«Райффайзенбанк» на фоне пандемии блокирует доступы к счетам
29 апреля, когда я хотел совершить перевод из «Райффайзен-онлайна», я получаю SMS, что мой доступ туда, а также карты заблокированы.
Первая мысль — день не задался!
Сразу хочу сказать, что счёт в этом банке использовался ни для какой-то коммерческой деятельности, а только для вкладов и вложения в ПИФы.
В итоге мне приходится нарушать режим самоизоляции и идти в отделение банка, что находится от меня в 2 км. Спрашиваю: «Что с моими счетами?»
Мне отвечают: «Они заблокированы!» Прошу назвать причину. Отказываются.
Тогда пишу заявление — «Прошу сообщить мне причину блокировки счета N…». С огромным скандалом (мол, мы не принимаем здесь входящую корреспонденцию) моё обращение забирают и ставят печать «копия верна».
Возвращаюсь домой, звоню в службу поддержки банка. Мне сообщают, что мои счета заблокированы, обращение принято, сегодня в течение дня банк сообщит, соизволит ли он ответить на моё обращение или нет.
Пребываю, мягко говоря, в лёгком шоке. То есть они ещё соизволят сказать, ответят они или нет. Фантастика!
Дожидаюсь вечера — ответа нет. Звоню ещё раз в поддержку, спрашиваю:
— Мне же обещали перезвонить сегодня?
— Обращения рассматриваются неделю, но они могут отправить комментарий человеку, кто занимается этим вопросом, — отвечают мне вежливым голосом.
— Напишите, что подам в суд!
После звонка приходит SMS, что на моё обращение я получу ответ не рано, не поздно, а 14 мая!
Думаю, классный банк, а если бы я сейчас находился за границей с картами этого «чуда»? Наверное, мне бы тогда был бы кирдык.
Параллельно рассказываю ситуацию изданию CNews. CNews отправляет запрос в пресс-службу банка.
К вечеру приходит ответ (тот же ответ получили и мы, отправив запрос от редакции моего Telegram-канала).
Оказывается две вещи:
- Мои счета не заблокированы, а заблокированы только доступ в онлайн-банк и карты. Что позже уже подтвердили в колл-центре. Только в колл-центре теперь говорят, что у меня наложены ограничения на счёт и доступны только две операции — возврат средств отправителю или перевод остатка на свой счёт в другом банке.
- Банк изображает, что пытается определить источник происхождения средств на счету.
И тут начинается самое интересное. Единственные операции с переводом денег на мой счёт были зачисления взысканий долга от Федеральной Службы Судебных Приставов, с назначением платежей «Взыскан долг с ООО… Исполнительный лист N…».
Я действительно выиграл суд с бывшим работодателем, кому дал заём, и они отказались его возвращать. Суд был долгий с апелляцией, но это отдельная история. Логика банка поражает воображение!
Итак, 20 апреля я получил письмо от безымянного сотрудника банка «Райффайзен».
То есть другими словами, два основных тезиса — пришло письмо непонятно от кого, официально никак не оформлено, а главное — подставлены под сомнения средства, которые уже легализовал суд (доказал их законность, это очевидно).
С сотрудниками «Райффайзена» у меня уже был в 2016 году неприятный эпизод, когда риск-отдел банка отказался оспаривать операцию по картам в одну тысячу рублей по причине «услуга не оказана» и это всё после 11 лет безупречной кредитной истории. Тогда это было крайне неприятно, что и заставило меня сменить зарплатный банк. Думал, что-то поменялось, но, к сожалению, нет.
Возвращаясь к письму, абсолютно недоумевая, отвечаю — деньги я получаю на основании вот этого исполнительного листа и вообще почему они меня об этом спрашивают?
Получаю ответ с новым требованием списка документов:
И это потрясающий ответ. Предоставить подтверждение отказа должником от выплаты долга!
Вы себе представляете это? То есть звоните должнику и просите написать расписку «Я отказываюсь платить тебе долг. Точка. Роспись».
То есть «Райффайзен» возомнил себя судьёй, прокурором, налоговой, банком в одном лице. Не много ли он на себя взял?
Кстати, обратите внимание, документы требуют предоставить до 27 апреля, и это во время режима самоизоляции и ограничения движения! Документы лежат в Москве, а я сам нахожусь за пределами Москвы (не нравится мне меры, вводимые Собяниным).
Думаю — зачем банку в который я получал столько лет зарплату подтверждения дохода? Ну бред же.
Вспоминаю, что у меня есть доступ в электронный кабинет налоговой, выгружаю справку 2НДФЛ за нужный год.
Отвечаю — вот подтверждения доходов (раз вы забыли про них), остальное постараюсь прислать на неделе как получу (с этим проблемы, я не в Москве).
Естественно, безымянный сотрудник банка присылает ответ, что этого недостаточно.
Пишу адвокату — есть ли у него сканы, обещает отправить кого-то в офис, так как сам тоже не в Москве.
В итоге в конце недели получаю папку документов и отправляю в банк.
Больше безымянный сотрудник банка «Райффайзен» мне не отвечал. Скорее всего, он не ожидал, что я смогу прислать ответ.
Прошло 27, 28 — я полагал, что им достаточно. Но вот наступила среда 29 апреля, и мне заблокировали доступы.
Кому не расскажу, говорят, такое не бывает. 115 ФЗ не применим в данной ситуации.
С чего напрашиваются варианты:
- Банк на фоне оттока вкладов населения пытается заморозить счета клиентов, ставя заведомо невыполнимые условия (вероятно)?
- Месть за критику электронных пропусков (маловероятно)?
- Должник написал ложный донос в службу безопасности банка (вероятно)?
6 мая, как откроются отделения «Райффайзена», пойду узнавать судьбу моего обращения, выводить остатки со счетов и блокировать карты.
И это после 15 лет безупречной кредитной истории. Банк показал своё истинное отношение к клиенту.
Если не извинятся, буду писать жалобу в их центральный офис, копию в ЦБ и подавать в суд.
Самое удивительное, что в Беларуси Приорбанк (из группы Райффайзен) один из лучших, если не лучший, по качеству работы с клиентами и всем сервисам. У нас с ними был только один вопрос с терминалом, который решили в течении пары часов.
Не знаю, не знаю. Я помню как-то был в Минске и решил с карты ЯД снять нал через их банкомат. Банкомат деньги списал, а наличные не выдал. Прихожу в ближайшее отделение, благо, близко было. Спрашиваю: как так-то? На что их сотрудница мне прямо заявляет: ЯД - это грязные деньги, не снимайте их через наши банкоматы!
О_о
На вопрос о том, это ее личное мнение или официальная позиция банка, получил что-то невнятное, но очень эмоциональное. Надо было на диктофон записать, но кто ж знал. Аргументы, что карта ЯД - это полноценный Мастеркард, оказались для нее совсем не аргументами. Вопрос решить так и не помогли, мол, сам дурак. После этого обхожу банки этой группы стороной. Во всех странах.
Комментарий удален модератором
Возвращал через суппорт ЯД. Написал, обрисовал ситуацию. Деньги вернули где-то через месяц.
Пару лет назад были ограничения на работу с ЯД, нельзя было ни пополнять их с белорусских карт, ни снимать. Это было во всех банках. Вопрос решился, когда они ограничили расходные операции по кошельку без подтверждения данных владельца
Там была не белорусская карта, а российская ЯД, Mastercard. Я пополнял ее в в РФ. Потом был проездом в Минске. В других белорусских банкоматах (Москва-Минск и других, уже сейчас не вспомню) никогда ничего подобного не было: все снималось и работало без проблем. А тут нежданчик. И ладно бы просто ограничили. Тогда банкомат выдает ошибку и все. Но списать немалую сумму, а наличные не выдать - явно ненормально. Так что, как я понял, дело именно в банке. Плюс, сотрудница показала "клиентоориентированность" во всей красе. Хотя, может это мне не повезло, но я считаю, тут должны быть стандарты коммуникации. Во всяком случае, обычно в нормальных банках они есть.
Ну до хорошего сервиса бывшему совку как до луны на велосипеде))) такие кадры везде встречаются