{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Если бы Google и Facebook запустили сервисы такси»: что происходит на российском рынке агрегаторов такси после пандемии

Колонка исполнительного директора Ситимобил Виталия Бедарева для издания Intelligent Transport о том, как российский рынок агрегаторов такси пережил пандемию COVID-19.

Россия занимает четвертое место в мире по доле загрузок приложений для ride on demand (ride-hailing, такси, carpool) с 11-процентной долей с начала года (по сравнению с 10-процентной долей в 2019 году), отмечали аналитики UBS. Больше только Бразилия (с долей 16%), Индия (12%) и Китай (12%). При этом, по данным UBS, российский рынок агрегаторов такси больше рынка США (8%).

В отличие от США, рынок агрегаторов такси в России еще находится на этапе бурного роста. Мы продолжаем расти на десятки процентов каждый год. И в российской отрасли есть специфические национальные особенности. Если в Uber в США водители чаще всего работают на личном автомобиле, то в России в крупных городах большинство водителей арендуют машины у автопарков, насчитывающих иногда тысячи автомобилей. Кроме того, у нас по-прежнему распространена оплата поездок наличными. Даже в Москве наличными на нашей платформе до сих пор оплачивается около 40% поездок, а в целом по стране доля наличной оплаты доходит до 50%. Это кардинальное отличие от США или Великобритании.

Россия также существенно отличается от крупнейших стран Запада по расстановке сил на рынке. Например, в США устоявшаяся дуополия Uber и Lyft, а в России есть Яндекс.Такси, который в крупных городах занимает до 70% рынка – это практически монополия. Ситимобил — быстрорастущий конкурент (рост в 4,3 раза в августе 2020 года по сравнению с августом 2019 года) с долей 20-25% в городах присутствия. Есть еще меньшие по размеру города, где подавляющее число заказов такси по-прежнему происходит по телефону, и есть агрегаторы, работающие, в основном, по этой схеме (Максим, Везет). Даже у такой крупной IT-компании как Ситимобил, которая делает ставку на мобильное приложение, в отдельных городах доля «телефонных» заказов доходит до 30%.

Последние несколько лет в России шел передел рынка. В 2017-18 году Яндекс.Такси поглотил локальный бизнес Uber, что привело де-факто к образованию монополии в больших городах, конкурентам на этом фоне стало трудно бороться с компанией, обладающей несравнимо бОльшими ресурсами (финансы, трафик пользователей, технологии, включая карты). Затем появились мы, Ситимобил, с амбициями составить конкуренцию лидеру при поддержке Mail.ru Group. За последний год мы запустились во всех крупнейших (с населением более 1 млн человек) городах России, завоевав значительную долю рынка. Пандемия настигла нас в момент региональной экспансии, когда рынок активно двигался в сторону американской модели.

Испытание пандемией

Серьезные ограничения в связи с коронавирусом в России начали вводить в марте, а уже в апреле была введена полная самоизоляция, включая обязанность для москвичей и жителей ряда других регионов получать специальный цифровой пропуск, в том числе и для поездок на такси. Это естественно привело к падению спроса на такси. Строгость ограничительных мер в разных городах отличалась, пропорционально это повлияло и на динамику спроса. В Москве он упал сильнее всего, где-то, как в Санкт-Петербурге падение было незначительным. В отдельных регионах, например, в Краснодаре мы даже наблюдали рост спроса.

Худшая неделя для спроса на поездки была с 31 марта по 6 апреля – на пике спрос в Москве упал примерно на 50% по сравнению с докоронавирусным периодом. И хотя это очень существенно, но все же гораздо меньше, чем в Нью-Йорке или Китае, где были введены очень строгие карантинные правила. Восстановление спроса в Москве также происходило быстрее, чем в других странах – уже к концу июня количество заказов у нас превысило докоронавирусный уровень. В США и Китае рынок еще только продолжает восстанавливаться.

Нетипичным для остального мира была и обязанность агрегаторов в России во время пандемии контролировать водителей и таксопарки в вопросах дезинфекции автомобилей и обеспечением масками, перчатками и санитайзерами. Для нас это вылилось в существенные расходы на средства индивидуальной защиты и дезинфекцию. Нам удалось их компенсировать и даже в итоге сэкономить по сравнению с дорокоронавирусными планами за счет замедления экспансии и оптимизации переменных расходов (в первую очередь, это субсидии водителям) – из-за падения спроса на рынке образовался избыток водителей, хотя их количество тоже уменьшилось.

Жизнь после COVID-19

Во время пандемии наша доля на рынке значительно выросла. Отчасти потому, что мы просто хорошо работаем :), но на это также повлияли и структурные причины. Пандемия сильнее всего ударила по двум большим сегментам – корпоративному, так как сотрудники многих компаний перешли на удаленку, и по повышенным классам «Комфорт», «Комфорт+», «Бизнес». Работа бизнес-класса во время пандемии в Москве фактически была временно запрещена.

В этих сегментах основной конкурент имеет бОльшую долю – мы пока сконцентрированы на эконом-классе в b2c сегменте – поэтому они испытали более сильное падение. После восстановления спроса в этих сегментах наша доля рынка слегка уменьшилась, но меньше, чем мы смогли вырасти. По последним данным Департамента транспорта Москвы, в августе на Яндекс.Такси приходилось 67,7% поездок в день, на Ситимобил – 23,1%, на Gett - 5,8% в день. Наша доля рынка больше чем была до коронавируса.

В то же время, сейчас перед нами новые вызовы – например, запуск китайского сервиса Didi, он уже заработал в августе в Казани. Didi – отличная компания с мощными технологиями и финансовым ресурсами, но мы готовились к их запуску несколько месяцев, и у нас есть причины не бояться нового конкурента.

Чтобы, например, американцу, лучше понять происходящее на российском рынке, нужно попытаться представить, что собственные сервисы такси запустили Google и Facebook. В России обе компании, претендующие на лидерство на рынке такси, Яндекс и Ситимобил — части крупнейших технологических экосистем. Яндекс.Такси фактически принадлежит «русскому Google» – ведущему поисковому и технологическому российскому гиганту Яндексу. Ситимобил – часть экосистем Mail.ru Group и Сбербанка. Ситимобил в 2019 году стал частью СП Mail.ru Group и Сбербанка в области транспорта и еды. Сбербанк – это крупнейший российский банк, который находится в процессе трансформации в технологическую компанию. Mail.ru Group среди других активов владеет крупнейшими в России социальными сетями (ВКонтакте с месячной активной аудиторией 73 млн и Одноклассники – 42 млн).

Доступ к экосистемам и нам, и нашим конкурентам дает огромные преимущества – как с точки зрения привлечения пользователей и финансирования, так и в плане сотрудничества с другими сервисами этих экосистем. Имея доступ к финансовой экосистеме Сбербанка, Ситимобил может позволить себе договориться о более выгодных условиях лизинга автомобилей, чтобы затем привязать их к нашей платформе. Мы начали активно развивать сервис такси вместе с крупнейшей в России социальной сетью ВКонтакте. Представьте себе Facebook Taxi, мы строим в России именно такой сервис – Такси ВКонтакте. Только за июль пользователи совершили 1,3 миллиона поездок через этот сервис, в августе число поездок уже превысило 2,5 миллиона.

Уже это делает конкуренцию для любого нового игрока на рынке непростой задачей, но есть и другой очень важный для сервиса такси нюанс – геоданные и навигационные сервисы. У Яндекса, есть лучшая, по мнению многих экспертов, в России геоплатформа: Яндекс.Карты развиваются уже более 10 лет, и у конкурентов никогда не будет к ним доступа. Мы для навигации и маршрутизации заказов используем комбинацию сервисов HERE и 2ГИС (сервис стал частью экосистемы Сбербанка и СП c Mail.ru Group в августе 2020 года), доработанные с помощью наших собственных алгоритмов. Но нам понадобилось два года, чтобы довести ее до приемлемого качества, и потребуется еще несколько лет, чтобы добиться целевого состояния. Didi выходит на рынок с картами Google, которые не всегда точно отражают даже крупные российские города за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому поначалу им будет непросто конкурировать.

Если говорить о том, куда движется рынок городской мобильности в целом, – мы верим, что будущее городского транспорта за мультимодальной моделью. Что это значит? Цель пользователя, заказывающего поездку, не такси само по себе, а удовлетворение потребности наиболее удобным, дешевым и быстрым способом переместиться из точки А в точку Б. Решить эту задачу можно несколькими способами и в любой момент пользователь выбирает оптимальный для себя в зависимости от пробок, дня и времени суток, личных предпочтений и др.

Этим летом мы впервые в дополнение к услугам такси добавили интеграцию с новым видом транспорта – электросамокатами Urent. Наши пользователи в нескольких городах смогут выбирать эту опцию, если им нужна поездка на короткие расстояния или они просто хотят покататься по парку с друзьями для развлечения. Мы также работаем над интеграцией с каршерингом YouDrive, который входит в состав СП Mail.ru Group и Сбербанка. Каршеринг в России пользуется большей популярностью, чем в большинстве стран мира, и Москва входит в тройку лидеров по использованию каршеринговых автомобилей. Мы считаем, что после COVID-19 всё больше людей будут использовать каршеринг, самокат, велосипеды в качестве альтернативы общественному транспорту – чтобы обеспечить безопасную социальную дистанцию. Мы также ведем переговоры об интеграции с системами общественного транспорта.

Яндекс.Такси недавно объединила все свои сервисы, так или иначе связанные с городской мобильностью, в одно приложение, что лишний раз подтверждает, что в мультимодальном направлении будет двигаться весь российский рынок.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Андрей Деревянко
если бы Google и Facebook запустили сервисы такси

Первый бы давно закрыли, а в приложении второго никто бы не разобрался

Ответить
Развернуть ветку
Murad Mustafayev

лучший комментарий)))

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

У Ситимобила для меня только одна, но очень большая проблема: Я смотрю цены у разных агрегаторов. Вижу что у Ситимобила самая дешевая. Делаю заказ и ..... И ничего 5 минут, ничего 10 минут, ничего 20 минут. После этого я открываю Яндекс такси... чуть дороже, но оно приезжает через 3-5 минут. :( А Я НЕ люблю Яндекс. У меня постоянное ощущение что они все время хотят меня нае... обмануть. Но и пользоваться Ситимобилом не получается. После пары таких провалов, я просто перестал открывать их приложение. Какая разница какая там цена, если такси все равно не приедет....  
И это печально :(

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
krakendesign

Я просто не представляю каким образом можно конкурировать в цене и скорости подачи с яндексом, попробуй демпинговать - сдохнешь через месяц :(

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Ivanov

Уж Mail(.)ru со Сбербанком могут 

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Только у них ничего не получается

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Denis Denis

Вы сначала решите проблему с тем, что ваши таксисты не хотят заказы брать, а потом поговорим :)
Как выше правильно заметили, если ценник в ситимобиле дешевле яндекса на 50-100р, то хрен к тебе какая тачка найдется, при этом класс не имеет значения. Надеюсь не обману, но у меня поездок так 5 из 10 происходит не ситимобилом, а яндексом, так как у сити тупо не нашлось тачки.

Ну и еще ваша навигация и карты - это дичь полнейшая. У меня тут строительство дороги происходит уже год, по этой дороге ездить нельзя и проехать из одного района в другой можно только в объезд. Яндекс строит маршрут в объезд, ваш навигатор(гугл?) строит маршрут через перекопанную дорогу. В итоге приходится писать или звонить водилам, чтобы ехали в объезд, а не ломились по своему навигатору

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

можно конкурировать если водила получает столько же сколько и в яндексе - а разница в цене компенсируется более низкой комиссией сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Если яндекс движется не значит что это правильно.

"Яндекс.Такси недавно объединила все свои сервисы, так или иначе связанные с городской мобильностью, в одно приложение, что лишний раз подтверждает, что в мультимодальном направлении будет двигаться весь российский рынок"

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Лобов

Про DiDi в одном городе написали, а про X-Car, который более, чем в 100, не увидел.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Это оно? Прямо сейчас еду и вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Я читал до момента. Мы поставили цель «что то там» с Мэйл. Дальше мне стошнило. Зайдите в группу Ситимобил. Негатива там больше, чем на передаче Соловьёва.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Петров

Didi больше Яндекса и Майла вместе взятых, так что будет интересно посмотреть на эту битву)

Ответить
Развернуть ветку
Булат Айтбаев

Недавно решил взять такси, но при этом никуда не спешил на летней веранде. И неожиданно - у Сити цена в два раза ниже в час пик - заказал. Водитель принял заказ ... и встал ждать, пока я его отменю. Мне ждать по времени не принципиально было - решил посмотреть, у кого больше хватит терпения. Через час он включил ожидание, хотя по геотегу - он на другом конце Москвы. Видимо отключал геотег и сам ехал в район с повышенным спросом. Позвонил в службу поддержки: "Извините, разберемся" и всё. След поездка по скидону 15% была не особо дешевле обычной из-за постоянного "повышенного спроса". 

Еще как-то заказал Вк Такси, прям когда они запустились. В приложении был баг, когда при заказе одна цена, а по приезду +200 р. Служба поддержки: "Мы всё проверили, ошибки нет, деньги не вернем". После этого как раз и делаю скрины

Ответить
Развернуть ветку
Taras Hrizaev

Да, ребята, судя по текущим ценам, явно демпингуют... В принципе, подход правильный (Убер с Геттом года 4-5 назад также делали - и качество, у них тоже кстати хромало)... Цена на рынках небогатых стран всегда решает.

Вопрос только в том, насколько у них запаса хватит по нынешний прайсам работать... 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Гранд

Во время пандемии наша доля на рынке значительно выросла. Отчасти потому, что мы просто хорошо работаем :)

Если бы там смайл не поставили, я бы подумал, что они это серьезно сказали ;)

Ответить
Развернуть ветку
Игрок

Моё личное мнение, что демпинг цен, до хорошего не доведут. Водители с каждым днём понимают что яндекс и сити не лучше конторы по заработку денег. По этому водители уходят в местные такси, где цена за поездку выше. Яндекс и сити спасают приезжие водители.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лобеев

Многие пишут про низкие цены у Ситимобил, но почему то у меня совершенно иная картина. Каждый раз когда я делаю прямое сравнение цены с Яндексом, то у Сити цена всегда рублей на 100 выше. Может это зависит от конкретного района или округа, но уже очень давно сити не использовал.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда