«У многих иностранцев дома лежит винтовка Мосина: это наши пользователи» Статьи редакции
Рассказ создателя образовательного приложения «Оружие героев» Александра Лаврова о выходе на зарубежные рынки.
Александр Лавров с детства увлекался оружием и военной тематикой: вместе с отцом — известным нижегородским врачом — он часто ездил к его армейским друзьям на стрельбище, также любил собирать миниатюры и модели армейской техники.
Как потомственный врач, Лавров поступил в медицинский институт и к старшим курсам устроился в студию научно-популярных фильмов: «Мы делали всякие прикольные медицинские учебные фильмы в стиле BBC, а также разные мультимедийные проекты. Это было в конце 90-х годов и по нынешним меркам смотрится очень забавно», — вспоминает он.
Лавров заинтересовался 3D-моделированием и анимацией. Еще во время учебы он сдал экзамен на эксперта Adobe и стал первым сертифицированным инструктором Adobe After Effects в Восточной Европе.
В 2003 году, после окончания медакадемии, Лавров решил не работать по специальности, а заняться любимым делом: он устроился преподавателем в одну из старейших школ компьютерной графики RealTimeSchool, а позднее — в школу ScreamSchool. Параллельно он помогал друзьям создавать свои студии компьютерной графики.
В 2008 году Александра Лавров вместе с Арманом Гугасяном создал платформу для разработки трехмерных интерактивных приложений Vizerra. Компания использовала ее для работы над всеми клиентскими проектами и продуктами. Спустя 8 лет Лавров стал генеральным директором Vizerra.
«Мы разрабатывали трехмерные интерактивные системы в самых разных отраслях. Например, делали систему планирования и для Олимпийских Игр. А в Барселоне — инструмент принятия решений для городских властей, чтобы им было удобно заниматься реконструкцией района Сагрера», — рассказывает Лавров.
За 10 лет компания выполнила более 200 проектов, включая создание моделей 20 памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. «Как-то так получилось, что нам нравилось заниматься проектами в сфере культуры. Да и диссертацию я защищал в Московском государственном институте культуры и искусств — все приводило к этому», — вспоминает генеральный директор Vizerra.
В начале 2016 года Министерство культуры объявило конкурс на разработку мультимедийного продукта для Тульского музея оружия. В брифе стояла задача — увеличить аудиторию и известность учреждения.
Участникам конкурса предложили разработать образовательный интерактивный ИТ-продукт, который был бы связан с тематикой музея, но при этом лишен музейной «назидательности». У Лаврова был опыт преподавания, поэтому он знал, что аудитория лучше усваивает материал, если он подается в игровой форме.
Команда Vizerra предложила идею развлекательного приложения, где можно собирать и разбирать оружие, а также замедлять время и наблюдать за движениями внутренних механизмов в режиме рентгеновского зрения. Если оружие понравится пользователю — он сам захочет узнать о нем больше из внутренней энциклопедии: это позволит избежать принудительного погружения в культуру.
«Большинство образовательных приложений выглядят скучными и посредственными. Нам же было важно заинтересовать людей», — рассказывает Лавров.
В результате Vizerra выиграла конкурс министерства культуры. 4 июля 2016 года контракт был подписан, и компания приступила к созданию приложения под названием «Оружие героев».
К сентябрю 2016 года был готов MVP с ограниченным набором функций. В приложении была всего одна модель — пистолет-пулемёт Шпагина (ППШ-41). Прежде чем заниматься проектом дальше, разработчики сначала хотели собрать обратную связь от пользователей. «Мы выкатили эту версию только для пользователей из Казахстана и Белоруссии — вместе с ними мы набили все шишки, которые было можно», — рассказывает Лавров.
Позже состоялся релиз бета-версии для России: «К нашему удивлению, интерес оказался на порядок выше, чем мы думали. Люди стали активно давать советы и находить огрехи — у нас в общей сложности набралось под тысячу бета-тестировщиков из России и еще столько же — из других стран», — поясняет Лавров. К ноябрю 2016 года количество моделей увеличилось до десяти единиц.
Разработчики просеивали отзывы пользователей и предлагали проработанные идеи сотрудникам музея и министерства культуры. Если те их одобряли, то Лавров и его команда добавляли нововведения в приложение: «Обычно музеи не делают игры, и этот продукт для них был достаточно инновационным. Поэтому решения по развитию продукта мы принимали сообща и вдумчиво».
При этом сотрудники были увлечены проектом в той же мере, что и разработчики: они советовали, что можно изменить в моделях, чтобы они выглядели более реалистичными.
«Мы с сотрудниками музея работали как одна команда. У них было огромное количество информации, экспонатов и фактов. А мы занимались продуктом — внедряли новые функции, собирали обратную связи и тестировали гипотезы», — рассказывает Лавров.
Кроме того, разрабатывать реалистичные виртуальные модели помогали и пользователи, которые хорошо разбираются в оружии, продолжает генеральный директор Vizerra: «На новогодние праздники к нам приехал реконструктор, у него были винтовки Токарева и Мосина. Он при нас их разобрал, мы все посмотрели, и обнаружили у себя неточности».
По контракту, который истекал к ноябрю 2016 года, Vizerra было необходимо представить работоспособное приложение, а также готовые 3D-модели других образцов оружия — например, винтовки Мосина, Бердана, или пулемета Максим.
Однако после того, как проект был сдан, Лавров и его команда решили развивать приложение дальше. К январю 2017 года они добавили дополнительные игровые элементы — сборку и разборку оружия на время по нормативам, соревнования с друзьями, а также «классность» — задания, которые позволяют получить игровые очки. Их можно потратить на открытие интересных фактов об оружии.
«У нас большинству сотрудников больше 30 лет. Мы застали кусочек советского времени — все ходили в тиры, собирали и клеили модели техники. Работая над приложением, мы поняли, что нам интересно и это возможность реализовать какие-то нереализованные желания», — рассказывает Лавров.
После январского релиза приложение появилось в 75 локальных магазинах App Store и Google Play. С локализацией помогали пользователи — сперва русскоязычные, которые владеют вторым языком, а затем — нативные. К маю 2017 года «Оружие героев» поддерживает 20 языков, включая английский, китайский, корейский, немецкий и французский.
Основной приток пользователей произошел после того, как команда сделала оптимизацию поиска приложения на Google Play, и накануне 23 февраля Google добавил его в список рекомендованных. «Оно идеально вписывается в русские военные праздники. На День победы тоже, наверное, будет фичеринг», — рассуждает Лавров.
К маю 2017 года приложение скачали около миллиона пользователей. В сутки появляется 5-7 тысяч новых игроков, а активная дневная аудитория составляет 61 тысячу человек.
«Мы смогли найти свою уникальную нишу. Мы сделали что-то среднее между симулятором и эниклопедией. Самым сложным было сформулировать, почему людям должно быть интересно, чем мы будем отличаться от других, ведь приложений про оружие много — как минимум несколько десятков», — рассуждает Лавров. Он выделяет пять категорий пользователей — это любители мобильных игр, инженеры, историки, родители и дети.
«Родители хотят, чтобы их дети делали что-то полезное с помощью смартфона. Это общемировой тренд. Поскольку у нас никакого насилия нет, и нужно думать над тем, как оружие собирать, мы получили кучу бонусов от родителей и попали в категорию семейных приложений», — рассказывает Лавров.
Благодаря образовательной составляющей, приложением пользуются школьники для подготовки эссе и научных работ — например, разбираются в конструкции оружия или делают скриншоты внутренних механизмов для иллюстрации статей, докладов и рефератов.
Самой требовательной аудиторией остаются инженеры, конструкторы и любителей истории. Они ожидают, что в приложении будут аутентичные модели, и по словам генерального директора Vizerra — это профессиональная аудитория, которую легко разочаровать. «Мы работаем с ними персонально и стараемся привлечь к бета-тестам», — отмечает Лавров.
По словам Лаврова, разработчики едва ли смогут монетизировать приложение и заработать на нем, потому что оно было выполнено в рамках госконтракта. Однако он не исключает появление других коммерческих продуктов с похожей механикой и технологией.
С ноября 2016 года Лавров и его сотрудники разрабатывают приложение бесплатно. Оно превратилось для них в хобби, которое дает возможность опробовать новые техники и приемы.
Кроме того, этот продукт помогает продвигать компанию на рынке. «Клиенты видят, что у нас в портфолио есть продукт с аудиторией почти миллион пользователей, и он сделан действительно хорошо», — заключает гендиректор Vizerra.
Тот случай когда делают на совесть. Спасибо, ребята - очень интересный проект для интересующихся!
Спасибо, что оценили! Мы бьемся за каждый полигон и строку кода, чтобы было качество. Сейчас очень важно отладить саму структуру и стилистику продукта. После этого можно будет уже начинать выдавать обьем. :) Не все важные гипотезы еще проверены и есть над чем работать.
Дорогая редакция, поправьте первую ссылку в статье - приложения «Оружие героев»
Добрый вечер, а что, не открывается? У нас работает.
Костя, спасибо что среагировал! Даш, Никита оперативно поправил ссылку :)
Приятно в многомиллионной стране увидеть первые же комментарии людей, которых лично знаешь :)
Стараюсь! :)
классная штука
Весьма патриотично, но без бреда. Молодцы.
Комментарий удален модератором