Артём Иванов
239
Блоги

Как средний бизнес выходит на биржу

Организатор облигационных займов рассказывает о своем опыте работы с Московской биржей, растущими компаниями и лидером рынка малотоннажных перевозок.

Поделиться

В избранное

В избранном

Наша компания — «Юнисервис Капитал» — занимается финансированием среднего бизнеса уже почти 10 лет. Начинали мы, копая сразу в двух направлениях: искали людей, готовых инвестировать с рисками и высокой доходностью, и компании, которым нужны деньги для развития. Со стартапами не работали по причине слишком высоких рисков. Всегда старались подбирать компании, руководство которых живет своим делом, ставит перед командой большие цели и знает, как их достичь. Таких компаний много — они уже работают несколько лет, занимают определенную долю, имеют активы, но привлеченных банковских кредитов им недостаточно. Их органический рост — то есть развитие за счет реинвестирования прибыли — конечно, возможен. Но это медленный процесс, а в это время более крупные игроки со значительными инвестициями успевают занимать перспективные рынки. Справедливо?

Так мы и начали свою работу в качестве организатора долговых программ. Разработали продукты: секьюритизация активов (вексельные программы), работали в формате фонда прямых инвестиций. Мы росли, подрастали и наши партнеры. И на определенном этапе развиваться стало сложно ввиду неудобства самого инструмента — векселей. Пробовали новые инструменты — коммерческие облигации, но и они показали ряд недостатков, главный из которых — закрытая подписка. Но тут появились новые возможности: регуляторы упростили процедуру регистрации облигаций, допущенных к торгам на бирже, создав, по сути, новый сегмент рынка — так называемый третий эшелон. И мы пошли на биржу.

Первым эмитентом, которому мы помогли выйти на биржу, стал «ГрузовичкоФ» — известная в Санкт-Петербурге и Москве компания, владелец которой — Игорь Рудзий, также является основателем «Таксовичкоф», службы доставки «Достаевский» и других компаний. Их размещение состоялось в начале апреля, облигации находятся в числе 10% самых торгуемых выпусков, причем цена на них стабильна и находится в диапазоне 101,8-102,5%. Сейчас в работе у нас еще несколько эмитентов, в том числе сеть уличного питания «Дядя Дёнер» — ее программу облигаций биржа зарегистрировала пару недель назад, а в обращение ценные бумаги поступят в конце мая.

Сложно, но можно

Несмотря на то что разместить облигации стало возможно без регистрации проспекта, простым этот процесс все равно не назовешь. Большинство работ, связанных с подготовкой к размещению, берет на себя организатор долговой программы, то есть мы. Это подготовка полной эмиссионной документации (программы облигаций, условий выпуска), регистрация документов на бирже, техническая реализация размещения через андеррайтера (инвестиционная компания или банк с лицензией ЦБ на осуществление брокерских операций).

Немаловажен первый этап — переговоры с биржей, предоставление первичной документации, подготовка специального инвестиционного меморандума, защита эмитента перед биржевым советом. Учитывать необходимо и огромное количество небольших технических моментов: получение кода эмитента в ЦБ, открытие спецсчетов в НРД (национальном расчетном депозитарии), регистрацию страницы эмитента в центре раскрытия информации (в нашем случае это был Интерфакс) и, собственно, публикацию обязательной информации (штраф за нераскрытие может достигать 500 000 рублей). За все это на этапе размещения отвечает организатор.

Что можно сказать на основании нашего опыта?

Регистрация биржевых облигаций действительно стала проще, быстрее и дешевле. Но затраты тем не менее высоки. Только биржевые сборы составят около 800 000 рублей, без учета юридических услуг организатора, которые составляют от 500 000 рублей. Но мало выпустить — надо ещё и продать, поэтому сюда можно добавить расходы на создание презентации для инвесторов и раздела «Инвесторам» на сайте компании. После размещения на бирже также оплачиваются комиссии за привлеченный капитал, ежемесячно компенсируются услуги ПВО (представителя владельцев облигаций), юристов по раскрытию информации, IR-сопровождение. Недешево для среднего бизнеса. Да и сумма первого займа (при рыночном размещении) тоже вряд ли будет большой: не более 5-10% от годовой выручки, с более высокими, по сравнению с банковскими кредитами, ставками — в среднем выше на 2-5% годовых.

Однако это не останавливает собственников и руководителей компаний. Потому что выход на публичный долговой рынок — это не просто еще один инструмент привлечения капитала. Это в первую очередь создание публичной кредитной истории. Он открывает серьезные перспективы привлечения более дешевых инвестиций как на публичном долговом рынке, так и в банках, может стать первым этапом выхода компании на крупных институциональных инвесторов и дальнейшие безграничные возможности развития. Поэтому среднему бизнесу на бирже быть: высокая доходность по облигациям — 17% годовых — и узнаваемость того же бренда «ГрузовичкоФ» привлекли достаточное количество инвесторов, а новость о том, что сеть быстрого питания, специализирующаяся на приготовлении шаурмы, выходит на биржу, была озвучена даже в шоу «Вечерний Ургант», не говоря о многочисленных новостных СМИ. Значит, заявить о себе и найти своих инвесторов смогут и другие компании среднего бизнеса, если обратятся к профессиональным организаторам.

#финансы #офлайн

{ "author_name": "Артём Иванов", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u044b","\u043e\u0444\u043b\u0430\u0439\u043d"], "comments": 11, "likes": 8, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37095", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]