Интервью с российским «убийцей» Google Docs Статьи редакции

Сейчас в области онлайн-редактирования документов безоговорочно рулят Google и Microsoft. Оказывается, им на пятки наступают наши, отечественные производители. Я немного пообщался с Львом Банновым (CEO) и Ниной Горбуновой (маркетинг) из компании TeamLab Office.

Эти ребята знают, что Google Docs и Office 365 присущи некоторые проблемы — документы Google имеют весьма узкий спектр возможностей, а сервис от Microsoft малопригоден для совместного редактирования. TeamLab достаточно успешно покрывает эти недостатки при помощи HTML 5 — сейчас на сайте зарегистрировано более 600 000 человек.

Нина недавно выступала на TechCrunch Moscow — вот запись выступления, которую стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы поугорать над переводчиком. Серьёзно, я смеялся до слёз.

В беседе Лев и Нина рассказали мне, чего-таки не хватает конкурентам, в чём преимущества HTML 5, как заработать на онлайн-документах и какой оригинальный способ продвижения они выбрали.

Панфилов: Добрый день! Для начала, расскажите в двух словах, чем вы занимаетесь. И самое главное, ради чего всё это затеяли — ведь на рынке уже есть два гиганта, Google и MS.

TeamLab: Занимаемся тем, что разрабатываем облачный офис, так как верим, что за этим будущее. Это следующая стадия системы разделения труда, что выведет автоматизацию малого и среднего бизнеса на новую ступень развития. Касательно Google и MS. Рынок огромен! Мы верим, что места хватит всем и хотим занять свою нишу.

П: Ага, вы упоминали, что ваша особенность — в использовании HTML 5. Почему это преимущество? Ведь пройдёт ещё много времени, прежде чем HTML 5 будет адекватно отображаться у всех пользователей без исключения.

TL: Ну, в первую очередь, это технологическое преимущество, конечно же. Поясню: с редакторами, которые работают на HTML 4, разработчики всегда вынуждены подстраиваться под то, как текст отображается тем или иным браузером. Вы никогда, например, не сможете выставить границу отступа в 1 мм. С HTML 5 мы не подстраиваемся под браузер, а самостоятельно формируем картинку, которую пользователь видит на экране. И мы сможем сделать эту картинку абсолютно идентичной той, которую пользователь видит при редактировании в любом популярном десктопном редакторе. Настолько близкой аналогии никогда не добиться с HTML 4.

Касательно адекватности отображения — HTML 5 сейчас поддерживается всеми современными браузерами.

П: А как насчёт скорости? Я сейчас проверил — у меня документы Google загружаются в разы быстрее, чем ваш продукт.

TL: Это тоже объяснимо. Во-первых, наши сервера в настоящий момент находятся в Орегоне (США) и в Дублине (Ирландия). Это даёт определенную задержку. Как только Амазон откроет свой дата-центр в Москве, мы тут же развернем TeamLab  в России. Известно, что любая новая технология несет свои издержки. Редакторам на базе HTML 4 (Google Docs) не нужно загружать шрифты и стили (они используют уже установленные шрифты), а вот мы их подгружаем — отсюда задержки. Объём загрузки данных c сервера при использовании HTML 5 больше по сравнению с редакторами на HTML 4. В будущем мы планируем выпустить плагин для всех браузеров, который существенно сократит объём загружаемых данных с сервера, что позволит повысить скорость.

П: В чём по-вашему критические недостатки Google Docs и Office 365? И как вам удаётся их решать?

TL: Критиковать вообще не очень хорошо. Но пока что ни Google Docs, ни Office 365 не могут сравниться по качеству форматирования с десктопной версией MS Office. Этого просто не позволяет технология, которую они используют. Как раз за счет инновационной технологии и использования элемента Canvas мы эти недостатки форматирования преодолеваем.

П: То есть у вас уже есть полнофункциональная копия MS Office? Со всеми этими формулами, сводными таблицами и прочими фишками?

TL: Пока что, конечно, нет. Мы на пути к этому и планомерно шаг за шагом приближаемся к возможностям MS Office. Например, формулы и буквицы будут в следующей версии (осенью). Мы начали с тех фич, которые, на наш взгляд, первостепенны для пользователя.

П: Сколько у вас работает человек? Со стороны кажется, чтобы побороть корпорацию, и людей нужно не меньше, а у вас, всё же, молодая компания. И какой у них бэкграунд?

TL: Непосредственно над разработкой редакторов работает команда в 30 человек. В основном это молодые специалисты, выпускники Механико-математического факультета нашего Нижегородского университета. Весь наш редактор, по сути, состоит из двух главных инструментов — «измерялки» и «рисовалки» (так они нам объясняют суть работы редактора). Так вот у этих ребят и то, и другое получается отлично. Разработка идет на JavaScript, хотя они свободно владеют С++ и другими языками программирования.

П: А вы, Лев, чем раньше занимались?

TL: Я закончил радиофак этого же университета. Занимался в своей жизни много чем. Были бурные 90-е, а потом в 98 грянул кризис. С того года я и начал заниматься только программированием. В начале был проект nctsoft.com (мы разрабатывали activeX компоненты для мультимедийных задач), потом был проект AVSmedia.com, который перерос в AVS4YOU.com и стал главным инвестором для TeamLab Office. Кстати, мы никому до вас не рассказывали о том, что AVS4YOU - это наших рук дело.

П: А что теперь с AVS4YOU.com — вы его забросили?

TL: Нет, конечно. Продукт продается по всему миру и сейчас.

П: Все начальные вложения были только от него, или ещё откуда-то?

TL: Да, только от него. Фактически мы реинвестируем прибыль в новый проект.

П: А как скоро сам проект начнёт окупаться?

TL: Все зависит от того, что вы подразумеваете под словом «окупаться». Если Вы положите в банк 1 млн рублей, то за год Вам выплатят порядка 90 тыс. рублей в виде процентов. Если мы вложили 1 млн. рублей в проект и пока что получили 90 тыс. прибыли, можно считать , что он окупается? Понятие окупаемости здесь не совсем релевантно, нам кажется, поскольку мы продолжаем инвестировать в проект.

П: Я про то, когда настанет чудесное время, когда не будут требоваться внешние инвестиции — вы же ввели не так давно платную подписку, соответственно, она должна как-то покрывать расходы.

TL: Предположим, что мы сейчас уволим всех наших разработчиков, тогда по вашей терминологии проект уже окупается, поскольку не требует никаких внешних вложений, а денежный поток уже идет. Мы рассматриваем TeamLab Office как долгосрочную инвестицию. По нашим оценкам при нынешнем уровне затрат на разработку, внешние инвестиции нам совсем не потребуются уже через год.

П: Круто. Какие у вас планы на дальнейшее развитие? Может, ещё какие-то мегауникальные фишки, которых точно ни у кого нет?

TL: Про фишки мы, конечно, всегда думаем. Наверное, мы все таки будем искать развития в рамках онлайн, то есть не тупо повторять Microsoft Office, а сделать что-то действительно удобное для работы в облаке и стать удобным инструментом для широкой аудитории. Упор будем делать на интеграцию наших редакторов с другими сервисами (почта, облачные хранилища и т.п.).

П: Вы ещё писали, что почти не выделяли средств на продвижение — это правда так, content is the king? Сарафанное радио работает?

TL: Нельзя сказать, что не выделяли вообще. Мы пробовали рекламироваться в разных источниках. Например, платных статей было где-то около 10 за все время существования. Пробовали Google Adwords — не впечатлились. Сарафанное радио работает, но, к сожалению, не так громко, как хотелось бы. Поэтому мы пришли к выводу, что для продвижения подобного проекта нужно создавать партнерскую сеть, чем сейчас и начали активно заниматься.

П: Что это такое?

TL: Идея очень проста: все, кто хочет распространять наш TeamLab, должны будут зарегистрироваться на нашем сайте в разделе «Партнёры». В качестве партнёров мы планируем привлечь организации, работающие в смежных сферах: интернет-провайдеры, системные интеграторы, продавцы ПО, у которых уже есть существующая база клиентов и т.д. Основное отличие нашей партнёрской программы от других будет в том, что на начальном этапе мы готовы предоставлять «кредит» каждому партнеру, помогая ему тем самым раскрутить свой бизнес, выгодный обеим сторонам.

С технической точки зрения это выглядит примерно так:

— партнер регистрируется на сайте;

— мы проверяем его и задаем 2 параметра: скидку и размер кредитной линии;

— заключаем договор;

— в рамках кредитной линии партнер генерирует регистрационные ключи.

— партнер ищет клиентов, предоставляет им ключи, получает от них оплату и через месяц расплачивается с нами.

Получается, что каждому партнеру мы предоставляем кредит в виде своих услуг.

П: Интересная концепция. А если бы к вам сейчас пришёл Google, Microsoft, или Mail.ru с интересным предложением — вы бы продались?

TL: Знаете, есть такая «американская мечта» — удачно продаться. А что дальше? Пока что наша идея не продаться, а самим раскрутить этот бизнес. Продаться — может быть, в далеком будущем, но мы туда не заглядываем.

П: Лев, у вас, очевидно, солидный опыт — может быть, дадите пару советов молодым предпринимателям, которые нас читают?

TL: Трудно давать советы, когда сам еще не достиг максимальных результатов, но попробую.

Наверное, самое главное — это понять, каким образом ваш проект вписывается в систему разделения труда. Нужно смотреть не только техническую сторону, но и очень хорошо понимать, кто ваш клиент, кто партнер, а кто посредник. Хочу посоветовать всем российским стартаперам не бояться выходить на международный рынок. Это не так страшно, как кажется с первого взгляда. При небольших затратах на переводы вы можете существенно расширить границы своего бизнеса.

П: А на чём вы ездите?

TL: BMW X5

П: Кудряво живёте! Спасибо за интервью.