{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как управлять развитием продукта при ограниченных ресурсах

Спойлер: серебряной пули нет, но формальный процесс улучшает ситуацию.

Одной из самых сложных и творческих задач в управлении продуктом мне кажется выбор новых функций для реализации. Ресурсов не хватает никогда и никому, и из всех возможных улучшений постоянно приходится отбирать в лучшем случае десятую часть. (Возможно, что этот обязательный дефицит ресурсов даже полезен, поскольку 8 из 10 сервисов, в которых мне приходится работать, и так выглядят как переросший кадавр Франкенштейна.)

В нашей компании МойСклад процесс планирования продукта постоянно меняется. В заметке я опишу его текущее состояние. Это не идеал, который я бы всем советовал, но скорее отправная точка для того, чтобы обменяться опытом с коллегами.

Уточню, что дальше речь пойдет о непрерывном развитии продукта, который уже нашел свою нишу. Определение стратегии, создание MVP — отдельные этапы и будем считать, что они уже пройдены.

В целом процесс процесс выглядит очень просто.

  • Собрать список новых фич.
  • Выбрать самые интересные и запланировать их выход.
  • Разработать и выложить в продакшн.
  • Повторить.

Как обычно, самое главное — в деталях. Пройдемся по пунктам.

Источники новых фич

Собственные идеи

У всех нас есть свои идеи по развитию продукта. Они могут быть удачными или идиотскими. Пример ниже — мой персональный список фич, которые я считал перспективными в 2008 году (отправка документов по факсу выглядит очень плохой идеей). Но все инновации в конечном итоге приходят именно отсюда — из головы.

Вещи, которые необходимо срочно сделать в сервисе, 2008 год

Онлайн-пользователи

Несколько лет мы экспериментировали с порталами, на которых пользователи могут голосовать за свои любимые функции (Copiny, UserEcho). Казалось, что это самый простой вариант — бери из топа по одной популярной фиче, делай и выпускай.

На практике это работает не очень хорошо, поскольку в онлайн-коммьюнити активно участвует совсем небольшая часть пользователей со своими специфическими потребностями. Поэтому лучший вариант — намного более трудоемкий: читать тикеты, чаты с пользователями, комменты в соцсетях.

Портал с идеями от пользователей МоегоСклада, 2013 год

Офлайн-пользователи

Это мой любимый канал коммуникации с пользователями. На офлайн-семинары приходят люди, которым не все равно: они вложили несколько часов своего времени в то, чтобы приехать на мероприятие. За год мы участвуем в 100+ мероприятиях, на каждом получается пообщаться как минимум с 10-20 пользователями.

Возможно, самое важное — при таких офлайн-коммуникациях в голове постепенно формируется портрет пользователя как реального живого человека. Такой портрет помогает принимать некоторые продуктовые решения.

Идеальная аудитория для общения, 2016 год

Отвалившиеся пользователи

Очень важный канал. Многие пользователи могут годами ныть «ваш продукт — дерьмо» и годами продлевать свою подписку. Значит, по сути их все устраивает. Но есть действительно уходящие клиенты. Если они уходят из-за недостатков продукта (а не из-за закрытия своего бизнеса), эти недостатки критичны.

С отвалами у нас в компании общаются специальные люди — аккаунт-менеджеры — перед которыми стоит задача собирать и обобщать причины ухода.

Тренды на рынке

Любой бизнес работает не в вакууме, а среде из конкурентов и партнеров. В этой среде что-то постоянно происходит. Например, в нашей нише в 2018 году стали трендом дешевые простые решения для предпринимателей второй волны внедрения онлайн-касс (мы решили действовать еще более радикально и сделали бесплатную версию продукта). Мониторинг экологической ниши, которую занимает наш продукт, дает непрерывный поток новых идей.

Тренды в UX

Представление о современном и удобном UI непрерывно меняется. За последние несколько лет мы видели скевоморфизм, интерфейс Metro, Material Design. Макет ниже выглядел хорошо в 2011 году, но сейчас воспринимается как безнадежно устаревший.

Так и не реализованный прототип интерфейса 2011 года

Это большая проблема для любого продукта со сложным UI. Для полного редизайна нужно слишком много ресурсов, поэтому его проводят максимум раз в 5-10 лет, а чаще вообще никогда. Но стоять на месте нельзя, поэтому интерфейс нужно обновлять постоянно, хотя бы по частям.

Новые технологии

Одна из причин, по которым я люблю IT: здесь непрерывно появляются принципиально новые технологии. Мобильные приложения, чат-боты, big data, machine learning. Не все из них получается осмысленно использовать в продукте, но иногда они подсказывают отличные направления для развития.

Государство

В нашем сегменте (торговля) последние несколько лет основным источником новых идей было государство. Обычно этот сценарий работает так: государство придумывает новые правила регулирования какой-то области бизнеса. Предприниматели смотрят на них с ужасом и понимают, что они никогда не смогут их выполнить. В этот момент на сцене появляемся мы — разработчики ИТ-решения и предлагаем продукт, который автоматизирует новый геморрой и уменьшает необходимые усилия до относительно разумного уровня.

Все уже знают про ЕГАИС и онлайн-кассы, но с появлением в нашей стране обязательной маркировки товаров эта история только начинается.

Отбор и планирование

Я уже писал о том, что некоторое время назад мы выбрали модель постоянного выпуска обновлений вместо больших релизов. Модель по-прежнему хорошо работает, но в любом случае необходимо долгосрочное планирование. Мы используем внутренний термин «роадмап» — это список фич, которые должны выйти в продакшн в течение очередного периода.

В начале роадмапы планировались на год. Это оказалось слишком большим периодом — планы постоянно обновлялись и вторая половина года не выполнялась почти полностью. Со временем мы перешли на 6-месячное планирование, а теперь — на 4-месячное.

На планирование роадмапа собирается рабочая группа, в которой представлены все основные направления компании: маркетинг, продажи, разработка, поддержка пользователей. Таким образом мы пытаемся принимать сбалансированные решения.

У каждого роадмапа выбирается общее направление (например: сейчас мы хотим прокачать возможности аналитики). Задача рабочей группы — отобрать из большого списка фич (собранных из всех предыдущих источников) небольшую часть, которую вы возьмем в очередной роадмап.

Мы перепробовали три подхода к расстановке приоритетов.

Три потока

Некоторое время мы старались сохранять баланс между тремя направлениями:

  • Новые фичи.
  • Улучшение и переработка UX и UI.
  • Бэклог и архитектура.

Как легко догадаться, это было необходимо в тот период, когда отдел разработки еще не был разделен на команды. После выделения отдельных команд со своей специализацией этот баланс стал поддерживаться более или менее естественно и мы перешли к следующему подходу.

Модель Кано

Известная техника, которая делит функции продукта по их влиянию на удовлетворенность пользователей. Функции делятся на:

  • Обязательные: без них продуктом не будут пользоваться, но за их наличие никто не скажет «спасибо».
  • Одномерные: пользователи ожидают их присутствия. Чем больше таких фич, тем лучше (но без особенных эмоций) пользователи оценивают продукт.
  • Вау-фичи: их никто не ждет и не просит, но при наличии они формируют фанатов продукта.
Упрощенная модель Кано (на самом деле групп 5)

Когда мы использовали модель Кано, идея планирования заключалась в том, чтобы сохранять баланс между фичами из всех трех групп. Мы избегали крайностей уныло-функционального и прикольно-хипстерского, но бесполезного продукта.

Подход работал не очень долго: довольно скоро мы реализовали все must be фичи, а одномерных функций было слишком много.

Скоринг

Это текущая модель, которую мы используем сейчас. Для подсчета скоринга мы собираем список фич-кандидатов и по каждой из них проставляем оценки от 1 до 10 по таким категориям:

  • Упрощение работы поддержки: насколько уменьшиться количество обращений от пользователей в поддержку.
  • Популярность у пользователей: субъективно, на основе числа тикетов, комментариев в соцсетях, устных запросов.
  • Простота реализации: от мегапроекта на год до доработки на один день.
  • Маркетинг-эффект: насколько возрастет количество новых лидов.
  • Монетизация: насколько возрастут платежи за подписку.
Скоринг с планирования первых 4 месяцев 2018 года

После того, как все оценки проставлены, считается общий скоринг, фичи сортируются по набранным очкам, вычеркиваются неподходящие под основное направление роадмапа.

В результате мы получаем готовый список, из которого фичи отбираются в очередной 4-месячный роадмап исходя из текущей производительности команды разработки. План фиксируется и торжественно озвучивается всей команде.

Результаты

  1. Соблюдение формального процесса помогает не делать откровенно бесполезную работу и сокращает количество «я же говорил!» на ретроспективе результатов.
  2. Сам процесс планирования не отлит в граните и постоянно меняется. Уже через год процесс в нашей компании будет сильно отличаться от текущего.
  3. Наличие понятной логики, по которой развивается продукт, помогает работать и команде, и пользователям.
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда