Мария Федоришина
5 299

Мечты и амбиции бродячего артиста: история цирка Дю Солей

Как канадскому уличному цирку удалось добиться мирового признания и в чём секрет успеха его создателя Ги Лалиберте.

Поделиться

В избранное

В избранном

Мечта бродячего циркача

Знаменитый цирк Дю Солей появился благодаря мечте канадца Ги Лалиберте. Ещё в детстве родители отвели мальчика в цирк, где у него впервые проснулся интерес к профессии артиста. Уже в средней школе юноша устраивал свои представления, играя на аккордеоне и губной гармошке. В то же время дома Лалиберте отрабатывал разные цирковые трюки.

Ги Лалиберте

Однако ему всегда хотелось большего — путешествовать, пробовать кухни мира, встречать людей разных национальностей, в этом он видел смысл своей жизни. Поэтому, когда ему исполнилось 18 лет, Лалиберте, взяв аккордеон, отправился за мечтой — посмотреть Европу. Деньги на жизнь он зарабатывал уличными представлениями.

Родители Лалиберте были типичными представителями среднего класса Канады. Они ожидали, что сын станет врачом или юристом. Поэтому, когда молодой человек вернулся домой и заявил, что не собирается поступать в колледж, а намерен стать артистом, родители испытали шок и долго отговаривали его от этой идеи.

Но Ги Лалиберте был непоколебим и начал карьеру. Он занимался разными направлениями: выступал на ходулях, жонглировал, играл на музыкальных инструментах.

Однако старт не заладился. Не получив ни дохода, ни признания, Лалиберте вернулся домой и решил, что родители были правы. В поисках нового занятия он стал пробовать себя в совершенно ином амплуа и устроился работать на гидроэлектростанцию на полную ставку.

Так случилось, что на третий день его прибывания работники завода устроили забастовку, в результате чего все были уволены, в том числе и Лалиберте. Молодой человек расценил это как знак судьбы, что ему не суждено работать на «обычной» работе, и пообещал себе посвятить жизнь искусству, как бы трудно это ни было.

Выступая в качестве артиста, спустя некоторое время он решил проявить себя как организатор и договорился устроить летний фестиваль уличных артистов в Квебеке. Он назначил начальную плату за выступление — сэндвич. А после артисты могли забрать все деньги, которые собрали в шляпу. Это очень дисциплинировало, делало их более ответственными и учило правильно относиться к заработанному.

На пути к созданию цирка Дю Солей

В 1983 году в честь 450-летия со дня открытия Канады Жаном Картье канадское правительство выделило на празднование этого события грант в $1,5 млн. Их главной идеей стало привлечь к участию в торжествах уличных артистов по всей провинции. Лалиберте понял, что это его шанс заявить о себе не только как об артисте, но и как о продюсере.

Чтобы произвести впечатление на правительство, он прошагал на ходулях 56 миль до Квебека. Трюк сработал, на него обратили внимание и дали возможность создать кочевой цирк, что было его мечтой с самого начала. Так Лалиберте получил свой первый контракт от правительства, тогда ему было всего 24 года.

Главным принципом Лалиберте с самого начала стал полный отказ от участия животных в шоу. Он никогда не привлекал их ни в одном выступлении, несмотря на самые интересные идеи дрессировщиков. Кроме того, он не раз заявлял, что никогда в его цирке нельзя будет увидеть животных. По его мнению, слон или тигр не должны проводить свою жизнь в клетках и на гастролях, развлекая публику.

Чтобы выделиться и запомниться зрителям, он решил использовать три компонента: экстравагантные костюмы, необычное освещение и оригинальную музыку. Благодаря этому жанр Дю Солей характеризовали как нечто среднее между цирком и театром.

Также вместо разрозненных номеров и пауз между выступлениями, типичных для классического цирка, Лалиберте объединил представление сквозным сюжетом и убрал даже минимальные промежутки между выступлениями. Под сине-жёлтой крышей шатра, которая впоследствии стала товарным знаком цирка, на старте помещалось только 800 зрителей.

Они и стали свидетелями рождения легендарного цирка Дю Солей, что означало «Цирк Солнца». Как позже объяснял название создатель, солнце олицетворяет молодость и энергию. Кроме того, когда артисту требовалось что-то серьёзно обдумать, он всегда уходил к океану и наблюдал за закатом — это придавало ему сил и уверенности в принятии решений. Он был уверен, что этот символ принесёт ему удачу.

Несмотря на то, что для правительства это был однолетний контракт, для Лалиберте это была отличная практика, во время которой он обучился почти всему, что касалось этого бизнеса. Он одинаково усердно трудился, когда вместе с другими артистами устанавливал тент или когда сочинял и разрабатывал программу, или когда занимался рекламой. Для Лалиберте это было ещё одним шагом в сторону мечты.

Каждое шоу состояло из десяти выступлений, в которых принимали участие артисты на ходулях, на трапеции, клоуны и многие другие. Сам Лалиберте показывал номер, где дышал огнём.

Тур состоял из пятнадцати городов, и чем дольше он шёл, тем больше уверенности и мастерства приобретал его создатель. Постепенно цирк стал принимать участие в различных фестивалях и конкурсах, откуда регулярно привозил призовые места.

Однако Лалиберте понимал, если он хочет добиться серьёзного успеха, ему необходимо выйти за пределы Канады, чтобы в первую очередь иметь возможность выступать зимой. Шестимесячный тур по стране в тёплое время года не давал возможности развиваться и содержать цирк в том виде, в котором его видел создатель.

Международное признание цирка Дю Солей

После того как контракт с правительством закончился, Лалиберте обратился за помощью к банкам. За две недели он встретился с представителями двадцати финансовых заведений и везде получил отказ. Главным аргументом было то, что никто не верил в долгосрочный успех его идеи.

Цирк был успешен, но «здесь и сейчас», а банкирам нужны были гарантии, что он будет интересен зрителям на протяжении долгого времени. Нашёлся лишь один банк в Квебеке, который поверил в цирк Дю Солей и дал кредит в $350 тысяч. Это был ещё один большой шаг для Лалиберте.

Следующим толчком стало приглашение на Фестиваль искусств в Лос-Анджелес. Артист согласился приехать в США, но на одном условии — его цирк должен был выступать на открытии мероприятия. На выступление артист пригласил голливудских звёзд — Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталонне, представителей компании Columbia Pictures.

Ставка была на то, что если цирк понравится таким влиятельным людям, то Дю Солей сможет отправиться в тур по США, а если нет — Лалиберете обещал продать всё, что у него было, и отправить труппу домой. Позже он признался, что этих денег всё равно не хватило бы, чтобы вернуться. На счастье канадца, Дю Солей ждал грандиозный успех, и в 1987 году цирк наконец начал приносить доход.

На следующий год цирк стал выступать в Санта-Монике и Нью-Йорке — главных точках, куда все ехали за развлечениями. Эти шоу принесли Лалиберте миллионы долларов.

Бизнес рос на глазах, превращаясь из маленькой семейной компании в бренд среднего уровня с международной известностью. В качестве признания заслуг Дю Солей пригласили выступить на Олимпиаде-88 в Калгари.

Основатель цирка был уверен, что все полученные деньги нужно обратно вкладывать в производство и работать над вторым спектаклем. Но оказалось, что труппа думает по-другому. Многие артисты не хотели ждать долгосрочной выгоды и были намерены получить деньги сразу. На этом этапе многие исполнители, которые пришли в цирк с улицы, развернулись и ушли, остались те, кто верил, что проект может работать на многолетней основе.

Следующей вершиной, которую намеревался покорить Лалиберте, была Европа. В 1990-м году Дю Солей начал тур с шоу в Лондоне и Париже. Европа благосклонно приняла новый вид цирка, поэтому Лалиберте спокойно занялся подготовкой гастролей по Азии. Отправной точкой стала поездка в Японию. В организацию тура было вложено около $40 млн.

За тот год цирк продал около 120 тысяч билетов, средняя стоимость которых составляла $23. После одного такого шоу к Лалиберте подошёл продюсер из Лас-Вегаса. На тот момент это была территория казино — больше никаких развлечений там не было. За представлениями люди ехали в Нью-Йорк и Лондон. Но продюсеры хотели это изменить и завлечь в Лас-Вегас не только любителей азартных игр.

Изначально появилась договорённость с казино-отелем Caesars Palace, но в последний момент представители гостиницы засомневались в успехе и отказались от сотрудничества, сославшись на слишком необычное шоу. Тогда сделка была заключена с другим казино-отелем — Mirage Resorts. В первый год цирк провёл там 480 шоу Mystere с залами, заполненными на 92%. Это был грандиозный успех. Это представление до сих пор можно увидеть в Лас-Вегасе.

Благодаря успеху Mystere Дю Солей стало самым популярным шоу в Лас-Вегасе. Лалиберте сохранил за собой право полного творческого контроля всех представлений, но подписал договор, что шоу можно увидеть только в этом месте.

Достижения цирка Дю Солей

Дальше всё пошло по нарастающей: начав с одного тура в 1990 году, в конечном итоге цирк выступил в 300 городах мира. В 2004 году цирк установил первый мировой рекорд Гиннеса за наибольшее количество артистов на ходулях (544), находящихся в одно время в одном месте.

В 2010 году на шоу Дю Солей было продано около 10 млн билетов при средней стоимости уже в $75. На представлении стали использовать 3D-эффекты. Росло количество туров, шоу, появилось несколько одинаково сильных по составу трупп, которые одновременно стали давать представления в нескольких мировых столицах. В то же время Лалиберте получил звезду на аллее славы в Голливуде.

Лалиберте всегда хотел использовать успех своего бизнеса, чтобы изменить мир. Он выделил из собственных денег $100 млн на решение вопроса очистки воды и создал фонд «Одна капля», который помогает бедным людям получить доступ к качественной воде.

В 2009 году Лалиберте стал первым канадским космическим туристом (и седьмым в мире). Его выбор, на что потратить деньги, никого не удивил, жажда путешествий и новых впечатлений по-прежнему у него в приоритете.

Кроме того, воспользовавшись возможностью, с борта корабля он снова говорил о глобальных проблемах нехватки воды на планете. А само появление его в качестве космического туриста стало хорошей рекламой для его цирка. Необычное путешествие вдохновило Лалиберте на создание двух совершенно новых программ.

Цирк Дю Солей сейчас

Сейчас в труппах цирка трудится около пяти тысяч человек почти из 60 стран мира, сложно представить, что когда-то Дю Солей насчитывал всего 20 исполнителей. Несмотря на канадское происхождение, официальный язык представлений — английский, при этом артисты говорят на 25 различных языках. Чтобы перевезти шоу, цирку требуется от 50 до 75 грузовиков. На установку всего оборудования для некоторых спектаклей уходит больше недели.

Уже много лет назад цирк принял решение перейти на полное самообслуживание. Около 300 дизайнеров и мастеров по пошиву одежды трудятся над созданием собственных костюмов в штаб-квартире Дю Солей в Монреале. Исполнителей тщательно измеряют с головы до ног и шьют каждый наряд строго под конкретного артиста. Причём в шоу нет двух одинаковых костюмов.

Также все артисты проходят процедуру снятия гипсового отпечатка головы, далее бюсты помечаются и хранятся на специальном складе. Под каждого исполнителя разрабатывается набор головных уборов, подбирается грим, при необходимости изготавливаются маски. Хранится это в Монреале, поэтому если на гастролях артист повреждает какую-то деталь, в Канаде быстро производится дубликат.

Каждый артист проходит профессиональную подготовку по нанесению грима, так как компания просто не может нанять столько визажистов и позволить им тратить по несколько часов на исполнителя. Кроме того, артистов кормят повара, которые путешествуют вместе с ними по всему миру. На площадке всегда присутствуют физиотерапевты, массажисты и учителя по пилатесу. По контракту многие артисты могут гастролировать со своими семьями.

Несмотря на головокружительные трюки, цирк уверен в безопасности исполнителей, поэтому номера выполняются без страховки, а у артистов практически никогда нет дублёров. Когда в коллектив приходит новый исполнитель, все остальные члены труппы занимаются его подготовкой, помогая ему освоить трюки.

От того, как быстро новичок освоит номер, зависит, как скоро труппа сможет вернуться к выступлениям на арене. Кстати, до сих пор в труппе трудятся артисты, которые начинали с Лалиберте более 20 лет назад.

У цирка есть собственные тренировочные базы для отработки номеров и трюков, они считаются уникальными и не имеют аналогов в мире. Частой практикой последних лет стало приглашать к себе на работу олимпийских чемпионов и призёров по гимнастике после завершения их спортивной карьеры.

Также представители Дю Солей нередко зовут к себе артистов, которых замечают в телевизионных выступлениях, на соревнованиях или в различных шоу.

В последнее время годовой доход цирка составляет около $1 млрд. Личное состояние Лалиберте оценивается в более чем $2,5 млрд. Ему по-прежнему принадлежит около 95% компании и полный творческий контроль над всеми программами. Цирк полностью себя окупает, с начала 1990-х годов в него не вкладывается ни государство, ни частные инвесторы.

С момента основания Дю Солей в 1984 году на его представлениях побывало около 200 млн зрителей. Десять шоу проходят на регулярной основе, большая часть из которых базируется в Лас-Вегасе, ещё десять находятся в постоянных гастролях по всему миру.

#какэтобыло

{ "author_name": "Мария Федоришина", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 5, "likes": 37, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "38749", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]