Daria Khokhlova
26 830
Блоги

«Китай — это идеальная страна для бизнеса и худшая страна для жизни»

Украинский предприниматель, занимающийся перепродажей запчастей для редких китайских смартфонов, — о работе с китайцами и жизни в стране.

Поделиться

В избранное

В избранном

Молодой человек по имени Ярослав заработал свой первый миллион на торговле контрабандными китайскими товарами. Во второй части интервью для корреспондента издания MC Today Валерии Широковой он рассказал об особенностях бизнеса с Китаем, менталитете местных жителей и о том, почему эту страну считают лучшей для бизнеса и худшей для жизни.

Покупать через AliExpress и Alibaba.com дорого

Я переехал в Китай довольно спонтанно. Началось, как у всех: сначала заказывал товар на продажу с AliExpress, потом перешёл на Alibaba.com. Но со временем понял, что закупать товар через эти сайты невыгодно, крупные производители там не работают.

На Alibaba и AliExpress по моей специфике торгуют только перекупщики, у которых нет своего товара (Ярослав занимается перепродажей запчастей для редких китайских телефонов — vc.ru). По другим категориям там, конечно, бывают производители, но их цена тоже гораздо выше, чем на рынке. Поэтому я начал сотрудничать с перекупщиками на месте.

Покупать у них на 10–20% выгоднее, чем на сайтах. А если ты сам переезжаешь в Китай, то выгода увеличивается ещё на 20–30%.

Перекупщик — это человек, который приехал в Китай, арендовал офис неподалеку от местного рынка и выложил в интернет каталог с вещами, которые он может купить и отправить. Перекупщики обычно ставят 20–30-процентную наценку и работают по схеме выкупа.

Работает эта схема так: ты делаешь заказ, переводишь ему деньги, и он за твои же деньги покупает тебе товар. Перекупщик вообще не инвестирует и не рискует своими деньгами. Кстати, работая с перекупщиками, я понял, что работать с русскими в Китае гораздо хуже, чем с китайцами. Русские постоянно хотят тебя кинуть. И у них для этого есть много способов.

Витрины в Китае

В Китае есть огромный рынок, на котором продаются только «абибасы»

Китайский рынок может занимать целый район. На одном рынке располагается 10-20 зданий от трех до 30 этажей.

В высоких зданиях зачастую с первого по десятый этаж находятся торговые помещения, а с 10 по 30 этаж — офисные. На витрине почти никогда нельзя найти то, что тебе надо, но если ты дашь продавцам список — найдут всё, что у них есть.

В Китае каждый продукт производится в своей провинции. Гуандун, где был я, специализируется на электронике и аксессуарах. В Гуанчжоу можно купить всё от носков до стройматериалов. В городе тысячи рынков, ты выходишь на любой станции метро, идешь в любую сторону пять минут и попадаешь на рынок.

Все рынки специализированы. Если ты приедешь на рынок телефонных запчастей, то ничего другого там не найдешь. То же самое с техникой, едой или одеждой.

Кстати, с одеждой у них очень интересно. В городе есть десяток рынков, которые специализируются на своей одежде. Например, есть здание-рынок, где продаются только подделки на известные бренды. Так называемые «абибасы».

Рынок техники в Шэньчжэне. Фото — DailyMail

Если у тебя белое лицо и широкие глаза, то китайцы выставят самую высокую цену на товар

С китайцами сложно работать. Это очень специфические люди. Главная проблема — они не придерживаются сроков. Например, ты договариваешься через месяц забрать заказ, но придя в указанный день, узнаёшь, что его начнут делать только через неделю.

Ситуация может повторяться по несколько раз, и китайцы к этому привыкли. Во-первых, потому что клиенты не исчезнут. Во-вторых, они не знают, как работать по-другому.

Кроме, того они могут трактовать любой договор по-своему. Один мой знакомый хотел заказать у китайцев трубу не за $10 за метр, а за $9. Китайцы долго не соглашались, но в конце концов согласились при условии, что тот закажет 50 километров труб.

Когда он приехал за товаром, то увидел, что каждая труба расчерчена отрезками по метру, чтобы удобнее было контролировать. Перемеряют рулетками — общая длина труб — 45 км, считают по отметкам — 50 км. Начинают перемерять эти отметки и оказывается, что китайский метр — это 90 сантиметров.

Китайцы получили своё: они хотели продать по $10 за метр и они продали. Никаких претензий ты предъявить не можешь. Трубы расчерчены, в договоре сказано — метр за $9. Всё. Доказать что-то другое очень сложно.

Главное, что ты, как заказчик, не можешь давить на них даже через контракт. Китайский суд всегда встанет на сторону китайцев.

Если ты скажешь судье: «Вот платежка на $1 млн, я перевёл их этому китайцу, а он не отправил мне мой товар», судья скажет: «Всё хорошо, но он не виновен».

Система работает только так. Международные судебные разбирательства очень долгие и очень дорогостоящие и потому проще плюнуть, чем в это ввязываться.

Есть в Китае ещё одно правило: европейцам всегда продадут дороже, чем китайцам. Мой знакомый, который занимается обувью, рассказал: для того, чтобы выбить лучшую цену у нового поставщика, он нанимает местного китайца. Тот за зарплату договаривается о наилучших условиях.

То, что ты европеец, реально бросается всем в глаза. Это помогает завести друзей, но вредит бизнесу. Китайцы с молоком матери впитывают, что все люди с европейским типом лица — богачи. Неважно, сколько у тебя денег при себе. Если ты белый и у тебя широкие глаза — ты миллионер.

О жизни в Китае

Перекупщики всегда будут нужны, потому что никто не хочет жить в Китае. Китай — это идеальная страна для бизнеса и худшая страна для жизни.

Главная проблема в китайцах. Это очень специфические люди

Они не понимают, что такое личное пространство. В метро к тебе может вплотную встать человек, прямо лицом к лицу, и всю дорогу смотреть тебе в глаза. Это может произойти даже когда кроме вас двоих в вагоне никого нет. Это не шутка. И хорошо, если он при этом не кашляет.

Китайцы могут трогать вас, рассматривать ваши вещи. Пройти незамеченным сложно.

В Китае плохо жить: кроме того, что там странные люди, там воняет. Например, китайцы очень любят жарить сыр тофу. Они жарят его на улице и из-за этого везде ужасный запах. Там царит антисанитария. Мусор не вывозят, он гниёт и разлагается прямо на улицах.

Китайцы и сами большие засранцы. В двух метрах от него может быть мусорка, но он бросит себе под ноги.

Грязный пляж в Китае

Дети ходят в туалет прямо на улице. Да что там, даже в метро. Обычное китайское красивое метро, всё в мраморе. Мама мостит своего ребенка какать, в лучшем случае, над мусоркой, а в худшем просто в уголок прямо на станции. И это при том, что на каждой станции метро есть туалет.

Иногда можно увидеть женщин, которые решили опорожниться прямо на остановке. Это Китай.

Белые люди — как экзотические животные для фотографирования

Отдельный пункт — это «любовь» к белым. Однажды подруга моего компаньона написала мне: «Твоя жена очень классная. Я хочу с ней дружить. Давайте вместе поужинаем». Кстати, у китайцев принято платить за ужин. Для них это честь — угощать европейцев. Если я заплачу за ужин — они воспримут это как оскорбление. Мы согласились.

За первые 10 минут встречи китаянка сделала с нами 40 фотографий. Со спины, сбоку, отдельно меня и мою жену. Мы за вечер ни разу не заговорили, но сделали около 200 фотографий.

Пока мы ехали в метро, китаянка сбрасывала эти фотки кому-то в чате. Когда она заметила, что мы на неё смотрим, то спросила: «А вы не хотите как-то поужинать с моей сестрой? она тоже хочет с вами пофотографироваться».

Однажды я был с женой в зоопарке, она фотографировалась с обезьяной, а китайцы со мной.

Странная и острая еда и другое

Ты можешь обедать, а за соседним столом китаянка будет жрать куриные лапки и громко плевать на стол. Ты ешь, поворачиваешься, а там столько звуков и куча пережеванных куриных ног. Или на рынке кто-то покупает петуха, кладет живую птицу в пакет, привязывает его к мотороллеру и едет. Или то же самое с дикобразом. Да, дикобраза едят.

Постоянно меняются визовые правила. Китай всегда защищает китайцев. Знаю случай, когда приезжий мальчик подрался в школе с местным ребенком. Из-за этого депортировали всю семью. Это типичная ситуация.

Вот ещё пара мелочей. Если китайцам жарко, то они подкатывают футболки, вываливают животы и все так ходят. Мужчины отращивают длинные ногти.

Мой максимум — прожить в Китае несколько лет, но на всю жизнь я там оставаться не собираюсь.

Большинство наших соотечественников так и делает — приезжают на определенный промежуток времени, нарабатывают клиентов, делают финансовую подушку и переезжают в Азию или Европу. В Китае много украинцев, но в процентном соотношении гораздо меньше, чем русских.

Сейчас китайцы ещё не понимают, что их страна — самый востребованный рынок в мире. Китайцы фотографируются с европейцами и думают, что белый человек с широкими глазами — это очень круто. В ближайшие 5-10 лет рядовые китайцы осознают своё положение и поймут, что они как рынок нужны людям больше, чем люди им.

Китай — это девочка, которая стала секс-бомбой, хотя в школе была толстой. Её все хотят, но для себя она остается толстой и некрасивой.

#переезд

{ "author_name": "Daria Khokhlova", "author_type": "self", "tags": ["\u043f\u0435\u0440\u0435\u0435\u0437\u0434"], "comments": 118, "likes": 93, "favorites": 75, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "31158", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]