Google удаляет сайт из выдачи по запросу российской компании Brand Monitor в Украине по закону DMCA
Я владелец интернет-магазина iLounge.ua (аксессуары и техника Apple), и сегодняшним утром на мою почту упало письмо с самой страшной темой, как мне кажется, для любого владельца сайта: «Ваши URL удалены из Google Поиска в соответствии с законом DMCA».
У нас, за все 10 лет работы, такое впервые, и тут же сходу удалено 213 ссылок, очень важных ссылок для нас (все товары бренда Apple).
Суть «нарушения»
Уведомление доступно на сайте Lumen:
Примеры затронутых страниц:
Из текста уведомления видно, что причиной удаления послужило не авторизованное использование материалов компании Apple, а именно фотографий продукции товаров и другие элементов, оригинальный текст:
Заявителем является компания Brand Monitor LLC — RU, в качестве оригинального источника указан российский сайт re-store.ru, к слову, даже не apple.com, который по факту и есть первоисточником и владельцем всех изображений продукции.
Такие изображения товаров Apple используют абсолютно все магазины в Украине, да и других странах СНГ, еще ни разу не встречал, что бы кто-то делал, свои, уникальные фотографии продукции Apple для карточки товара.
К примеру, по запросу «airpods pro» (по которому мы, кстати, были на третьем месте) в google.com.ua, все сайты из топ-10 используют изображения Apple, как делаем это и мы. Теперь по этому запросу внизу красуется примечание об удалении результатов поиска с ссылкой на наш случай :) Ну хоть какая-то ссылка, и на том спасибо.
Тогда непонятно, чем именно мы не угодили Google и Brand Monitor. Мы продаем только оригинальную продукцию Apple, у нас официальный поставщик на территории Украины. Так в чем дело, Google? Пытаемся разобраться дальше...
Важно отметить, что перед этим ООО «Бренд Монитор» лично обращалось к нам с просьбой об удалении нескольких товаров (вообще не тех, что в результате были удалены), которые, по его мнению, были незаконны, на что мы ответили и согласились сотрудничать, но, как показал опыт, это ничего не дало. Эх, нехорошо так.
Интересно, что, загуглив, я тут же наткнулся на кейс, как Brand Monitor пытался в 2018 году заблокировать самый популярный интернет-магазин «Розетка» на территории Украины, и там все красиво расписано, почему это невозможно. В результате с «Розеткой» все ок, но нас это не спасло :(
Реакция и паника
С легкой агонией быстро пишу в нашу рабочую группу по SEO в Telegram, где подключены крутые ребята по продвижению и имеют немалый опыт, передаю суть проблемы и сходу получаю ответ, что такое уже было в практике, и что «бред монитор» уже всех задолбала из стран СНГ с такими заявками, не касающимися своей юрисдикции, нужно готовить ответ на жалобу.
Параллельно, с той же агонией закинул сообщение для директора Google в Украине Дмитрия Шоломко через LinkedIn, коротко расписав суть проблемы в ожидании комментария. Если будет ответ, с радостью поделюсь, дополнив статью.
Что же делать?
Мы делаем все, чтобы восстановить ссылки и позиции в Google. Надеюсь скоро в этом разделе будет краткая инструкция с описанием рабочих методов для разрешения данной ситуации.
1. 301 редирект
Что бы быстро восстановить позиции удаленных страниц, мы решили разработать стратегию по редиректу старых ссылок на новые и их быстрой переиндексации в Google. План действий:
- Сменить старые URL удаленных страниц на новые, мы например добавляли/удаляли слово "-kupit" в конце.
- Настроить 301 редирект со старых URL на новые, как вариант через файл .htaccess.
- Создать две HTML-карты и добавить на них ссылки с главной страницы, например в футере. Первая HTML-карта должна содержать полный список новых URL в виде безанкорных ссылок, на которые были сделаны редиректы. Вторая HTML-карта должна содержать список старых URL, с которых был сделан редирект. Вручную добавить эти страницы HTML-карт на индексацию через Google Search Console (GSC).
- Создать две XML карты сайта. Все так же как и с HTML -картами, первая со старыми URL, вторая с новыми. Добавить их в GSC для индексации.
- Найти и исправить старые URL на новые в записях блога и других упоминания на сайте. Мы сделали это массово через запросы к MySQL.
- Выбрать через GSC/Analytics самые трафиковые страницы и добавить их старые и новые URL в GSC для быстрой переиндексации.
Проделав все это, мы спустя 3 часа частично вернули позиции по основным утерянным запросам, например "AirPods Pro купить".
2. Встречное уведомление в Google
Исходя из рекомендаций наших партнеров и юристов мы отправили встречное уведомление.
- Писали на английском языке, это важно.
- Указали, что Apple прямым текстом не запрещает использование их картинок и сослались на их сайт. Запросили предоставить документы с подтверждением права на использование.
- Указали, что фигурирующая компания ведет деятельность и ссылается на законодательство РФ, в то время как мы ведем деятельность на территории другого государства, а именно в Украине.
- Указали, что согласно законодательству Украины мы не нарушили ничего и наша деятельность находится в рамках действующих законов.
Реакция как правило поступает через 7-10 дней, как пишут люди из личного опыта. Ждем.
Полезные подсказки которые получили:
Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!
Сталкивался с бренд монитором (в России). Авито банил по их запросу платные объявления по бренду DJI. Деньги за размещение (около 1000р за каждое объявление) не возвращал. Техподдержка отшивала.
Так же слали на почту интернет-магазина письма с угрозами исков.
Насколько я понял общаясь с коллегами,, изначально они должны были следить за соблюдением ррц (рекомендованной розничной цены прозводителя).
Но если на авито у меня цена была ниже ррц, то на сайте было четко.
В целом по рынку их очень не любят. Но договор с дистрибьютором действительно снимает все претензии. Я обращался к менеджеру своему и от меня на время отставали. Потом опять тоже самое и все по кругу.
А, может, просто не стоило на Авито выставляться ниже РРЦ?
Расскажите как вы продаете на авито брендовый товар на 30% дороже других объявлений
Я не продаю брендовый товар. Вопрос в том, что конкуренция сейчас ужесточится, и владельцы бренда таким образом будут давить демпингующих и серый импорт.
Я просто поделился своим опытом по теме. Причины произошедшего и так понятны. Но пока бренды на разных рынках будут продавать по разным ценам - такие кейсы никуда не денутся.
ps Я торговлей уже не занимаюсь