{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Один фонд и 101 детский дом: как онлайн-платформа «Шанс» помогает сиротам со всей страны поступать в вузы

В 2017-м фонд «Арифметика добра» разработал онлайн-платформу «Шанс», на которой подростки из детдомов готовятся к ОГЭ и ЕГЭ. Им доступны уроки по 12 школьным предметам: от русского языка и литературы до химии и физики.

В 2021-2022 учебном году в программе «Шанс» участвовало 370 подростков. Выстроить для них учебный процесс – большой труд: важно выявить потребности каждого, определить уровень знаний, связывать с преподавателями, отслеживать успеваемость, вовремя разбираться с прогулами.

Как создавалась платформа и как технологии помогают фонду справляться с рутиной, для блога Битрикс24 рассказала Татьяна Николаева, руководитель программы «Шанс».

О миссии фонда

«Арифметика добра» занимается проблемой сиротства с 2014 года. У фонда есть два направления работы: с семьями и детьми.

В первом случае мы содействуем устройству ребенка в приемную семью, помогаем с адаптацией, организуем клубы для родителей, предлагаем помощь психолога, проводим тренинги и другие мероприятия.

Во втором — готовим подростков из детдомов к самостоятельной жизни. Например, находим им взрослых наставников, которые поддерживают в учебе и помогают в социализации.

Почему подростки? Считается, что из-за возраста их сложнее всего устроить в семьи. Отсутствие индивидуального внимания со стороны взрослых не позволяет повысить уровень образования детей, заинтересовать их учебой. При этом качество уроков в учреждениях для сирот традиционно оставляет желать лучшего.

Получается, что у ребенка только две дороги: обрести новых родителей, которые поддержат в учебе и выборе пути, или оставаться в детдоме и довольствоваться тем, что есть.

Чтобы дать ребятам возможность получить лучшее образование, в 2015 году мы запустили программу «Шанс». Сегодня ее основа – одноименная учебная онлайн-платформа для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Помимо базовых предметов вроде алгебры, русского языка и обществознания, мы можем по личному запросу найти для подростка индивидуального специалиста. Например, наши ребята уже изучали китайский язык, вокал и даже латынь – для поступления в медицинский колледж.

Но «Шанс» – не только про образование. В программе дети учатся понимать свои эмоции, управлять финансами, проходить собеседования.

О табличках в Excel и переписках в чатах

Сейчас у нас есть удобная платформа, но с 2015 по 2017 год мы работали в ручном режиме: составляли расписание занятий в Excel, согласовывали отмены и переносы занятий в WhatsApp, по телефону или электронной почте.

Уроки велись на сторонних сервисах для видеоконференций. При этом мы вручную отправляли ученикам и учителям ссылки на звонки через Adobe Connect. Отдельный менеджер отслеживал сетку на 100 уроков в день, заглядывал на встречи и проверял, все ли на месте.

С первых дней запуска «Шанс» оказался востребованным. Количество наших подопечных росло, нагрузка на сотрудников увеличивалась.

К лету 2017-го поддерживать программу «костыльными» инструментами стало невозможно. Нам срочно требовался сайт, где ученик, учитель и кураторы могли бы сами мониторить расписание, домашние задания и успеваемость.

О разработке нового решения

Нужно было успеть собрать платформу с июня по сентябрь 2017-го, пока дети на каникулах.

Основной целью разработки была автоматизация расписания. Без этого все процессы в новом учебном году могли рухнуть. Мы составили техзадание и отдали его внешней команде программистов.

К сентябрю мы запустили первый вариант сайта, подключили учебные группы и стали проводить занятия. Внешние разработчики некоторое время поддерживали проект, но позже мы наняли штатного программиста.

Главная страница платформы «Шанс». Стек проекта — PHP, MYSQL, JS

С тех пор сайт постоянно развивался – и превратился в мощную платформу, которая автоматизирует 90% работы сотрудников программы.

О том, что получилось и какие боли закрыли

  • Ежедневное расписание

Теперь система автоматически сравнивает графики учеников и учителей, накладывает их друг на друга и генерирует расписание. Каждая целевая группа может войти в личный кабинет и присоединиться к своему уроку без помощи менеджера.

С технической стороны выглядит так: когда мы запускаем конференцию через личный кабинет, «Шанс» обращается через интерфейс API к внешнему вендору, который предоставляет нам услуги видеосвязи. На стороне партнера проходит все, что касается занятия — в том числе отслеживание посещаемости и хранение видео на серверах.

Расписание занятий в личном кабинете платформы «Шанс»
  • SMS-оповещения для учителей, учеников и кураторов

Если ребенок не пришел на урок, куратор получает SMS об опоздании и может быстро связаться с подростком, чтобы узнать причины. То же самое с учителями: если они отменили или перенесли встречу, ребята получат об этом сообщение.

  • Автоматизированный документооборот

Раньше нужно было вручную составлять договоры и акты по итогам месяца. Сейчас система автоматически считает количество уроков и под конец месяца генерирует документацию. Остается только распечатать и подписать.

  • Контроль посещаемости

Менеджеру больше не нужно заглядывать в каждую конференцию. Платформа сама понимает, кто на месте, у кого включен или выключен звук и видео, кто и на сколько опоздал.

С прогулами сейчас тоже работает алгоритм. Если подросток пропустил три урока подряд, его программа занятий автоматически приостанавливается. Обучение можно восстановить после разговора с ребенком и куратором его детского дома.

Так выглядит занятие на платформе. Ученик к с учительницей разбирают задачу на виртуальной доске
  • Интерактивное тестирование и система мотивации

В «Шансе» есть система оценки участия детей в программе. Чтобы понять, какой у ученика уровень и насколько он усвоил предмет, мы проводим тестирование в начале учебного года и в конце.

Каждый учитель может сделать свой тест и согласовать его с программой «Шанс». После этого тест появится на платформе, и результаты будут автоматически заноситься в карточку ребёнка.

  • Геймификация

В 2019 году мы ввели на платформе систему баллов, которые начисляются ученикам за разные активности: за то, что пришел вовремя, выполнил домашку, ни разу не прогулял урок в этом месяце, в триместре, в полугодии.

Полученные баллы можно потратить на реальный подарок — купить книгу, наушники, футболку или подарочный сертификат в нашем внутреннем интернет-магазине. Этот элемент игры вовлекает ребят в учебный процесс и мотивирует их реже прогуливать и опаздывать.

С 2017-го мы успели оцифровать не только уроки, но и процессы фонда. Например, внутреннюю коммуникацию мы ведем с помощью Битрикс24. Кроме того, система помогает нам отслеживать рабочие задачи и вести документооборот.

О том, как все устроено сегодня

В нашей команде есть как волонтеры, так и штатные сотрудники-преподаватели. Последних сейчас большинство — около 80%.

На сегодняшний день к «Шансу» подключено 67 детских учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 20 регионах России. А за все годы существования программы с нами работал 101 детский дом.

К обучению могут приступить все подростки, которые учатся в 8 классе и выше и сами хотят заниматься. Принудительных уроков нет.

За пять лет мы провели свыше 170 тысяч занятий и помогли более 1 тысячи ребят сделать первые шаги на пути к любимым профессиям. В прошлом году через «Шанс» прошли 552 подростка.

В этом году мы подготовили к экзаменам 350 детей. В планах на лето – доработка платформы, подключение новых учебных модулей и учреждений.

Расскажите в комментариях, как вам платформа?

Что можно добавить, чтобы улучшить процесс обучения и еще больше замотивировать подростков?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Федор Трофимов

Как же здорово что есть не равнодушные люди, готовые творить добро для других! Это очень классный и важный проект, и от всей души хочется пожелать успехов и развития.

Из рекомендаций, наверно можно рассмотреть включение в программу включение лабораторных работ в электронном виде, так как, практические занятия имеют важное значение

http://seninvg07.narod.ru/004_fiz_lab.htm
https://vr-labs.ru/laboratories/

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

А можно же детей-подростков ещё и на стажировку отправлять в какие-то крупные компании? Договориться с мэйл.ру или Яндексом тем же самым? Для условного мэйл.ру это практически ничего не будет стоить, он даже приобретёт «социальный капитал» для своего бренда и так далее

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Что бы они не только в институт и к ЕГЭ готовились, а лет с 14-16 уже стажировались, какую-то профессию осваивали. Плюс это расширяет мировозрение очень, социализацию, адекватное восприятие мира, с психикой проблем меньше )

Ответить
Развернуть ветку
Terri Brown

очень радует существование таких проектов)

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Smirnov

Или договориться с крупными, модными сейчас EdTech онлайн-школами, что бы IT-специальности или профориентацию для тех-же детей подростков проводить по low-price совсем. Для бизнеса это тоже «социальный капитал» своеобразный.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда