{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Пока все делают экосистемы и супераппы, мы делаем просто хороший банк»

Старший вице-президент Банка «Санкт-Петербург» рассказывает, почему компания выбрала такую стратегию.

Михаил Гаврилов

старший вице-президент, руководитель IT-блока БСПБ

В первую очередь БСПБ – это банк. Не экосистема, не набор сервисов, не игровая компания, не маркетплейс. Мы не воплощаем наши фантазии или амбиции, мы работаем на клиента, а клиенту нужно, чтобы мы были банком.

Брюс Ли говорил: «Я не боюсь того, кто изучает 10 000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10 000 раз». Пусть лучше у нас будет ограниченное количество сервисов для клиентов, но они будут на уровне. Поэтому одна из важных задач в создании новых проектов или продуктов — не делать то, что не нужно клиентам.

Специфика ИТ в БСПБ

Как руководитель ИТ-блока, я знаю, что такой структуры быть не должно. Когда у вас есть изолированное подразделение, которое живет по своим правилам, вся система будет работать плохо. Поэтому мы внедрили формат кросс-функциональной команды (КФК), которым мы очень довольны. Мы не разделяем ИТ и бизнес, сервисные подразделения, службу поддержки и так далее. У нас ИТ все время работает с бизнесом. Лидеру КФК подчиняется пул сотрудников, среди которых и бизнес, и дизайнеры, и аналитики, и тестировщики, и администраторы. В БСПБ много гибридных ролей, которые сложно однозначно описать — это чисто ИТ- или бизнес-специалисты. Все они в единой связке работают на определенном проекте.

Строго говоря, сейчас в банке все айтишники. Даже владелец нашего банка немного айтишник, потому что он в ИТ хорошо разбирается, понимает, как устроена система. Весь наш топ-менеджмент пользуется услугами нашего банка. Каждый сотрудник нашего банка — наш клиент. Это важный источник обратной связи. Если мы видим какую-то шероховатость внутри сервисов или тарифов, мы тут же начинаем думать, как это улучшить, как сделать еще удобнее, интереснее для клиента.

Все люди в команде БСПБ свободно обмениваются информацией. У нас есть внутренние совещания, на которых любой сотрудник может высказаться, подискутировать с вице-президентом или СЕО банка. Мы вместе принимаем решения о том, какие сервисы запускать, как сделать так, чтобы наши продукты были и удобны для клиентов, и рентабельны для банка.

При таком подходе роль отдельно взятого айтишника размывается. И это прекрасно, потому что такая модель позволяет сотрудникам научиться чему-то новому. Наши люди растут профессионально и приносят еще больше пользы банку.

Как мы определяем, что нужно клиенту

Во-первых, мы всегда работаем с аналитикой. Есть целая команда, которая выясняет, какие продукты вызывают сложности у клиентов. Мы четко понимаем, что клиенты делают, какие продукты им важнее.

Во-вторых, у нас есть форма обратной связи, куда клиенты пишут жалобы и предложения. Мы все это постоянно обрабатываем и ставим в наш продуктовый пайплайн.

В-третьих, исследования. Все наши цифровые сервисы прогоняются через внутренние и внешние исследовательские группы. С помощью Customer Journey Map мы постоянно проходим путь нашего клиента, чтобы видеть, все ли понятно, все ли четко работает.

В-четвертых, постоянная связь с офисами. Наши коллеги из розницы, которые общаются с клиентами лицом к лицу, рассказывают, какие вопросы клиенты чаще всего задают, с какими сложностями сталкиваются.

В-пятых, мы общаемся, говорим, спрашиваем клиентов каждый день. CEO банка читает отзывы, у нас есть целая серия мероприятий «Лучше здесь» для общения с малым бизнесом и т. д.

О собственной разработке и оценке ее эффективности

ИТ в БСПБ строятся на трех принципах. Первый — бесперебойность: сервисы должны быть доступны 24/7. Второй — безопасность: мы храним важные клиентские данные. Третий — скорость реализации задач бизнеса. Поэтому у нас мощная собственная разработка. Это ИТ-ниндзя, которые постоянно решают сложные инфраструктурные и клиентские задачи. В отличие от конкурентов, которые нанимают сотни разработчиков на каждое направление, мы справляемся меньшими силами.

Иметь собственную разработку критически важно. Нельзя с утра просто проснуться и сказать: «О, а теперь у нас будет своя разработка». Процесс этот сложный и требует многолетних усилий. Но банк без собственной разработки — как сапожник без сапог. Сегодня вообще нет нецифрового бизнеса, потому что основной канал коммуникации с клиентами чаще всего цифровой: мобильное приложение, сайт, бот в Telegram и так далее. Если вы отдаете ключевой канал взаимодействия с клиентом другим людям, то какой бизнес вы строите? В нашу модель это не укладывается.

Мы против моды, но всегда в поисках новых решений. Например, вокруг бигдаты и машинного обучения много лишнего хайпа, но есть и реальная ценность. Если пять лет назад у нас в этих направлениях не было ничего, то сейчас мы постоянно используем большие данные и машинное обучение в борьбе с мошенничеством или для аналитики по кредитному портфелю.

Кроме того, мы всегда ищем методы разработки, которые помогут нам ускориться и повысить качество продукта. Хорошие результаты дал переход на Kotlin. Для интернет-банка мы используем подход экстремального программирования, когда два человека пишут код вместе и сразу проверяют друг друга.

Когда мы оцениваем перспективные проекты, мы учитываем стоимость разработки, внедрения, поддержки, железа, инфраструктуры. Все технологии мы используем строго в прикладном режиме. Именно поэтому у нас нет решений, связанных, например, с блокчейном — мы не нашли им реального применения.

Технологический стек

В БСПБ реализованы двадцать четыре крупные системы и еще примерно столько же мелких. Наш интернет-банк, внутренние процессы оптимизации — полностью собственная разработка. Конечно, у нас есть базовые системы, например, 1С в бухгалтерии. До событий 24-го февраля были и Oracle, и IBM. Сейчас мы переходим на разработки российских производителей. Активно сотрудничаем с Яндексом, чтобы внедрить облачные технологии. Общаемся с Ростелекомом, с Мегафоном и другими отечественными ИТ-компаниями.

Стратегия банка заключается в том, чтобы наш технологический стек на горизонте 5-10 лет выглядел очень консистентно: не оставалось legacy-систем, написанных, условно, на ассемблере или на классическом С. Все должно быть на тех языках, которые мы используем: Java, Kotlin и Python. Благодаря этому мы будем быстрее развивать наши системы, сотрудники смогут перемещаться между проектами, нам будем легко привлекать новых людей.

Мы сами растим сотрудников

Конкуренция на ИТ-рынке просто огромная. При этом мы не выкатываем зарплаты в пять раз выше рынка, как делают некоторые наши конкуренты. Наше предложение — это адекватные деньги плюс интересное место работы, где специалист сможет расти и развиваться.

В целом, у нас закрыто большинство позиций. При этом потребность в разработчиках, аналитиках или тестировщиках каждый год растет и будет расти — все больше процессов перетекает в цифровой формат. Я всегда за то, чтобы к нам приходили талантливые ребята. В ИТ-блоке БСПБ классные эксперты, и мы всегда рады, когда к нам приходят учиться.

У нас есть стажерская программа Braincamp, благодаря которой мы сами выращиваем сотрудников. Работник розничного офиса, который решил попробовать себя в ИТ, студент или выпускник может пройти стажировку или внутреннюю программу обучения, стать тестировщиком или аналитиком.

О планах

Наш переход в цифру начался более десяти лет назад. Процесс идет до сих пор. Сегодня нас можно назвать цифровым банком — 99% клиентских операций проходят онлайн.

Поэтому мы развиваем сервисы для наших клиентов — физических и юридических лиц – и автоматизируем внутренние процессы.

Кроме того, мы улучшаем мобильные приложения. Сегодня клиенты Банка «Санкт-Петербург», и физики, и юрики, получают в своих мобильных приложениях или интернет-банке все то же самое, что и клиент крупнейшего банка из топ-3. При этом мы добиваемся этого эффекта меньшими силами и затратами.

Мы всегда будем делать то, что нужно нашим клиентам — и завтра, и через десять лет.

0
83 комментария
Написать комментарий...
Kcell Aktau

Когда решите вопрос с администрированием личного кабинета банка?? Личный кабинет начали портить , то платежи не принимаете, то перерывы, то кнопки из интерфейса убираете... Сколько можно это терпеть? Установку мобильного приложения не предлагать..

Ответить
Развернуть ветку
long strory

Ну не смогли рассчитать комиссию, че не понятно. Пойми, они делают "просто хороший банк", а не интерфейс и апп.

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда