[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]
{ "author_name": "Редакция vc.ru", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u0432\u0442\u043e"], "comments": 26, "likes": 23, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "23572", "is_wide": "" }
Редакция vc.ru
10 836

История пяти провальных автомобильных стартапов

«Ё-мобиль», Beepi, Autoscore, Gozoomo и Leap Transit.

Поделиться

В избранное

В избранном

Генеральный директор автомобильной онлайн-биржи Woom.auto Василий Тепляков о причинах провала автостартапов.

За первую половину 2016 года автомобильные стартапы привлекли $450 млн инвестиций — почти столько же, сколько за весь 2015 год, когда сумма вливаний составила $478 млн. Бум автостартапов отчасти связан с тем, что авторынок весьма консервативен и отстает в технологическом аспекте, поэтому кажется перспективным. На деле он не так прост и часто очень коварен. Мы изучили автомобильные стартапы во всем мире и решили рассказать про те, которые не взлетели.

«Ё-мобиль»

В 2010 году Михаил Прохоров представил три варианта «Ё-мобиля»: хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Изначально планировалось, что автомобиль будет работать на бензине и газе, и в нем будет установлен электромотор. По плану, «Ё-мобиль» должен был полностью состоять из отечественных компонентов. Поэтому было начато строительство завода по выпуску «Ё-мобилей» под Санкт-Петербургом. Старт производства был запланирован на начало 2012 года.

Предполагалось, что автомобиль будет доступным по цене: его стоимость варьировалась от 350 до 450 тысяч рублей. Помимо этого, «Ё-мобиль» должен был стать первым весомым российским конкурентом западным компаниям.

Почему не взлетел: официально — потому что «Онэксим» не видела возможности продавать авто по заявленной и цене и при этом выйти на самоокупаемость. Неофициально: есть предположение, что проект «Ё-мобиля» был пиар-ходом предвыборной кампании Михаила Прохорова. Проект закрылся в 2014 году, а вся техническая документация была передана государству.

Beepi

В феврале 2017 года стало известно, что американский стартап Beepi, в который было вложено более $150 млн и огромное количество надежд, закрылся и будет распродан по частям. Еще в декабре казалось, что у стартапа дела идут хорошо, и основатели планировали в январе 2017 года закрыть очередной раунд инвестиций.

Стартап был основан на p2p-модели. К продавцу автомобиля выезжал специалист Beepi, проверял авто, заявлял стоимость и, если продавец был согласен на озвученную цену, заключал сделку. Затем автомобиль выставлялся на онлайн-аукцион, где его приобретали такие же конечные потребители.

По большому счету, Beepi закрылся из-за финансовых проблем. Анализируя его деятельность, можно выделить, как минимум, четыре очень слабых места. Первое — отсутствие офлайн-точки. Затраты на выезд специалиста были большими, а количество сделок — маленьким, так как один человек мог обрабатывать в день всего несколько заказов.

Второе — число сотрудников в пике работы компании достигало 300 человек, на содержание и зарплаты которых уходило $7 млн ежемесячно. Третье —несоизмеримые траты основателей. Основатели компании не стеснялись тратить большие деньги на свои прихоти. Например, они приобрели диван в конференц-зал за $10 тысяч. Хотите софу почти за миллион рублей? Четвертое — у компании возникли проблемы с реализацией выкупленных автомобилей, которые приходилось продавать за бесценок.

Последняя причина связана с реализацией p2p-модели. Человек покупает автомобиль раз в несколько лет. Поэтому найти достаточное количество клиентов, которые готовы и хотят в определенный отрезок времени продать и приобрести автомобиль, очень тяжело. В результате многие выкупленные автомобили остаются и распродаются по низкой стоимости в убыток компании.

Именно поэтому бизнес-модели, в которых на одной стороне находится конечный потребитель, а на другой — юрлицо, более выгодны и стабильны.

Autoscore

В 2011 году в России запустился стартап Autoscore — онлайн-калькулятор стоимости подержанных автомобилей. Сервис помогал рассчитать цену автомобиля с учетом его возраста, комплектации, пробега и других параметров. К слову, в Соединенных Штатах и Европе такие сервисы пользуются большой популярностью, потому что помогают узнать реальную стоимость авто без наценок продавцов и избежать лишних трат.

По большому счету, у Autoscore была благая цель — упростить жизнь. Покупателю автомобиля не нужно было сравнивать цены на разных досках объявлений, чтобы понять, какая цена является оптимальной. А продавцу не нужно было придумывать цену продаваемого автомобиля.

Стартапу не удалось добиться двух целей. Первая — переломить привычки потенциальных клиентов. К компаниям, которые пытаются упростить жизнь, население Росссии часто относится с недоверием, пытаясь разглядеть в этом упрощении мошенничество или обман. Помимо этого, очевидно, что любой продавец автомобиля в России хочет сбыть своего железного коня за максимально возможный прайс.

Вторая причина — стартап не нашел крупных инвесторов. В итоге проект пришлось закрыть. Основатель стартапа Наталья Дозорцева пыталась продать калькулятор крупным автомобильным порталам, но желающих не нашлось.

Gozoomo

Gozoomo — индийская платформа по продаже подержанных автомобилей. Стартап был запущен в 2014 году. За время своего существования привлек $7 млн инвестиций, но в августе 2016 года генеральный директор Арнав Кумар заявил о закрытии своей компании.

Как и Autoscore, Gozoomo пытался переломить привычки покупателей и продавцов подержанных автомобилей. В Индии рынок автомобилей с пробегом ещё совсем не развит. Например, если в США на один проданный новый автомобиль приходится три проданных подержанных машины, то в Индии это соотношение равно 1:1.

В первую очередь, это связано с отсутствием доверия со стороны потребителей. Индийцы боятся покупать авто с пробегом, так как не понимают, какой автомобиль они получат в итоге: битый или целый, юридически чистый или угнанный. Стартап пытался решить проблему доверия с помощью проверки документов каждого автомобиля и технического осмотра.

Стартап не смог хакнуть проблему доверия — на изменение паттернов поведения требуется большое количество времени. Кроме того, в Индии, в отличие от Америки и Европы, нет эталонов стоимости автомобиля. Команда Gozoomo создала свой алгоритм расчета, однако повысить к нему доверие стартапу не удалось.

В частности, когда техническая команда после осмотра автомобиля называла продавцу цену, он понимал, что, скрыв определенные недостатки, он может продать автомобиль дороже. С другой стороны, когда покупатель смотрел стоимость одного и того же автомобиля на сайте Gozoomo и на конкурентных сайтах, и видел на последних цену ниже, то, естественно, покупал там. Хоть и не был застрахован от покупки автомобиля со скрытыми проблемами.

Gozoomo хотели стать сквозным участником рынка, предоставив лишь платформу для купли-продажи подержанных транспортных средств. А в итоге стали маркетплейсом. Стартап тратил деньги не только на содержание технической команды, но и на выкуп автомобиля у продавца. А потом пытался реализовать выкупленные авто, иногда по очень низкой цене.

Leap Transit

Leap Transit — американский частный перевозчик, предоставлявший транспортные услуги в Сан-Франциско, Калифорния, на протяжении нескольких месяцев в 2015 году. Автопарк компании состоял из четырех автобусов, которые снаружи выглядели как обычные рейсовые, однако внутри они соответствовали люксовым стандартам: в автобусе был Wi-Fi и комфортные просторные сидения, а пассажирам предлагали свежевыжатые соки. Стоимость билета была равна $6.

Сан-Франциско — город технических специалистов и предпринимателей, для которых очень важен комфорт и доступ к благам цивилизации в виде беспроводной сети, так как они стремятся к максимальной продуктивности в своей работе. Поэтому идея создания Leap Transit была актуальной.

Коммунальная комиссия штата Калифорния заявила, что Leap Transit действовала без разрешения властей и не предоставила доказательства страхования, компенсации работникам и соответствие требованиям тестирования водителей. Компания пыталась возразить, что она действовала в рамках городских регламентов, однако власти Сан-Франциско поддержали решение комиссии. 5 июля 2015 года Leap подал заявление о банкротстве.

Автомобильному рынку еще предстоит претерпеть множество изменений. Две основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются автомобильные стартапы — низкое доверие со стороны потребителей и отсутствие проверенной бизнес-модели. Однако количество инвестиций, вливаемых в автотех компании в последние годы, вселяет оптимизм в то, что решение этих проблем будет найдено. И, похоже, нас ждет интересное и интенсивное развитие рынка автомобилей.

#Авто

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления