[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Александра Селезнева", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 5, "likes": 15, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "23614" }
Александра Селезнева
2 034

«Паста вашей личности» и ещё 5 упражнений для творческой работы

Генеральный директор консалтинговой компании «Новые правила» Елена Черникова о том, как настроить команду на творческий лад.

Поделиться

В избранное

В избранном

Стандартные подходы становятся все менее эффективными: стратегические сессии не работают, бизнес-тренеры теряют популярность. Мы находимся в точке перехода от стратегического подхода, который ориентируется на прогнозируемый рынок, прозрачную конкуренцию и многолетний найм, — на подход инновационный. Он опирается на постоянную динамику, проникновение рынков друг в друга и мультипотенциальность сотрудников.

Обычно на стратегических сессиях люди формируют общее видение, отталкиваясь от собственного опыта. Они не выходят за рамки ограничений, которые состоят из групповой коллекциии стереотипов, опасений, страхов и негативного опыта.

Представьте, что вас спрашивают: «Какое мороженое вы предпочитаете?» Скорее всего, вы ответите «клубничное», «ванильное» или «лимонный сорбет» и не назовете мороженое с базиликом, соленую карамель или манго-арбуз, приготовленный на ваших глазах с помощью жидкого азота. Вы не назовете их, потому что никогда их не пробовали или не могли представить, как можно смешать базилик и мороженое.

Но именно такая задача стоит перед бизнесом: найти новые решения, которые удовлетворяют потребности пользователей и создают уникальную ценность.

Наше исследование «Культура инноваций» показало, что большего результата добиваются компании, ориентированные на поиск прорывных идей. Под такими идеями мы понимаем решения, отражающие три фактора: они действительно уникальны (технологичны), отражают реальные потребности пользователей (пользователь готов за них платить) и значительно влияют на эффективность бизнеса.

Согласно рейтингу Stanford & Poor’s Global 1200 c 2009 по 2011 год, топ-10 инновационных компаний показали рост дохода на 60% выше, чем остальные компании. Согласно The Global Innovation 1000, в компаниях, управляемых инноваторами, на 22% более высокий возврат инвестиций.

Инновации перестали быть модным атрибутом бизнеса. Они становятся самой сутью бизнес-модели. Поэтому нам нужно заменить стратегические сессии на креативные. Для того, чтобы результат любой встречи, митапа или тренинга стал более впечатляющим, необходимо запустить творческое мышление. Это можно сделать быстро и эффективно.

Разрушьте нейронные связи

Наш мозг бережёт энергию. Он создаёт устойчивые нейронные связи, чтобы в привычных ситуациях находить решения мгновенно. Если бы вам нужно было каждый раз осмысливать, как вы ходите, ездите на велосипеде или играете в футбол, вы не смогли бы выполнить эти действия.

Способность «вешать ярлыки» спасает нам жизнь, позволяя на автомате распознать опасное животное во внезапно выскочившем пушистом звере. Но эта же способность порождает стереотипное поведение и мешает выйти за рамки привычного.

В книге Даниэла Канемана «Думай медленно — решай быстро» описаны две системы нашего мозга. Первая срабатывает автоматически, мгновенно. Например, когда вы видите яблоко — вы сразу думаете, что это яблоко, хотите вы того или нет. Но если бы яблоко было необычного цвета или формы, в работу подключилась бы вторая система. Именно она принимает решения в нестандартных ситуациях и создает новые нейронные связи.

Мысль Канемана в том, что первая система эффективна, но имеет множество искажений и иногда вводит нас в заблуждение. Чтобы действительно докапаться до сути и найти крутые решения, нужно научиться думать медленно и разрушать устойчивые нейронные связи.

Вот несколько забавных упражнений, которые мы используем в работе.

«Паста вашей личности»

Все мы в детстве экспериментировали с едой: солили кашу, размешивали варенье в супе. Но со временем (и неудачными решениями) выработали четкое представление о том, что с чем стоит съесть.

Мы предлагаем нарисовать пасту, отражающую вашу личность.

Вот, например, мой вариант: это паста с горьким шоколадом, потому что я сластена, пармской ветчиной — я люблю путешествовать, мороженым — люблю детей, и пиццей — знак того, что у меня часто в гостях друзья. Это веселый способ рассказать немного о себе и пофантазировать.

«А если нет?»

Это отличное упражнение на разрушение привычных связей. Задайте команде вопрос-провокацию: «Перчатки всегда продаются парами. А если нет? Что бы это могло быть? Часы всегда показывают точное время. А если нет? Что бы это могло быть?»

На одном из тренингов мы услышали решение задачи «А что, если бы в автомате продавали воду без бренда, что бы это могло быть?» Участники предложили продавать воду по завышенной цене (все мы покупали бутылочку Aqua Minerale в Шереметьево), но часть стоимости должна была уходить в благотворительные компании. Бутылки предложили отмечать брендами различных фондов.

Интересно то, что компания-поставщик воды, услышав эту идею, взяла ее на вооружение и сейчас готовит первый проект благотворительной поддержки фондов с использованием своих рекламных поверхностей.

«Диалог из ассоциаций»

Слепые ассоциации — это когда я называю слово, а вы быстро говорите первую ассоциацию: «картошка — крахмал, рубашка — голубой».

Предложите участникам поговорить друг с другом на «тарабарском». Начинать предложения можно с привычной фразы: «Я думаю, что..», «Давай сделаем…», «Возможно, нам следует...». Заканчивать — словом-ассоциацией к сказанному ранее. «Я думаю, что картошка» — «Возможно, нам следует крахмал».

Диалоги получаются очень веселые и, разрушая привычные связи, мы ненадолго дисквалифицируем своего внутреннего критика.

Создайте нейронные связи

Так же, как разрушение привычных стереотипов приводит к появлению новых идей, вы можете делать упражнения на создание новых — совершенно неожиданных — связей.

Компания Foursquare в своем блоге описывает необычное упражнение на развитие творческого мышления. Сотрудники в случайном порядке вывешивают по стене названия разных предметов и потом придумывают истории, как одно превращалось в другое, чтобы всех их объединяла общая ситуация или событие. Так рождаются спонтанные сюжеты.

Развивайте моторику

Творчество отлично запускается через действия моторики: используйте Lego Serious Play (уникальную методологию работы с идеями), стикеры, бумагу или придумайте что-то необычное. Так вы даете мозгу понять, что его творческие идеи реализуются в жизни, подкрепляя творческое мышление.

Для одного тренинга мы используем baby-car — детские игрушки, на которых можно покататься, и из которых участники создают что-то совершенно новое.

Спровоцируйте передачу идеи

Майкл Вольф — легенда мирового брэндинга — как-то сказал: «Отличные идеи губит неспособность людей отказаться от хорошей идеи». Мы решили сконцентрироваться на этой фразе и наблюдали за командами, одна из которых работала только со своими идеями, а другая — с идеями других людей.

Результаты нас удивили. Мы были уверены, что люди с удовольствием развивают только свои идеи. Оказалось, что когда вы вынуждаете команду не просто обмениваться идеями, а полностью отдавать их, брать в работу чужие, вы получаете более качественные результаты.

Мы «прилипаем» к своим идеям. Если я придумала что-то и представила это в голове, то мне сложно изменить свою позицию. Например, мне бы хотелось, чтобы вот эта деталь была желтой, и я иду на сессию не чтобы найти крутое решение, а доказать, что оно должно быть «желтым».

Если мы запускаем процесс передачи идей (например, один человек формулирует идею, другой делает прототип) — начинаем «расклеиваться» и, самое важное, начинаем слышать друг друга.

«Искусство отчуждаемо». Только когда люди научатся отдавать идеи, на их место начнут приходить новые.

Наслаждайтесь

Ну и конечно, еще один пункт: веселитесь! Юмор и позитивный дух помогают раскрыть творческий потенциал каждого человека и вовлекают нас в работу.

Одному клиенту мы составили список положительных мотивирующих формулировок: «молодец», «отличная идея», «вот это результат» — целый лист А4. Его заданием было произносить и отмечать минимум три из них на каждом собрании. Результат не заставил себя ждать: люди мгновенно включались в поиски новых решений. Теперь такой листочек есть у каждого руководителя в компании.

Основатель GoPro Ник Вудман придумал идею камеры для спорта, потому что не смог сфотографировать себя во время серфинга. Основатель IKEA Ингвар Комрад придумал компанию, когда ему пришлось открутить ножки у стола, чтобы загрузить его в автомобиль.

Идеи лежат под ногами, стоит только позволить себе их разглядеть.

#Колонка

Статьи по теме
10 советов о том, как построить эффективную команду
7 книг по развитию творческих навыков — подборка Product Hunt
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления