Tatiana Zador
220
Блоги

Владимир Рыжих: «Бизнес – там, где кипучая жизнь»

Поделиться

В избранное

В избранном

В канун Дня российского предпринимательства я встретилась с известным ульяновским бизнесменом первой волны.

Владимир Рыжих вспомнил времена, когда доллар стоил 63 копейки, сравнил их с сегодняшними буднями пассионария, рассказал об отношении к молодым коллегам по предпринимательскому «цеху».

  • Владимир Иванович, понятно, что у предпринимателей легких времен не бывает. Но все-таки, по ощущениям, когда вам было комфортнее вести дела?
  • Молодость всегда вспоминается с приятным ностальгическим чувством, и, мне кажется, что тогда, на заре рынка, работать было легче. Успех был более осязаем. Есть же разница - увеличение объемов в десять раз, или, как сейчас, скажем, на пять процентов. Пружина всегда поначалу легко сжимается, потом - все сложнее.

Тогда же рынок был «непаханным полем», любая отрасль, какую не возьми, была свободной для предпринимательства. А сейчас, за редким исключением, конкуренция — колоссальная, и чтобы в ней победить, надо прикладывать максимум усилий, нужны образование, знание технологий, рынка...

И потом, вспомните, какая психология была у народа в советское время? «Захотел поработать — посиди, пройдет», «работа не волк» и т.д. Годы застоя «убаюкивали» людей: зачем нужна какая-то личная инициатива, если и так все хорошо? И на этом фоне каждый, кто хотел и что-то делал, легко преодолевал препятствия.

Тогда прибыль или, как говорили, «навар», как правило, составлял до 400-500%, и никого это не удивляло. Вот если навар был тысяча процентов, тогда да, удивляло. Конечно, времена сверхприбылей остались в прошлом. В 2016 году, когда мой сельскохозяйственный бизнес был достаточно успешен, рентабельность составила целых 28%, а в прошлом году из-за резкого снижения цен на сельхозпродукцию - всего 3%. Сегодня, если хоть какая-то прибыль есть, — уже хорошо.

- А какие опасности подстерегали начинающих предпринимателей тридцать лет назад?

  • Тогда капиталы как быстро делались, так и терялись, - к тому, что доставалось без особых усилий, и отношение соответствующее было. Чаще всего дополнительная ценность не создавалась, - у кого были связи, тот по «блату» брал товар по государственным ценам и продавал - по коммерческим.

Криминал тогда поживился достаточно хорошо, не зря же говорили «лихие 90-е». Как пел бард Митяев, «тогда никто не мог пройти между братвою и ментами», бизнес «щипали» и те, и другие. Но тот, кто выжил и закалился, с ностальгией вспоминает прошлые времена. Думаю, если бы мы через эти испытания не прошли, то не ценили бы то, что имеем сейчас. Например, я глубоко убежден, что налоговая система, которую принято ругать, – вполне лояльная сегодня, по крайне мере, в АПК.

- О чем еще не могли мечтать предприниматели 90-х?

  • Первые кооперативы «варились в собственном соку», мы не ведали о возможностях интернета, за которым - мир без границ. Сейчас любой предприниматель может заниматься внешнеэкономической деятельностью, а тогда о ВЭД говорили с придыханием, слово «доллар» было как священное заклинание. Единицы могли пробиться за рубеж, и то только с помощью посредников - неких московских фирм.

Сегодня все – начиная от президента, заканчивая губернаторами — всячески поддерживают бизнес, а тогда наш Юрий Фролович, светлая ему память, даже не представлял, что малый бизнес это вообще-то тоже люди, которые тоже что-то делают. Однажды я случайно встретился с Горячевым, рассказал, чем занимаюсь, я к тому времени уже перешел в сферу АПК, начал инвестировать в сельхозпроизводство. Помню, губернатор меня спросил: «А сколько таких как ты? Которые не просто перепродают банку кофе в пять раз дороже?» Я ответил: «Человек-то десять знаю». В общем, губернатор нас тогда собрал, с удивлением выслушал, чем мы занимаемся, после чего сказал: «Ну, раз у нас появился малый бизнес, и вы, правда, что-то делаете, тогда давайте создадим комитет по развитию предпринимательства».

Вот тогда много удалось сделать, в том числе, заложить основы предпринимательского законодательства. На общественных началах мы занимались продвижением бизнеса в регионе, взаимодействием с контрольно-надзорными органами, властями, милицией. Но все это происходило с таким боем!

Конечно, малый бизнес сам во многом напортил себе репутацию, все эти «понты», малиновые пиджаки, демонстрация сверхдоходов раздражали население.

Сейчас подавляющее большинство жителей региона все-таки поддерживает частное предпринимательство, понимая, что бизнес это и работодатели, и налогоплательщики. Нет уже былого негативного отношения, люди видят, что малый бизнес зарабатывает деньги нелегким трудом, ежечасно рискуя. Не потому, что рисковые времена, а в силу природы бизнеса: ты всегда можешь проиграть. Я сам пару раз разорялся абсолютно. В ноль!

Представляете ситуацию, когда за один день доллар превращается из 32 рублей в 64. У меня никогда не было валютных кредитов, но я знал людей, для кого это стало колоссальной трагедией.

- А многие из ульяновских «бизнес-пионеров» ушли на заслуженный отдых?

  • Из тех, кого я знаю, пожалуй, никто, если не считать тех, кто отошел от дел по состоянию здоровья, а кого-то спиртное подвело… Остальные же, как и я, по-прежнему в строю. Мне кажется, если ты «заразился» бизнесом, то это навсегда. Да, бизнес — это риски, нервы, стрессы, это угроза разорения, даже порой ты мысленно прощаешься со свободой… Но если бы я мог все начать сначала, то снова вступил бы на этот тернистый путь.

- Ваша старшая дочь недавно открыла ресторан авторской кухни. Скажите честно, отговаривали Алену от предпринимательства?

  • Не только не отговаривал, а даже настаивал на этом. Сказал, «иди туда, где конкуренция, где тебе нужно будет доказывать, чего ты стоишь, туда, где жизнь! Та самая кипучая жизнь, которая помогает человеку наращивать «интеллектуальные мускулы», в том числе».

А вот от работы в госструктуре дочь отговорил, и от семейного бизнеса – тоже. Все-таки я хочу остаться отцом, а не начальником или, что еще хуже, подчиненным. Мы недолгое время поработали вместе, мне этого хватило.

- А какие чувства вы испытываете, общаясь с молодыми бизнесменами? Не ревнуете молодежь к предпринимательскому успеху?

- Я тут недавно прочитал в вашем журнале о бизнес-семинаре, посвященном стилю управления, и думаю, дай-ка схожу. Пообщался там с ребятами – молодыми, энергичными, умными, продвинутыми технически, увидел, какие они молодцы. Правильная у нас молодежь! Есть чему поучиться у них.

  • Владимир Иванович, а чему вы могли бы научить молодых коллег по цеху?

- Сложный вопрос… Пожалуй, тому, как нужно учить детей, чтобы у них сформировалось ощущение того, что они сами хозяева своей жизни, что с юного возраста нужно готовить себя к успешной взрослой жизни. Поэтому я (не только бизнесмен, но и отец, и дед «со стажем»), создал клуб «Профи», который показывает, чем занимается бизнес, чтобы молодой человек сам принял решение, чем ему заниматься, а не кто-то за него.

Еще мог бы научить вдумчивой работе с финансами. По моим ощущениям, мало кто в небольших компаниях грамотно это делает.

И, наконец, своим примером мог бы научить тому, что жизнь предпринимателя, это не только бизнес, но еще и спорт, и культура. Да, наш город маленький, провинциальный, но у нас есть много интересных мест, заслуживающих внимание. Мне есть, с чем сравнивать, я побывал едва ли не во всех столичных театрах, и могу сказать, что, например, театр-студия «Enfant Terrible» или наш симфонический оркестр – гордость Ульяновска. Я во всем этом участвую, и мне приятно в этом городе жить.

Беседовала Татьяна Задорожняя, Ульяновск

Фото Екатерина Эйрих

#Навсюголову

{ "author_name": "Tatiana Zador", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 3, "likes": -1, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37583", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]