[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vladislava Rakhmanova", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 101, "likes": 31, "favorites": 50, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "27326" }
Vladislava Rakhmanova
16 594

Письмо в редакцию: «Я запускал по одному стартапу в месяц и не сошёл с ума»

История успехов и неудач предпринимателя, который оставил высокую должность в компании и решил заняться развитием собственных проектов.

Поделиться

В избранное

В избранном

Меня зовут Константин, мне 30 лет. За последние три месяца мне не удалось поднять раунд инвестиций в €150 тысяч для своего проекта, нечем было платить за квартиру, я перестал общаться с друзьями и семьей. В то же время как брокер я оформил другой раунд в €150 тысяч, запустил три разных проекта (из сфер: ecommerce, p2p-маркетплейс, консалтинг) и стал партнером в частном бизнесе. И вот чем я хочу поделиться.

Мы привыкли видеть релизы, статьи, публикации со счастливым концом. Я же, наоборот, хочу рассказать о личных ошибках, проблемах, о том, какой вести образ жизни и как в целом не сойти с ума во всём этом хаосе.

Как всё начиналось

Когда-то очень давно я создал проект bcnafisha.com. На тот момент я не знал, что такое стартапы, инвестиции, и никогда не думал, что через пару лет буду работать аналитиком в венчурной сфере в одной из топовых компаний мира.

Тогда мне было 29 лет. Молодой, полный сил и энергии, я был как атомный реактор. Ко мне можно было подключать шлем профессора Ксавьера. Я работал в хорошей компании с гибким графиком, оплачиваемым спортзалом и кучей всяких бонусов. Но меня всё это не устраивало.

Меня приглашали на работу на должность специалиста по развитию бизнеса компании, логотипы которых мы видим почти каждый день. Но я осознавал, что стремлюсь к свободному плаванию. Мне хотелось снова вернуться на свои рельсы, поскольку когда-то я уже работал на себя. К тому же у меня уже был большой опыт и много знаний.

На работе я писал отчеты, успевал к дедлайнам, ходил на совещания — в общем, делал одно и то же каждый день. Анализируя сделки, я понимал, что в принципе и сам в состоянии вывести проект на раунд инвестиций. Но я ошибался.

Не доверяйте инвесторам

Я познакомился с Филиппом на прошлой работе, он всегда мечтал о своём бизнесе (очень толковый технический специалист, мы были и остаёмся друзьями). Однажды на работе я прочитал про конкурс для стартапов от Booking.com. Тогда у меня был домен clickyourguide.com и алгоритм, который высчитывал гибкую систему комиссии на основе предложения.

Мы начали подготовку к конкурсу: изучили рынок, составили финансовую модель на пять лет с выходом на окупаемость, питч для инвестора. Филипп как инженер и магистр в Model Engineering высчитал все показатели, мы провели стресс-тест финансовой модели. На подготовку к конкурсу ушло около четырёх недель.

И вот мы отправились заполнять заявку на Booking Booster. Но каково же было наше удивление, когда мы увидели что-то похожее на Google Forms с 16 глупыми вопросами из серии: «Почему именно вы?». Никаких финансовых показателей, временных или ещё каких-либо метрик не требовалось. Мне это показалось несерьёзным, но Филипп настоял на том, что нужно закончить начатое.

Мы оставили всё на последний день, купили бутылку Chivas Regal и занялись копированием информации из наших материалов, чтобы заполнить форму. До дедлайна оставалось где-то полчаса. Я открыл виски, Фил нажал Submit — но тут произошёл редирект и открылась страница, на которой нас просили прикрепить видеофайл с презентацией команды в виде ссылки на YouTube.

Разумеется, мы не были готовы. Филип запаниковал. Я стоял с уже налитым виски, зашел на YouTube, нашел клип Black Eyed Peace «Don't stop the party» и сказал: «Фил, это не наше место, конкурс мы не пройдём, пусть хоть в Booking.com насладятся хорошей музыкой».

Я был прав, нашу заявку даже не открыли, а результаты конкурса мы так и не увидели. А клип был классный. Обидно было только за то, что четыре недели оказались потрачены впустую. Тогда мы решили со всем пакетом наработок обратиться к моим знакомым инвесторам.

Небольшое отступление о команде

Команда — это самое ценное, что у вас есть. Впереди много стрессов, несогласий и сложностей, поэтому берегите команду и сохраняйте с ней отношения. Эти люди будут вашей поддержкой, опорой и помощью на всём пути.

У меня хорошая репутация. Меня знают в ассоциации молодых предпринимателей в Барселоне, я не раз участвовал в сделках купли и продажи бизнеса. Поэтому я написал знакомому, работающему в этой ассоциации, который за 24 часа устроил нам встречу с бизнес-ангелом.

Он нас внимательно выслушал и заявил, что у нас нет MVP (минимального жизнеспособного продукта). Сказал: «Когда будет MVP и конверсия, о которой пишете, — тогда и приходите». Что ж, мы принялись переписывать ядро «Битрикса» от bcnafisha.com на коленках и превратили его в clickyourguide.com.

На следующей встрече я решил специально не говорить инвестору, что у нас уже есть продажи на пару тысяч евро. Конверсия такая же, как в финансовой модели, — 6%, цена привлечения клиента — в пределах финансовой модели. Решил сказать: «Вот MVP, но ядро — это костыль, который лучше выкинуть». Ведь мы просили деньги на разработку.

Пришли, он говорит: «Рассказывайте». Я говорю: «Вы просили MVP, ядро — костыль, цена привлечения пользователя — в пределах финмодели, конверсия — 6%». Он: «Будут первые продажи — приходите». Тут Филипп не выдержал: «Какие первые продажи? Конверсия 6% — это как минимум шесть чеков. Вы считать умеете?». Я спрашиваю: «Вы смотрели наши продажи?». Он: «Если честно, нет, будет новое ядро — приходите».

Тогда я его мысленно послал, но вслух лишь вежливо сказал, что нам больше не о чем говорить. Мы снова потеряли время, выполняя MVP и поднимая конверсию, а инвестор просто про нас забыл. Тогда мы решили собирать раунд у венчурных фондов.

Семья и друзья, и личные отношения

Нужно понимать, что собирая раунд, вы будете находиться в постоянном стрессе. Друзьям с вами будет неинтересно, так как все мысли у вас только о продукте, проекте, проблемах и поиске их решений.

Я начинал отношения с девушкой, она постоянно спрашивала меня, о чем я думаю. А я просто «проваливался» время от времени, размышляя о том, как предупредить ещё одну ошибку. Естественно, кому нужен такой зомби?

Родственники тоже воспринимают вас как-то по-своему, им не понять ваших проблем. Да и кому нужны проблемы, которые вы сами себе наживаете?

Общение с фондами

Я отнес документы на арбитраж приятелю, который работал в венчурных фондах. Он посоветовал корректировки, и мы, собрав пул потенциальных инвесторов, начали с ними общаться.

Многие отвечали отказом, но некоторые говорили, что потенциально могут подключиться на следующем раунде. Мол, посевной этап для них опасен, а вот на раунд А они, возможно, готовы. Другие, если и отвечали отказом, то объясняли причину — за что им большое спасибо.

Мы поняли, что туризм для венчурных фондов сейчас неинтересен, поскольку рынок перенасыщен и уже есть большой сгоревший портфель, из-за чего никто не рискнёт вкладываться в подобный проект. Но были и те, кто написал: «Ребята, вы не дураки. Вы способны создать другой проект, только не в этой индустрии. Вот, посмотрите, куда мы сейчас вкладываем, и дерзайте».

Благодаря таким отзывам мы поняли, что если инвесторы не готовы тратить своё время, то и нам это делать ни к чему.

Отрежьте воображаемую пуповину между вами и проектом

Мы приняли верное решение, попрощавшись с мечтами о раунде и активным развитием проекта. Иначе он бы нас утопил. Каждое утро я просыпался, садился за компьютер и брал по одному проекту: изучал его жизнеспособность и возможность поднять раунд.

Я создавал приложения для поиска работы, хранения зимней резины, аренды велосипедов и много чего ещё — сейчас уже и не вспомнить. Мой круг общения сузился только до тех, кто, как правило, был так же «зомбирован», как и я. Многие знали про мои связи и возможности, поэтому вскоре предложили помочь оформить один раунд в €150 тысяч для другого проекта. Что я и сделал за две недели (мне помогали контрагенты).

Самодисциплина и вредные привычки

Пребывая в такой атмосфере, начинаешь воспринимать мир негативно и всё чаще прибегаешь к вредным привычкам: я не спал ночами, начал курить, в выходные ужинал с вином — а иногда и не только в выходные. Однажды я пришел домой, мне нужны было идти на встречу, но не нашёл пары чистых брюк. Тогда я пошёл и купил новые. А через пару дней обнаружил в коридоре пакет, в котором лежала пара точно таких же новых брюк.

Я понял, что нужно ограничить себя от вредных привычек, которые занимают много времени, и от таких ежедневных бытовых решений, как: что поесть, что надеть и куда пойти. Тогда я собрал комплекты одежды на неделю: семь футболок, две рубашки, нижнее бельё. На субботу оставил стирку и уборку.

Покупаешь сигареты? Купи пять пачек. Зачем выходить за ними каждый раз? Снимаешь наличные — возьми сразу €300-500, ведь неизвестно, когда и где в следующий раз встретишь банкомат. Пластиковых карт должно быть две, и на каждой должен быть остаток. Однажды сломался автобус, я остался на остановке, а в кармане только одна карта — и на той нет ни копейки.

Еду покупал только готовую либо ужинал в ресторане. Я жил, принимая решения по принципу Парето: всё, что не касается работы, не заслуживает того, чтобы тратить на это время. Каждый месяц я готовил письменные отчёты о том, что я сделал, а что — нет.

Депрессия и самодеструктивность

Когда вы не подняли раунд, то неудавшийся проект не должен утащить вас на дно. Ни в коем случае не занимайте деньги у семьи и друзей. На этот раз я финансировал дело в основном на свои деньги (90-95%). Да, придётся потратиться, зато потом не нужно будет смотреть в глаза родным, которые оказали вам доверие, а вы его не оправдали.

Друг даже свозил меня в казино, чтобы я немного развеялся. Мне помогло. Если к вам подступает волна депрессии и самодеструктивности — преодолевайте её. Иначе в очередной раз просто подожмёте уши и убежите.

Что было дальше

Со мной начали контактировать люди с различными запросами из России (посколько раунд в €150 тысяч я делал для русских): кому нужно разобраться с делами на таможне, кому купить дом, кому перевезти бизнес, кому найти деньги. Я просто начал сходить с ума.

Мы с моим другом Димой создали проект по предоставлению консалтинговых услуг за границей — DPM Ventures (почему DPM: Дима взял фразу с испанского жаргона De Puta Madre, что означает «у нас всё ох****о»).

Я поставил цель оградить себя от мусорных запросов. Однажды меня попросили обеспечить растаможивание фруктов из Испании через Латвию. Потом человек просто исчез, а я между тем потерял пару дней. После этого я на любой запрос отвечал: «Мой день стоит €250, я работаю по восемь часов». Много нецелевых запросов стерлось, почти каждое утро я стал тестировать новый проект.

Мотивация

Не раз я просыпался с огромным желанием послать всё к черту. Но у меня всегда была мотивация. Нужно понимать, проекты сами не растут, их двигает мотор — это вы. И если у вас нет мотивации, то и не начинайте.

Проблеск идеи

Я решил работать так, будто я — маленький стартап-акселератор: брал пул идей, вёл их к реализации, а они, как правило, погибали где-то по пути. Нужно было определиться с потребностями аудитории, взвесить квоту рынка, определить компетиторов, техническую часть и инвесторов.

Мы остановились на том, что это должен быть peer-to-peer-маркетплейс (торговая площадка, которая работает по модели «равный — равному» — vc.ru), так как там легкое масштабирование, понятная бизнес-модель и есть возможность краудсорсинга.

Одним утром я шел с приятелем и думал над своими проблемами, мы подошли к паркингу. Товарищ заплатил €35 за парковку, сказав: «Ничего себе цены». И я подумал: «Бинго, вот оно!». Через три дня мы запустили сайт для аренды паркингов между частными лицами — parkzooka.com.

Что же будет дальше

Для поиска инвесторов для Parkzooka мы выбрали краудфандинг-платформы. С некоторыми участниками уже договорились о метриках, которые должны выполнить для поднятия раунда инвестиций. Вдобавок нас позвали в акселераторы (конечно, нам это неинтересно, но возможность греет).

Мне предложили участие в частном бизнесе. А поскольку за всё время перипетий с венчурными фондами я немного подустал, то решил согласиться, чтобы заняться чем-то новым и отвлечься. Проект Parkzooka мы будем вести дистанционно и без привлечения инвесторов.

Описанные события в статье развивались примерно в период с 1 апреля по 31 августа 2017 года. И год ещё не закончен. Остаётся только гадать, что же будет дальше.

В приложении прикрепляю список наиболее адекватных инвестфондов в Испании с кратким описанием.

#колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления