{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

История пяти провальных автомобильных стартапов

«Ё-мобиль», Beepi, Autoscore, Gozoomo и Leap Transit.

Генеральный директор автомобильной онлайн-биржи Woom.auto Василий Тепляков о причинах провала автостартапов.

За первую половину 2016 года автомобильные стартапы привлекли $450 млн инвестиций — почти столько же, сколько за весь 2015 год, когда сумма вливаний составила $478 млн. Бум автостартапов отчасти связан с тем, что авторынок весьма консервативен и отстает в технологическом аспекте, поэтому кажется перспективным. На деле он не так прост и часто очень коварен. Мы изучили автомобильные стартапы во всем мире и решили рассказать про те, которые не взлетели.

«Ё-мобиль»

В 2010 году Михаил Прохоров представил три варианта «Ё-мобиля»: хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Изначально планировалось, что автомобиль будет работать на бензине и газе, и в нем будет установлен электромотор. По плану, «Ё-мобиль» должен был полностью состоять из отечественных компонентов. Поэтому было начато строительство завода по выпуску «Ё-мобилей» под Санкт-Петербургом. Старт производства был запланирован на начало 2012 года.

Предполагалось, что автомобиль будет доступным по цене: его стоимость варьировалась от 350 до 450 тысяч рублей. Помимо этого, «Ё-мобиль» должен был стать первым весомым российским конкурентом западным компаниям.

Почему не взлетел: официально — потому что «Онэксим» не видела возможности продавать авто по заявленной и цене и при этом выйти на самоокупаемость. Неофициально: есть предположение, что проект «Ё-мобиля» был пиар-ходом предвыборной кампании Михаила Прохорова. Проект закрылся в 2014 году, а вся техническая документация была передана государству.

Beepi

В феврале 2017 года стало известно, что американский стартап Beepi, в который было вложено более $150 млн и огромное количество надежд, закрылся и будет распродан по частям. Еще в декабре казалось, что у стартапа дела идут хорошо, и основатели планировали в январе 2017 года закрыть очередной раунд инвестиций.

Стартап был основан на p2p-модели. К продавцу автомобиля выезжал специалист Beepi, проверял авто, заявлял стоимость и, если продавец был согласен на озвученную цену, заключал сделку. Затем автомобиль выставлялся на онлайн-аукцион, где его приобретали такие же конечные потребители.

По большому счету, Beepi закрылся из-за финансовых проблем. Анализируя его деятельность, можно выделить, как минимум, четыре очень слабых места. Первое — отсутствие офлайн-точки. Затраты на выезд специалиста были большими, а количество сделок — маленьким, так как один человек мог обрабатывать в день всего несколько заказов.

Второе — число сотрудников в пике работы компании достигало 300 человек, на содержание и зарплаты которых уходило $7 млн ежемесячно. Третье —несоизмеримые траты основателей. Основатели компании не стеснялись тратить большие деньги на свои прихоти. Например, они приобрели диван в конференц-зал за $10 тысяч. Хотите софу почти за миллион рублей? Четвертое — у компании возникли проблемы с реализацией выкупленных автомобилей, которые приходилось продавать за бесценок.

Последняя причина связана с реализацией p2p-модели. Человек покупает автомобиль раз в несколько лет. Поэтому найти достаточное количество клиентов, которые готовы и хотят в определенный отрезок времени продать и приобрести автомобиль, очень тяжело. В результате многие выкупленные автомобили остаются и распродаются по низкой стоимости в убыток компании.

Именно поэтому бизнес-модели, в которых на одной стороне находится конечный потребитель, а на другой — юрлицо, более выгодны и стабильны.

Autoscore

В 2011 году в России запустился стартап Autoscore — онлайн-калькулятор стоимости подержанных автомобилей. Сервис помогал рассчитать цену автомобиля с учетом его возраста, комплектации, пробега и других параметров. К слову, в Соединенных Штатах и Европе такие сервисы пользуются большой популярностью, потому что помогают узнать реальную стоимость авто без наценок продавцов и избежать лишних трат.

По большому счету, у Autoscore была благая цель — упростить жизнь. Покупателю автомобиля не нужно было сравнивать цены на разных досках объявлений, чтобы понять, какая цена является оптимальной. А продавцу не нужно было придумывать цену продаваемого автомобиля.

Стартапу не удалось добиться двух целей. Первая — переломить привычки потенциальных клиентов. К компаниям, которые пытаются упростить жизнь, население Росссии часто относится с недоверием, пытаясь разглядеть в этом упрощении мошенничество или обман. Помимо этого, очевидно, что любой продавец автомобиля в России хочет сбыть своего железного коня за максимально возможный прайс.

Вторая причина — стартап не нашел крупных инвесторов. В итоге проект пришлось закрыть. Основатель стартапа Наталья Дозорцева пыталась продать калькулятор крупным автомобильным порталам, но желающих не нашлось.

Gozoomo

Gozoomo — индийская платформа по продаже подержанных автомобилей. Стартап был запущен в 2014 году. За время своего существования привлек $7 млн инвестиций, но в августе 2016 года генеральный директор Арнав Кумар заявил о закрытии своей компании.

Как и Autoscore, Gozoomo пытался переломить привычки покупателей и продавцов подержанных автомобилей. В Индии рынок автомобилей с пробегом ещё совсем не развит. Например, если в США на один проданный новый автомобиль приходится три проданных подержанных машины, то в Индии это соотношение равно 1:1.

В первую очередь, это связано с отсутствием доверия со стороны потребителей. Индийцы боятся покупать авто с пробегом, так как не понимают, какой автомобиль они получат в итоге: битый или целый, юридически чистый или угнанный. Стартап пытался решить проблему доверия с помощью проверки документов каждого автомобиля и технического осмотра.

Стартап не смог хакнуть проблему доверия — на изменение паттернов поведения требуется большое количество времени. Кроме того, в Индии, в отличие от Америки и Европы, нет эталонов стоимости автомобиля. Команда Gozoomo создала свой алгоритм расчета, однако повысить к нему доверие стартапу не удалось.

В частности, когда техническая команда после осмотра автомобиля называла продавцу цену, он понимал, что, скрыв определенные недостатки, он может продать автомобиль дороже. С другой стороны, когда покупатель смотрел стоимость одного и того же автомобиля на сайте Gozoomo и на конкурентных сайтах, и видел на последних цену ниже, то, естественно, покупал там. Хоть и не был застрахован от покупки автомобиля со скрытыми проблемами.

Gozoomo хотели стать сквозным участником рынка, предоставив лишь платформу для купли-продажи подержанных транспортных средств. А в итоге стали маркетплейсом. Стартап тратил деньги не только на содержание технической команды, но и на выкуп автомобиля у продавца. А потом пытался реализовать выкупленные авто, иногда по очень низкой цене.

Leap Transit

Leap Transit — американский частный перевозчик, предоставлявший транспортные услуги в Сан-Франциско, Калифорния, на протяжении нескольких месяцев в 2015 году. Автопарк компании состоял из четырех автобусов, которые снаружи выглядели как обычные рейсовые, однако внутри они соответствовали люксовым стандартам: в автобусе был Wi-Fi и комфортные просторные сидения, а пассажирам предлагали свежевыжатые соки. Стоимость билета была равна $6.

Сан-Франциско — город технических специалистов и предпринимателей, для которых очень важен комфорт и доступ к благам цивилизации в виде беспроводной сети, так как они стремятся к максимальной продуктивности в своей работе. Поэтому идея создания Leap Transit была актуальной.

Коммунальная комиссия штата Калифорния заявила, что Leap Transit действовала без разрешения властей и не предоставила доказательства страхования, компенсации работникам и соответствие требованиям тестирования водителей. Компания пыталась возразить, что она действовала в рамках городских регламентов, однако власти Сан-Франциско поддержали решение комиссии. 5 июля 2015 года Leap подал заявление о банкротстве.

Автомобильному рынку еще предстоит претерпеть множество изменений. Две основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются автомобильные стартапы — низкое доверие со стороны потребителей и отсутствие проверенной бизнес-модели. Однако количество инвестиций, вливаемых в автотех компании в последние годы, вселяет оптимизм в то, что решение этих проблем будет найдено. И, похоже, нас ждет интересное и интенсивное развитие рынка автомобилей.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Ivan Mikhailoff

А как же Street Car?

Ответить
Развернуть ветку
Gregory Golovanov

Кризис убил

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чингуль
Неофициально: есть предположение, что проект «Ё-мобиля» был пиар-ходом предвыборной кампании Михаила Прохорова. Проект закрылся в 2014 году, а вся техническая документация была передана государству.

Перспективы Ё-мобиля накрылись сразу как Прохоров, пошёл на "царя" под флагами своей (тогда ещё своей) партии "Правое дело" на президентские выборы. Строительство стали "динамить" все гос. структуры. Также как и аналогичная ситуация сейчас с РБК.

Не знать таких деталей вам как аналитику... А есть ли смысл читать остальное? Такие непроверенные факты сейчас школьники пишут в VK.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Воротников

Перспективы ё-мобиля не провалились, их никогда не было, вы не читали статью про бизнес план ё-мобиля, где прекрасно расписано, что никакого бизнес плана не было, была авантюра, под которую просрали кучу денег, сначала один ген директор, потом следующий, и технологически они даже ничего не разработали, а просто метали бисер , используя обычные бензиновые авто или базы для презентаций.
Не надо как обычно пенять все на государство без весомых на то оснований

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чингуль

Уважаемые специалисты "во всём". Я понимаю, что вы курсе подробностей от первоисточников (вы же не балаболы в конце концов) :)

В общем, всего вам. Держитесь :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Николаев

А что на счет woom auto? Еще не провалился?) много слышно про поднятые инвестиции и есть пиар, а вот продана ли на момент хоть одна машина? Суд по сайту, в аукционах участвуют 2 человека и проект не работает( по крайне мере пока) . Как косвенный показатель, я даже рекламы сайта не видел еще

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав

Не слышал только про Autoscore. Видимо, он совсем был нишевой на тот момент.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Тыдыков

Ничего про эти сервисы не слышал, к сожалению)

Трендовый на мой взгляд - vincheck ру. Внимательно слежу за развитием.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kozlovsky

И в чем уникальность?
Я еще 6 лет назад поднимал 1 в 1 сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Тыдыков

расскажите подробнее, желательно с линком

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kozlovsky

Было все по vinchecker.ru
В то время насколько помню по СНГ было 1-2 человека которые напрямую работали с CarFax и AutoCheck. Работа была очень банальная: связь с этими ребятами, массовая закупка отчетов, доступ к их API. Точно не помню, но цена одного отчета была вроде что-то в районе 0.4$, но она напрямую зависела от кол-ва предоплаченых отчетов, я много не брал. На сайте продавал отчеты по 1.5$.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Тыдыков

Игорь, суть совсем разная этих сервисов. Изучите более предметно и все поймете сами)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kozlovsky

"Совсем разная" это в том что там еще могут подъехать и посмотреть авто на месте ? Или в том что отчет продают не с 3-х кратной накруткой, а с 22-х кратной?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Тыдыков

Вижу, что ваш не успех в "похожем" сервисе вызывает негатив и подсчет чужих денег)) Мне абсолютно без разницы 3-х или 22-х кратная накрутка. Факт в том, что это разные сервисы, хоть и работаю на одну аудиторию!

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kozlovsky

Да мне так-то пофигу, не понимаю форсинга с вашей стороны "совсем не такого сервиса". Если конечно вы сотрудник этого "уникального" сервиса. Ибо такие "не совсем такие" уже почти 10 лет работают на рынке.
Ну а аргументы аля "ты завидуешь", "сперва добейся" и т.п. у меня вызывают только приступы смеха и не более.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Тыдыков

https://vincheck.ru/ - не реклама.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Александров

Есть еще в "Питерской глубинке" стартап Carmart

Ответить
Развернуть ветку
Kon4mat

"Последняя причина связана с реализацией p2p-модели. Человек покупает автомобиль раз в несколько лет."

Чего не скажешь о брачных и похоронных агенствах - женятся и умирают по 10 раз на неделю.

"Индийцы боятся покупать авто с пробегом, так как не понимают, какой автомобиль они получат в итоге"

Все так. В стране, где свыше 80% населения за чертой бедности, господа покупают только новые авто.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Свет

Beepi
"300 человек, на содержание и зарплаты которых уходило $7 млн ежемесячно"

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда