[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Максим Лагутин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 39, "likes": 21, "favorites": 23, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "27574" }
Максим Лагутин
6 625
Блоги

Способы защиты от навязчивой рекламы в звонках и SMS

Основатель компаний SiteSecure и «Б-152» Максим Лагутин о том, какие контролирующие органы отстаивают права потребителей и как грамотно их задействовать.

Поделиться

В избранное

В избранном

Телефонный спам — эпидемия 21 века. Выгодный кредит, подтяжка лица, лечебные чаи, скидка в салоне штор — вот далеко не полный список навязчивых предложений, которые мы получаем ежедневно. Спамеры настигают нас в роуминге, на переговорах, в ожидании важного звонка — всегда невовремя.

Существует достаточно легальных способов найти телефонный номер и включить его в свою базу. И со временем они только совершенствуются. Один из последних — автоматическая система, которая набирает номер абонента и сразу же сбрасывает звонок. Человек видит пропущенный вызов, перезванивает и слышит рекламное сообщение.

По данным агентства Telecom Daily, с начала 2017 года объемы такого спама выросли на 50%. Причем формально этот вид навязчивой рекламы не противоречит закону, поскольку абонент сам перезванивает и таким образом даёт добровольное согласие на коммуникацию.

Законодательство, ограничивающее деятельность спамеров, традиционно развивается с опозданием. Однако за последнее время появилось немало официальных правил, защищающих абонентов от навязчивой рекламы.

Человек и закон

Есть три базовых документа: федеральный закон №38 «О рекламе», федеральный закон №152 «О персональных данных» и №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно первому из них распространение рекламы по телефону допускается только при условии предварительного согласия абонента.

То есть по требованию поставщик рекламы обязан немедленно прекратить звонки и рассылки. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности. №149-ФЗ устанавливает, что сообщения, которые получают абоненты, должны включать в себя достоверные сведения об их обладателе. Далеко не все распространители рекламы соблюдают это условие.

Закон «О персональных данных» тоже довольно категоричен: «обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных».

На стороне потребителя не только закон, но и контролирующие органы: ФАС, Роспотребнадзор, а также Роскомнадзор, который довольно активно работает в этом направлении. Только за первое полугодие 2017 года в ведомство было направлено 15 770 обращений граждан, 14 387 из которых составили жалобы на действия операторов, осуществляющих, по мнению заявителей, незаконную обработку персональных данных. Чаще всего люди жаловались на банки и интернет-сайты.

Штрафуют всех

Система контроля не просто существует, она действительно работает. Компании-заказчики SMS-рассылок и телефонных обзвонов регулярно попадают под административные санкции, и общие суммы штрафов растут. Так, например, ПАО «НОТА-Банк» получил штраф в размере 100 тысяч рублей за неправомерную SMS-рассылку.

Похожее нарушение привело компанию МТС к штрафу в размере 250 тысяч рублей. Особого внимания ФАС удостоился гипермаркет туров «Травелата», поскольку неправомерно включил в свою оферту пункт о согласии абонента на получение рекламных рассылок.

Практика показывает, что контролирующие органы в лице ФАС, Роспотребнадзора и Роскомнадзора активно принимают сторону потребителя. Этим стоит пользоваться, чтобы защитить себя от телефонных спамеров. Но действовать необходимо поэтапно.

Этапы защиты

Первый шаг — понять, какая именно компания звонит и навязчиво рекламирует свои услуги. Необходимо собрать максимум информации и по возможности записать телефонный звонок. Сделать это можно с помощью любого приложения-диктофона.

Второй шаг — написать официальное письмо с требованием на адрес организации и отправить его по электронной или обычной почте (с уведомлением). Если с компанией-спамером заключены договорные отношения (например, это банк, в котором открыт счет, или онлайн-магазин, где есть зарегистрированный аккаунт), то к письму необходимо приложить подтверждающие документы. В частности, скриншот оферты на сайте, с которой вы соглашались и ставили «галочку».

В теле письма важно указать, что на основании статьи 14 федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ вы имеете право на получение информации о том, как происходит обработка ваших персональных данных, и требуете предоставить эти сведения. Как правило, компаниям сложно ответить на такой запрос, в связи с чем они предпочтут прекратить звонки и рассылки. Наша практика этот тезис полностью подтверждает.

Третий шаг — получить обратную связь. Это может быть ответный email вида «Ваша заявка принята и будет рассмотрена» (даже автоматический) или уведомление «Почты России» о доставке письма адресату. В ряде случаев навязчивые звонки прекращаются уже на этом этапе, поскольку компания получила от вас официальный запрос. Если же спамеры продолжают беспокоить, необходимо идти дальше.

Четвертый шаг — обращение в ФАС, Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Писать можно сразу во все инстанции, тем более что на сайте каждой из них для этого предусмотрена отдельная форма. В обращении нужно подробно описать ситуацию, предпринятые действия и полученные или не полученные результаты.

Также необходимо прилагать копии и сканы всех подтверждающих документов. В идеале стоит предоставить аудиозапись звонка. Если спамеры настигли вас в роуминге и разговор привел к дополнительным тратам, это должно быть отражено в детализации счета мобильного оператора.

Пишите письма

В письме ФАС нужно указать следующую формулировку: «Я (ФИО) даю согласие на получение Федеральной антимонопольной службой России информации о детализации счета, телефонных соединениях, SMS-сообщений, иных переданных данных на мой мобильный номер (номер телефона)». Это ускорит работу ведомства и увеличит ваши шансы на успех.

Направляя обращение в Роскомнадзор через форму на сайте, необходимо обязательно указать свои фамилию, имя, отчество, а также адрес для отправки ответа — электронный или почтовый. Ведомство обязано рассмотреть поступившую жалобу в течение 30 дней. В исключительных случаях срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней, о чем предупредят дополнительно.

Если спамеры по-прежнему беспокоят, стоит написать заявление в полицию. Это правомерно, поскольку навязчивые спам-звонки могут быть потенциально квалифицированы как мошеннические действия. А соответствующий запрос в компанию со стороны правоохранительных органов способен резко охладить пыл распространителей рекламы.

Профилактические меры

Помимо методов противодействия спамерам, есть ещё и меры профилактики, которыми не стоит пренебрегать. Например, по возможности не покупать SIM-карты вне официальных салонов, не публиковать свой основной номер на сайтах объявлений и в соцсетях, не указывать телефон в анкетах программ лояльности, отдавая предпочтение связи по электронной почте.

Конечно, стопроцентно уберечь свой мобильный номер от спама такими мерами не удастся, но вдумчивое отношение к процессу передачи данных поможет снизить поток нежелательных звонков до минимума, а в век рекламы это — уже победа.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления