История пяти провальных автомобильных стартапов
«Ё-мобиль», Beepi, Autoscore, Gozoomo и Leap Transit.
Генеральный директор автомобильной онлайн-биржи Woom.auto Василий Тепляков о причинах провала автостартапов.
За первую половину 2016 года автомобильные стартапы привлекли $450 млн инвестиций — почти столько же, сколько за весь 2015 год, когда сумма вливаний составила $478 млн. Бум автостартапов отчасти связан с тем, что авторынок весьма консервативен и отстает в технологическом аспекте, поэтому кажется перспективным. На деле он не так прост и часто очень коварен. Мы изучили автомобильные стартапы во всем мире и решили рассказать про те, которые не взлетели.
«Ё-мобиль»
В 2010 году Михаил Прохоров представил три варианта «Ё-мобиля»: хэтчбэк, фургон и кросс-купе. Изначально планировалось, что автомобиль будет работать на бензине и газе, и в нем будет установлен электромотор. По плану, «Ё-мобиль» должен был полностью состоять из отечественных компонентов. Поэтому было начато строительство завода по выпуску «Ё-мобилей» под Санкт-Петербургом. Старт производства был запланирован на начало 2012 года.
Предполагалось, что автомобиль будет доступным по цене: его стоимость варьировалась от 350 до 450 тысяч рублей. Помимо этого, «Ё-мобиль» должен был стать первым весомым российским конкурентом западным компаниям.
Почему не взлетел: официально — потому что «Онэксим» не видела возможности продавать авто по заявленной и цене и при этом выйти на самоокупаемость. Неофициально: есть предположение, что проект «Ё-мобиля» был пиар-ходом предвыборной кампании Михаила Прохорова. Проект закрылся в 2014 году, а вся техническая документация была передана государству.
Beepi
В феврале 2017 года стало известно, что американский стартап Beepi, в который было вложено более $150 млн и огромное количество надежд, закрылся и будет распродан по частям. Еще в декабре казалось, что у стартапа дела идут хорошо, и основатели планировали в январе 2017 года закрыть очередной раунд инвестиций.
Стартап был основан на p2p-модели. К продавцу автомобиля выезжал специалист Beepi, проверял авто, заявлял стоимость и, если продавец был согласен на озвученную цену, заключал сделку. Затем автомобиль выставлялся на онлайн-аукцион, где его приобретали такие же конечные потребители.
По большому счету, Beepi закрылся из-за финансовых проблем. Анализируя его деятельность, можно выделить, как минимум, четыре очень слабых места. Первое — отсутствие офлайн-точки. Затраты на выезд специалиста были большими, а количество сделок — маленьким, так как один человек мог обрабатывать в день всего несколько заказов.
Второе — число сотрудников в пике работы компании достигало 300 человек, на содержание и зарплаты которых уходило $7 млн ежемесячно. Третье —несоизмеримые траты основателей. Основатели компании не стеснялись тратить большие деньги на свои прихоти. Например, они приобрели диван в конференц-зал за $10 тысяч. Хотите софу почти за миллион рублей? Четвертое — у компании возникли проблемы с реализацией выкупленных автомобилей, которые приходилось продавать за бесценок.
Последняя причина связана с реализацией p2p-модели. Человек покупает автомобиль раз в несколько лет. Поэтому найти достаточное количество клиентов, которые готовы и хотят в определенный отрезок времени продать и приобрести автомобиль, очень тяжело. В результате многие выкупленные автомобили остаются и распродаются по низкой стоимости в убыток компании.
Именно поэтому бизнес-модели, в которых на одной стороне находится конечный потребитель, а на другой — юрлицо, более выгодны и стабильны.
Autoscore
В 2011 году в России запустился стартап Autoscore — онлайн-калькулятор стоимости подержанных автомобилей. Сервис помогал рассчитать цену автомобиля с учетом его возраста, комплектации, пробега и других параметров. К слову, в Соединенных Штатах и Европе такие сервисы пользуются большой популярностью, потому что помогают узнать реальную стоимость авто без наценок продавцов и избежать лишних трат.
По большому счету, у Autoscore была благая цель — упростить жизнь. Покупателю автомобиля не нужно было сравнивать цены на разных досках объявлений, чтобы понять, какая цена является оптимальной. А продавцу не нужно было придумывать цену продаваемого автомобиля.
Стартапу не удалось добиться двух целей. Первая — переломить привычки потенциальных клиентов. К компаниям, которые пытаются упростить жизнь, население Росссии часто относится с недоверием, пытаясь разглядеть в этом упрощении мошенничество или обман. Помимо этого, очевидно, что любой продавец автомобиля в России хочет сбыть своего железного коня за максимально возможный прайс.
Вторая причина — стартап не нашел крупных инвесторов. В итоге проект пришлось закрыть. Основатель стартапа Наталья Дозорцева пыталась продать калькулятор крупным автомобильным порталам, но желающих не нашлось.
Gozoomo
Gozoomo — индийская платформа по продаже подержанных автомобилей. Стартап был запущен в 2014 году. За время своего существования привлек $7 млн инвестиций, но в августе 2016 года генеральный директор Арнав Кумар заявил о закрытии своей компании.
Как и Autoscore, Gozoomo пытался переломить привычки покупателей и продавцов подержанных автомобилей. В Индии рынок автомобилей с пробегом ещё совсем не развит. Например, если в США на один проданный новый автомобиль приходится три проданных подержанных машины, то в Индии это соотношение равно 1:1.
В первую очередь, это связано с отсутствием доверия со стороны потребителей. Индийцы боятся покупать авто с пробегом, так как не понимают, какой автомобиль они получат в итоге: битый или целый, юридически чистый или угнанный. Стартап пытался решить проблему доверия с помощью проверки документов каждого автомобиля и технического осмотра.
Стартап не смог хакнуть проблему доверия — на изменение паттернов поведения требуется большое количество времени. Кроме того, в Индии, в отличие от Америки и Европы, нет эталонов стоимости автомобиля. Команда Gozoomo создала свой алгоритм расчета, однако повысить к нему доверие стартапу не удалось.
В частности, когда техническая команда после осмотра автомобиля называла продавцу цену, он понимал, что, скрыв определенные недостатки, он может продать автомобиль дороже. С другой стороны, когда покупатель смотрел стоимость одного и того же автомобиля на сайте Gozoomo и на конкурентных сайтах, и видел на последних цену ниже, то, естественно, покупал там. Хоть и не был застрахован от покупки автомобиля со скрытыми проблемами.
Gozoomo хотели стать сквозным участником рынка, предоставив лишь платформу для купли-продажи подержанных транспортных средств. А в итоге стали маркетплейсом. Стартап тратил деньги не только на содержание технической команды, но и на выкуп автомобиля у продавца. А потом пытался реализовать выкупленные авто, иногда по очень низкой цене.
Leap Transit
Leap Transit — американский частный перевозчик, предоставлявший транспортные услуги в Сан-Франциско, Калифорния, на протяжении нескольких месяцев в 2015 году. Автопарк компании состоял из четырех автобусов, которые снаружи выглядели как обычные рейсовые, однако внутри они соответствовали люксовым стандартам: в автобусе был Wi-Fi и комфортные просторные сидения, а пассажирам предлагали свежевыжатые соки. Стоимость билета была равна $6.
Сан-Франциско — город технических специалистов и предпринимателей, для которых очень важен комфорт и доступ к благам цивилизации в виде беспроводной сети, так как они стремятся к максимальной продуктивности в своей работе. Поэтому идея создания Leap Transit была актуальной.
Коммунальная комиссия штата Калифорния заявила, что Leap Transit действовала без разрешения властей и не предоставила доказательства страхования, компенсации работникам и соответствие требованиям тестирования водителей. Компания пыталась возразить, что она действовала в рамках городских регламентов, однако власти Сан-Франциско поддержали решение комиссии. 5 июля 2015 года Leap подал заявление о банкротстве.
Автомобильному рынку еще предстоит претерпеть множество изменений. Две основные проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются автомобильные стартапы — низкое доверие со стороны потребителей и отсутствие проверенной бизнес-модели. Однако количество инвестиций, вливаемых в автотех компании в последние годы, вселяет оптимизм в то, что решение этих проблем будет найдено. И, похоже, нас ждет интересное и интенсивное развитие рынка автомобилей.
А как же Street Car?
Кризис убил
Перспективы Ё-мобиля накрылись сразу как Прохоров, пошёл на "царя" под флагами своей (тогда ещё своей) партии "Правое дело" на президентские выборы. Строительство стали "динамить" все гос. структуры. Также как и аналогичная ситуация сейчас с РБК.
Не знать таких деталей вам как аналитику... А есть ли смысл читать остальное? Такие непроверенные факты сейчас школьники пишут в VK.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Перспективы ё-мобиля не провалились, их никогда не было, вы не читали статью про бизнес план ё-мобиля, где прекрасно расписано, что никакого бизнес плана не было, была авантюра, под которую просрали кучу денег, сначала один ген директор, потом следующий, и технологически они даже ничего не разработали, а просто метали бисер , используя обычные бензиновые авто или базы для презентаций.
Не надо как обычно пенять все на государство без весомых на то оснований
Уважаемые специалисты "во всём". Я понимаю, что вы курсе подробностей от первоисточников (вы же не балаболы в конце концов) :)
В общем, всего вам. Держитесь :)
А что на счет woom auto? Еще не провалился?) много слышно про поднятые инвестиции и есть пиар, а вот продана ли на момент хоть одна машина? Суд по сайту, в аукционах участвуют 2 человека и проект не работает( по крайне мере пока) . Как косвенный показатель, я даже рекламы сайта не видел еще
Комментарий недоступен
Не слышал только про Autoscore. Видимо, он совсем был нишевой на тот момент.
Ничего про эти сервисы не слышал, к сожалению)
Трендовый на мой взгляд - vincheck ру. Внимательно слежу за развитием.
И в чем уникальность?
Я еще 6 лет назад поднимал 1 в 1 сервис.
расскажите подробнее, желательно с линком
Было все по vinchecker.ru
В то время насколько помню по СНГ было 1-2 человека которые напрямую работали с CarFax и AutoCheck. Работа была очень банальная: связь с этими ребятами, массовая закупка отчетов, доступ к их API. Точно не помню, но цена одного отчета была вроде что-то в районе 0.4$, но она напрямую зависела от кол-ва предоплаченых отчетов, я много не брал. На сайте продавал отчеты по 1.5$.
Игорь, суть совсем разная этих сервисов. Изучите более предметно и все поймете сами)
"Совсем разная" это в том что там еще могут подъехать и посмотреть авто на месте ? Или в том что отчет продают не с 3-х кратной накруткой, а с 22-х кратной?
Вижу, что ваш не успех в "похожем" сервисе вызывает негатив и подсчет чужих денег)) Мне абсолютно без разницы 3-х или 22-х кратная накрутка. Факт в том, что это разные сервисы, хоть и работаю на одну аудиторию!
Да мне так-то пофигу, не понимаю форсинга с вашей стороны "совсем не такого сервиса". Если конечно вы сотрудник этого "уникального" сервиса. Ибо такие "не совсем такие" уже почти 10 лет работают на рынке.
Ну а аргументы аля "ты завидуешь", "сперва добейся" и т.п. у меня вызывают только приступы смеха и не более.
https://vincheck.ru/ - не реклама.
Есть еще в "Питерской глубинке" стартап Carmart
"Последняя причина связана с реализацией p2p-модели. Человек покупает автомобиль раз в несколько лет."
Чего не скажешь о брачных и похоронных агенствах - женятся и умирают по 10 раз на неделю.
"Индийцы боятся покупать авто с пробегом, так как не понимают, какой автомобиль они получат в итоге"
Все так. В стране, где свыше 80% населения за чертой бедности, господа покупают только новые авто.
Beepi
"300 человек, на содержание и зарплаты которых уходило $7 млн ежемесячно"