Google удаляет сайт из выдачи по запросу российской компании Brand Monitor в Украине по закону DMCA
Я владелец интернет-магазина iLounge.ua (аксессуары и техника Apple), и сегодняшним утром на мою почту упало письмо с самой страшной темой, как мне кажется, для любого владельца сайта: «Ваши URL удалены из Google Поиска в соответствии с законом DMCA».
У нас, за все 10 лет работы, такое впервые, и тут же сходу удалено 213 ссылок, очень важных ссылок для нас (все товары бренда Apple).
Суть «нарушения»
Уведомление доступно на сайте Lumen:
Примеры затронутых страниц:
Из текста уведомления видно, что причиной удаления послужило не авторизованное использование материалов компании Apple, а именно фотографий продукции товаров и другие элементов, оригинальный текст:
Заявителем является компания Brand Monitor LLC — RU, в качестве оригинального источника указан российский сайт re-store.ru, к слову, даже не apple.com, который по факту и есть первоисточником и владельцем всех изображений продукции.
Такие изображения товаров Apple используют абсолютно все магазины в Украине, да и других странах СНГ, еще ни разу не встречал, что бы кто-то делал, свои, уникальные фотографии продукции Apple для карточки товара.
К примеру, по запросу «airpods pro» (по которому мы, кстати, были на третьем месте) в google.com.ua, все сайты из топ-10 используют изображения Apple, как делаем это и мы. Теперь по этому запросу внизу красуется примечание об удалении результатов поиска с ссылкой на наш случай :) Ну хоть какая-то ссылка, и на том спасибо.
Тогда непонятно, чем именно мы не угодили Google и Brand Monitor. Мы продаем только оригинальную продукцию Apple, у нас официальный поставщик на территории Украины. Так в чем дело, Google? Пытаемся разобраться дальше...
Важно отметить, что перед этим ООО «Бренд Монитор» лично обращалось к нам с просьбой об удалении нескольких товаров (вообще не тех, что в результате были удалены), которые, по его мнению, были незаконны, на что мы ответили и согласились сотрудничать, но, как показал опыт, это ничего не дало. Эх, нехорошо так.
Интересно, что, загуглив, я тут же наткнулся на кейс, как Brand Monitor пытался в 2018 году заблокировать самый популярный интернет-магазин «Розетка» на территории Украины, и там все красиво расписано, почему это невозможно. В результате с «Розеткой» все ок, но нас это не спасло :(
Реакция и паника
С легкой агонией быстро пишу в нашу рабочую группу по SEO в Telegram, где подключены крутые ребята по продвижению и имеют немалый опыт, передаю суть проблемы и сходу получаю ответ, что такое уже было в практике, и что «бред монитор» уже всех задолбала из стран СНГ с такими заявками, не касающимися своей юрисдикции, нужно готовить ответ на жалобу.
Параллельно, с той же агонией закинул сообщение для директора Google в Украине Дмитрия Шоломко через LinkedIn, коротко расписав суть проблемы в ожидании комментария. Если будет ответ, с радостью поделюсь, дополнив статью.
Что же делать?
Мы делаем все, чтобы восстановить ссылки и позиции в Google. Надеюсь скоро в этом разделе будет краткая инструкция с описанием рабочих методов для разрешения данной ситуации.
1. 301 редирект
Что бы быстро восстановить позиции удаленных страниц, мы решили разработать стратегию по редиректу старых ссылок на новые и их быстрой переиндексации в Google. План действий:
- Сменить старые URL удаленных страниц на новые, мы например добавляли/удаляли слово "-kupit" в конце.
- Настроить 301 редирект со старых URL на новые, как вариант через файл .htaccess.
- Создать две HTML-карты и добавить на них ссылки с главной страницы, например в футере. Первая HTML-карта должна содержать полный список новых URL в виде безанкорных ссылок, на которые были сделаны редиректы. Вторая HTML-карта должна содержать список старых URL, с которых был сделан редирект. Вручную добавить эти страницы HTML-карт на индексацию через Google Search Console (GSC).
- Создать две XML карты сайта. Все так же как и с HTML -картами, первая со старыми URL, вторая с новыми. Добавить их в GSC для индексации.
- Найти и исправить старые URL на новые в записях блога и других упоминания на сайте. Мы сделали это массово через запросы к MySQL.
- Выбрать через GSC/Analytics самые трафиковые страницы и добавить их старые и новые URL в GSC для быстрой переиндексации.
Проделав все это, мы спустя 3 часа частично вернули позиции по основным утерянным запросам, например "AirPods Pro купить".
2. Встречное уведомление в Google
Исходя из рекомендаций наших партнеров и юристов мы отправили встречное уведомление.
- Писали на английском языке, это важно.
- Указали, что Apple прямым текстом не запрещает использование их картинок и сослались на их сайт. Запросили предоставить документы с подтверждением права на использование.
- Указали, что фигурирующая компания ведет деятельность и ссылается на законодательство РФ, в то время как мы ведем деятельность на территории другого государства, а именно в Украине.
- Указали, что согласно законодательству Украины мы не нарушили ничего и наша деятельность находится в рамках действующих законов.
Реакция как правило поступает через 7-10 дней, как пишут люди из личного опыта. Ждем.
Полезные подсказки которые получили:
Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!
Lol
Интересный кейс конечно и удивляет, что гугл вообще в итоге не стал ни в чем разбираться, а просто удалил URL из выдачи.
Хотя по итогу часть вину за нанесённый ущерб как бы и на их плечи падает.
это ж гугл, ему до пизды всё.
Тут согласен. Монополист никогда не понесёт убыток, а если и понесет то за наш с вами счет. Тут без вариантов. У кого-то кеш слетел.
Как раз с гуглом можно общаться и исправить ситуацию, в отличие от