Konstantin Panphilov
10 609

Зачем российские ИТ-компании платят РАЭК миллионы рублей

Мы периодически задаём себе этот вопрос. Но в последнее время хочется задать его ещё раз.

Поделиться

В избранное

В избранном

Возможно, кто-то не знает — уже 12 лет существует Российская ассоциация электронных коммуникаций. Её создали в 2006 году, чтобы объединить крупнейших игроков отрасли и — цитата с сайта — «формировать цивилизованный рынок и развивать нормативно-правовое поле по защите интересов участников рынка».

За эти годы представители РАЭК провели немало выставок, конференций, мероприятий, премий, запустили отраслевое издание TheRunet, участвовали в публичных дискуссиях, публиковали аналитические материалы, создавали комиссии и рабочие группы.

Одни из самых известных проектов РАЭК — конференция РИФ и «Премия Рунета» (в одной из номинаций в прошлом году победила Государственная дума, а в 2015 году был номинирован Роскомнадзор). Затруднительно назвать точное число людей, которых интересует, что происходит на конференции и кто выиграл премию. Но в нашем небольшом кругу, то есть комьюнити vc.ru, эти мероприятия мало кто обсуждает всерьёз.

Другое мероприятие, организованное при участии РАЭК, запомнилось в последний год, например, благодаря тому, что на открытии вместо красной ленты перерезали сетевой кабель. Это был форум Russian Internet Week.

При участии РАЭК был создан Институт развития интернета: в 2015 году он должен был стать посредником между интернет-компаниями и администрацией президента. За несколько лет эксперты организации успели поучаствовать в обсуждении госмессенджера и законопроектов по телемедицине, но после ухода Германа Клименко с поста председателя и сокращения части сотрудников ИРИ сфокусировался на образовании чиновников в сфере интернета.

Что заявлено в целях организации РАЭК:

  • Выстраивание конструктивного, долгосрочного диалога и формирование консолидированной позиции компаний — представителей определенного отраслевого сегмента.
  • Выработка консолидированных предложений по развитию и повышению конкурентоспособности сегмента отрасли, решению ее ключевых проблем.
  • Представление и продвижение позиции и интересов отрасли в органах власти, содействие развитию цивилизованных механизмов взаимодействия с органами власти.
  • Участие в формировании законопроектных инициатив.

Участие в ассоциации стоит от 90 тысяч рублей до 1,5 млн рублей. В списке участников более сотни ИТ-компаний, среди которых — лидеры рынка: Mail.Ru Group, «Ростелеком», 1С, Microsoft, Google, Ozon, HeadHunter, Samsung, «Лаборатория Касперского», «Сбербанк», даже российское представительство Apple.

В ассоциации не состоит «Яндекс». В пресс-службе компании отказались отвечать на вопрос о том, почему она держится в стороне.

В 2013 году из состава участников ассоциации вышла социальная сеть «ВКонтакте». Илья Перекопский, который тогда занимал должность заместителя гендиректора, объяснял это тем, что организация «не имеет смысла и влияния».

Более полутора лет спустя «ВКонтакте» вновь подала заявку на вступление — почти сразу же после после того, как холдинг Mail.Ru Group получил контроль над соцсетью. Её пресс-служба тогда заявила: «За последнее время РАЭК совершила значительные шаги в сторону защиты интересов российского интернет-бизнеса».

Что делает РАЭК с массовыми блокировками Роскомнадзора

С 16 апреля Роскомнадзор в погоне за Telegram блокирует миллионы IP-адресов, лишая пользователей доступа к привычным сервисам. Нам приходится использовать VPN или искать аналоги для рабочих инструментов.

На странице «Официальная позиция РАЭК» нет ни одной заметки, посвящённой апрельским блокировкам: последняя запись датирована 10 апреля и описывает позицию по законопроекту об ответственности соцсетей за отказ в удалении контента.

Глава ассоциации Сергей Плуготаренко в одном из последних интервью объяснил, что видит в ситуации с блокировками вину и основателя Telegram Павла Дурова, и текущего законодательства.

Сергей Плуготаренко, директор РАЭК

Мне очень грустно наблюдать за тем, что происходит вокруг Telegram. Павел Дуров, безусловно, невероятно талантливый человек и успешный бизнесмен, и он вполне мог мы стать российским технологическим евангелистом, близким по уровню к таким грандам, как Стив Возняк или Илон Маск.

Но, к сожалению, сложилась ситуация, в которой Павел старается максимально дистанцировать себя от России и ведет себя так, как ведет. Причиной являются не действия Роскомнадзора и требования, предъявляемые ФСБ.

Это скорее следствие развития законодательства, где регулируется и запрещается всё и вся. В то время как успешное развитие рынков, особенно интернет-рынков, просто не может существовать в замкнутой среде.

Сергей Плуготаренко
директор РАЭК

Что ещё сделала РАЭК, кроме публикации интервью: вместе с Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ) организовала встречу ИТ-отрасли с Роскомнадзором, на которую, впрочем, не приехали представители Microsoft, Google и Amazon — именно блокировка адресов двух последних компаний привела к проблемам у большой части пользователей.

РАЭК ещё до повальных блокировок выпустила два исследования по смежным темам: про рынок рекламы в Telegram (его объём оценили в 10 млн рублей в месяц) и про VPN-сервисы.

Издание TheRunet не публикует материалы о войне Роскомнадзора с Telegram, оно в целом не обновляется с декабря 2017 года, а с 2016 года принадлежит Институту развития интернета.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко в отпуске, так что я задал руководителю пресс-службы Екатерине Воробьёвой несколько вопросов о ситуации и действиях ассоциации. Приведу ответы целиком:

Какие меры предпринимает РАЭК сейчас для защиты рунета от хаотичных блокировок со стороны Роскомнадзора?

В начале развития ситуации с Telegram РАЭК занимал позицию наблюдателя. При этом в целом в отношении сложившегося в России механизма блокировок контента и сервисов РАЭК придерживается однозначной позиции, неоднократно подчеркивая несовершенство применяемых механизмов.

Что касается Telegram, единственным шагом, принятым РАЭК до недавнего времени в связи с возможной блокировкой мессенджера, стал экспертный анализ экономических последствий такой блокировки, который был опубликован на сайте РАЭК в июле прошлого года.

Однако то, как развивалась ситуация после принятия Таганским судом решения о немедленной блокировке Telegram, не позволило нам далее оставаться в стороне от происходящего. Первым шагом стал сбор и обобщение информации о проблемах бизнеса и их категоризация.

Даже при первом приближении выводы оказались тревожными: многие сервисы работали со сбоями либо вообще были недоступны для потребителя. В дополнение к этому бизнес оказался отрезан от многих b2b-инструментов, которыми пользовался ежедневно и без которого невозможно было обеспечить полноценное функционирование компании.

После этого было решено предложить отрасли воспользоваться ресурсом РАЭКа и нашим опытом в организации диалоговых площадок. После получения позитивного отклика на предложение от отрасли мы совместно с представителями РОЦИТ, которые выступали от имени пользователей, организовали встречу с Роскомнадзором. На встречу пришли те компании, которые посчитали нужным и полезным такой формат. Встреча состоялась на площадке РКН, участие в ней приняли около 25 компаний и Вадим Субботин со стороны РКН.

К чему, по-вашему, должны привести эти меры?

Диалог, как и предполагалось, оказался непростым, и, в целом, эффективность прошедшей встречи едва ли можно назвать высокой. Однако в ходе неё были намечены некоторые пути ослабления негативных последствий блокировок.

Главным результатом был, собственно, сам диалог и возможность представителей отрасли высказаться и быть услышанными. До этого отрасль была фактически лишена этой возможности.

Мы в РАЭК считаем, что конструктивная коммуникация отрасли и государства — это единственно возможный путь для сохранения профессиональной интернет-среды и существующего интернет-бизнеса в России.

И мы в любом случае постараемся продолжить свое экспертное движение по этому пути, предложив членам Ассоциации и их техническим специалистам сформулировать технологические и процессуальные пути решения создавшейся проблемы.

Компании, которые указаны на сайте в качестве членов Ассоциации, пытаются с вашей помощью консолидировать свою позицию и исправить ситуацию? Какая польза для них в том, что они уплатили членские взносы и состоят в Ассоциации?

Безусловно, члены Ассоциации пытаются найти совместный выход из ситуации и предлагают свое видение путей выхода из нее. Мы со своей стороны агрегируем все предложения, даем им экспертную оценку и стараемся собрать их в единую позицию.

Эта работа легла в основу встречи с РКН и продолжена после её завершения. РАЭК выступает здесь связующим звеном не только между отраслью и государством, но и между различными представителями интернет-бизнеса.

У компаний, входящих в Ассоциацию, может быть свое, зачастую диаметрально противоположное мнение, но очевидно, что выступление «единым фронтом» намного эффективнее, чем индивидуальные попытки решения проблемы.

И поэтому наша задача сформулировать единую позицию отрасли и донести её до регулятора, постаравшись при этом учесть интересы всех входящих в ассоциацию компаний.

Если бегло подсчитать логотипы на сайте, можно прикинуть, что только членские взносы приносят ассоциации от 11 млн до 180 млн рублей. Это не считая конференций и других способов заработка, включая госконтракты. Офис ассоциации до сентября прошлого года располагался в одной из башен «Москва-Сити».

Ассоциация РАЭК, пожалуй, должна была бы громче остальных озвучить свою позицию и потребовать исправления ситуации. Но пока что её очень плохо слышно. Несмотря на огромные средства, которые более ста известных брендов вкладывают в её развитие. Видимо, компании делают это просто «на всякий случай», что только подчеркивает беспомощность положения российской ИТ-отрасли.

Уже после публикации этой колонки я задал компаниям, которые входят в РАЭК, несколько вопросов о сотрудничестве с ассоциацией.

1. Какую пользу приносит компании членство в РАЭК? Чувствуете ли вы отдачу?

2. Что делает РАЭК, чтобы разрешить ситуацию с массовыми блокировками Роскомнадзора? Видите ли вы результат?

3. Что, по-вашему, должна сделать сейчас ассоциация, чтобы разрешить ситуацию с блокировками максимально эффективно?

Ниже — ответы.

Мы вполне удовлетворены нашим сотрудничеством с РАЭК.

«Ростелеком»
пресс-служба

РАЭК — хороший организатор диалога между представителями ИТ-индустрии и государством.

РАЭК выступил организатором встречи с представителями РКН, где в очередной раз игрокам отрасли удалось донести до ведомства те проблемы, с которым сталкиваются компании. Сама возможность диалога с большим количеством участников — ценность в этой ситуации.

К сожалению, ситуация с блокировками не может быть решена РАЭК — это полностью в руках РКН, который по факту просто выполняет решение суда. Кажется, что из-за отсутствия продуктивного диалога законотворцев и экспертов отрасли и складывается ситуация, когда принимаются законы, которые вряд ли могут быть исполнены

Андрей Кузьмичев
заместитель директора по продуктам Ru-Center

РАЭК является ведущей индустриальной организацией и профессиональной площадкой для анализа тенденций развития технологий, цифровой трансформации российской экономики, для обмена мнениями между представителями бизнеса, государства, экспертами.

Microsoft, как один из лидеров на рынке ИТ, видит участие в мероприятиях РАЭК полезным как для отрасли, так и для компании.

Microsoft
пресс-служба

Какую пользу приносит вашей компании членство в РАЭК? Чувствуете ли вы отдачу?

Да, чувствую. Регулярно пользуемся аналитикой Ассоциации — как публичными исследованиями, так и заказными; недавно стартовали Кластер цифровых СМИ — оказалось, что под эгидой РАЭК чуть проще разговаривать с игроками рынка про общие для всех вопросы (учитывая, что Ассоциация — не СМИ, а значит, не имеет своего интереса в этом рынке); думаем включить в их ежегодное исследование цифровой грамотности кусок про фейкньюс и медиаграмотность.

Что делает РАЭК, чтобы разрешить ситуацию с массовыми блокировками Роскомнадзора? Видите ли вы результат?

В самом вопросе читается подвох. Мне неизвестно об инициативах отдельных членов РАЭК, которые бы просили разрешить ситуацию с блокировками. Ассоциация все же больше про удовлетворение интересов входящих в неё организаций. Тем не менее, насколько мне известно, РАЭК организовывала закрытую встречу членов ассоциации и РКН, на которой доносилась позиция ассоциации; детали мне неизвестны.

Что, по-вашему, должна сделать сейчас ассоциация, чтобы разрешить ситуацию с блокировками максимально эффективно?

Смотря что понимать под эффективностью. Для меня эффективность — это разобраться в вопросе (который отнюдь не прост, учитывая особенности нашего законодательства), дать возможность высказаться членам Ассоциации и, возможно, сформулировать предложение для РКН.

Андрей Сикорский
директор по маркетингу РБК

#блокировки #раэк #мнение

{ "author_name": "Konstantin Panphilov", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u043b\u043e\u043a\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0438","\u0440\u0430\u044d\u043a","\u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u0435"], "comments": 75, "likes": 65, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "37418", "is_wide": "1" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]