Нанял не того специалиста — за день «сгорело» два миллиона. Как выглядит процесс найма в рекламном бизнесе
Большинство статей про поиск работы пишется со стороны соискателей, я же решил написать материал со стороны нанимателя. Есть два ключевых подхода найма грамотных специалистов: подход идеальный и практический. В статье поделюсь безжалостным методом поиска внятных профессионалов в сфере performance-рекламы.
Привет, меня зовут Богдан Ефремов, я руководитель рекламного агентства Efremov Media. Мы настраиваем рекламу в Яндекс Директе и Авито для наших клиентов. Сейчас мы активно растём, поэтому вопрос найма встал очень остро. А, как известно, кадры в рекламном бизнесе — это 90% успеха.
Хочу подсветить вопрос с позиции личного опыта, который будет полезен работодателям и соискателям.
По поводу рынка специалистов по рекламе выскажу непопулярное мнение: если человек просто нормально делает свою работу, он будет получать в лучшем случае в районе 50-70 тысяч. Да и то, если постарается.
Такова реальность в условиях перенасыщенного рынка, где новички рвут друг другу глотки за рабочее место. Спасибо онлайн-школам, что решили проблему с кадрами. К качеству, правда, есть определённые вопросики, но общий дефицит кадров, который сложился в России, к нам имеет мало отношения.
Чтобы стать топом с зарплатой от 100 тысяч (говорю про найм, без фрилансеров) — нужно очень хорошо поработать не только над базой по настройке рекламы, но и над смежными навыками.
Идеальный путь поиска работы
Идеальный подход прост и надёжен, как швейцарские часы: чем полезнее специалист по трафику в цифрах, тем меньше будут смотреть на его кейсы и резюме. Клиентам плевать, какие настройки делают в кабинете — их волнует результат, а не потраченные жопочасы. Правда, всё же есть нюанс— совсем уж без кейсов и резюме человек никому не докажет, что он ценный специалист.
Фактически, при любом раскладе, специалисту нужен опыт, крепкие технические навыки и понимание процессов. И чем лучше человек владеет этими чертами, тем проще ему донести профессионализм до работодателя.
Хороший специалист никогда не напишет: «Я работал в такой-то компании и делал то-то и то-то». Это детский, несерьёзный подход. Хороший спец всегда расскажет кратко весь путь из очки «А» до точки «Б», что он делал и какие результаты получил, смакуя каждую циферку.
Например, «Работал трафик-менеджером. Привлёк 79 клиентов на проект X и поднял выручку на 570 тысяч за четвёртый квартал 2023. Принимал такие-то и такие-то решения и действия». Мне сразу будет понятно, какими навыками человек обладает и какими категориями он мыслит.
Чтобы получить работу с окладом больше 50 тысяч без мозгодрочки на десятке проектов, важнее всего помнить о причинения пользы в цифрах. Результат превыше всего. Сильный специалист никогда не будет распинаться про свою коммуникабельность и усидчивость. Он будет уверенно рассказывать про конкретные результаты.
Я заметил важный признак того, что отличает крепкого кандидата от новичка: это не он танцует вокруг тебя, доказывая, что он чего-то стоит. Нет, это ты из кожи вон убеждаешь его работать на тебя.
Практический опыт найма
Если говорить о практике, то нанимать новичков может себе позволить далеко не каждая компания. Со стороны может показаться: «Покажи новичку, что делать, проследи за выполнением и всё будет норм. Плюс сэкономишь денег» — но это не так работает.
Новички постоянно что-то путают и сливают огромные рекламные бюджеты в молоко. Плюс тупят и отнимают много времени у руководителей. Прежде, чем новичок сможет самостоятельно управлять проектами, над ним постоянно должны скакать старшие наставники. Далеко не каждая компания хочет с этим заморачиваться.
Большинство агентств предпочитают брать более дорогих, но крепких специалистов, чтобы быстрее начать работать. Нянчиться с новичками нет ни сил, ни желания, ни времени.
Мы в сфере трафика откручиваем бюджеты на десятки миллионов рублей каждый месяц. Любая ошибка херово закончится для нас и для наших клиентов. И вливать ресурсы в начинающих гиблое дело, если вы не можете потратить на них достаточно времени и сил.
Я не против джунов, но подчёркиваю, что их предпочитают нанимать компании, у которых солидный штат, конская выручка и выстроенный процесс обучения сотрудников. Обычно они нанимают новичков, чтобы потом им мало платить и требовать, как с профессионалов.
Прозвучит странно, но новичкам действительно стоит искать работу в крупных агентствах и компаниях, которые постоянно набирают стажёров. Да, платят там три копейки, зато потом с таким опытом специалиста оторвут с руками.
Уже были случаи, когда я брал на работу ребят без нормального опыта по рекомендации, и чаще всего они не проходили даже испытательный срок. Исключение — если специалиста мне порекомендуют под конкретную цель, и это специалист с опытом. Тогда, может быть, я найму человека в штат, если он покажет себя на конкретной задаче.
На что обращать внимание при найме специалистов по рекламе
Сколько работал на прошлом месте работы. Если в резюме у человека видно, что за последние два года он успел сменить 10 компаний, тут только два варианта: либо ему капитально не везло с работодателями, либо он любитель скакать с места на место в поисках манны небесной. Осуждать мы его не будем, но для нас это определённо красный флаг.
Быстрая обучаемость. Хороший специалист не тупит и быстро закрывает пробелы в знаниях. А пробелы будут. Человек в теме изучает, что ему нужно, и начинает сразу внедрять на практике.
В сфере рекламы постоянно приходят клиенты с разными запросами и нишами бизнеса. Тут постоянно всё меняется, поэтому без быстрой обучаемости нереально: знания быстро станут неактуальными, буквально за полгода.
Умение общаться. У нас сервисный бизнес — многое завязано на общении. Для спеца по рекламе важно уметь вести переговоры. Даже если специалист не будет общаться с клиентами, он должен говорить с коллегами по команде. Если профессионал не может связать двух слов — это проблема.
Дополнительные навыки. Если специалист по контексту делает креативы, разбирается в аналитике и умеет писать скрипты — это всегда будет преимуществом. Чем больше задач закрывает человек, тем лучше он сможет претендовать на высокую зарплату и должность.
Понимание процессов, сферы. При найме спецов мы не задаем упоротые вопросы в духе: «Кем вы видите себя через 5 лет?». Вместо этого на собеседовании я описываю настоящую рабочую ситуацию, например: «Опишите кратко свои шаги при запуске проекта».
Дальше я прошу рассказать простыми словами, как человек видит решение смоделированной ситуации. Это самый простой способ быстро понять, разбирается ли человек в теме.
Пусть рассказывает эканиями-бэканиями и прерывается матом — главное, чтобы специалист понимал, что он делает.
Три способа нанять внятного специалиста
Личные рекомендации. Опытные спецы переходят из рук в руки, как горячие эчпочмаки. Мощные специалисты почти всегда приходят по рекомендации, когда есть навыки, опыт и базовая насмотренность.
Также никто не отменял процесс переманивания. Когда ты знаешь, что у конкурента сидит очень грамотный специалист, и ему не доплачивают, всегда можно предложить условия получше. Но заморачиваются с этим только в случае, если речь идёт об очень высоких позициях, либо очень узких навыках.
Но даже здесь важно поговорить с человеком, пройтись по его знаниям и опыту. И самое важное — не вестись на честном слове на рекомендации родственников и друзей. Риски с бюджетами слишком высоки, чтобы брать человека просто потому, что за него заручились.
Между руководителем и подчиненными всегда должна быть линия субординации, которую невозможно построить, когда у вас отношения за рамками этой линии. Тебе сядут на шею и даже адекватные претензии такие сотрудники будут воспринимать в штыки.
Плюс с некомпетентным сотрудником можно быстро попрощаться, а вот уволить племянника тёти Зины спокойно не получится — мама не сварит борщ и перестанет с вами разговаривать.
Телеграм-каналы. Редко, но публикую вакансии у себя на канале. Иногда при желании могу закупить размещение у коллег. Это рабочий способ, но у меня мало опыта в этом вопросе. В основном, приходили подписчики, которые хотели бы у нас поработать, но не подходили под критерии. Уверен, этот способ работает лучше, когда на канал подписаны десятки тысяч человек — охват больше.
Кадровое агентство. Работает медленно, но точно, если напоминать и держать в контакте. Плюс, экономит массу времени.
Обычно делаем так: я закидываю вакансию, они заполняют бриф и мы проводим небольшой созвон, чтобы обозначить, какой сотрудник конкретно нужен. Дальше они выкладывают нашу вакансию на все площадки — приходит много откликов.
Главная задача дальше — отсеять мусор: неадекватов, лжецов и троллей. Чаще всего это люди, которые бездумно ставят отклики, и начинающие без опыта. В этом главный плюс кадрового агентства на аутсорсе — мне не нужно тратить время на копание в песке.
Оставшихся кандидатов они фильтруют: созваниваются с ними и тщательно отбирают под наши требования. И только тогда присылают контакты наиболее интересных кандидатов. Мы назначаем собеседование, как правило, в два этапа, — и определяемся с выбором.
Кадровое агентство — это лучший способ найти настоящего профессионала. Во всяком случае, когда у вас нет времени заниматься этим самостоятельно.
Ответственный руководитель выбирает долго, но нанимает наверняка
Спецов, которые реально умеют в результат мало, сколько бы их не клепали в Скиллбоксах. Я уважаю новичков — у них железабетонные нервы, раз они выбрали сферу, где для опыта надо слить миллион или два. Но уважаю я или нет, а рисковать бюджетами мы больше не можем.
Руководители! Смотрите, наблюдайте, слушайте — если и нанимать специалиста, то грамотного. А методы я описал выше.
Говорю о пунктуальности и стрессоустойчивости только в динамично развивающихся компаниях на рынке :)
Чем более "динамично-развивающаяся" компания на рынке, тем, как правило, у неё меньше денег)
так все бабки инвестируют обратно, отсюда и динамика развития!)
Такой скучной статьи давно не читал, зевота чуть меня не разорвала. Еще поплакаться тут забыл.
Поздравляю вас с регистрацией!
Нужно учитывать не только технические навыки, но и способность достигать конкретных результатов
В точку!
Зачем реально крутому спецу найм? Есть же, допустим, арбитраж (фриланс/дропшипинг/аффилейт) и если ты супер спец, то дело в шляпе. Ведь стабильно умение привлекать высококонверсионный траф - это чуть ли не грааль. Прошлые кейсы вообще не гарантируют будущие результаты, учитывая как всё быстро меняется.
У всех разные ценности. Работа на себя — это в большинстве случаев огромный геморрой, стрессы и отсутствие нормального рабочего дня.
Специалист по таргету в агентстве занимается занимается таргетом. Фрилансер же занимается таргетом, продажами, саморекламой, коммуникацией с клиентами и выбиванием из них денег. Гораздо больше функций.
Причём, работа на себя вообще не гарантирует больших доходов. Хороший спец в агентстве, доросший до менеджерской позиции, вполне спокойно может делать 200+к в месяц. Такое может далеко не каждый фрилансер.
Я заметил, уже в чём угодно врут, везде сплошной обман