[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 38, "likes": 38, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "23746" }
Никита Евдокимов
13 835

«Amazon перемалывает в прах концепцию носимого компьютера»

Мнение бывшего дизайнера Google Криса Мессины о том, как новый голосовой ассистент Echo Show от Amazon изменит ИТ-индустрию.

Поделиться

В избранное

В избранном

Крис Мессина

Осенью 2016 состоялась презентация Apple AirPods. Поддавшись эмоциям, я опубликовал колонку. Возможно, вы ее помните — там я сравнил AirPods с сексуальными игрушками, которые насилуют ваши уши.

По правде говоря, за минувшие полгода я не изменил своего мнения. И по правде говоря, после недавней презентации Echo Show от Amazon у меня возникла точно такая же ассоциация.

Echo Show

Пусть в этот раз я не раздражен, мне все равно хочется вставить свои две копейки, чтобы поместить это устройство в подходящий контекст. Отчасти это желание продиктовано необходимостью оправдать сотни часов, что я потратил на тщательное изучение диспозиции противников накануне битвы за будущее продуктов с разговорным интерфейсом — и технологий вообще.

Чтобы вы могли поближе познакомиться с этим процессом, я хочу рассказать об одном из моих секретов — навыке смотреть на вещи с точки зрения негативного пространства.

Это дает мне возможность собрать по кусочкам ту часть картины, которая ускользнула от внимания экспертов, аналитиков, скептиков и ИТ-энтузиастов. Я не говорю о том, что они специально что-то скрывают, просто зачастую они смотрят на вещи с такого близкого расстояния, что не могут увидеть вещи, очевидные для человека, который наблюдает за происходящим поодаль.

Например, чтобы добиться успеха, устройство от Amazon должно оказаться повсеместно. Так оно сможет изменить поведение и ожидания потребителей. При этом скептики жалуются на дизайн продукта — хотя его внешний вид, вероятно, продиктован необходимостью снизить себестоимость.

Иногда такие люди, чтобы поддержать ажиотаж, используют клише, не утруждая себя попытками мыслить оригинально. Например, они считают, что Echo Show — это как iPad, только лишенный мобильности. Это в корне неверно: им лишь бы выпалить первое, что придет в голову.

Чтобы понять новое устройство от Amazon, нам нужно представить компьютерные технологии в более широком смысле. Совсем как Стив Джобс, когда в 80-х он рассуждал о будущих моделях компьютеров и сравнивал их с марками автомобилей, каждая из которых по-своему выразительна.

Представим, будто мы работаем в Amazon

Если вы хоть раз слышали что-то о процессе разработки продуктов в Amazon, то вы наверняка в курсе его эпичности. Не знаю, откуда пошла эта традиция (возможно это как-то связано с тем, что история компании началась с книжного бизнеса), но в основе каждого продукта Amazon лежит презентация идеи. Причем не в формате слайдов, а четырех-шестистраничного трактата.

Каждый, кто принимает участие в проекте, сперва читает эти документы — а не заранее или по его окончанию. Все начинают с одной и той же страницы и у всех есть достаточно времени, чтобы изучить материал — для всех он одинаков.

Потому у сотрудников нет оправдания, если они не в курсе чего-либо или если кто-то в команде не может сформулировать преимущества продукта для конечных пользователей.

«Потому что это требует от автора хорошо подумать и понять, что более важно, а что — менее, и как вещи связаны между собой», — это Безос написал еще в 2004 году.

​Тема: С этого момента больше никаких презентаций

Дам вам небольшую подсказку, почему мы вынуждены так сделать.

Нам нужен не просто текст, но хорошо структурированный и последовательный текст. Если [при описании идеи] кто-то использует ненумерованный перечень фактов, то это также плохо, как если бы он подготовил презентацию в PowerPoint.

Написать хороший четырехстраничный бриф гораздо сложнее, чем подготовить презентацию из 20 слайдов. Потому что это требует от автора хорошо подумать и понять, что более важно, а что — менее, и как вещи связаны между собой.

А презентации в стиле PowerPoint помогают приукрашивать идеи, сводить на нет любой намек на относительную важность вещей и игнорировать взаимосвязь между идеями.

— из письма Джеффа Безоса сотрудникам

Вспомнить это меня заставило промовидео Echo Show. Прежде чем мы двинемся дальше, я настоятельно рекомендую посмотреть его. Ролик говорит о многом, и все же мне кажется, что нам следует рассмотреть его подробнее.

Что мы узнали из видео Echo Show

Во-первых, продолжительность видео — пять минут. Это примерно на минуту больше, чем в самом длинном презентационном видео от Apple (а проморолик iPhone 7 и 7+ Don't Blink и вовсе длится всего 107 секунд).

Мне кажется, длина ролика Amazon не случайна, потому что в видео последовательно обрабатываются возражения, которые могут возникнуть у потенциального покупателя, заинтересовавшегося продуктом.

Кроме того, авторы обошлись без ИТ-сленга, а вместо этого показали узнаваемые моменты из жизни людей и то, как функции Echo помогают сделать их еще лучше. То есть погрузили продукт в контекст.

Как и в случае с хэштегом, вы можете освоить голосовые команды, просто наблюдая за тем, как это делают другие люди. Такая прозрачность — важная составляющая для потенциального успеха любой социальной инновации.

Во-вторых, если в промовидео Apple или Microsoft показывается, из каких элементов состоят новые Surface Studio и MacBook, то в Amazon решили отказаться от стиля «техноэротики».

Я имею в виду то, что мне, как и всем, нравится плотный каркас и алюминиевая рама, но если говорить об эстетике видео Amazon, то она больше похожа на Sears, а не на Saks Fifth Avenue. (Sears — сетевые непродовольственные гипермаркеты, где продается одежда, ювелирные украшения, бытовая техника, лакокрасочная продукция и другие товары. Saks Fifth Avenue — сеть гипермаркетов премиум-класса, где помимо дизайнерской одежды можно приобрести предметы интерьера и продовольственные товары — vc.ru).

Актерский состав видео Amazon

И вы наверняка обратили внимание на то, что все актеры в видео Amazon — белые? Я говорю об этом не для того, чтобы раскритиковать компанию — очевидно, что ее продукт ориентирован на представителей «средней Америки». Вместо этого я хочу подчеркнуть контраст с последними видео Snapchat Spectacles и Instagram, которые явно ориентированы на представителей поколения Y.

Заметно, что эти компании рисуют (иногда нелепо) будущее, где все весело, инклюзивно, и царит мультикультурность, мультиэтничность, и мультигендерность.

Для сравнения, видео другого продукта Amazon — Echo Look — гораздо более мульти-мульти-мульти. Выходит, что авторы ролика для Echo Show намеренно выбрали такой актерский состав. И это важно, если мы будем оценивать продукт с точки зрения его целевой аудитории.

Целевая аудитория Echo Show

Соответственно, Amazon Echo Show — это продукт для больших семей, которые не хотят терять контакт, но чувствуют себя ошеломленными из-за того, что им приходится одной рукой держать ребенка (или двух), а другой — искать что-то в смартфоне. Нынешние ИТ-продукты не решают их проблем, а вот Echo Show — ответ на все их чаяния.

Функция прямого вызова — это аналог стены в Facebook

Функция прямого вызова (Drop-In) — это возможность удаленной активации видеокамеры и микрофона чужого устройства Echo Show. Это скорее система внутренней связи, чем видеотелефон.

(Фразовый глагол drop in означает «зайти без приглашения», «заскочить на огонёк». Отглагольная форма drop-in означает «дом или место, куда можно зайти без приглашения» — vc.ru)

Функция прямого вызова до боли напоминает функцию устройства Nucleus — конкурента Echo Show, в которого проинвестировала Amazon. ​После того, как я увидел ее в действии, меня бросило в дрожь.

​...для особых случаев, когда вы хотите связаться с вашими лучшими друзьями и любимыми членами семьи. Например, вы можете воспользоваться функцией прямого вызова, чтобы напомнить членам семьи о том, что пора садиться за стол, заглянуть в ясли к грудничку, или «заскочить» к близким родственникам

— описание функции Drop-In в ролике Echo Show

Невозможно переоценить важность функции прямого вызова. Она окажет точно такое же влияние на приватность, как появление стены в Facebook и возможности обмениваться исчезающими фотографиями в Snapchat.

Вспомните, с каким волнением в середине 2000-х годов пользователи воспринимали нововведения Facebook, связанные с приватностью, и как постепенно они успокаивались и начинали доверять соцсети.

Мне кажется, что со временем, благодаря функции прямого вызова, люди будут чувствовать себя более комфортно, оставаясь всегда на связи и обладая возможностью моментально начать разговор. И все это будет происходить не в интернете, а в реальности.

Мне не кажется это чем-то пугающим, и я не собираюсь наряжать членов своей семьи в костюм из фольги, если приобрету ​Echo Show. Но несомненно, из-за этого устройства возникнут новые вопросы и новые модели поведения, которые заставят пользователей (и их друзей) пересмотреть границы личного пространства дома.

А если вы — мнительный человек, то пусть вас успокоят слова Amazon: «Функция прямого вызова похожа на то, как если бы вы дали своей бабушке или соседям ключи от вашей кухни — то есть позволили людям, которых вы действительно рады видеть, заглядывать к вам на огонёк в любое время, когда им интересно, как у вас дела».

Alexa, пятый член семьи

Теперь давайте поговорим о доме и о том, где именно в видео появляются пять устройств Echo Shows. Первые два установлены на кухне взрослого сына и его матери (0:25).

Третье — на столе в детской (1:23).

Четвертое — на тумбочке в спальне (идеально для спонтанных покупок и ночных игр в «Орла и решку»).

Пятое — в гостиной второй бабушки.

То есть на одну семью приходится пять Echo Show (общей стоимостью $1149,95). Любопытно, что в видео нет ни одного намека на другие разговорные продукты от Amazon — Echo или Echo Dot.

Подведем итог: Echo Show создан для того, чтобы «жить» в общих зонах дома, и им могли воспользоваться несколько членов семьи (было бы неплохо, если бы Amazon позаимствовал у Google функцию распознавания голосов).

Им удобно пользоваться, когда заняты руки: человек моет посуду, ухаживает за цветами, красит стены, меняет подгузники, читает журнал и так далее. В некоторых ситуациях из видео можно воспользоваться смартфоном, но если учесть, что иногда телефон лежит в кармане (или в другой комнате), то эти сценарии кажутся правдоподобными и логичными. Я уловил суть: Echo Show — удобное устройство для домашней коммуникации.

Незаметность

Echo Show интересен не потому, что он новый, а потому что оно незаметное и укладывается в привычный технологический шаблон. На это обратил внимание главный редактор TechCrunch Мэттью Панзарино.

За счет узнаваемого образа устройство становится невидимым, а покупки, которые можно совершать с его помощью — поступком, не требующим долгих размышлений: этот товар поможет тебе решить какие-то проблемы? Здорово, бери его. Это так же просто, как в Kindle.

Если продолжить говорить о дизайне, то внешний вид Echo Show не заводит. Но такая эстетика выбрана не случайно. В отличие от дизайна любых продуктов Apple, Google или Samsung, Amazon ориентируется на довольно специфическую, но распространенную аудиторию.

​Визуальный язык Echo Show направлен на людей, которые хотят пользоваться преимуществами невероятных технологий, но не хотят добавлять еще больше технологий в свою жизнь.

Сравните невыразительность Echo Show с устройством Google Home, которое создано, чтобы оказаться в центре внимания.

А теперь сравните Echo Show с концептом Microsoft Productivity Vision, где функция прямого вызова реализована в виде портала в другой мир.

Давайте поговорим о претенциозности. Как однажды сказал о стилусе Стив Джобс: «Фу, да кому это нужно?». И он был прав: главная ошибка концептов будущего заключается в том, что они ставят во главу угла внешний вид устройства, а не то, какие чувства оно вызовет у пользователя. Для аудитории Amazon важно не чувствовать себя идиотами — для производителей потребительских устройств это достаточно низкая планка, но ее могут взять далеко не все.

​Устройство Echo Show выглядит знакомым и непритязательным, потому что оно таким задумывалось. Это Myspace среди дизайна продуктов, где контент (видеозвонки, музыка и возможность автоматизировать дом), и уверенность потребителей в том, что они будут пользоваться устройством, определяет — купят они Echo Show или нет. Во многом это противоречит дизайну устройств Apple (тем же AirPods).

И это ключ к пониманию стратегии Amazon. Также это помогает понять, что мы в Кремниевой долине, слишком увлекаясь скругленными углами и тенями, и убивая сквевоморфизм, можем упустить главное. Это показали последние президентские выборы: в мире существует большое количество людей, которые чувствуют себя выброшенными, которых раздражает резкое развитие технологий — начиная от ИИ и заканчивая возможностью транслировать лживые новости в Facebook.

Об этом в книге «Кнут» пишет предприниматель Джои Ито. Меняться тяжело, но сейчас человечество меняется быстрее, чем когда бы то ни было в своей истории. И мы, любители технологий и представители либеральной элиты, несем ответственность и вину за то, что пытаемся улучшить этот мир, но не берем с собой большую часть его жителей.

И чем больше дисплеев появляется в нашей жизни, тем сложнее людям противостоять изменениям. Поэтому быстрое распространение устройств с голосовым управлением может стать для противников технологического прогресса единственным способом отстоять позиции.

Все чаще мы видим окружающих, уткнувшихся в свои смартфоны, и мы знаем, что это не сулит ничего хорошего в будущем. Нас все глубже засасывает болото «Идиократии», и альтернативных сценариев становится все меньше.

А те, кто их выбирает, рискуют оказаться за бортом, поскольку растет разрыв между теми, кто может выбирать как и какие технологии использовать в жизни, и теми, кто вынужден принимать технологии из-за давления окружающих.

История о двух вариантах будущего

Если Apple — это модный бренд, который производит ювелирные изделия, которые обладают доступом в интернет, то Amazon — это металавочник, который преобразует модель розничной торговли, интегрируя магазин в вашу жизнь. Это определит то, как компании будут развиваться в ближайшее десятилетие, устанавливая культурную дихотомию в невиданных масштабах.

В будущем Apple, ИТ-продукты должны стать премиальными товарами, которые дают владельцу ощущение избранности и принадлежности к элите (даже если такие продукты распространяются повсеместно).

Apple задает модные тренды, создавая соблазнительные продукты, которые пробуждают желание. В мире Apple (совсем как некогда в мире BMW) между человеком и его аксессуарами возникает стойкая эмоциональная связь. Личная носимая компьютерная техника (IPhone, AirPods и особенно — Apple Watch) — это верх достижений Apple. Ведущий дизайнер Braun Дитер Рамс гордился бы компаний.

Будущее Amazon кардинально отличается. Там ИТ-продукты — всего лишь средство к достижению главной цели — увеличению товарооборота. Дроны, устройства для чтения, голосовые цилиндры, средства для видеосвязи, автономные транспортные средства, или магазин без касс Amazon Go — все эти инновации не подразумевают создание близкой связи с пользователями.

Напротив, они придумываются для того, чтобы сократить время между возникновением потребности и ее реализацией. И компания не остановится до тех пор, пока не поглотит и усвоит весь цикл производства и сбыта.

В ролике Echo Show мы увидели желание Amazon отмежеваться от блеска современных ведущих технологических продуктов и представить более утилитарную эстетику.

Нивелируя важность внешнего вида, Amazon может сделать акцент на содержании, а не на форме. А заодно выдавить конкурентов и наводнить рынок своими продуктами, которые открывают доступ к искусственному интеллекту за счет низкой цены. Цель Amazon — уничтожить Siri, Cortana и Assistant. Ей подчинены все ресурсы компании, поэтому Amazon удалось достичь на рынке голосовых помощников невероятной доли в 70%.

Ставки как никогда высоки

Исходом этого противостояния может стать конец концепции носимого компьютера в том виде, в каком мы к нему привыкли за последние 20 лет.

В этом случае мы станем жить в «компьютерном поле», где у нас, конечно же, будут какие-то переносные устройства для идентификации и приема уведомлений, но модель получение информации с помощью экрана окажется устаревшей.

Сомневаетесь? Тогда вспомните о предыдущих технологических новшествах — лошади и повозке, локомотиве, газете, телеграфе, радио или телевидении. Каждое из них сформировало образ мышления одного-двух поколений, а затем отступило перед лицом новых технологий.

Смартфоны проделали впечатляющий путь за последние 10 лет, и впереди у них, возможно, есть еще 10 лет. Но поверьте мне, технологии постепенно ломают оковы металлических и стеклянных коробок, созданных в качестве ювелирных украшений.

Технологии становятся более размытыми, и если у Amazon все получится, Alexa станет главным каналом, с помощью которого вы будете связываться с сетью и миром, где бы вы ни находились.

​В скором времени Alexa будет вместе с нами в поездке на автомобиле, она будет приветствовать нас на улице, в отелях, и выглядывать из телевизоров и холодильников. Не будет ошибкой сказать, что Amazon перемалывает в прах концепцию носимого компьютера.

Теперь компания выводит на передовую Alexa, искусственный интеллект, который живет в облаке и с которым вы создаете отношения длиною в целую жизнь. Конечно, вам придется покупать устройства, чтобы получить к нему доступ — совсем как раньше, когда вы покупали смартфон или прокладывали телефонный кабель, чтобы оставаться на связи с друзьями и членами семьи. Вы будете покупать продукты не из-за их свойств, а из-за возможности получить доступ к их функциям.

Возможно, вам не кажется, что это что-то меняет, но опять же — все зависит от того, с какой стороны посмотреть.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления