[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 5, "likes": 12, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "18921", "is_wide": "1" }
Дмитрий Кошельник
4 016

125 лет Philips: от ламп накаливания до визуализации работы органов тела

Обозреватель vc.ru изучил историю нидерландской компании Philips, которую в 1891 году семья Филипсов создала для производства ламп накаливания.

Компания разработала первую в мире кассетную магнитолу и энергоэффективную лампу, а совместно с Sony был создан первый компакт-диск. Сейчас три главных направления работы Philips — это здравоохранение, световые решения и потребительские товары.

Истоки компании Philips

История компании Philips начинается с сына голландского купца Жерара Филипса, родившегося в 1853 году. Его отец Фредерик Филипс зарабатывал огромные деньги на своем производстве сигар и торговле табаком и сбывал продукцию в крупных странах мира. Также он занимался банковским делом и еще несколькими отраслями. При этом Филипс-старший интересовался новинками и быстро оборудовал свои мануфактуры по последнему слову техники.

Купец был двоюродным братом Карла Маркса, но во взглядах на предпринимательскую деятельность родственники, похоже, не сходились.

Жерар Филипс унаследовал от отца любовь к инновациям. После окончания школы он поступил в университет, где получил диплом инженера. Еще в период обучения в школе Филипс заинтересовался электротехникой. Затем он специально искал всевозможные статьи по этой теме и не пропустил информацию об успехе Томаса Эдисона: в 1879 году он запатентовал лампочку внутреннего накаливания.

После получения образования Жерару повезло отправиться в командировку в Глазго и понаблюдать за установкой электрического освещения на одном из голландских кораблей. Филипс смог добиться разрешения продолжить изучать электричество в лаборатории лорда Кельвина в Глазго. Позже Жерар перешел в колледж наук и искусств в том же Глазго, где работал под началом профессора Джемисона и победил в британском конкурсе в сфере освещения, телеграфии и передачи энергии.

Затем по неизвестным причинам Жерар переключился на коммерческую сферу, став представителем немецкого концерна AEG в Лондоне. В 1889 году он вернулся в Амстердам, по всей видимости сохранив должность в AEG. Жерар уже понял, что из него выйдет лучший изобретатель, чем торговый представитель.

Вскоре Жерар вместе со своим другом Яном Ризом начал проводить эксперименты в этой сфере. Первые их разработки из-за недостатков конструкции работали совсем недолго, но постепенно Филипсу удалось создать стабильную угольную лампу накаливания с достаточным сроком службы. Оставалось решить, что делать с разработкой. Филипс стремился сделать из нее бизнес, а Ризу затея показалась рискованной, и он отказался.

Филипс же обратился к своему отцу, а тот увидел в идее потенциал и проинвестировал новую компанию. В 1891 году отец и сын приобрели под фабрику небольшое здание в Эйндховене — с этого момента началась история Philips.

Производство заработало в 1892 году. На тот момент на фабрике, которая была скорее мастерской, работало около десяти человек. О сверхприбылях и громких успехах речи не было: кроме Жерара, лампами заинтересовались и другие производители, в том числе AEG.

Небольшие партии, которые производила мастерская, Филипс продавал с трудом, да и то во многом благодаря своим знакомствам. Покупателями были в основном фабрики и мануфактуры: электричество было еще недостаточно распространено, чтобы лампы приобретали горожане.

Вдобавок стоимость производства была высокой, и вести ценовую войну с конкурентами было невозможно. В 1894 году история Philips могла закончиться: Фредерик и Жерар задумались о продаже нерентабельной фабрики. Однако единственный потенциальный покупатель предложил такую цену, что купцу и его сыну сделка показалась позорной.

Филипсы решили не сдаваться и даже снизили цену на лампы, но это была лишь временная мера. Фредерик понимал, что компании нужен человек с коммерческими способностями и навыками продавца, а Жерару их как раз недоставало.

Филипс-старший имел нужные способности, но был занят основным делом. В 1895 году он решил перевести в бизнес своего младшего сына Антона, предприимчивого брокера из известной лондонской фирмы. Сначала Фредерик рассмотрел несколько других вариантов, не желая отрывать сына от работы, но ни один ему не подошел.

Антон Филипс

Антон оправдал свою репутацию и быстро заполучил много клиентов — как в Голландии, так и в других странах. Интересными для Philips рынками были соседствующие с Эйдховеном промышленные районы Германии, а также Бельгия.

Антон путешествовал сам и по мере возможности нанимал агентов и находил новых клиентов для компании, а Жерар улучшал производство и пытался увеличить его объемы. Как позже шутил Антон, между ними шло соревнование.

Один брат искал способ продавать больше, чем производилось, а второй — выпускать больше, чем удавалось бы сбыть.

Антон Филипс не обошел своим вниманием и Россию. Он отправился сюда в 1898 году и смог попасть в Зимний дворец, где заключил контракт на поставку 50 тысяч ламп для его освещения. В дальнейшем сотрудничество между Philips и Российской империей будет расширено, но уже тогда стало ясно, что фирма выходит из кризиса.

В Philips стали нанимать многообещающих технических специалистов, которые выводили продукцию на новый уровень. В 1907 году Philips стала одним из пионеров в производстве ламп накаливания с вольфрамовой нитью, которые работали дольше и куда эффективнее.

В 1900 году компания имела уже около 400 сотрудников, а в 1910 году — 2000, что сделало ее одной из крупнейших в Голландии. В 1912 году Philips & Company превратилась в корпорацию NV Philips Gloeilampenfabrieken и разместила акции на Амстердамской бирже.

Постепенно компания расширяла свое присутствие в других странах, строя там представительства. В список первых государств, где появились офисы Philips, вошли Франция, Россия и США. Изначально планировалось более глобальное расширение в Европе, но из-за войны планы пришлось отложить. Вернется к этому Philips уже в 1919 году, когда было открыто 14 представительств в европейских странах, а также в Бразилии и Китае.

В 1914 году произошло важное для развития компании событие: в Эйдховене созданы исследовательские лаборатории Philips NatLab. Они были отдельными подразделениями и сохраняют свою независимость до сих пор. Возглавивший лаборатории доктор Гиллз Холст поощрял разработки и исследования в сфере рентген-аппаратов, радиоламп, фотоэлементов и радиосвязи.

Philips в период мировых войн

Хотя в Первой мировой войне Голландия придерживалась нейтралитета, ей пришлось столкнуться с разными сложностями. В первую очередь проблема была в аргоне, который ранее поставлялся из Германии, но в 1916 году его экспорт был запрещен. Кроме того, не хватало стеклянных колб. Братьям пришлось расширять производство, чтобы не зависеть от поставщиков.

В 1916 году королева Нидерландов Вильгельмина в знак признания успехов Philips позволила компании добавить к названию приставку Royal.

В 1918 году Philips создала рентгеновскую трубку, доказав успех своих исследовательских лабораторий. Разработки в сфере медицины продолжались, что в будущем позволит Philips расширить количество направлений работы.

В 1921 году Жерар Филипс ушел в отставку, передав управление под полный контроль брата. Антон Филипс успешно справлялся со своими функциями, постепенно укрепляя положение компании. В начале 1920-х годов были представлены первые радиоразработки, в том числе комплектующие для приемников. В 1927 году появился первый радиоприемник компании, который обретет большую популярность: к 1932 году будет продано около миллиона экземпляров.

В 1927 году было создано медицинское направление Philips, производящее, к примеру, компоненты для рентген-аппаратов. В 1932 году производство этого оборудования было запущено в США.

В 1925 году Philips начала изучать особенности телевизионного сигнала, а через три года был представлен первый телевизор компании. Хотя он не был первым телевизором вообще, компания повлияла на развитие отрасли и заняла одно из ведущих на рынке мест.

Еще в конце 1920-х годов Philips начала открывать дочерние компании, причем не только в Европе, но в Азии и Африке, где открывались фабрики по производству лампочек. Этот товар сделал Philips имя, но постепенно уступал место другим нишам.

В 1930 году компания впервые за долгие годы столкнулась с кризисом. Для борьбы с ним использовались стандартные способы: сокращение персонала и реорганизация. Кроме того, изменился подход к составлению бюджета и вычислению затрат. Есть сведения, что компания еще и сократила номинальный капитал на 25%.

Исследовательское направление компании в кризис постоянно поддерживалось деньгами — это позволило получать новые продукты и увеличивать прибыль. Именно в это время инженер Philips Александр Хоровиц разработал электробритву, головка которой имела вращающую фрезу. Это была не первая в мире электрическая бритва, но Philips успешно улучшила существовавшую технологию.

В продажу разработка поступила в 1939 году под названием Philishave Shaver. Уже после войны под руководством все того же Хоровица технология усовершенствуется.

В 1930-е годы компания успешно зашла на рынок автомобильных радиоприемников, как и прежде, улучшив разработки других игроков рынка. Нельзя не упомянуть, что в 1930 году в компании начал работать сын Антона Филипса Фриц. От инженера он вырос до главы компании и теперь считается человеком, обеспечившим Philips успех во второй половине 20 века.

Несмотря на кризис, компания продолжила развивать производство в других странах. На ее заводах в это время работало около 45 тысяч человек. Такое активное развитие сыграло свою роль во время Второй мировой войны.

В конце 1930-х годов над Европой нависла возможность немецкой оккупации, и семья Филипсов приняла комплекс мер по защите компании. Штаб-квартира Philips была перенесена на Кюрасао, а для руководства активами компании было создано два треста —британский и американский. В 1940 году, непосредственно перед оккупацией Голландии, руководство компании сумело покинуть страну и дальше руководило Philips уже из Штатов.

Встречаются версии, что Philips во время войны поставляла электронику войскам вермахта. Хотя Германия действительно использовала их наработки, обвинить в этом руководство нельзя. Немецкие войска, захватив Голландию, использовали предприятия страны для собственных целей независимо от мнения их владельцев.

Антон Филипс оставил пост президента Philips еще в 1939 году и в дальнейшем, хоть и играл важную роль, операционным управлением не занимался и негативно отнесся к такому использованию имущества компании. Его сын Фриц Филипс в войну остался в Голландии, был призван в армию. Он отказался сотрудничать с оккупационными властями, был арестован и четыре года находился в заключении, а затем скрывался в подполье.

Заводы и фабрики Philips сильно пострадали в том числе из-за бомбардировок немецкой и союзнической авиацией, и после войны инфраструктуру пришлось восстанавливать. К концу 1946 года реконструкция была полностью закончена, и Philips вернулась к довоенным объемам производства.

Philips во второй половине 20 века

После войны Philips пережила еще одну реструктуризацию, призванную дать больше автономии ее дочерним компаниям в других странах. Речь шла о свободе в решении финансовых, правовых и административных вопросов, которые зависели от особенностей конкретной страны. Тем не менее центральная компания не забывала контролировать их деятельность.

Высокая автономность Philips в разных странах порой приводила к отличиям в дизайне продукции. Для контроля над этим было создано Бюро индустриального дизайна Philips, которое определяло общие для всех «дочек» стандарты.

Исследовательское направление компании сохранило независимость, получило соответствующее финансирование и расширение: в середине 1950-х в мире было уже восемь лабораторий Philips. Одна из их разработок, С-дуга, широко известна до сегодняшнего дня. Это подвижный рентгеновский аппарат в форме полумесяца. Он был первым в своем роде и произвел революцию в медицинской технике.

В 1948 году Philips создала долгоиграющую пластинку — это был важный, но не последний прорыв компании на рынке аудиотехники. В 1963 году компания представила аудиокассеты, а через год был налажен их массовый выпуск. Считается, что популярными их сделала возможность записи и воспроизведения звука. В 1965 году появились музыкальные аудиокассеты.

Качество звука исследователи обычно ругают, хотя и отмечают, что спустя шесть лет компания решила эту проблему, разработав компакт-кассеты с магнитной лентой — они быстро обрели широкую популярность, в том числе и в мире музыки.

Исследования компании в отрасли транзисторов и интегральных схем привели к появлению приборов с зарядовой связью или ПЗС-матриц. Правда, сами ПЗС-матрицы были созданы в Bell Labs. В истории Philips было много технологий, в создании которых она участвовала, но другие закончили разработку и получили больше славы.

В середине 1960-х годов Philips начала выпускать цветные телевизоры, ставшие одной из визитных карточек бренда. Первый появился в 1964 году. Некоторые называют его первым в мире, но, похоже, ошибаются: цветной телевизор был создан, по разным источникам, в конце 1920-х или в начале 1930-х годов.

С 1961 по 1971 годы компанией руководил Фриц Филипс, и это время считается настоящей золотой эрой Philips: компания была одним из мировых лидеров в сфере электроники, освещения и медицинской техники, а также ведущим поставщиком компонентов для других видов промышленности. За время руководства Фрица оборот компании вырос с 4,9 млрд гульденов до 18,1 млрд. Фриц был последним Филипсом во главе компании. После его ухода президентом стал Хенк ван Раймсдьюк.

Он принял компанию в полном порядке, но ситуация быстро изменилась. В начале 1970-х на рынок вышли японские предприниматели, и конкурировать с ними было нелегко. Philips еще в 1952 году заключила договор на сотрудничество с Panasonic, что позволило ей на длительное время укрепить положение, но теперь ситуация обострилась. Компания сделала попытку реструктуризации: закрыла много небольших заводов, а взамен запустила более крупные и лучше оборудованные.

Несмотря на трудности, компания так же активно вела разработки, в том числе в сфере аудио и видео. В начале 1970-х на рынок были выпущены энергосберегающие версии ламп PL и SL. В 1972 году начались продажи видеомагнитофона Philips N 1500, компания разработала для него специальный кассетный формат VCR. Главным достоинством Philips N 1500 было то, что он позволил пользователю записывать телепрограммы. Правда, стоил довольно дорого — около 440 британских фунтов.

Philips N 1500

В середине 1970-х годов Philips имела производства в 40 странах мира, выпуская все: начиная с полупроводников и лампочек и заканчивая медицинскими системами и электроникой. На тот момент штат конгломерата был одним из крупнейших в мире и составлял 412 тысяч человек. При этом компания производила все детали сама, что позволяло гарантировать качество, но стоило дорого.

Раймсдьюк сохранял пост главы Philips до 1977 года и покинул его из-за своего возраста и сомнительных успехов реформ. После этого он еще долго занимал должность председателя.

Сменивший Раймсдьюка Нико Роденбург сумел добиться постоянного роста продаж Philips, но это практически не повлияло на прибыль. Производство японских компаний размещалось в Азии и стоило в разы дешевле, чем выпуск продукции Philips в Европе. Автоматизация на заводах конкурентов голландского конгломерата еще больше удешевляла их продукцию. Philips со своим гигантским штатом и всемирным охватом продолжала отставать.

Несмотря на конкуренцию с японскими компаниями, Philips временами достигала выдающихся результатов. В 1980 году в результате совместной работы Philips и Sony был создан первый в мире компакт-диск. В дальнейшем обе компании преуспеют в производстве как самих дисков, так и приспособлений для их использования.

В 1982 году Роденбург ушел с поста из-за низкой прибыли, которую усугубил еще и экономический кризис. Его заменил на посту Вайс Деккер. По мнению Деккера, Philips могла спасти только глубокая реструктуризация, сокращение количества неприбыльных заводов и персонала.

Всего за несколько месяцев новый гендиректор закрыл 25% европейских заводов, заменив часть из них более современными комплексами, и объявил войну бюрократии внутри конгломерата. Похоже, выиграть в ней не удалось: последующие главы Philips будут вынуждены вводить целые антибюрократические программы.

Деккер возлагал основные надежды на исследовательское направление — и не экономил на его финансировании. Еще одним направлением его действий стал единый европейский рынок, так что Деккер стал всячески поддерживать идею об объединенной Европе. С этой целью в 1983 году был создан Европейский круглый стол промышленников.

Крупные европейские промышленники, проигрывая конкуренцию японским и американским компаниям, были недовольны периодом упадка Европейского экономического сообщества. Они решили создать собственную организацию, которая донесет до политических лидеров Европы их мнение о состоянии экономики и пути решения этой ситуации.

В частности, они выступали за выработку общеевропейской политики развития промышленности. Philips не осталась в стороне, а Деккер даже председательствовал в этой организации с 1988 по 1992 год. Правда, на тот момент он уже не был главой компании.

Еще одним направлением работы Philips при Деккере стали совместные предприятия. В частности, компания приобрела 24,5% немецкого производителя электроники Grundig. Также было решено соединить Magnavox-Consumer Electronics с компаниями Sylvannia и Philco, купленными еще в 1981 году. Вместе они должны были заниматься производством электроники в США.

Кроме того, было принято решение о начале совместного предприятия с AT&T, чтобы производить телефонное оборудование. При этом обе стороны получили по 50% совместной компании.

В 1986 году Деккер покинул свой пост, но не компанию. Cчитается, что при нем Philips все же восстановила позиции, хотя до состояния 1960-х годов было далеко. Деккера сменил Корнелис ван дер Клюхт, и его исследователи оценивают гораздо хуже.

Ван дер Клюхт расширял компанию, уделяя особое внимание американскому рынку —учитывая дороговизну производства в Европе, это выглядело логично. Так началось перемещение части производства в США и создание совместных предприятий.

В первую очередь планировалось зайти на рынок потребительской электроники. Ван дер Клюхт во главу угла ставил повышение рентабельности и даже добился увеличения прибыли на 29% в 1988 году.

Логичный подход не дал ожидаемого результата из-за старой проблемы компании — бюрократии, с которой Ван дер Клюхту справиться не удалось. Огромная сложная система стала работать еще хуже. Появились нарушения в цепи производства, что для работающей во всем мире компании, которая производит все компоненты самостоятельно, стало тяжелым испытанием.

При Ван дер Клюхте компания вышла из отрасли оборонной промышленности. Оружием они не занимались, но предоставляли высокотехнологические решения в сфере радиолокационных приборов для ракетных систем, а также инструментов контроля работы АЭС.

Голландское подразделение компании было продано французскому холдингу Thompson S.A. в 1989 году. Остальные компании Philips в этой сфере к началу 1990-х годов тоже были распроданы.

Период руководства Ван дер Клюхта закончился в 1990 году в результате сильного падения прибыли в первом квартале. Ситуацию усугубил оптимистичный прогноз высшего руководства на 1990 год, что повлекло ожидаемую реакцию совета директоров и уход Ван дер Клюхта по собственному желанию. По итогам года компания понесла убытки в размере $2,6 млрд.

Руководство Яна Тиммера и Кора Боонстра

Новым главой Philips стал Ян Тиммер, который принял несколько ключевых для успеха решений. В первую очередь это программа «Операция Центурион». При помощи жестких реформ, сокращения производства и отказа от неприбыльных направлений предполагалось увеличить производительность и прибыльность Philips — и Тиммер с этим справился. Заняв пост генерального директора, он произнес речь, в которой потребовал прекратить жалобы, ведь у Philips есть все, чтобы преодолеть кризис.

В первый год руководства Тиммера Philips сократила около 45 тысяч человек (со временем уволенных станет 60 тысяч), не выплатила дивиденды акционерам и потеряла около 4,2 млрд гульденов. В следующем году началась реструктуризация административного аппарата и сокращение количества сотрудников в нем. Кроме того, Philips стала холдинговой компанией, изменив название на Philips Electronics NV.

Также началась распродажа убыточных активов компании — в частности, компьютерного направления, не добившегося особых успехов. В 1991 году компания получила прибыль 1,2 млрд гульденов, но Тиммер знал, что это только начало и проблемы никуда не делись.

В 1992 году после убыточного второго квартала было объявлено, что компания ожидает сильного падения прибыли. Главной причиной стал кризис на рынке электроники. Руководству даже пришлось продать часть недвижимости для оплаты долгов и сокращения потерь.

Активно принимались меры по сокращению трат, но ситуацию не изменили, и компания за год потеряла 900 млн гульденов. Через год распродажа продолжилась: нужно было окончательно выплатить все задолженности. В частности, была продана доля в Panasonic, которая в то время называлась Matsushita Electronics. Уже к концу года дела пошли на лад, о чем свидетельствует прибыль 856 млн гульденов. Три последующих года компании выдались удачными, и прибыль росла.

Впрочем, на американском рынке часть продукции Philips пользовалась меньшим спросом, чем предполагалось. Созданное в 1995 году совместно с Lucent предприятие Philips Consumer Communications, предназначенное упрочить положение обеих компаний на рынке сотовой связи, в 1997 году получило убытки в $500 млн и через год было закрыто. Philips получила в нем около 60%, а совместное вложение составило около $2,5 млрд.

Снижение показателей в Philips снова началось в 1996 году. В качестве председателя и президента в компанию был приглашен Кор Боонстра, который вновь принялся за реструктуризацию и продажи. Он продал около 40 предприятий, закрыл 100 фабрик, в 3 раза уменьшил число подразделений и пообещал постепенно перевезти производство в Азию. Боонстра начал реформы, как только пришел, и не зря: в 1998 году доходы сократились на 30%, и главе Philips пришлось сильно ускорить перестройку компании.

Одним из самых неожиданных шагов стал переезд штаб-квартиры Philips из Эйдховена в Амстердам. Перед этим количество ее сотрудников было сокращено от 3000 до 400. Хуже Philips работать не стала, что заставляет задуматься об эффективности ее административного аппарата, который до того уже не раз сокращали предшественники Боонстра.

Одним из слабых мест компании был дизайн, и при Боонстре штат дизайнеров увеличился. К тому же они стали участвовать в разработке наравне с инженерами, что сделало потребление продукции гораздо приятнее.

Боонстра изменил политику продвижения в США. Его предшественники допустили на этом рынке одну из самых больших ошибок — разрешили выпуск товаров под разными брендами. Все это была та же Philips, но, как оказалось, аудитория так не считает.

Это привело к падению продаж и потере доли рынка. В 1999 году было принято решение, что за редкими исключениями вся продукция холдинга в США будет идти под единым брендом Philips. Все эти изменения привели к тому, что в том же году доходы выросли до €1,8 млрд.

В 2000 году начался необычайный рост на рынке электроники и телекоммуникационных систем, и доходы компании достигли €9,6 млрд. Правда, специалистов настораживала информация о том, что Боонстр может уйти с поста: считалось, что компания обязана успехами главным образом ему.

Philips в 2000-х годах. Реструктуризации и инновации

В 2001 году компанию возглавил Жерар Клайстерли. В это время упал спрос на телекоммуникационное и полупроводниковое оборудование и ужесточилась конкуренция. Усложнили ситуацию и теракты 11 сентября, которые привели к падению продаж в США. К концу года Philips поставила новый антирекорд, получив убытки в €2,6 млрд.

Жерар Клайстерли

Еще до оглашения этого катастрофического показателя Клайстерли принялся за очередную реструктуризацию. Часть мер он начал еще до 11 сентября — то есть топ-менеджмент Philips хорошо представлял себе текущее состояние холдинга.

Штат сократился на 6 тысяч человек, а целый ряд производств переехал в азиатские страны. Например, производство мобильных телефонов перешло китайской компании China Electronics. При этом Philips поставляла необходимое оборудование, занималась продвижением и продажами, а также сохраняла права на торговую марку. В 2006 году это подразделение было продано China Electronics с возможностью использовать торговую марку Philips в течение пяти лет.

Подобным образом Клайстерли поступил и с европейским производством видеомагнитофонов, которое передал Funai Electric. В 2002 году было продано подразделение по производству систем связи и безопасности. Тогда же закрылось подразделение Philips Components в США, а его производства были добавлены в соответствующие местные направления компании.

Клайстерли заявил, что собирается сократить возможности региональных представительств. Даже в продвижении началась разработка единого решения для всех регионов. Глобальной целью Philips было объявлено превращение в высокотехнологическую современную компанию.

В процессе Philips еще не раз пришлось столкнуться с проблемами — например, в 2002 году убытки компании составили €3,2 млрд. Прибыльной компания стала через год, заработав €695 млн.

Несмотря на сложности, в начале 2000-х годов Philips приобретала другие компании. В 2001 году за €2 млрд был куплен производитель медицинского оборудования Healthcare Solutions Group.

В 2003 году было создано совместное предприятие с BenQ, направленное на разработку и производство оптических приводов. Philips получила контрольный пакет акций. В 2007 году была куплена американская Ximis, ставшая еще одним важным дополнением медицинского подразделения. В этом же году к ней прибавилась Respironics, создававшая, к примеру, аппараты для респираторной поддержки в домашних условиях.

Одновременно с этим холдинг продолжал избавляться от малоперспективных активов. В 2004 году была за $358 млн продана дочерняя компания Philips IT Display, производившая мониторы. Покупателем выступила китайская TPV Techonology.

Одним из условий сделки стало предоставление лицензии на использование торговой марки Philips. При этом были оговорены сроки и условия его перезаключения. В 2006 году был продан контрольный пакет Philips Semiconductor.

Несмотря на обширные продажи и реструктуризацию, компания по-прежнему работала в трех ключевых для себя направлениях.

  1. Philips Healthcare, одно из самых старых в компании. Оно предоставляет медицинские решения, начиная от диагностики и заканчивая лечением и уходом на дому.
  2. Philips Lightning занимается светом. За свою историю это направление внесло в отрасль массу инноваций, начиная от угольных ламп накаливания и заканчивая современными разработками вроде светодиодных аналогов 75-дюймовой лампочки.
  3. Philips Consumer Lifestyle была сформирована в 2008 году, хотя компания работает в этом направлении более 80 лет. Сюда входит огромный спектр бытовой техники (Philips здесь один из мировых лидеров), а также разработки в электронике, в сфере красоты и ухода за собой.

В 2004 году компания поставила рекорд по количеству патентов — 2404 в Европе и 874 на Тайване. При этом она опережала всех остальных конкурентов по этому показателю.

Временами, правда, революционная Philips попадала под суд за нарушение чужих патентов. В 2009 году за нарушение двух патентов в сфере медицины на компанию подала иск Massimo Corporation. В 2015 году Philips пришлось выплатить истцу компенсацию в размере $467 млн.

В кризис 2008 года компания потеряла около €98 млн. Впрочем, по мнению Клайстерли, небольшой рост продаж свидетельствовал о том, что проблемы временные. В 2009 году ситуация стала лучше, и чистая прибыль компании составила €410 млн, а в 2010 — €1,4 млрд. В этом же году появилась информация, что Кластерли, готовящегося уйти на пенсию, заменит Франц Ван Хоутен.

Новому главе компании сначала пришлось трудно. В 2011 году убыток Philips составил €1,3 млрд. Пришлось вновь отказываться от ненужных направлений, к которым Ван Хоутен отнес рынок бытовой развлекательной электроники. Он отметил, что спрос на электронику для воспроизведения музыки, фильмов и игр сильно снизился из-за интернета. В январе 2013-го после еще одного убыточного года было официально объявлено, что компания избавилась от оставшихся активов в сфере бытовой развлекательной электроники, продав их японской Funai Electric за €150 млн.

Еще в 2011 году стало известно, что Philips передает производство гонконгской TPV Technology. При этом было создано дочернее предприятие, в котором Philips получила только 30%. Сделка была официально завершена в 2012 году.

Ван Хоутен сообщил, что собирается больше внимания уделить более перспективным направлениям — к примеру, медицинскому оборудованию, продажи которого росли даже в кризисы. Кроме того, компания продолжает заниматься бытовой техникой. В 2013 году прибыль компании составила €1,17 млрд, что явно свидетельствовало об улучшении ситуации.

На рынке освещения компания является мировым лидером. Нельзя не сказать о союзе Philips и Cisco Systems на рынке офисного освещения. Цель альянса — предоставить клиентам возможности «интернета вещей» в отрасли освещения коммерческих и офисных зданий.

Франс ван Хаутен

В 2015 году стало известно, что компания намерена отделить свой осветительный бизнес при помощи IPO. Выход на биржу произошел в 2016 году, Philips Lighting привлекла €750 млн. Как и в случае с потребительской электроникой, это было сделано для того, чтобы сконцентрироваться на прибыльных направлениях, а именно на Healthcare.

Как уже упоминалось, медицинское подразделение Philips выпускает огромный ассортимент товаров. Среди них системы, которые позволяют в реальном времени создавать изображения кровеносных сосудов и органов, разработки для визуализации деятельности органов, реабилитационные средства по уходу за больными и пожилыми людьми. Одна из последних технологий — ультразвуковая систему EPIQ, дающая чрезвычайно высокий уровень уверенности в клиническом результате.

В 2015 году выручка компании составила €24,2 млрд, а чистая прибыль — €659 млн.

#КакЭтоБыло

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления