Juli Trotsenko
634
Блоги

Как резко поменять жизнь: от искателя урана до основателя образовательного маркетплейса

Любите читать про ИТ-предпринимателей и думаете, что это где-то далеко и не про вас? Всегда можно круто изменить свою жизнь и уйти в кардинально противоположную профессию. Основатель маркетплейса курсов дополнительного образования Александр Альхов это доказывает на личном примере.

Поделиться

В избранное

В избранном

Александр, по образованию ты — геолог, откуда вдруг появилось IT? Как ты начал заниматься интернет-проектами?

— В первый раз я пришел в веб, когда хотел создать сайт-библиотеку с учебниками по геологии. Я собирал, сканировал и выкладывал в открытый доступ советские учебники по геологии. Интернет тогда был маленький и особо ничего в нем не было.

Делать сайт учился сам. Сначала ни ухом ни рылом в верстке и всем этом деле, но постепенно тыкался, что-то получилось. Худо-бедно освоил CMS Drupal и библиотека заработала. Мой сайтик с книжками вполне себе нормально работал и даже был в топе по множеству запросов — одно из изданий у меня скачали аж 25 тысяч раз.

Сейчас ресурса уже нет. Если честно, в какой-то момент я прошляпил оплату хостинга и сайт удалили, хорошо что книжки уже расползлись по всему интернету, и теперь их можно найти без проблем.

Почему книжки были геологические? Чем ты занимался в «прошлой жизни»?

— Когда я закончил магистратуру в СПбГУ по геохимии, я пошел в аспирантуру и искал работу. Мне сказали, что в отраслевом НИИ есть вакансия в урановом отделе. Там меня спросили, что я умею, и так как знаний и навыков у меня уже было на тот момент предостаточно, то сразу устроили старшим научным сотрудником.

Для сравнения мой однокурсник получил похожую ставку в этом же НИИ только через два года.

Сперва один проект дали, а затем несколько. В пики своей активности в НИИ я вел сразу пять проектов и был главным геохимиком одной из геологических партий.

Как твоя жизнь повернулась в сторону бизнеса?

— В один момент количество проектов в НИИ резко сократилось, делать было нечего, а заниматься своими делами и не приходить на работу или уйти в отпуск не разрешали. Последней каплей стала история, которая произошла чуть раньше, чем проблемы с отсутствием работы, но она оказала сильное влияние на мою мотивацию. Я понял, что не могу больше работать там.

Что за история?

Мы два года работали над проектом по поиску урана за Байкалом и по нашим предсказательным моделям (геохимия-то наука точная!) определили точное месторождение. Нам долго не давали поставить скважину там, где мы считаем нужным, а когда дали — она неожиданно для всех попадает в урановую руду!

На это известие приезжает большой начальник и хватает за грудки одного из моих шефов и предупреждает, что если мой шеф тут что-то найдет, так и останется работать на месторождении.

Иногда поиски месторождения могут выглядеть так

Все было до скуки просто: деньги, выделенные на текущий проект заканчивались, а на следующий год должны были выделить новые деньги для освоения другой территории. А если текущий проект возобновлялся, то денег на новое месторождение дали бы мало, либо вообще заморозили бы контракт.

Скучаешь по тем исследовательским временам?

— Да. Геохимия — интересная наука. Не ушел бы никогда, если б таких проблем не было.

Весь этот маркетинг и интернет — сопли по сравнению с моделированием геохимических процессов.

Чем занимался после ухода с любимой работы?

— Я вернулся в СПБГУ в качестве преподавателя. Потихоньку пилил сайтики: сначала другу, потом подруге... Я начал делать сайты для друзей и знакомых еще в НИИ. Зарплата была хорошая и сайтики делал больше для интереса. Заметил, что чужие бизнесы хорошо взлетали и подумал, что хочу также, но что-то свое...

На своем первом коммерческом сайте я продавал рубашки-поло.

Заказы были, но я понимал, что это сезонный бизнес — они продаются всего четыре месяца в году.

Поэтому следом я сделал интернет-магазин женских рюкзаков. Было весело, и я даже был спонсором Русского музея по программе «семейное членство». Рюкзаками я занимался примерно полтора года. Параллельно преподавал в СПбГУ. У меня было всего две—четыре пары в неделю, и пару часов в день я оформлял заказы.

В общем-то, это была скукота, потому что большую часть времени я бездельничал и морально разлагался.

Захотелось что-то изменить?

— Я понял, что мне скучно. Плюс начались проблемы с заказами: китайцы вместо двух рюкзаков отправляли один, вместо черного цвета присылала белый. Могли модели вообще перепутать.

Все это сказывалось на моем общении с клиентами, и вся эта мутота меня задолбала. Было два пути: либо делать из магазина нормальный бизнес — закупать партии мелким оптом, оформлять склад и так далее. Либо закрываться.

Когда я думал: закрывать интернет-магазин или нет, я вспомнил историю, когда на третьем курсе мы с товарищем пытались делать «бизнес» — покупать б/у мотороллеры, чинить их и продавать.

Я подумал: вот я «вырасту», будут у меня дети. Спросят у моего ребенка в школе: «кем работает твой папа» и тот ответит: «мотороллеры чинит и продает» или ответит «рюкзаками барыжит». Не, пора завязывать с этим всем, сказал я себе.

Что предпринял, чтобы что-то поменять?

— Я пошел в Университет ИТМО на магистерскую программу по управлению наукоемкими проектами. До ИТМО я еще умудрился отучиться в магистратуре на финансовом менеджменте в СПбГУ. Фраза «у меня эксель головного мозга» идет еще с тех времен. Ну и плюс я преподавал матстатистику, а специальности «геохимия» и «геология» подразумевают наличие хороших навыков матобработки.

Снова пошел учиться — это был полезный опыт?

— Это были веселые времена — нас была целая шайка безбашенных стартаперов на потоке. Мы придумывали идеи, мутили проекты. Что-то пробовали, что-то получалось что-то нет.

Основал CourseBurg в магистратуре?

— Нет. Мой первый стартап, который я придумал в магистратуре не взлетел. Это был конструктор технических заданий. Так как я часто делал сайты, то знал, какие проблемы чаще всего возникают у обеих сторон: заказчик не понимает, что именно ему нужно, а исполнитель не понимает заказчика. Идея была такая, что на входе заказчик отвечал на анкету с разными уровнями вложенности и на выходе получал готовый pdf-документ с ТЗ.

Был еще один проект, о неуспехе которого я очень жалею — мы придумали то, что сейчас называют системой распределения трафика (traffic delivery system — TDS). Тогда мы это создали и даже получили первых клиентов, но когда пришли к основным производителям приложений, нас не поняли.

Через полтора года эта штука стала стандартом и используется везде — сейчас этот рынок оценивается примерно в один миллиард долларов. Мы немножко опередили время, не хватило знаний все это грамотно и красиво раскрутить.

Тогда с чего началась твоя стартаперская деятельность?

— В качестве халтуры я продвигал эвенты и у меня родилась идея, что можно сделать сервис для трех различных вариантов покупки билетов на мероприятия: простая покупка, со скидкой 20% за репост, или выигрыш билета за репост.

Мы выяснили, что 75% людей готовы выбрать второй и третий вариант, причем 40% из них охотно покупали со скидкой за репост. Так возник PеpperTix. Стартап делали со знакомыми. Я заплатил за дизайн, немного вложился в развитие, и нам даже дали инвестиции в эстонский акселератор в Таллин на 9 месяцев.

В акселераторе в Таллине с командой PepperTix

За первые несколько месяцев мы просто весело проели деньги. К счастью, к тому моменту уже вышли на относительную прибыль — выручка за месяц достигала 600 евро.

Как ни странно, больше всего репостов делалось на приличные российские рок-группы, типа Северного Флота и на мастер-классы бодибилдеров. На семинар «Как сделать бразильскую попку» записалась такая толпа людей, что некуда было сесть!

Потом в PеpperTix начались недопонимания с инвестором, я разругался с ребятами и уехал обратно домой в Питер. Сейчас мы уже помирились и легко общаемся, но проект жалко.

И чем занимался после?

— Я приехал из Эстонии с долгами и без работы, поэтому вел курсы по веб-аналитике, пилил лендинги, продавал свои консультации. Неожиданно мой знакомый свел меня с ребятами из проекта Evapolar. Они собирали на тот момент второй рабочий прототип персонального кондиционера и предложили мне работать у них маркетологом.

Сначала я даже не верил, что эта штука заработает. А когда они поставили его перед моим носом и отошли — я сдался через несколько минут и согласился. За лето мы продумали дизайн сайта, провели кучу тестов, все сочно упаковали и стартап взлетел. Мы набрали на краудфандинговой площадке индигого чуть меньше 400 сотен тысяч долларов, а потом и больше.

Evapolar

По ряду причин я ушел делать свой проект, сманив с собой парня-программиста — так начался CourseBurg.

Откуда родилась идея CourseBurg?

— Еще во времена PepperTix я задумался, что стартап был хорошим сервисом, но просто бустингом для увеличения трафика. Если у организатора был трафик, мы его многократно умножали, а если нет — ничем помочь ему не могли. Я понял, что можно было бы занять нишу, где трафик генерировался сам собой и никогда не кончался. Подробную историю о создании стартапа я уже публиковал на vc.

В ноябре 2016 года я зарегистрировал домен CourseBurg. Самые первые заявки на курсы генерировали минус около 7 000 рублей, и их было всего 2 штуки в день.

Первая команда CourseBurg

Первый год денег не было вообще, и большую часть времени я просто зарабатывал деньги на стороне для выживания проекта. Полгода бегали по всяким пати с инвесторами, но нам никто ничего не давал.

Сейчас спустя время я понимаю почему: мы не правильно бегали, и я не так упаковывал проект. Вообще-то, денег в стране вагон, и основная проблема стартаперов в том, что они не умеют сочно упаковать свой проект. К сожалению, я понял это только после того, как сам начал работать со стартап-проектами.

Кстати да, ты занимаешься менторством и бизнес-коучингом. Назови топ-3 проблемы, которые бывают у начинающих стартаперов?

— Первое — люди не считают. Объем рынка, Unit-экономику... Да вообще ничего не считают. Прежде чем начать проект CourseBurg я только целый месяц потратил на расчеты и прогнозы.

Второе — медленно валидируют гипотезы. Мы в проекте тоже тормозим с проверкой наших предположений, но целая куча народу делает это еще хуже.

Третье — чаще всего люди попросту не думают до начала работы над проектом и в процессе работы.

Мы сейчас в CourseBurg активно вместе развиваем сотрудников, смотрим много кейсов и заметили, что некоторые крупные компании в своей работе недалеко ушли от принципа «аа, и тааак сойдет».

Какие качества стоит развивать тем, кто хочет быть предпринимателем?

— Научиться считать деньги и общаться с людьми. Все зависит от этих двух факторов. Про деньги понятно почему, а про общение — да оно везде! Получить инвестиции — нужно общаться, продажи — общение.

Я вот интроверт. Иногда хочу спрятаться в норку, чтобы меня никто не трогал. Но нужно вылезать из нее! Приходится со всеми взаимодействовать! И от этого никуда не деться.

О чем мечтаешь для себя и для компании?

— Хочется больше ресурсов. И финансов, и времени, и людей, и вообще всего. Потому что, как сказал создатель парка в фильме «Парк Юрского периода»: пока это все блошиный цирк (имею в виду, чем занимаемся сейчас).

Когда ты постепенно растешь, у тебя становится больше ресурсов. Сначала заводишь себе «блошиный цирк», потом Диснейленд, а затем огромную корпорацию.

Любому нормальному ребенку в детстве хотелось больше игрушек. Если посмотреть на миллионеров, нормальных взрослых дядек, то они такие же дети — у них остается желание получить больше ресурсов, чтобы купить или создать больше игрушек.

Добывать новые «игрушки» весело и приятно. Наверное, это единственное ради чего стоит жить и вставать по утрам с кровати. Мои друзья много раз слышали от меня фразу, что мне всегда 17, и я считаю, что это самый лучший возраст!

Как и основатель Икеи Ингвар Кампрад, я постараюсь сохранить слегка безбашенный подход к жизни. Как минимум, так просто интереснее жить и достигать целей. И главное тут не деньги, а ощущение новой игры, где все зависит от тебя и людей, с которыми ты в одной лодке.

мое увОжение:)

Если вы давно мечтали сменить сферу деятельности, но не решались надеюсь вас вдохновила эта статья. Решайтесь на перемены, рискуйте и не бойтесь идти к своим мечтам и идеям!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову #courseburg #геолог

{ "author_name": "Juli Trotsenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443","courseburg","\u0433\u0435\u043e\u043b\u043e\u0433"], "comments": 5, "likes": 13, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "39965", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]