{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Новый ресторанный гуру запустил стартап

Начиная свой бизнес практически любой мечтает о его процветании и о больших доходах. Но не каждый готов совершенствовать себя и стать действительно профессионалом своего дела – ведь можно быть просто основателем-инвестором, положившись на знания и умения нанятого персонала.

Мой собеседник, Сергей Горбунов – ресторатор со стажем. В один прекрасный момент он решил пойти дальше своего поста директора – взял да и организовал новый ресторанный стартап. Но не просто про еду, а про то, как профессионально с ней работать – академию ServiseGuru (service.guru).

Сергей Горбунов, основатель проекта ServiceGuru

– Сергей, расскажи, с чего всё начиналось? Почему вообще пришла такая идея в голову?

– Ресторанным бизнесом я болею уже очень давно – с 1993 года, когда стал официантом. Эта сфера была мне близка и интересна, поэтому карьера полетела вверх, и лет за 5 я успел вырасти до управляющего. Затем уже стал операционным директором, а после возглавил «Якиторию». А идея меня посетила в один прекрасный момент, когда я обнаружил в одном из подсобных помещений ресторана стопку обучающих материалов, которые использовали как подставку для пивной бочки. Это зрелище меня, конечно, разозлило! Мы тратили огромные ресурсы на обучение персонала – а их использовали как подставку! В тот самый момент я задумался о том, как же можно изменить ситуацию. Ведь по факту сейчас мало кто читает бумажные книги, а выделить время на посещение школы или обучающего семинара – вообще практически невозможно! И чем больше я размышлял об этом, тем больше и больше идей у меня рождалось. Всё упиралось в создание функционального приложения.. Таким образом, в 2013 году и оформилась идея о ServiceGuru. Сначала я поделился идеей со своим будущим партнером, Антоном Вдовиченко. Антону идея понравилась, и мы решили провести первичную валидацию на потенциальных пользователях. Параллельно необходимо было выяснить, каков процент проникновения смартфонов в России. Написав первичное техническое задание и сделав прототипы личного кабинета менеджера и мобильного приложения для сотрудников, мы начали тест ServiceGuru на потенциальных клиентах.

– А что должно было представлять из себя это приложение?

– Нам хотелось вместить в него по-максимуму, сделать некую экосистему для онлайн-жизни сотрудника: материалы по стандартам сервиса, меню с картинками, тесты, общение, новости компании и многое другое. Личный кабинет менеджера тоже должен был быть максимально понятным и функциональным. Все эти пожелания стали серьёзными ограничениями на этапе проектирования системы – техзадание вылилось в 150 страниц мелким шрифтом! А в реальности потребовалось отказаться от большого числа опций и оставить только самый основной функционал. Иначе сроки и стоимость разработки выглядели космически далёкими. В итоге приложение удобно для менеджеров – управление и контроль персонала просты, а также позволяет обучать официантов многим вещам – меню, основам этикета и сервиса с помощью различных типов материалов (текст, аудио, видеоролики). Все знания можно проверить с помощью системы тестов. Кроме того, система позволяет обмениваться информацией через чат, а также рейтинговать персонал по уровню знаний и активности в приложении.

Принцип работы скрипта

– Столкнулся ли ваш стартап с каким-то проблемами? Ведь любой проект на любой из стадий развития обязательно на чем-то спотыкается.

– Да, конечно, не всё было легко и просто. Во-первых, сам продукт был сырой и появлялось большое количество багов и ошибок, которые мы оперативно устраняли. Во-вторых, на начальном этапе мы столкнулись с критическим и не всегда позитивным отношением со стороны HR-ов – ServiceGuru вносил существенные корректировки в привычные всем форматы обучения, а не все к этому готовы. Были также и такие моменты, когда кадровики нам яростно доказывали бесполезность нашей разработки, но… Подключив к приложению несколько своих ресторанов, с удивлением видели, что сотрудники начинали соревноваться в выполнениях учебных тестов! Но в любом случае, мы благодарны всем за критику, она позволяет доработать продукт и сделать его ещё более удобным и функциональным. И сейчас можно с уверенностью и гордостью сказать, что ServiceGuru построен на операционном опыте, в нём учтены все мельчайшие нюансы бизнеса и проблематика обучения персонала.

– А если резюмировать – то в чём ваша фишка? Почему надо попробовать ServiceGuru?

– Прежде всего, это же мобильное приложение, которое можно установить на телефон – за счет этого фишка в мобильности и скорости обучения. Поэтому управляющие ресторанами не тратят время на оперативный контроль за исполнением базовых задач, а сотрудники получают информацию наиболее привычным для них способом – посредством смартфонов. Далее, это существенная финансовая экономия – все материалы размещаются в «облаке», а это значит, что не нужно оплачивать их печать для каждого сотрудника отдельно. И уже не используешь в качестве подставки под пиво!

– Вот ты же топ-менеджер. У тебя за плечами управление крупнейшими ресторанными сетями. Каково ощущать себя снова в начале пути? Каково быть стартапером?

– Конечно же, поначалу было сложно быстро переключаться с крупного бизнеса, где ты руководишь большим количеством людей и департаментов, на операционную работу, где ты всё делаешь сам и руками. По факту, днём я был генеральным директором, а вечером – стартапером, работающий одновременно над стратегией, ищущий подрядчиков и пишущий тексты для постов в соцсетях. После этого процесса я стал лучше понимать своих сотрудников, кстати. Можно сказать, что именно мой 20-летний опыт операционной деятельности в ресторанном бизнесе стал настоящей платформой для создания обучающего IT-продукта в этой сфере. Одно следует из другого. И заниматься сейчас развитием и внедрением ServiceGuru для меня так же понятно и интересно, как быть топ-менеджером. И мне уже интересно даже не столько просто развитие продукта, сколько формирование настоящего сообщества вокруг него. Моя цель – это полноценная экспертная группа, которая будет транслятором идеи эффективного мобильного обучения – Академия ServiceGuru. Условно говоря, если ты в команде, то ты попадаешь в наше сообщество амбассадоров новых технологий обучения.

– А какие у вас уже результаты на сегодняшний день? Сколько пользователей сервиса?

На сегодняшний день к ServiceGuru подключено 3500 ресторанов, это порядка 35000 пользователей. Но очень интересно, что среди наших клиентов, есть не только рестораны, но и крупные retail-компании.

– А что же будет дальше?

Одна из основных проблем ресторанного бизнеса, это отсутствие структурированных учебных материалов. То есть все говорят, что обучать нужно, но по сути, делают это единицы, прежде всего из-за дороговизны изготовления качественного учебного контента. Все время, которое мы развиваем проект на рынке, мы мечтаем создать готовые учебные материалы, которые по сути давали бы возможность ресторатору вообще не думать о контенте, а выбирать нужные курсы в зависимости от задач. Как логический шаг, буквально пару месяцев назад мы наконец запустили Первую OnlIne Академию Ресторанного бизнеса, по сути, это маркетплейс учебных материалов любой тематики для обучения всех категорий сотрудников – от официантов и хостесс до поваров. И интерес со стороны рестораторов к Академии уже в течении первых недель после запуска говорит, что наша гипотеза была верна. А что касается приложения ServiceGuru, то глобальная идея сейчас – развивать сервис-платформу, которая будет закрывать все вопросы, связанные с персоналом в ресторане (от расчёта зарплаты до обучения и обратной связи с гостем), с одной стороны, а, с другой, поселить в телефоне у сотрудника некого гуру-наставника и проводника в мир знаний компании.

– Что ты порекомендуешь читателям, которые задумываются о создании своих проектов, но не решаются выйти из крупных стабильных компаний?

Прежде всего, позволить себе мечтать о своем бизнесе, думать об этом, искать ниши и прорабатывать все идеи, даже самые креативные. Быть готовым к риску, ведь в какой-то момент вам необходимо будет покинуть ваше теплое место и выйти в открытый океан предпринимательства. Искать команду, то есть постоянно собирать вокруг себя ярких людей, которые могут быть полезны вам в проекте. Задуматься о бюджете на проект, и бюджете на жизнь вас и вашей семьи, для того чтобы здраво понимать, сколько средств понадобится на проект и на время, пока проект не начнет приносить операционный доход. Ну, и главное – в какой-то момент решиться сделать проект, ведь большинство идей остаются в головах их создателей, так никогда и не увидев свет. Это очень похоже на прыжок со скалы – ты прыгаешь, земли под ногами нет, есть полет и будущее, и какое это будет будущее, зависит только от тебя!

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

0
Комментарии

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-3 комментариев
Раскрывать всегда