию, понял ли он наши цели. Такой подход не заставляет менеджера стрессовать и чувствовать себя как на экзамены, которые мы все не любим.

Помогаем в первые дни работы. Если у вас есть CRM-система, то вам будет в разы легче. В CRM руководитель отслеживает ключевые показатели работы (количество звонков, время на линии, количество взятых в работу заявок и др.), правильность заполнения карточек контакта, компании и сделки.Если несколько человек после обучения совершают одни и те же ошибки, подумайте, возможно нужно изменить форму подачи материала?

Хорошо если у вас есть возможность прослушивания звонков. Сейчас это умеет большинство телефоний.

В своей компании для клиентов мы специально разработали виджет для amoCRM, с помощью которого руководитель может не только подключиться к текущему разговору сотрудника и прослушать его, но ещё и давать подсказки в режиме реального времени. Сейчас, когда многие работают удалённо, и руководители не могут сидеть рядом с сотрудниками и давать подсказки, эта возможность очень облегчает обучение сотрудников. Как показывает практика, менеджеру намного проще совершать первые звонки, если он знает, что более опытный коллега страхует его во время разговора. Такие менеджеры быстрее совершают первые продажи.

Проверяем как сотрудник ознакомился с регламентами и базой знаний с помощью тестов. Не стоит ограничивать сотрудника, пусть он пользуется всеми доступными материалами и учится быстро находить нужную информацию.

Обязательно даём ему обратную связь и указываем точки роста, подсказываем инструменты как это сделать.

Идеально если в процессе обучения, проверка знаний будет сопровождаться выставлением баллов или оценок. Так можно будет проследить в каком материале нужно поднажать и выделить больше времени на обучение, а где сотрудник уже мастер и сенсей. А если проводить аттестации периодически, сотрудник получит качественную обратную связь, будет понимать свои точки роста и как ему можно улучшить свою квалификацию в продажах.

Наталья Филатова
Менеджер проектов Ингруппы
0
20 комментариев
Написать комментарий...
Давид Муравьёв

поставление баллов и оценок во время обучения...мда,не лучший метод как по мне

Ответить
Развернуть ветку
Ингруппа
Автор

С целью сделать прозрачным процесс принятие решения об успешности прохождения испытательного срока, почему бы нет? Почему, на ваш взгляд, это не лучший метод?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

А представьте, если вас ежедневно будут оценивать по 5-ти бальной шкале?)) По мне мягко говоря будет некомфортно. Это все-таки не школа или стажер со временем поймет, что он не туда попал.

Ответить
Развернуть ветку
Ингруппа
Автор

Этот совет носит сугубо рекомендательный характер) Поделитесь опытом, как вы проводите или проходите аттестацию и при каких условиях работник переходит на следующий грейд?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

Давайте будем общаться на понятном нам языке и уберем лишние слова грейд, дедлайны и пр. ок?) Мы же не в Европе и не Америке.
Аттестацию я пока нигде не проходил и даже по карьерной лестнице не рос, тут ничего придумывать не буду. На моих глазах сотрудника поднимали только по его результатам без аттестации, но это право организации данные правила вводить, по мне оценивать нужно по результативности и сроку пребывания в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Ингруппа
Автор

а стажера как оценить?) особенно если цикл сделки больше месяца? Мы его оцениваем по тому, как он усвоил материал в процессе обучения, верно? Можем не ставить баллы, но без аттестации тут не обойтись, согласны?

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

Может со стороны HR-ра это интересно, со стороны руководителя я бы оценивал его действия, даже если сделка идет больше месяца, а такой опыт был с Росагролизингом, там такие вопросы могут длиться и полгода, если готовятся определенные документы, но факт переговоров и продвижения дела, пусть небольшими шагами я бы оценил, главное чтобы завершил).

Ответить
Развернуть ветку
Рыжков Роберт

соглашусь с вами

Ответить
Развернуть ветку
Алексей

"Если у вас есть CRM-система", а куда сейчас без неё?
Если ОП продаж большой, то ещё и омниканальность внедрить по хорошему стоит, типа https://webim.ru иначе сотрудники будут зашиваться на разных канал, терять заявки. А если сотрудник не видит результат своей деятельности, он конечно же уйдет

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

Поверьте, есть компании, которые без CRM-ки успешно работают.

Пусть я старомоден, но какую организацию не обслуживаю везде скала-программа 1С, без нее все остальные становятся бессмысленными.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Спивак

Дайте мне хотябы 3 таких компании и я покажу минимум 5 дырок где они теряют клиентов. На конкретных примерах. Компании думают что у них все хорошо ровно до тех пор пока они не увидят где у них все плохо.

Ответить
Развернуть ветку
Ингруппа
Автор

Какова гарантия, что с CRM они не станут работать еще лучше?) Это же про качество коммуникаций, про прозрачность процессов, про рост эффективности менеджера и т. д., а 1С выполняет другие функции и закрывает другие потребности бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

Понимаете, каждый случай индивидуален и я не могу за всех сказать), где-то это действительно работает в паре с 1С, где-то CRM-ка вообще не нужна, но статья была не об этом, мы сильно отклонились от темы).
Все началось с того, что Алексей сказал, что сегодня без CRM-ки никуда, я из практики опроверг версию), я против них ничего не имею, но их рекламы слишком много.

Ответить
Развернуть ветку
Ингруппа
Автор

Интересный сервис. Особенно если интегрировать его с amoCRM.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

Знаете, выражу еще одно свое мнение из личного опыта. В основном текучка связана с нововведениями в руководстве.
Если в организации имеется устоявшаяся система работы, которая успешно приносила фиксированный результат +/- от сезона, если это зависит, то какой бы новый сотрудник не зашел, там не будет "течки", если он понимает куда пришел и с чем будет иметь дело.

Ответить
Развернуть ветку
Ингруппа
Автор

фиксированный результат - это прекрасно? Но как же рост?) Без изменений рост невозможен, на наш взгляд. Много организаций к нам обращались с налаженной работой и стабильными показателями выручки, объема продаж и т. п. А потом оказалось, что зарабатывать они могут больше, просто надо было показать точки роста)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

Фикс. результат нужен, назовем ее точкой комфорта работы организации. Ведь рост в текущем месяце есть, в следующем его нет, а фикс. результат как раз нужен для того, чтобы организация существовала. Любая организация не откажется от роста сверху, не ломая налаженную систему.

Насчет большого роста, насколько я понимаю речь идет об информационных возможностях? Тут как раз главная нестабильность, так как данные инструменты сначала дают взрывной рост, потом резкий спад, директ, изменения алгоритмов SEO, реклама в инсте, дзен и т.д. думаю продолжать не стоить. Этими инструментами пренебрегать не стоит, но делать на них опору неразумно, если весь бизнес на этом не завязан.

Все выше перечисленное можно отнести к контролю управления рисками.

Ответить
Развернуть ветку
Ингруппа
Автор

Нет-нет, мы не про SEO и другие инструменты продвижения. Мы - интеграторы CRM-решений. Поэтому в данном комментарии мы исключительно про CRM-систему: про работу с потерянным заявки, рост LTV и кол-во повторных продаж, "реанимацию" базы и тд. Мы про этот рост, который можно предсказать еще на этапе предпроектного обследования.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Захаров

Если мы на тему возврата продаж перейдем с помощью CRM, то да, это интересно и это даже работает. Смущает только одно - это постоянная фиксация действий и перевод их на какой-то статус с комментарием.

Как-то даже решил провести опыт и посчитать, сколько уйдет время только на "клацанья" этих действий, не поверите, у меня вышло почти 2 часа из 8 часов рабочего времени! То есть, если бы не было CRM, можно было бы 2 часа в то время использовать для общения с клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Спивак

Фиксировать действия и переводить на новый статус должна система, а не менеджер. Это и есть результат работы толкового интегратора.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда