13 способов, как вашей компании получить упоминание в СМИ бесплатно
И не платить 100 тысяч рублей за одну публикацию.
Привет, это Лена Комарова из PR-агентства Gate. Рассказываю, как бесплатно привлечь внимание журналистов к вам или вашему проекту.
Способ 1. Проведите исследование
Опросите аудиторию, проанализируйте тренды рынка или сделайте анализ собственных данных.
Журналисты любят цифры больше всего на свете: если ваш проект существует совсем недавно, это чуть ли не единственный способ быстро попасть в издания уровня tier-1.
Пример из практики: ребята из онлайн-сервиса по управлению здоровьем Budu изучили, сколько россиян экономят на медицинских услугах. Собрали итоги исследования в релиз, который опубликовали сразу несколько изданий, включая Газета.ру и Москва 24.
Что учесть: редакторам нужны цифры. Чем больше конкретики и доказанных данными тезисов, тем более тиражируемое СМИ заинтересуется исследованием.
Сколько времени нужно: 2-3 месяцев от старта исследования до публикации новости про результаты.
Способ 2. Предложите подготовить экспертную колонку
Изучите, какие медиа рассказываю о вашей сфере, а затем свяжитесь с редакторами с идеей написать колонку на актуальную тему.
Неустаревающие форматы: прогнозы и антикризисные решения, разбор международных кейсов, гайды и подборки.
Пример из практики:Алексей Феофанов — CBDO Umbrella IT — делится с читателями Rusbase советами по организации эффективного IT-отдела.
Что учесть: не пытайтесь в тексте прорекламировать свою компанию, если публикация вам нужна на некоммерческой основе. В тексте должна быть только польза и ценность для аудитории медиа.
Сколько времени нужно: 1-2 месяца от питчинга СМИ (тут рассказали, как это правильно делать) до публикации статьи.
Способ 3. Дайте комментарий на запрос журналиста
Редакции постоянно ищут экспертов, которые могут прокомментировать ту или иную проблему. Поиски ведутся в профильных группах в соцсетях или на платформе Прессфид.
Ежедневно мониторьте список запросов, выбирайте релевантные (те, которые помогут подсветить вашу экспертизу), а далее пишите небольшой комментарий на 2-3 абзаца и как можно скорее направляйте его журналистам. В случае с комментариями, скорость — это половина успеха.
Пример из практики: вот этот материал Ведомостей практически полностью состоит из комментариев экспертов, которые в свою очередь автор колонки запрашивал на Прессфиде.
Что учесть: редакторы любят смелые и конкретные высказывания — водянистый комментарий в стиле «Мы за всё хорошее и против всего плохого» не подойдёт.
Сколько времени нужно: 2-3 часа от появления запроса до написания и отправки комментария.
Способ 4. Предложите редакции себя в качестве эксперта
Помимо ожидания запросов на Прессфиде, проявите проактивность: составьте список журналистов, которые пишут о вашей сфере, и отправьте им в соцсети или на почту темы, на которые вы можете давать комментарии.
Можно использовать вот такой шаблон.
Что учесть: убедитесь, что журналист точно пишет материалы на близкие вам темы. Если сомневаетесь — спросите.
Сколько времени нужно: час на поиск контактов в соцсетях, написание письма и его отправку.
Способ 5. Подружитесь с журналистами
Ещё один способ получить упоминание в медиа — стать друзьями с редакторами в соцсетях и периодически мелькать в их новостной ленте. Так, спустя время, некоторые редакторы сами предложат вам помочь с фактурой для их новых статей.
Найти нужных редакторов можно в поиске по ключевым словам — «редактор + название СМИ».
Задание уровня «Босс» для самых смелых — предложите редактору познакомиться офлайн, чтобы рассказать о себе в неформальной обстановке.
Что учесть: этот способ подходит при долгосрочном планировании. Не ждите, что через час после вашего письма, вам сразу же предложат дать интервью для главной страницы.
Сколько времени нужно: от полугода до года.
Способ 6. Отреагируйте на чужую новость
Другими словами это называется ньюсджекинг — когда вы видите новость другой компании, реагируете на неё и получаете упоминания.
Пример из практики: когда Аэрофлот лишил накопленных милей хозяина толстого кота Виктора, десятки брендов, в том числе Ситимобил, воспользовались ситуацией и предложили свою помощь пострадавшему пассажиру.
Что учесть: ваша реакция на чужую новость должна быть позитивной, а если что-то в рамках своей новости обещаете — выполняйте.
Сколько времени нужно: чем меньше — тем лучше. От часа до суток, пока инфоповод жив.
Способ 7. Расскажите о запуске нового проекта
Подготовьте текст релиза о вашем новом проекте: распишите, зачем он нужен и какие проблемы аудитории решит.
Далее соберите список медиа, котором эта новость может быть интересна, проранжируйте эти медиа от самых заинтересованных к менее, и сделайте рассылку по очереди.
Заранее объективно оценивайте свои шансы: если вы сделали локальный продукт, то лучше сконцентрировать силы на профильных медиа и не стучаться в федеральные — им мелкие запуски неинтересны.
Пример из практики: Домклик рассказали в РБК, как запустили новый проект в сфере недвижимости.
Что учесть: продукт или услуга должны быть уникальными. СМИ не будут писать о том, что очередная студия открыла направление UX-дизайна (если, конечно, вы не из топ-3 компаний рынка).
Ещё учитывайте актуальность, новость должна быть свежей: если запуск был год назад, и об этом уже есть информация в интернете — релиз не возьмут.
Сколько времени нужно: пара недель на подготовку и согласование текстов.
Способ 8. Поучаствуйте в мероприятии в качестве партнёра
Обычно в партнёрских пакетах организаторы предлагают упоминания в СМИ. Участие не всегда платное: с некоторыми организаторами получается договориться на бартер (он ещё жив).
В качестве бартера вы можете предложить помощь в поиске площадки, подарки для участников или анонсы в ваших соцсетях.
Пример из практики: ребята из Альфы запартнёрились с конференцией про грузоперевозки.
Что учесть: про вас напишут в лучшем случае пару строчек.
Сколько времени нужно: связываться с организаторами лучше заранее — как минимум за полгода.
Способ 9. Организуйте собственный конкурс или рейтинг
Объявите о создании рейтинга в вашей сфере. Например, заявите о разработке списка самых стильных ресторанов Москвы, если вы разрабатываете дизайн интерьера для общепита.
Однако, чтобы получить упоминание в СМИ, недостаточно объявить старт приёма заявок или огласить победителей. Нужно рассказать журналистам о том, какие цели несёт конкурс и как это поможет рынку.
План действий практически такой же, как с релизом продукта:
- Подготовьте текст о запуске
- Соберите список СМИ, которым эта новость может быть интересна
- Найдите контакты журналистов на сайтах изданий или в соцсетях
- Отправьте релиз сначала в самые интересные медиа, а дальше по убывающей.
Пример из практики: Авито сделали рейтинг для риелторов, благодаря которому арендодатели и квартиросъемщики смогут найти проверенного специалиста.
Что учесть: конкурс или рейтинг должны быть уникальными на рынке, иначе журналистам писать об этом не интересно.
Сколько времени нужно: лучше заложить не менее полугода — согласования условий участия с жюри и партнёрами точно займут не меньше.
Способ 10. Участвуйте в экспертных дискуссиях
В Telegram есть немало чатов, где предприниматели и специалисты обмениваются опытом. Участие в таких обсуждениях может привести к публикации в СМИ.
Всё, что для этого нужно — вступить в профессиональные чаты, следить за темами обсуждений и не бояться высказывать своё мнение.
Если ваше мнение интересно — есть шанс, что оно будет использоваться в материале журналистов, которые состоят в том же чате (а они часто там сидят, чтобы быть в курсе профессиональных обсуждений).
Пример из практики: СEO KTS Максим Павлов поучаствовал в обсуждении в одном из Telegram-чатов, какие специфические требования предъявляют заказчики к исполнителям. Далее (но с его согласия, разумеется) это сообщение переработали в комментарий и привели в пример здесь, на VC.
Что учесть: всё, что будет выходить в публичное поле, может быть использовано против вас.
Сколько времени нужно: мы бы сказали по полчаса в день на мониторинг отраслевых чатиков.
Способ 11. Сделайте что-то хорошее
Социальная ответственность сейчас в тренде, да и чисто по-человечески пройти мимо чужих проблем сложно. Если у вас есть хотя бы небольшие ресурсы, принимайте участие в благотворительных событиях. Например, организовывайте субботники, пристраивайте бездомных кошек, опекайте пенсионеров.
Иногда о хорошем деле можно рассказать и журналистам: оформите историю как релиз, прикрепите фото и итоги доброго дела.
Что учесть: не выставляйте себя в новости как героев, редакции возьмут текст, если основной акцент в ней будет на тех, кому вы помогли.
Сколько времени нужно: 2-3 недели, всё зависит от того, кому вы помогаете и какая помощь требуется.
Способ 12. Объединитесь с кем-то медийным
Найдите партнёра — бренд или инфлюенсера, — которого упоминают медиа, и предложите совместный проект. Так вы сможете попасть на страницы тех СМИ, которые обычно не читают ваши письма.
Пример из практики: IT-кадровое агентство Heaad объединилось с сервисом поиска работы Работа.ру, чтобы сделать анонс совместного исследования.
Что учесть: польза от этого проекта должна быть для всех участников. Это и нужно доказать партнёру, чтобы он согласился.
Сколько времени нужно: 3-4 месяца, чтобы найти заинтересованный бренд или инфлюенсера, сделать план проекта и реализовать.
Способ 13. Создавайте вирусный контент в соцсетях
Вирусный контент — это пост, который пользователи распространяют по своему желанию, скидывают его друзьям или коллегам.
Самый простой путь сделать контент вирусным — попасть в боль аудитории. Если пост «жиза», им будут делиться.
Кроме того, у постов и роликов есть право на жизнь за пределами соцсетей. Их могут использовать журналисты и другие эксперты в качестве иллюстраций внутри своих материалов.
Пример из практики: в разгар пандемии SRLSY выпустили у себя в соцсетях подборку духов, которые обладают эмоциональным ароматом (например, запах того утра, когда пьёшь кофе и заказываешь такси в аэропорт). Пост стал популярным не только в соцсетях, но и в СМИ — другие бренды последовали примеру и запустили флешмоб своих духов.
*Пример из личного опыта: в начале пандемии, когда в Петербурге только появились тесты на COVID, я решила проверить, как работает cистема в районной поликлинике. Оказалось, что работает она плохо, я написала про это пост в соцсетях, а его разнесли по всем городским СМИ и пабликам.
Что учесть: шансы на успех заранее просчитать сложно (пост или ролик могут залететь, а могут и нет). А ещё, скорее всего, о вас напишут только отраслевые медиа о маркетинге и рекламе.
Сколько времени нужно: около месяца, чтобы разработать идеи и создать креативы.
***
Если я забыла упомянуть другие рабочие способы, рассказывайте о них в комментариях :)
А если вам нужна консультация по публикациями в СМИ и PR в целом, то мой Telegram — @lnkmrv
В СМИ попасть просто, напишите что-то про СВО и сразу будут говорить только о вас
Не придумала ответа на ваш комментарий, за который меня нельзя будет привлечь по какой-нибудь статье
Почему? Есть же популярное "а что случилось", которое пихают везде.
Смешная шутка
Бизнес план — топ))
14. Зашквариться настолько сильно, что СМИ просто не смогут пройти мимо (может даже в новостях покажут)
Где публиковать?
Ваш вопрос навеял на отдельную статью. Но если вопрос, где публиковать о себе статьи, то начать можно с UGC-площадок: VC, Хабр, Пикабу, Дзен, Spark, SBlogs, Adpass. Финальный список зависит от того, какой у вас бизнес.
Это очень хорошо, что вы возьмётесь за отдельную статью, материал бомба)
https://unisiter.ru/blog/gde-razmeschat-stati-dlya-prodvijeniya-sayta/
Спасибо за ссылку, пойду ознакомлюсь.
Для раздела "СМИ о нас" https://unisiter.ru/pages/smi/ с помощью прессфида быстро набрали публикации. Отлично работает. Рекомендую.
Вирусность увы не всегда дает конверсию на пабликах. Пост на скрине из Пикабу привел в итоге от силы к 20 "покупкам" игр, да и "работает" он 12-14 часов. Охват огроменный, а вот целевой аудитории немного, что подтверждается 10К подписчиков у группы Настольных игр на том же Пикабу. А для некоторых ниш, как у меня школьники 8-12 лет, увы и ресурсов не так много: есть дошколка и подготовка к школе паблики и группы, потом про детей "забывают" лет на 8, интересы кружки и отдых в основном, и уже потом ОГЭ/ЕГЭ начинаются массово паблики.
С этим утверждением абсолютно согласна. Вирусность может никак не коррелировать с конверсиями и продажами в целом.
На скрине статистика не прогрузилась: пост набрал почти 272 000 просмотров.
А кто и где говорил про конверсию?))
Упоминание в СМИ должно во что-то конвертироваться: в выдачу, чтобы конкурентов убрать ниже, в лиды, в покупателей, в инвестиции.
А то "Обо мне ФОРБС написал", а контора через месяц закрылась.
Смысл тратить время и деньги (иногда еще и заказывают тексты копирайтерам дорогим)?
Безуловно, но в контент-маркетинге воронка очень длинная. Сначала люди прочитали ваш пост на Пикабу, потом увидели ваш коммент в Форбс, затем сходили на конференцию, где вы выступали, потом увидели ваш проект в подборке или рейтинге, потом увидели рекламу и купили.
То есть "первый раз увидел - сразу купил" - история не очень популярная)
Подтверждаю, в СМИ попасть легче простого. После обычной заметки в Fb, нас позвали в Коммерсант, потом на телевидение
А о чем была заметка, если не секрет?
Небольшое исследование
Исследования все любят, особенно кстати Коммерсант :)
А потом к Лобушкину @Георгий Лобушкин в его телеграм канал :)
И понеслись упоминания в СМИ 😅
это на ваш взгляд обычная заметка ,если она заинтересовала сми ,значит что-то важное подметили ,рада за вас, хотелось бы конечно так же
быть лучшими в своем деле
и при этом все должны об этом знать, иначе не будет работать.
Ага. Не зря принято говорить, что скромный пиарщик - это плохой пиарщик)
Хороший пиарщик — это похабный пиарщик )
Спасибо за статью, по мне - очень полезные идеи)
Самое полезное п.5. Карманный журналист должен быть у каждого.
Это правда. Стараемся так не делать, но иногда бывает, что просим некоторые СМИ опубликовать день в день тексты, когда не успеваем KPI выполнить :(
Хорошая статья. Спасибо, в избранное.
Спасибо вам за фидбек! :)))
Редкий случай, когда автор сразу перешёл к сути. И в целом полезно было почитать. Спасибо. А вот название канала сложноватое:) lnkmrv запомнить не просто)
Успехов, Елена.
а хабрахабр - можно подумать было легко...
Ну типа Лена Комарова согласными) Спасибо за коммент!
Хорошая работа!
интересные варианты предложены ,есть выбор с чего начать
прессфид - наше все
Да в последнее время не особо, если честно (но все еще верим, что крупные медиа туда вернуться)
О, напомнили про существование Прессфид, спасибо)
Прочитала с интересм, но не со всем согласна.
Но еще могу подкинуть пункт автору - подружиться с местной телекомпанией) у них часто бывают социальные проекты, финансируемые из бюджета и они ищут партнеров для создания контента)
Поддержим девятый способ личным примером: запустили конкурс русскоязычных сайтов на Drupal и написали, как у нас это получилось: https://vc.ru/life/318111-bez-lishnih-ceremoniy-kak-my-zapustili-russian-drupal-awards. Конкурс прибавил нашей компании и видимости на рынке, и возможностей предметно обсуждать совместные проекты с той или иной компанией, да и лиды тоже появились.
Могу предложить такой вариант: активно участвовать в обсуждениях на профильных площадках, например здесь. У меня на практике была пара случаев, когда здесь же в комментариях в ходе обсуждения приводил определённые доводы или ссылки на собственные исследования, а спустя какое-то время через аналитику замечал, что эти ссылки появлялись в СМИ со ссылкой либо на меня, либо на коммент. Правда разрешение не спрашивали, но я и не был против, т.к это даже польстило.