{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как Webinar Group вместе с МТС победят привычку к Slack и Microsoft Teams, хотя это отличные продукты

После ухода из России Microsoft Teams и Slack, корпоративные мессенджеры – это лакомая тема для b2b SaaS. Cегодня в этой нише появляются все новые стартапы и We.Teams от Webinar Group – один из них. Особенность в том, что этот стартап растет внутри крупной компании.

Вживую история звучит гораздо круче, слушайте с тайм-кодами:

«Стартап-секреты» – это подкаст для тех кто развивает свой айти-бизнес, большой-маленький-микроскопический – не важно. Ну и для тех, кто пока только мечтает о запуске стартапа.

Ведущий подкаста

Дмитрий Беговатов – ИТ-обозреватель, основал и продал мобильное приложение «МойГород». Развиваю российский Product Hunt в канале VC Hunt // Лучшие стартапы России.

Гость выпуска

Андрей Лучицкий
руководитель продукта We.Teams, корпоративного мессенджера от компании Webinar Group, которая за 15 лет создала мощную платформу для проведения вебинаров, онлайн-коммуникаций и совместной работы команд

Инхаус-стартапы – не новая тема: это и Яндекс.Лавка и Яндекс.Драйв, приложение «Тинькофф Инвестиции» и многие другие примеры. В роли инвестора – корпорация, все необходимые ресурсы под боком: как живут такие проекты? Я задал Андрею массу вопросов по этой теме, но начать решил с идеи продукта и рынка корпоративных мессенджеров.

Зачем нужен аналог Microsoft Teams и Slack

Создать корпоративный мессенджер команда Webinar Group задумала еще до санкций и ухода зарубежных конкурентов. Все началось во времена ковидных локдаунов: звонки в Webinar.Meetings стали очень востребованными. И так же, еще до санкций, сформировался запрос и на коммуникации синхронного вида (чаты). Таким образом, компания начала развивать это направление задолго до февральских событий.

Летом прошлого года между Webinar Group и МТС состоялась сделка по приобретению контрольного пакета акций сервиса видеокоммуникаций. Сумма сделки не раскрывается, но по словам источников, близких к одной из сторон, она составила около 2 млрд рублей. Управляющая команда Webinar Group в полном составе работает над мессенджером как отдельная структура в МТС.

Источник: TGStat, срез по продвинутым пользователям

We.Teams поставили цель за два года стать корпоративным мессенджером номер один в России

Рынок отечественных корпоративных мессенджеров на данный момент – это около 20 продуктов, но ни один из них пока не завоевал тотальной популярности. Необходимость импортозамещения дала явный положительный эффект: крупные компании стали более гибкими. Они готовы оперативно менять решения и тестируют или внедряют одновременно несколько продуктов.

Последние события дали отечественным продуктам серьезный толчок к развитию. Еще работает на территории нашей страны весьма популярный среди компаний Skype for business. Однако сервис подходит к концу жизненного цикла («end of life») и, возможно, через пару лет его уход спровоцирует еще один большой толчок к появлению новых продуктов.

Так что за развитие этой отрасли я не переживаю. Но если что-то произойдет, и Microsoft Teams и Slack вернутся – тогда надо будет учиться конкурировать с этими продуктами.

Источник: brand lovers

Для российских компаний сейчас распахнулось своеобразное окно возможностей. Хотя наши сервисы и провайдеры находятся на более зачаточном этапе развития, по сравнению с западными, но у каждого есть какая-то сильная сторона (у Webinar Group – это онлайн-встречи). Пока никто не сделал продукт, который мог бы комплексно закрыть потребность в корпоративном софте, как это делал Microsoft Teams.

На такой результат и нацелена команда Webinar Group. Весь инструментарий для We.Teams с нуля вряд ли получится сделать, так что планируются партнерские интеграции. Файловые хранилища, доски, задачи, большие звонки – это будет похоже на Microsoft Teams, но больше заточенное под российский рынок.

Как планируется продвигать новый корпоративный мессенджер

Для примера рассмотрим, как росли западные предшественники.

Slack продвигался снизу вверх и завоевал пользователей своим удобством: это было настолько friendly, что люди рассказывали о мессенджере коллегам и делали его все более популярным. В результате Slack занял свою нишу, но не смог получить серьезную долю в enterprise-сегменте.

Что прекрасно удалось Microsoft: у компании были свои каналы дистрибуции для Microsoft Teams – через офисный пакет и лицензии. Крупные компании обязательно использовали лицензионное ПО. Таким образом новое решение автоматически получало распространение по всей огромной сети лицензиатов. Поэтому большая доля рынка с большими деньгами отошла детищу Билла Гейтса.

Тем не менее, в России повсеместно использовались оба инструмента: Microsoft Teams на всю компанию и Slack - локально, среди определенных групп сотрудников (обычно программистов).

Таких возможностей по распространению своего продукта, как у Microsoft, больше ни у одного игрока на рынке нет, особенно в России.

We.Teams рассматривает несколько возможностей для дистрибуции мессенджера:

1) собственная клиентская база Webinar Group;

2) компания с прошлого года перешла под крыло МТС, есть возможность воспользоваться наработанными каналами дистрибуции, которые могут принести от 40% прироста в год;

3) естественное развитие продукта на российском рынке с учетом потребностей российских компаний.

Модель будущего мессенджера позволит компаниям довольно быстро внедрить его в свои процессы, скорее всего это будет бесплатное решение, а потом We.Teams предложит установку платных лицензий и приобретение дополнительных инструментов по необходимости.

Сегодня уже запущены рекламные коммуникации с потенциальными клиентами, проводятся тестирования. Эта работа ведется как с текущей базой, так и с холодной целевой аудиторией.

Касательно тарифов: однозначно не планируется повторять опыт мессенджера Slack, когда пользователя по истечению определенного срока буквально заставляют перейти на платный тариф. Ведь развитие нового корпоративного мессенджера может увеличить и базу клиентов Webinar Group по звонкам, но пока все эти идеи в процессе проработки.

Главная задача на данном этапе – продумать такие ограничения, чтобы и пользователю было хорошо, и чтобы он в нужный и комфортный момент был готов перейти на платную лицензию.

Как живется стартапу внутри большой компании

Есть стереотип, что в корпорации трудно построить стартап, потому что там нет места ошибкам, а на основателя ложится максимальная ответственность за успешность проекта. Стартап в привычном понимании этого слова дает максимум независимости и право на бесчисленное количество ошибок. Сам процесс поиска идеи, проработка гипотез гораздо динамичнее и ярче.

Но для роста стартапа внутри крупной компании есть свои плюсы.

Доступ ко всем имеющимся ресурсам: команда разработчиков, офисное пространство, сотрудники отвечающие за бухгалтерию и прочие операционные задачи. Можно сходу заниматься сразу созданием продукта. не заморачиваясь о базовых потребностях бизнеса.

Инсайдерская информация: основатель находится внутри рынка, внутри зрелой бизнес-структуры, что дает ему представление о движении средств внутри компании, взаимодействии отделов, словом знание о всей внутренней работе бизнеса.

Из минусов – присутствует определенная бюрократия: нужно согласовывать бюджеты, договариваться о стратегии, планировать на несколько лет вперед.

Главное – находить баланс между корпоративными возможностями и стартаперским духом!

И Андрею вполне удается это делать: ведь Webinar Group – не госкорпорация. Основатели сами выросли из стартапа и все понимают, стараются помогать и не мешать. Более того, ощущение того, что проект – это детище, никуда не исчезло, а наоборот выросло: здесь уровень ответственности гораздо выше, можно предложить что-то выходящее за рамки корпоративного направления, всегда можно обсудить это и получить аргументированные ответы.

Идеал b2b – это чтобы твоим продуктом пользовались все бизнесы в стране. Меня эта цель драйвит и мотивирует лучше, чем опционы и деньги!

Еще одно отличие инхаус-стартапа: обычный стартапер может пойти в акселератор, где есть менторы, трекеры, куча специалистов и единомышленников, которые создают некую поддерживающую среду. Внутри корпорации такого, конечно, нет. Но здесь вопрос в том, как компания строит это внутри себя.

Сейчас команда Webinar Group работает над тем, чтобы каждый сотрудник мог повлиять на продукт: прийти и сказать, как можно лучше сделать, поделиться своей идеей. Если получится наладить такое взаимодействие, то будут появляться особенные люди, которые воспринимают продукт не в рамках своей задачи и специализации, а целостно. Они и составят поддерживающую среду для стартапа внутри корпорации.

Кроме того, CPO и CEO компании помогают Андрею развивать We.Teams как менторы, в 95% случаях выступая не как руководители проекта, перед которыми надо отчитываться об успехах, а как бизнес-наставники.

3 совета стартаперам от основателя инхаус-стартапа

  • Не бойтесь экспериментировать
  • Делайте все сами или вовлекайтесь максимально в работу сотрудников
  • Подбирайте в команду людей, которые разделяют ваши идеи и вдохновение
Хотели бы вы построить свой стартап внутри корпорации?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Делитесь своим мнением по теме в комментариях, рекомендуйте новых гостей, и, конечно, подписывайтесь на мой VC-блог и подкаст «Стартап-секреты», чтобы узнавать больше об ИТ-бизнесе в России и за ее пределами.

На сайте есть фильтры по темам: «Развитие B2B-продукта», «Инвестиции», «Глобальные рынки» и прочие.

0
24 комментария
Написать комментарий...
Дмитрий Беговатов
Автор

А вы каким корп мессенджером пользуетесь в команде?

Ответить
Развернуть ветку
VC головного мозга
Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kataev

Slack

Ответить
Развернуть ветку
Максим Панфилов

Mattermost

Ответить
Развернуть ветку
Антон

VK Teams

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазур

тележка

Ответить
Развернуть ветку
Arch3rv3rs3

Как не заходишь на VC - сплошные победы над Гуглом, Майкрософтом, эпплом и так далее. Правда победители еще на стадии беты, клиентской базы нет, функционал докрутим до лидеров лет через 10, но Майкрософт и Гугл уже на лопатках. Удачи, конечно, парням, но делить шкуру неубитого медведя, такое себе.

Ответить
Развернуть ветку
Бро

Главное госденьги получить и отсрочку получить

Ответить
Развернуть ветку
VC головного мозга

Если статья про корпоративное, если в статье много идиотски-счастливых физиономий, если в статье много рассуждений из мира розовых пони - значит, автор статьи Дмитрий Беговатов.

Ответить
Развернуть ветку
Вик Довнар

Первый вопрос, все ли подразделения МТС пользуются продуктом? (Сейчас же компания под их крылом)

Второй, как вы все таки собираетесь подвигаться на рынке? Три пункта в статье не говорят ни о чем.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий

Привет! Пока в МТС мы не внедрялись, продукт сейчас на этапе бета-тестирований.
Продвигаться будем всеми способами: у нас есть аккаунт-менеджеры, есть каналы дистрибьюции через МТС, партнеры, контент-маркетинг, рейтинг и прочее) На чем-то одном на первых этапах не будем останавливаться, все надо пробовать и развивать)

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Что-то мне подсказывает что в слаке все пользуются слаком, а в майкрософте тимсом. Just Think About It. Начните с МТС-а, как только вся компания на него пересядет и не будет бунта, вот тогда можно говорить что это решение можно предлагать на рынке. А так это очередной 100500 какой-то там "импортозаместитель" который мало кому нужен, в том числе и тем кто его сделал.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий

У таких компаний как МТС могут быть свои уникальные требования и он могут не отражать запросы с рынка. Поэтому ориентироваться только на них может привести к тому, что такой продукт нужен будет только им.
А на хайп вокруг импортозамещения мы уже опоздали :) Придется думать как выделяться и надеюсь, что в этом процессе у нас получится что-то стоящее.

Ответить
Развернуть ветку
ЯжПрограммист

Понятно, значит очередной 100500 какой-то, успехов :) Да и еще раз повторю. Майкрософт смогли сделать мессенджер которым пользуются и у них и на рынке, как и слак. Понимаете? Это не взаимоисключающие вещи, это показатель качетсва. В данном случае нужно пользоваться тем что делаешь, и тогда качетсво этого продукта будет выше. Т.е. если будет косяк то пользователи внутри МТС максимально быстро потребуют его устранения, а значит другие будут понимать что любую боль продукта разделяет и его создатель, иначе это как всё у нас и будет работать - никак! Ну с майкрософтом конечно история чуть посложнее согласен, там экосистема решает. Так что слак это ваш ориентир.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Рогоза

Уход Microsoft Teams - это скорее счастье, чем вред. Вроде и компания большая, а про UX как-будто и не слышали

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лучицкий

Я думаю, что проблемы с UX являются следствием огромного функционала, который предлагается. В MS Teams физически сложно продумать все взаимосвязи в продукте.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Галаев

Согласен на 100%

Ответить
Развернуть ветку
Петр Лукиных

Интересно было прочитать

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Беговатов
Автор

Подписывайтесь, постараюсь вас и дальше радовать интересным чтивом

Ответить
Развернуть ветку
Asf

МТС - полное дно.
Куда им, (когда более когда немалая доля хороших специалистов уехала) создать продукт конкурент одному из лидеров в своём сегментатем более для потоковой передачи видео... железо от Байкала- 3й сорт HUAWEI???)))

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Васюкова

А я желаю российским компаниям, и героям статьи особенно - процветания!

Давно пора отечественным сервисам и компаниям выйти на достойные места под IT-солнцем. Начало у нас было так себе, может уже накопилось достаточно ресурса, видения себя, осознания, чтобы сделать качественный рывок? Не Майкрософтом единым жив айти!

Ответить
Развернуть ветку
Макс

Вебинару свой бы продукт допилить до вменяемого состояния. Попытались на него перейти - столько проблем в одном месте я давно не видел.

Ответить
Развернуть ветку
F. K.

как-то тупо называть на английский манер продукт, который заведомо никуда дальше России (а скорее всего и МТС) не пойдёт - We.Teams. Нейминг не то что не оригинальный, а вообще какой-то корявый.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Павлова

Они в МТС не собираются его использовать

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Раскрывать всегда