{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как полюбить B2B-продажи, если ты стартапер, программист или интроверт

Айтишники побаиваются продаж и оправдываются тем, что «у меня не гуманитарный склад ума» и вообще «я интроверт и не люблю общаться с людьми». Но на самом деле большинство стартаперов просто не знают тонкостей, которые делают этот инструмент эффективным. Из статьи вы узнаете, почему основателю важно самому полюбить B2B-продажи, а также когда и как правильно нанимать первых сейлзов!

Если вы предпочитаете слушать, то сделать это можно на подкаст-площадках с тайм-кодами:

«Стартап-секреты» – это подкаст для тех кто развивает свой айти-бизнес, большой-маленький-микроскопический – не важно. Ну и для тех, кто пока только мечтает о запуске стартапа.

Гость выпуска

Тарас Алтунин
специалист по «холодному» поиску и продажам B2B-продуктов на рынках СНГ, Европы и США, создатель проекта Salesnotes.ru и автор телеграм-канала «Заметки продавца B2B».

У Тараса более 7 лет опыта в B2B продажах в крупных компаниях и стартапах в сферах Телеком, SaaS и Digital Marketing. Он успешно привлек более 20 крупных клиентов для ведущего мобильного оператора в РБ. За 2 года с нуля построил систему продаж в компании и увеличил годовой оборот на 25 000 000 рублей. Также он является автором самого масштабного telegram-канала в СНГ по B2B продажам с аудиторией более 10 000 человек и соавтором онлайн-курса «Х2 к продажам».

Как основателю стартапа полюбить продажи и почему это важно

Откуда у айтишника берется аллергия на продажи и как их любить, если ты технарь и интроверт? Этот важный вопрос часто встречается в отрасли. Продажи не нравятся, потому что они вскрывают страх «Вдруг мой продукт не идеальный?». И самое плохое, что можно сделать в этот момент – отдать продажи на аутсорс или нанять сейлза, когда не было ни одной продажи.

Основателю нужно самому пройти этот путь, чтобы понять, где и как докрутить продукт, пообщаться с потенциальными клиентами, узнать насколько проект жизнеспособен и востребован. В случае со стартапами часто, когда дело доходит до покупки – никто не покупает.

Как только совершено несколько продаж, нужно описать процесс и только потом делегировать сейлзу. Хороший продукт не продает себя сам, особенно в B2B. Даже если лида вам привели за ручку, все равно нужно провести встречу и вести контакт до тех пор, пока деньги не попадут на счет.

Сколько продаж нужно сделать самому, прежде чем нанимать сейлза. Рекомендации по найму

Важно: первая продажа не идет в зачет, как и продажа знакомым. Засчитываются продажи а) новым клиентам, которых ты не знал, б) которых как минимум две.

Чем больше продаж – тем лучше, по сути это только вопрос наличия времени у основателя. Ведь продажа в B2B – это не одна встреча, а несколько этапов коммуникации:

1) лидогенерация, когда сформирован интерес пообщаться о продукте,

2) встреча или онлайн-созвон,

3) обсуждение КП или получение другой обратной связи.

От первой встречи до заключительной части сделки – оплаты – проходит масса итераций.

Лучше собственника никто никогда не продаст, потому что:

  • собственник может маневрировать в моменте своим продуктом, он знает что и где можно допилить;
  • сейлз не может оперативно обеспечить клиенту спецусловия, так как у него не всегда хватает полномочий, что расхолаживает клиента.

Отсюда правило: основателю нужно наделить сейлза необходимыми полномочиями, чтобы он не выглядел беспомощным в глазах клиента.

Также, чтобы адекватно представлять B2B-продукт, нанятый продажник должен уверенно чувствовать себя с суммами, которые обсуждает с клиентом.

Психология продавца = психология клиента.

Тарас Алтунин, создатель проекта Salesnotes.ru

В компании Whitewill, которая занимается элитной недвижимостью, клиенты – долларовые миллионеры. И сейлз должен понимать, как живут такие люди. Поэтому, раз в квартал для лучших сейлзов снимают шикарные отели, чтобы они могли погрузиться в мир своих клиентов для понимания проблем и запросов людей такого уровня. Эти ментальные моменты часто упускаются собственниками бизнеса.

Рекомендация 1: выбирая сейлза, узнайте, держал ли он в руках суммы, на которые ему предстоит продавать. Он должен понимать такие цифры и знать, что это значит для клиента.

Рекомендация 2: наблюдайте. Чем быстрее получится первая продажа - тем больше шансов на успех этого продажника для вашей компании.

Как полюбить продажи

Чтобы полюбить - нужно, чтобы получалось, а чтобы получалось - нужен правильный настрой.

  1. Суперважно верить в продукт и его пользу для клиентов.
  2. Нужен соизмеримый план продаж. Завышенный план сильно демотивирует. С одной стороны он нужен, чтобы понимать финансовые показатели компании. Но продажнику нужно наработать ритм, чтобы быть уверенным в своих возможностях. План должен соизмеряться с реальным положением дел.
  3. Полюбить продажи помогает наличие хобби (например, автотюнинг, лего, престижный спорт, коллекционирование). Нужно приобрести навык тратить деньги в кайф, уметь тратить с удовольствием. Тогда появиться удовольствие и продавать. У большинства топовых сейлзов есть недешевое хобби.

У многих сейлзов есть популярный ритуал – не говорить о потенциальных сделках перед коллегам, пока не пришли деньги. Сначала Тарас долго не верил таким рассказам и считал это приметой. Ведь если клиенту нужно, то он в любом случае купит. Но однажды сразу 4 клиента не оплатили, хотя документы были готовы и сорваться не должны были хотя бы 2 из них. Дело в том, что Тарас много рассказывал коллегам про эти сделки до их совершения. Тут что-то на уровне магического: деньги любят тишину.

Почему бизнес цепляется за последнюю соломинку для выручки

Потому что идея запустить холодные прозвоны всегда на поверхности. И кажется, что воплотить ее проще простого: посадил менеджеров на телефон, дал план и пожинай результаты. Холодные звонки – это эффективный инструмент, но мало кто умеет много и эффективно звонить.

В кризис есть два быстрых способа получения продаж:

  • работа с имеющейся базой. Можно реанимировать 10% из этой базы и довести до продажи 5%. В идеале хорошо регулярно поддерживать взаимодействие по почте, поздравлять с Новым годом или делиться полезным контентом.
  • Коллаборация по аудиториям с бизнесами из других отраслей. Нужно договариваться об обмене лидами, то есть налаживать партнерство.

Как сделать партнерство успешным

Важно сделать первый шаг к партнеру, принести ему лида. Ошибка 90% бизнесов в том, что после заключения партнерского договора, компании сидят и ждут получения лидов. Или размышляют так: пусть партнер продает, а как продаст – я дам ему 10%.

Выстраивайте долгие взаимоотношения, чтобы партнер был заинтересован хорошо рекомендовать ваш продукт. Еще один маленький, но важный нюанс: если из партнерки зайдет клиент с предоплатой в 50%, партнерские проценты лучше выплачивать полностью сразу. Партнерство не за один месяц выстраивается, но потом этот канал может стать постоянным источником лидов.

🎧Например, у компании Fusion POS (автоматизация для заведений общепита) до марта 2022 года 50% продаж происходило через партнеров. Их историю можете услышать в еще одном выпуске подкаста «Стартап-секреты».

Рабочие онлайн-инструменты для B2B продавцов

Рассылка. Холодные письма – это не классический email-маркетинг и для них не подойдут привычные сервисы (Юнисендер, Сендпульс или Mailchimp). До недавнего времени Тарас использовал сервис Woodpecker, сейчас работает с рассыльщиком Instantly.

Дело в том, что email-маркетинг, о котором все знают, хорош для увеличения продаж и удержания и возврата клиентов. Но для привлечения новых клиентов прекрасно работают холодные письма и звонки. И это еще одна причина того, что инструмент не устаревает!

Чтобы работа по холодным клиентам в продажах B2B была эффективной, есть важное условие: подготовительная работа с базой. Вы должны точно знать, что компании из списка нуждаются в продукте, как именно ваше предложение поможет в бизнесе и какой контент несет ценность.

В работу берется не вся база сразу, а по 300-500 контактов на одну кампанию. Также хорошо подготовить цепочку хотя бы из 5 логичных последовательных писем – этого совсем не ждут в холодных продажах, а потому работает хорошо.

Подобную тактику можно использовать и в Linkedin: автоматизировать все это, используя свой аккаунт там как лендинг, то есть он должен быть продающим.

CRM-система. Обязательна в продажах: помогает собирать лиды в одно место и грамотно продавать, когда эксель и мозг не справляется. Название конкретного инструмента ничего не даст – нужен опыт работы, навыки и комбинация с другими инструментами. Многие думают, что узнают название сервиса, оплатят тариф и у них все полетит – это так не работает.

Организация встреч. Для составления расписания, организации видеовстреч и звонков Тарас использует облачный сервис Calendly. Платная версия сервиса идеально интегрируется с CRM-системой и стоит 12$ в месяц.

Переговоры. Чтобы обеспечить качественный звук на переговорах с клиентами, Тарас использует приложение Crisp, которое вырезает все посторонние шумы в реальном времени. Синхронизируется практически со всеми мессенджерами, кроме Телеграма, и позволяет полноценно общаться в самом шумном месте.

Платная версия Zoom – это must-have хорошего продажника. За 12$ в месяц вы получаете комфортное общение с полноценным функционалом, что, к тому же, повышает уровень вашего профессионализма в глазах клиента.

Советую не экономить на рабочих инструментах, потому что иначе получается неувязка: вы беретесь организовать прибыль клиенту, но не можете сделать ее себе.

Тарас Алтунин, создатель проекта Salesnotes.ru

Что почитать и посмотреть про B2B продажи

Тарас поделился проверенной подборкой качественный видеомаетриалов от разных специалистов – это подборка на 60 часов.

В рекомендации книг – классика маркетинга:

  • Роберт Чалдини «Психология влияния»,
  • Дэн Кеннеди «Договориться можно обо всем».

Например, в переговорах есть техника «разрыв шаблонов».

На одной из онлайн-встреч такой прием выбил меня из колеи: собеседник закурил, а чуть позже ему принесли суп, который он начал есть. Я не ожидал такого поведения и так до конца и не понял – была это манипуляция или случайность. Зато прочувствовал действие «разрыва шаблонов» на себе.

Тарас Алтунин, создатель проекта Salesnotes.ru

Чем полезна эта техника? Когда выдаешь что-то неожиданное, можно получить нужный результат, как минимум – хорошо запомниться собеседнику.

Есть еще НЛП: например, на переговорах могут специально сделать высокую или низкую температуру в помещении, или поставить кресло собеседника явно выше (демонстрация доминирующей позиции). Книга Дэна Кеннеди дает много инсайтов на такие темы.

3 совета привлечения B2B аудитории на зарубежных рынках

  • Обязательно проработать гипотезу «Почему этой аудитории потенциально может быть интересен мой продукт?». Составить ICP портрет клиента (ideal customer profile), понять, каким именно компаниям и кому в этих компаниях можно продавать.
  • Решить, чем будете цеплять? Почему этой компании может быть интересно ваше предложение? Чем ваше предложение отличается от десятка конкурентов? Эти вопросы очень полезны для проработки.
  • Ни в коем случае не продавать с первого предложения. Не пишите в первом же письме про то, что ваша компания самая лучшая, вот ссылка. (помните про цепочку холодных писем). На первом шаге, неважно на каком рынке, нужно сформировать первичный интерес к услуге и вывести клиента на более длительный созвон, диалог либо встречу.

Присылайте ссылки на свои проекты и вопросы к Тарасу в комментарии. Смелее!

Если вам понравилась статья, поставьте ей лайк и поделитесь с коллегой или другом – вдруг им тоже будет полезно узнать.

Подписывайтесь на мой vc-блог и жмите 🔔 чтобы узнать больше о развитии ИТ-бизнеса и стартапов. А для ценителей аудио-формата я веду подкаст на всех доступных площадках. AppleЯндексYouTubeИ еще в 5 плеерах. Присоединяйтесь и слушайте каждую неделю новый эпизод «Стартап-секретов»!

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Беговатов
Автор

Присылайте ссылки на свои проекты и вопросы к Тарасу в комментарии. Смелее!

Ответить
Развернуть ветку
Ян Лус

вот бы все, кто спамит мне на почту так делали "Не пишите в первом же письме про то, что ваша компания самая лучшая, вот ссылка."

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Алтунин

Аминь)

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Мартынова

Не менее важно сегментировать своих клиентов. Лучше уделить внимание ца, чем распаляться на бессмысленный холодный обзвон. Была на обоих сторонах)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Eliseev

хорошо запомниться собеседнику выдавая что нибудь неожиданное, в этом я мастер 😁😁😁

Ответить
Развернуть ветку
PMP TECH

Интересно, спасибо за статью 🔥

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Mikhaylov

Годная статья, спасибо!
Маленький пунктик про контракты и их обсуждение в коллективе.
Согласен, что деньги любят тишину, но иногда можно обговорить и получить интересную обратную связь в коллективе. Не упускайте возможности посмотреть на ситуацию со стороны. Важно только не поздравлять себя раньше времени и не расслабляться, пока деньги не будут на счету)

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Алтунин

Станислав, полностью согласен с вами. В целом, если у вас тот самый из описания вакансий "дружный коллектив", то действительно, можно больше закрывать продаж. Но если это тот коллектив, где каждый сейл не хочет, чтобы у другого сейлза было больше продаж, чем у него, то там они вряд ли вам добрым советом помогут) Тут как повезет с отделом и командой, вообщем. Я и в хороших и в плохих бывал)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Mikhaylov

Изначально в компании строили команду с прицелом на общие показатели. По каждому проекту могут работать совместно, повышая конверсию. Лучше получить 20% от 100%, чем 100% от 0%

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Яковлев

Очень интересно, спасибо!

А можете ли вы посоветовать какие-нибудь материалы для изучения продаж b2c стартапов?

Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Яковлев

Я развиваю
https://www.lumi-tarot.com/

Удобное гадание на основе ИИ и интерактивности.

Это b2c, но может вы подскажете как подступиться к продажам, с чего начать?

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Алтунин

Леонид, к сожалению, в В2С продуктах у меня совсем мало экспертизы и мне совесть не позволит давать вам какие-то рекомендации по этой теме

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васюкова

Попробуйте комментировать в соцсетях у тех, кто работает с женской аудиторией. Только это надо делать экологично, а не писать рекламу напрямую.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Яковлев

Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

Начните с поиска лохов, я не шучу если что.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

Традиционно желаю спамерам рака прямой кишки. Холодные звонки это прямое нарушение закона.
Как же заебали эти звонильшики, нормальный человек никогда не будет работать с такими.
Я как связанный со строительством завел специальный файл с черным списком, куда заношу компании которые звонят без разрешения, чтобы с ними не работать никогда.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

О, на вц нужно сделать народный черный список)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Mikhaylov

Мы благодаря этим в звонкам в сфере производства стройматериалов выросли за 3 года с 0 до 2,2 млрд рублей выручки)
еще как работают звонки, если подходить с умом

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Тарас, спасибо! Только не Crisp, a Krisp. Потрясающий продукт, маст хэв :)

Ответить
Развернуть ветку
Тарас Алтунин

Да, опечаточка вышла, сори)

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда