«Мы хотим понять, сколько не стыдно взять денег за 10-15 минут VR-контента»
Директор по маркетингу IMAX в России и странах СНГ Ольга Пильникова о VR-центрах, сборах от фильмов в IMAX-формате и некачественном 3D.
По состоянию на конец сентября 2017 года IMAX насчитывает 1302 кинотеатра в 75 странах мира. В 2003 году компания вышла на российский рынок. До конца 2017 года IMAX откроет в России свой 50-й зал.
Директор по маркетингу компании IMAX в России и странах СНГ Ольга Пильникова рассказала, как за годы работы компании изменилось сотрудничество со студиями, когда в России появятся первые VR-центры и почему зрители возвращаются в кинотеатры.
Как IMAX стал важной компанией и заметным брендом в киноиндустрии?
Компания IMAX первой в киноиндустрии пошла по принципу закрытого цикла. Помимо производства оборудования для кинопоказа мы начали создавать контент и собственные камеры для съемок.
В 1967 году таким контентом были короткие документальные фильмы. Изначально они были сняты на пленке 70/15 мм в формате 2D, потом на такой же пленке в стереоформате, а затем стали выпускаться уже в цифровом 3D. Документальное кино и то качество, которое мы могли обеспечить на огромных экранах, заинтересовало голливудские студии.
В начале 2000-х годов мы провели несколько экспериментов по конвертации фильмов под наш формат. Первым стал «Аполлон 13» в 2002 году. Мы хотели посмотреть, насколько проект окажется интересными для зрителей, продюсеров и режиссеров. На это обратили внимание представители мейджоров — и постепенно от двух голливудских кинокартин в год мы пришли к 40.
За это время произошла масштабная эволюция. В первую очередь, кардинально изменились отношения со студиями — в начале нашего пути по работе с голливудским кино мы просили их поверить в нашу технологию и дать нам фильмы для конвертации в IMAX. Спустя некоторое время студии сами стали предлагать сразу несколько проектов на рассмотрение.
Вместе с IMAX параллельно развивалась цифровая 3D-индустрия. Будучи приверженцами качества, мы смогли застолбить за собой позицию лидера 3D-конвертации.
Но после выхода фильма «Аватар» произошел взрыв в производстве 3D-проекторов, сделанных исходя из разных принципов работы.
Разве современный зритель не устал от 3D? Кажется, интерес к этому формату снизился. Например, «Бегущий по лезвию 2049» в США шел в 2D.
Причина падения интереса к 3D кроется как раз в том, что одномоментно все занялись производством такого контента. Это привело к появлению на рынке большого количества некачественных картин, единственной целью которых был быстрый заработок «на хайпе».
Зрители, поверившие в стереоформат, спустя какое-то время столкнулись с большим количеством 3D-кино, «сделанного на коленке», и в какой-то момент просто перестали ходить на такие картины.
Но это явление в большей степени характерно для Северной Америки, чем для России или Китая. Поэтому, чтобы сохранить свои позиции за океаном, мы решили выпускать одновременно картины и в IMAX 2D и в IMAX3D.
«Бегущий по лезвию 2049» — первый фильм, который вышел в некоторых странах в обоих форматах. Но в России его показывали исключительно в IMAX 3D.
В России тоже был поток некачественных 3D-фильмов.
Да, он был. Но мы не видим никакого падения интереса к 3D в наших залах здесь. И для нас, и для нашего дистрибьютера выход фильма в IMAX 3D по-прежнему имеет смысл, в том числе экономический.
О зрителях и кассовых сборах
Почему зрители продолжают ходить в широкоформатные кинотеатры?
Премиальное кино становится более востребованным, потому что всё остальное можно получить дома — для этого есть Netflix, HBO, «Амедиатека», домашний проектор и стена, на которую можно спроецировать что угодно в удобное для себя время.
Поход в кинотеатр имеет смысл из-за особых киновпечатлений и эмоций, которые получить дома невозможно. Особенно в одиночестве.
То есть IMAX финансово чувствует себя сейчас хорошо?
Все зависит от страны, но в 2017 году мы совершенно точно чувствуем себя гораздо лучше, чем в 2016 году.
В России или мире?
Я говорю о России в первую очередь. Во всех странах разные вводные, потому что мы привязаны к датам выхода фильмов на том или ином рынке. Где-то каждые две недели выходит новое кино в IMAX, а где-то — вышло три IMAX-фильма в месяц, а дальше перерыв. Мы не можем позволить себе, чтобы наши кинотеатры оставались без контента. И это во многом определяет нашу репертуарную политику, от которой зависят сборы.
Например, в Китае существует проблемы с blackout-периодами, когда выходит только кино китайского производства и никакие голливудские фильмы в это время показывать нельзя. В таких случаях мы выпускаем локальный контент в формате IMAX, чтобы наши кинотеатры не простаивали.
Что касается мира, то в этом году в мире многие кинокартины прошли с гораздо меньшим успехом, чем мы бы хотели.
Например?
За исключением «Дюнкерка» и «Чудо-женщины» практически у всех фильмов сборы были ниже рыночных ожиданий. Но это не относится к России — здесь многие картины показали неожиданно хороший результат.
Поэтому локально IMAX чувствует себя лучше, чем в 2016 году. Во многом из-за того, что зритель возвращается в залы.
Почему возвращается?
Кинотеатры на пике кризиса подняли цены на билеты, пытаясь решить проблему уменьшающегося количества зрителей. Хотя мировая экономика и история говорят, что нужно было сделать ровно наоборот.
Однако в середине 2016 года многие сети начали пересматривать ценовую политику в отношении билетов для всех форматов, в том числе и для IMAX. Цены устаканились, а зритель на это быстро отреагировал. В регионах аудитория очень чувствительна к цене и обращает внимание даже на разницу в 10 рублей.
Как выглядит целевая аудитория IMAX? Изменился ли зритель за последние годы?
Он просто вырос. Раньше возраст наших зрителей начинался с 14 лет. Сейчас — с 18 лет. Это связано с тем, что на смену культуре посещения кинотеатров приходит привычка смотреть сериалы дома.
Наша целевая аудитория, которая остается с нами, — 18-34 года, молодые люди и девушки в практически равном соотношении, платежеспособные. Всё же разница в цене на билет между обычным сеансом и IMAX чувствуется.
При этом нельзя сказать, что мы существуем исключительно в парадигме так называемой золотой молодежи. Например, у нас есть зал IMAX Sapphire в «Афимолле», рассчитанный на 78 зрителей, которые готовы заплатить 2500-3000 рублей за билет. Там такая же технология IMAX, но камерный зал, в котором установлены удобные раскладные кресла.
Когда мы его открывали, то думали, что это будет кинотеатр для детей состоятельных родителей. Но оказалось, что IMAX Sapphire стал помимо прочего местом первого свидания — в кинотеатр приходили студенты, которые копят деньги, чтобы сводить свою девушку в кино.
Сколько сеансы в IMAX добавляют к сборам кинокартины?
Если у нас выходит обычный фильм, то мы добавляем к кассе 10% на 48 экранах. И это с учетом, что обычных кинозалов по стране тысячи. А если картина стартует на экранах IMAX с эксклюзивными предпоказом, а спустя несколько дней во всех остальных кинотеатрах, — то может быть и 20% по итогам проката.
Все зависит от кинокартины. Но наш минимум, как правило, 10% при условии, что картины не делят экран.
О залах IMAX
Как IMAX договаривается об открытии залов?
Мы заходим на площадки не сами, а по договоренности с нашими партнерами — киносетями. По соглашению мы предоставляем всё необходимое оборудование за исключением кресел.
IMAX контролирует все технические требования, которые содержатся в нашем чек-листе. Они касаются акустики, температуры, влажности, звукопроводимости и так далее. Это огромный талмуд, по которому наши проджект-менеджеры оценивают кинотеатры. Если возникает какая-то проблема, то кинотеатр обязан ее устранить. В противном случае мы не проводим монтаж оборудования.
Если всё в порядке, то приезжают специалисты, которые настраивают оборудование. Этот процесс иногда занимает до трех недель. Когда зал собран — установлены все кресла и проектор — приезжает специалист по акустике. Звук можно настраивать только тогда, когда всё остальное готово.
После этого мы сдаем кинотеатр и предполагаем, что он должен находиться в первозданном виде. У нас есть система удаленного мониторинга, которая позволяет контролировать происходящее в проекционной будке — свет, звук, контраст, использование ламп и прочее.
Всё это дает нам возможность сохранить высокий уровень качества показа. Но мы не контролируем происходящее внутри зала. Этим должен заниматься сам кинотеатр.
В идеале ежедневно необходимо проводить калибровку оборудования. Хотя, конечно, мы понимаем, что не каждый день эта процедура происходит, потому что есть человеческий фактор.
В 2016 году в Москве открылся зал с лазерной проекцией изображения. IMAX Laser обещает более высокое качество изображение. Сколько таких залов в России сейчас и будут ли новые?
Сейчас один, в дальнейшем появятся новые. Мы на это надеемся.
Для кинотеатра оборудовать такой зал дороже, чем обычный? Чем технология отличается с точки зрения зрителей? Некоторые киноманы жалуются, что не видят особой разницы.
Да, лазерный проектор обходится дороже. И его установка имеет смысл только тогда, когда у кинотеатра ширина экрана больше 24 метров. Если меньше, то цифровое оборудование справляется со своей задачей.
Лазер был придуман, как следующее поколение кинопроекторов, чтобы кинотеатры с огромными экранами могли показывать качественную картинку. Технология способна отображать чистый белый и чистый черный цвета без искажения. Соответственно, увеличивается контрастность изображения, цветовая палитра и яркость. А это, в свою очередь, повышает реалистичность картинки.
Что происходит, если кинотеатр не соответствует установленным требованиям и испортил оборудование? Вы можете на него повлиять?
Во-первых, нас сразу распнут в соцсетях. Как это ни странно, если что-то происходит в кинотеатре, мы об этом узнаем иногда раньше руководства киносети. Наши подписчики — привередливые и искушенные в вопросах качества люди, которые оперативно реагируют и дают обратную связь.
По договору, кинотеатр должен обеспечивать такие условия кинопоказа, при которых зрители не должны пострадать. Когда что-то неисправно, или кинотеатр не соответствует требованиям, в том числе безопасности, то он становится местом, не предназначенным для кинопоказа.
В 2016 году в Лос-Анджелесе появился первый VR-центр IMAX. Сейчас они представлены также в Нью-Йорке, Торонто и Шанхае. В чем особенность проекта? Можно ли говорить, что это полноценное кино в VR-формате?
VR-центры к кино имеют достаточно опосредованное отношение. Сейчас это в чистом виде развлечение. VR-центр представляет собой зал с несколькими станциями, где вы можете получить VR-опыт: пролететь над Парижем, пройтись по канату, натянутому между башнями-близнецами, или пострелять в зомби.
Первый центр открылся в Лос-Анджелесе в пилотном режиме. При помощи тестовых залов мы хотим понять, что нужно аудитории и сколько не стыдно взять денег за 10-15 минут VR-контента.
Сейчас виртуальными технологиями занимаются все, кому не лень. IMAX идет по иному пути. Как и в случае с кино, компания работает над созданием экосистемы, в рамках которой IMAX будет производить контент, и вместе с Google разрабатывать VR-камеру и остальное VR-оборудование.
В VR-центрах мы будем полностью контролировать не только технологическое оснащение, но и дизайн. Они будут идентичны во всех городах присутствия. В зависимости от рынка центры могут отличаться количеством станций и объемом контента, но визуально будут выглядеть одинаково. Это будет как Starbucks, только в VR.
Когда подобные центры появятся в России?
Мы пока не можем найти площадку. К ней есть определенные требования, и лобби в кинотеатрах, которые нам сейчас предлагают, не подходят. Как только мы найдем место, то откроем тестовый центр в России.
Вы говорили, что зрители устали от некачественного 3D-контента. С VR может быть такая же ситуация. Даже сейчас полно некачественных видео, игр и арт-проектов.
Да, поэтому IMAX идет поступательно и инвестирует в это направление средства: в том числе в камеры и оборудование. Мы прекрасно понимаем, что в честной конкурентной борьбе часто побеждает качество. И немного маркетинг.
О конвертации кино в формат IMAX
Как выглядит и сколько стоит подготовка фильмов под IMAX?
Есть два варианта. Первый — контент снимается на камеры IMAX. И это означает, что он не требует никакой конвертации и готов к показу на наших экранах. Это в первую очередь наши документальные фильмы.
Все остальные картины были сняты частично с использованием наших камер. В 2018 году выйдет первый художественный фильм, снятый полностью камеры IMAX — это картина Marvel «Война бесконечности».
Второй вариант — это конвертация. У нас есть запатентованные технологии постпродакшна под названием DMR (Digital remastering, цифровое преобразование). С их помощью мы можем перевести в формат IMAX практически любую картинку. И от настойчивости режиссера и его видения фильма зависит количество времени, которое уйдет на подготовку картины под наши экраны.
Сколько это занимает времени? Например, в случае с полутрочасовым фильмом.
Я думаю, 2-3 недели. Но в случае, если фильм уровня «Аватар», когда Джеймс Кэмерон практически вручную вместе с командой постпродакшна IMAX адаптировал каждый кадр, то процесс может занимать от нескольких месяцев до полугода и больше.
Все зависит от того, сколько необходимо потратить усилий, от продолжительности фильма и форматов — IMAX 2D или IMAX 3D.
Какая начальная цена для обработки фильмов под IMAX?
От $200-300 тысяч и до бесконечности. Но вообще с каждым фильмом своя отдельная история.
Почему всё плохо с российским кино в IMAX? Я знаю только про три-четыре картины.
Всё хорошо. Уже есть пять фильмов, скоро выйдет шестой.
Но это все-таки мало по сравнению с Голливудом. Вопрос денег?
Нет, это вопрос качества российских фильмов и целесообразности их выпуска в IMAX. Мы начали со «Сталинграда», и это кино по-прежнему остается самым кассовым фильмов за всю историю российского кинематографа.
«Сталинград» мы делали с большим размахом и провели очень много времени с Федором Сергеевичем [Бондарчуком] и его командой.
Сколько занял процесс конвертации фильма в формат IMAX?
Мы начали работать со «Сталинградом» на этапе сценария, это не тот вариант, когда нам принесли картину исключительно на конвертацию.
Бекмамбетов не обращался к вам? Не было ли у режиссера идеи показывать «Ночной дозор» на экранах IMAX?
Мы обсуждали несколько проектов, но уже после того, как вышли «Ночной дозор» и «Дневной дозор», и, к сожалению, нам пока не удалось поработать над чем-то совместно.
Вообще нам чего только не предлагали — от анимации до узконаправленных документальных фильмов.
Зачем конвертировать мультфильмы в IMAX? Насколько это целесообразно?
IMAX начинал с анимации, потому что это были те проекты, которые нам доверяли студии. Помимо прочего процесс конвертации не был таким продвинутым как сейчас, а с анимацией было проще работать.
В периоды низкой загруженности и при отсутствии альтернатив показ анимации — это, безусловно, выход, но не более того. При этом все на рынке понимают, что это не будут колоссальные сборы. Всё-таки наша аудитория немного другая.
IMAX занимается конвертацией старых фильмов?
Да, занимается. В США, например, в 2013 году показывали фильм «Волшебник страны Оз» 1939 года. Многие кинотеатры проявили интерес к этой картине, поэтому IMAX с особым трепетом взялся за конвертацию. Для американских зрителей это культовый фильм.
Мы также выпускали «Титаник» в формате IMAX 3D в 2012 году, так что у всех девочек мира была возможность поплакать над фильмом 15 лет спустя.
Обычно выпуск старых фильмов под IMAX — это коллективная инициатива, в которой должны быть заинтересованы мы, студии и кинотеатры. Нет смысла выпускать контент, который не найдет своего зрителя.
IMAX продолжает производить документальные фильмы?
Да, сейчас работаем над четырьмя картинами, а наша медиатека насчитывает около 200 фильмов.
В России их тоже показывают?
Да, например, в «Киносфере» документальное кино идет регулярно.
Раз в год-два выходят фильмы, которые показываются практически во всех залах IMAX. Документальное кино особенно любят в регионах, потому что оно короткое, видовое и очень нравится детям. У этих фильмов нет срока годности. Их можно в любой момент вернуть на экраны и собрать аудиторию.
Вы говорили о том, что IMAX не может себе позволить, чтобы залы простаивали. То есть документальные фильмы тоже могут закрывать пустоту в расписании?
Могут, но надо понимать, что они короткие — 45 минут — и выходят только в IMAX 3D.
О будущем кинотеатров
Какие планы до конца 2017 года и на 2018 год?
До конца года мы откроем наш пятидесятый зал в России. Для нас это важная веха.
В ноябре выпустим очередной российский фильм в формате IMAX — «Легенда о Коловрате». Это будет третий фильм в 2017 году и для нас это рекорд по количеству локальных проектов, выпущенных за календарный год в России.
Кроме того, у нас есть предложения по российскому кино на следующий год. Учитывая результаты этого года, мы непременно продолжим работать в этом направлении.
Я надеюсь, что в 2018 году в России откроется полноценный VR-центр как в Лос-Анджелесе.
Вымрут ли кинотеатры как класс?
Не думаю. Конечно, время многозальных кинотеатров в 25-40 залов пройдет, так как в них постепенно отпадает необходимость. Они были целесообразны, когда большой объем контента можно было увидеть только там. Но сейчас, к счастью или сожалению, у аудитории для этого есть интернет и кабельное телевидение.
Я думаю, что останутся многозальники, которые будут делать ставку на качество. Речь не только про оборудование для кинопоказа и контент, но и про состояние самих залов.
Что будет с кинотеатрами, которые показывают артхаусное кино? «35 мм» закрылся, а «Художественный» всё еще реставрируется.
У нас есть прекрасный кинотеатр «Пионер», который отлично работает, великолепно выглядит, и туда практически никогда невозможно купить билет в день сеанса. Причин полагать, что с «Художественным» будет что-то не то, тоже нет.
За рубежом есть кинотеатры, которые показывают исключительно артхаусное кино. В них не продают попкорн, а на входе зрителям нужно сдавать или выключать телефоны. Да, их не очень много, но такие кинотеатры живут и здравствуют, и с финансовой точки зрения у них тоже всё в порядке. У них очень высокое качество сервиса и услуг.
В России кинотеатры с артхаусным, да и с любым другим кино тоже останутся, если будут инвестировать в технологии и сервис. Ведь если качество зала и картинки ниже, чем дома, то зачем тогда идти в кинотеатр?
Восхитительная техническая неграмотность. Может сначала поинтересоваться материалами на тему перед интервью?
"Почему зрители продолжают ходить в широкоформатные кинотеатры?"
Аймакс не является широкоформатной системой. Он ближе к обычному формату. Оригинальное соотношение сторон от 3х4 до ~9:16. Широкоформатное кино это совсем другое.
Специалист Аймакса тоже плавает:
"ширина экрана больше 24 метров. Если меньше, то цифровое оборудование справляется со своей задачей" Позвольте, а лазерный проектор не цифровой? Пленочного Аймакса больше нет в России.
Очень обидно, что "специалисты" путают зрителя. В отношении качества... Вы удивитесь, но даже на официальном сайте компания игнорирует жалобы...
Приходит маркетолог IMAX на прием к врачу, а тот тоже ненастоящий.
Комментарий удален модератором
3D -- ерунда, согласен. Никогда мне не нравилось. Но фильмы в формате IMAX -- крутейшая штука. Не знаю, можно ли дома такое воспроизвести. Не изучал вопрос. Думаю, даже если и можно, то будет довольно дорого и громоздко.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
В вашей шутке есть доля шутки. Изображение, дейстительно, не сильно отличается от телевизоннного. 2К это немногим более FullHD, совсем на чуть. Другой разговор, что в IMAX работают два проектора одновременно и изображение, иногда, специально подготовленное.
если они сами говорят, что падение спроса в США вынудило их перейти на 2D, а в России падения спроса на их продукцию нет (именно их, пустые обычные 3D-залы их и не волнуют), в чем смысл обвинять их в непонимании реальности?
p.s. слово "челядь" поселяется в лексиконе до покупки 4k-телевизора или после?)
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
не "насколько выгодно", а "сколько не стыдно". таки кладите больше заварки.
Сделайте IMAX в Пензе. Пожалуйста!
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором