{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 9, "likes": 17, "favorites": 9, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "23618", "is_wide": "" }
Никита Евдокимов
2 723

«У многих иностранцев дома лежит винтовка Мосина: это наши пользователи»

Рассказ создателя образовательного приложения «Оружие героев» Александра Лаврова о выходе на зарубежные рынки.

Поделиться

В избранное

В избранном

Александр Лавров с детства увлекался оружием и военной тематикой: вместе с отцом — известным нижегородским врачом — он часто ездил к его армейским друзьям на стрельбище, также любил собирать миниатюры и модели армейской техники.

Как потомственный врач, Лавров поступил в медицинский институт и к старшим курсам устроился в студию научно-популярных фильмов: «Мы делали всякие прикольные медицинские учебные фильмы в стиле BBC, а также разные мультимедийные проекты. Это было в конце 90-х годов и по нынешним меркам смотрится очень забавно», — вспоминает он.

Александр Лавров

Лавров заинтересовался 3D-моделированием и анимацией. Еще во время учебы он сдал экзамен на эксперта Adobe и стал первым сертифицированным инструктором Adobe After Effects в Восточной Европе.

В 2003 году, после окончания медакадемии, Лавров решил не работать по специальности, а заняться любимым делом: он устроился преподавателем в одну из старейших школ компьютерной графики RealTimeSchool, а позднее — в школу ScreamSchool. Параллельно он помогал друзьям создавать свои студии компьютерной графики.

В 2008 году Александра Лавров вместе с Арманом Гугасяном создал платформу для разработки трехмерных интерактивных приложений Vizerra. Компания использовала ее для работы над всеми клиентскими проектами и продуктами. Спустя 8 лет Лавров стал генеральным директором Vizerra.

«Мы разрабатывали трехмерные интерактивные системы в самых разных отраслях. Например, делали систему планирования и для Олимпийских Игр. А в Барселоне — инструмент принятия решений для городских властей, чтобы им было удобно заниматься реконструкцией района Сагрера», — рассказывает Лавров.

Визуализация района Сагрера

За 10 лет компания выполнила более 200 проектов, включая создание моделей 20 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. «Как-то так получилось, что нам нравилось заниматься проектами в сфере культуры. Да и диссертацию я защищал в Московском государственном институте культуры и искусств — все приводило к этому», — вспоминает генеральный директор Vizerra.

В начале 2016 года Министерство культуры объявило конкурс на разработку мультимедийного продукта для Тульского музея оружия. В брифе стояла задача — увеличить аудиторию и известность учреждения.

Участникам конкурса предложили разработать образовательный интерактивный ИТ-продукт, который был бы связан с тематикой музея, но при этом лишен музейной «назидательности». У Лаврова был опыт преподавания, поэтому он знал, что аудитория лучше усваивает материал, если он подается в игровой форме.

Команда Vizerra предложила идею развлекательного приложения, где можно собирать и разбирать оружие, а также замедлять время и наблюдать за движениями внутренних механизмов в режиме рентгеновского зрения. Если оружие понравится пользователю — он сам захочет узнать о нем больше из внутренней энциклопедии: это позволит избежать принудительного погружения в культуру.

«Большинство образовательных приложений выглядят скучными и посредственными. Нам же было важно заинтересовать людей», — рассказывает Лавров.

В результате Vizerra выиграла конкурс министерства культуры. 4 июля 2016 года контракт был подписан, и компания приступила к созданию приложения под названием «Оружие героев».

К сентябрю 2016 года был готов MVP с ограниченным набором функций. В приложении была всего одна модель — пистолет-пулемёт Шпагина (ППШ-41). Прежде чем заниматься проектом дальше, разработчики сначала хотели собрать обратную связь от пользователей. «Мы выкатили эту версию только для пользователей из Казахстана и Белоруссии — вместе с ними мы набили все шишки, которые было можно», — рассказывает Лавров.

Позже состоялся релиз бета-версии для России: «К нашему удивлению, интерес оказался на порядок выше, чем мы думали. Люди стали активно давать советы и находить огрехи — у нас в общей сложности набралось под тысячу бета-тестировщиков из России и еще столько же — из других стран», — поясняет Лавров. К ноябрю 2016 года количество моделей увеличилось до десяти единиц.

Разработчики просеивали отзывы пользователей и предлагали проработанные идеи сотрудникам музея и министерства культуры. Если те их одобряли, то Лавров и его команда добавляли нововведения в приложение: «Обычно музеи не делают игры, и этот продукт для них был достаточно инновационным. Поэтому решения по развитию продукта мы принимали сообща и вдумчиво».

При этом сотрудники были увлечены проектом в той же мере, что и разработчики: они советовали, что можно изменить в моделях, чтобы они выглядели более реалистичными.

«Мы с сотрудниками музея работали как одна команда. У них было огромное количество информации, экспонатов и фактов. А мы занимались продуктом — внедряли новые функции, собирали обратную связи и тестировали гипотезы», — рассказывает Лавров.

Кроме того, разрабатывать реалистичные виртуальные модели помогали и пользователи, которые хорошо разбираются в оружии, продолжает генеральный директор Vizerra: «На новогодние праздники к нам приехал реконструктор, у него были винтовки Токарева и Мосина. Он при нас их разобрал, мы все посмотрели, и обнаружили у себя неточности».

По контракту, который истекал к ноябрю 2016 года, Vizerra было необходимо представить работоспособное приложение, а также готовые 3D-модели других образцов оружия — например, винтовки Мосина, Бердана, или пулемета Максим.

​Однако после того, как проект был сдан, Лавров и его команда решили развивать приложение дальше. К январю 2017 года они добавили дополнительные игровые элементы — сборку и разборку оружия на время по нормативам, соревнования с друзьями, а также «классность» — задания, которые позволяют получить игровые очки. Их можно потратить на открытие интересных фактов об оружии.

«У нас большинству сотрудников больше 30 лет. Мы застали кусочек советского времени — все ходили в тиры, собирали и клеили модели техники. Работая над приложением, мы поняли, что нам интересно и это возможность реализовать какие-то нереализованные желания», — рассказывает Лавров.

​После январского релиза приложение появилось в 75 локальных магазинах App Store и Google Play. С локализацией помогали пользователи — сперва русскоязычные, которые владеют вторым языком, а затем — нативные. К маю 2017 года «Оружие героев» поддерживает 20 языков, включая английский, китайский, корейский, немецкий и французский.

​Мы ожидали, что почти все пользователи будут из России. Но и на Западе нашим приложением реально пользуются. Там дома у многих есть раритетное оружие — те же винтовки Мосина, им интересно посмотреть, как там все работает внутри. Для меня это был шок, но это так.

Александр Лавров
генеральный директор Vizerra

Основной приток пользователей произошел после того, как команда сделала оптимизацию поиска приложения на Google Play, и накануне 23 февраля Google добавил его в список рекомендованных. «Оно идеально вписывается в русские военные праздники. На День победы тоже, наверное, будет фичеринг», — рассуждает Лавров.

К маю 2017 года приложение скачали около миллиона пользователей. В сутки появляется 5-7 тысяч новых игроков, а активная дневная аудитория составляет 61 тысячу человек.

«Мы смогли найти свою уникальную нишу. Мы сделали что-то среднее между симулятором и эниклопедией. Самым сложным было сформулировать, почему людям должно быть интересно, чем мы будем отличаться от других, ведь приложений про оружие много — как минимум несколько десятков», — рассуждает Лавров. Он выделяет пять категорий пользователей — это любители мобильных игр, инженеры, историки, родители и дети.

​«Родители хотят, чтобы их дети делали что-то полезное с помощью смартфона. Это общемировой тренд. Поскольку у нас никакого насилия нет, и нужно думать над тем, как оружие собирать, мы получили кучу бонусов от родителей и попали в категорию семейных приложений», — рассказывает Лавров.

Благодаря образовательной составляющей, приложением пользуются школьники для подготовки эссе и научных работ — например, разбираются в конструкции оружия или делают скриншоты внутренних механизмов для иллюстрации статей, докладов и рефератов.

​Нам писали ученики, что благодаря приложению они стали лучше всех в классе разбираться в оружейных механизмах. А один американский учитель рассказал, что он своим детям объясняет устройство винтовки Бердана и «Кольта».

Понятно, что они русского образца, но от этого они не становятся менее ценными. Когда он это написал, я понял, что мы хорошее дело сделали.

Александр Лавров
генеральный директор Vizerra

​Самой требовательной аудиторией остаются инженеры, конструкторы и любителей истории. Они ожидают, что в приложении будут аутентичные модели, и по словам генерального директора Vizerra — это профессиональная аудитория, которую легко разочаровать. «Мы работаем с ними персонально и стараемся привлечь к бета-тестам», — отмечает Лавров.

По словам Лаврова, разработчики едва ли смогут монетизировать приложение и заработать на нем, потому что оно было выполнено в рамках госконтракта. Однако он не исключает появление других коммерческих продуктов с похожей механикой и технологией.

С ноября 2016 года Лавров и его сотрудники разрабатывают приложение бесплатно. Оно превратилось для них в хобби, которое дает возможность опробовать новые техники и приемы.

Кроме того, этот продукт помогает продвигать компанию на рынке. «Клиенты видят, что у нас в портфолио есть продукт с аудиторией почти миллион пользователей, и он сделан действительно хорошо», — заключает гендиректор Vizerra.

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]